Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические аспекты оценки ИПР



2019-11-20 196 Обсуждений (0)
Теоретические аспекты оценки ИПР 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

1 Сущность и значение понятия «инвестиционная привлекательность региона", его составные элементы

1.1Теоретические аспекты оценки ИПР

1.2 Характеристика инвестиционного положения РТ

1.3 Кредитные рейтинги компаний, как составляющая часть ИПР

2 Анализ развития НГХК РТ

2.1 Основные направления и тенденции развития НГХК РТ

2.2 Факторы привлечения инвестиций в НГХК РТ, механизмы стимулирования

2.3 Приоритетные инвестиционные проекты компаний НГХК

3 Развитие НГХК как существенное условие повышения инвестиционной привлекательности РТ

3.1 Значение КНПиНХЗ в развитии НГХК РТ

3.2 Расчёт влияния НГХК на инвестиционно-значимые показатели РТ на примере КНПиНХЗ

3.3 Взаимосвязь развития НГХК и стратегии повышения инвестиционной привлекательности РТ

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Татарстан является одним из наиболее благоприятных для инвестирования регионов РФ. В числе важных факторов, обеспечивающих высокую инвестиционную привлекательность РТ, необходимо отметить политическую стабильность и низкие инвестиционные риски, обусловленные предоставлением налоговых льгот и преференций, а также реализацией комплекса мер по защите прав инвесторов.

С целью обеспечения интенсивного развития экономики региона, необходимо непрерывное привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов. В настоящее время государство остается одним из основных инвесторов, тем не менее, государственные инвестиции не могут в полной мере удовлетворить потребности республики, обладающей значительным производственным потенциалом [1,c.25]. По оценочным данным среднегодовая потребность экономики РТ в инвестициях оценивается в сумме около 100 млрд. руб., а среднегодовой дефицит инвестиционных ресурсов составляет 30-35 млрд. рублей в год.

Как показывает мировая практика, катализатором развития внутренних инвестиций, а также источником передовых технологий и методов организации производства служат иностранные инвестиции [2,c.33]. Особенно актуальным это становится в преддверии вступления РФ в ВТО. В экономике РТ объём накопленных иностранных инвестиций по состоянию на 1 апреля 2007г. составил всего лишь 1790,1 млн. долларов США [3,c.4].

В июле 2006г. международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s повысило долгосрочный кредитный рейтинг РТ с «В» до «ВВ-» (неинвестиционная спекулятивная степень), прогноз «стабильный». Однако, интерес крупных мировых инвестиционных фондов к региону как объекту инвестиций возникает лишь с кредитного уровня не ниже «ВВВ» (инвестиционный уровень). В связи с этим, возникает вопрос о необходимости проведения анализа основных факторов, влияющих на рейтинговую оценку.

При оценке инвестиционного потенциала РТ финансовые аналитики обращают первоочередное внимание на высокий уровень концентрации экономики в нефтяной отрасли. При этом высокая зависимость доходов от нефтяного сектора и ОАО «Татнефть» отмечены в качестве негативных факторов [4].

Следует отметить, что нефтегазохимический комплекс является точкой роста экономики РТ, в значительной степени определяющей дальнейшее развитие республики, её место среди регионов РФ. Развитие НГХК является определяющим для РТ, задающим тенденции регионального развития как через бюджетный механизм, так и через механизм мультипликативного влияния на функционирование отраслей экономики и социальной сферы региона. Роль ведущего звена будет по праву принадлежать комплексу и впредь в силу заключенного в нем потенциала.

Наиболее значимые для экономики республики инвестиционные проекты реализуются в рамках Концепции развития НГХК РТ до 2015г. Крупнейшим приоритетным проектом республики является строящийся “Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов” в Нижнекамске, являющийся основой нефтехимического кластера. Предварительная стоимость данного проекта составляет порядка 130 млрд. рублей.

Следует подчеркнуть, что особенностью инвестиционных проектов в НГХК является их высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости инвестиций. Привлекая значительные иностранные инвестиции, НГХК оказывает серьёзное влияние на экономику региона. Для эффективного экономического развития региона выгодно, чтобы на его инвестиционном рынке присутствовали крупные, всемирно известные игроки.

Несмотря на большое количество исследований по теме инвестиционной привлекательности регионов, остаются недостаточно изученным такой вопрос, как проблемы влияния одной, отдельно взятой отрасли региона на ИПР в целом. Это обуславливает актуальность темы данного исследования.

Целью данной работы является оценка потенциала влияния развития НГХК на инвестиционно - значимые показатели экономики РТ.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

-исследовать отечественные и зарубежные подходы к оценке ИПР;

-исследовать инвестиционные характеристики РТ и факторы, оказывающие на них влияние ;

-исследовать и систематизировать механизмы стимулирования привлечения инвестиций в НГХК РТ;

-обосновать роль КНПиНХЗ, как проекта, формирующего положительную тенденцию изменения инвестиционной привлекательности РТ;

-выявить потенциал влияния НГХК на инвестиционную привлекательность РТ на основе проектных показателей КНПиНХЗ.

Предметом исследования является оценка влияния НГХК на инвестиционную привлекательность РТ. Объектом исследования выступает НГХК РТ. Инструментом изучения объекта являются общепринятые методы и приёмы экономических исследований: обобщение, систематизация информации, методы сравнительного анализа и статистических оценок.

Источниками информации послужили: статистические данные о состоянии социально–экономического развития РТ, программа повышения инвестиционной привлекательности РТ на 2007-2010 годы, программа развития НГХК РТ на 2004-2008 годы, программа социально-экономического развития РТ на 2005-2010 годы, также информация, размещённая на сайтах различных министерств (агентств), организаций и др.

Теоретической и методологической основой написания дипломной работы послужили научные труды Черняка В.З., Ендовицкого Д.А., Шаймиевой Э.Ш., Лозового С.Д. и др., использовались статьи из журналов: «Экономический вестник Республики Татарстан», «Нефть и капитал» и др., а также источники энциклопедического характера по вопросам экономики, материалы сети Интернет.

 В первой главе «Сущность понятия «инвестиционная привлекательность региона", его составные элементы» рассмотрены отечественные и зарубежные подходы к оценке ИПР, проведён обзор инвестиционно - значимых показателей экономики РТ и предприятий НГХК (ТН, КОС)

Во второй главе «Анализ развития НГХК РТ» рассмотрены основные направления развития отрасли и вестиционные проекты НГХК.

В третьей главе «Развитие НГХК как существенное условие повышения инвестиционной привлекательности РТ» проведён анализ влияния отрасли на инвестиционную привлекательность республики на примере КНПиНХЗ.


1 Сущность и значение понятия «инвестиционная привлекательность региона"

Теоретические аспекты оценки ИПР

 

При изучении инвестиционной привлекательности объекта инвестирования анализ сводится, в основном, к базовым показателям эффективности инвестиционных проектов и программ (срок окупаемости, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма рентабельности, индекс прибыльности).

Под ИПР следует понимать категорию рыночной экономики, описываемую с помощью системы непротиворечивых критериев, выражающих взаимосвязь экономических интересов инвестора с позитивными тенденциями социально-экономического развития региона [5,c.34].

При проведении исследования ИПР можно выделить следующие основные принципы оценки: объективность, комплексность, существенность, информативность, достоверность, взаимообусловленность и взаимозависимость критериев оценки ИПР [6,c.11].

Составляющими ИПР являются инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Инвестиционный потенциал - совокупность имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала. Эта характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения. Его расчет основан на абсолютных статистических показателях.

Оценка ИПР включает в себя два основных момента:

1. Инвестиционную привлекательность самого региона. На данном этапе анализируется существующая нормативно-законодательная база, правовые аспекты, политическая ситуация, степень защиты прав инвесторов, уровень налогообложения и т.д.

2. Инвестиционная привлекательность конкретных объектов инвестирования. На этом этапе анализируется экономическое состояние отраслей, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности [7,c.55] .

Можно сформулировать требования, предъявляемые к методике определения показателя инвестиционной привлекательности: показатель инвестиционной привлекательности должен учитывать все значимые для инвестора факторы внешней среды;

1) показатель инвестиционной привлекательности должен отражать ожидаемую доходность вложенных средств;

2) показатель должен быть сопоставим с ценой капитала инвестора.

Построенная с учетом этих требований методика оценки ИПР позволяет обеспечить инвесторам качественный и обоснованный выбор объекта вложения капитала, контролировать эффективность инвестиций и корректировать процесс реализации инвестиционных проектов и программ в случае неблагоприятной ситуации.

Для принятия инвестором инвестиционных решений, касающихся конкретного инвестиционного проекта, необходимо учитывать как макроэкономический, так и микроэкономические уровни инвестиционной привлекательности: отрасли, региона, организации [8,c.31].

Современные подходы к оценке ИПР разнообразны по своему содержанию, базируются на различных методологических подходах. Подход большинства существующих методик заключается в том, что они ориентированы на анализ разнообразных групп факторов. Принципиальным моментом определения интегрального индикатора является расчет веса частных показателей. От того, как заданы веса частных показателей, зависит получаемый результат оценки. Следовательно, появляется возможность, корректируя доли частных показателей, получать иные результаты в оценке инвестиционной привлекательности региона в соответствии с пожеланиями инвестора.

В соответствии с методикой «Эксперт-РА», инвестиционный потенциал есть сумма объективных предпосылок для инвестиций и зависит от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования. Рейтинг инвестиционной привлекательности - это взаимосвязанная оценка двух основных составляющих инвестиционной привлекательности: риска и потенциала [9] .

Совокупный потенциал региона включает 9 интегрированных подвидов:

1) трудовой;

2) потребительский;

3) производственный;

4) финансовый;

5) институциональный;

6) инновационный;

7) инфраструктурный;

8) природно-ресурсный;

9) туристический.

Инвестиционные риски по данной методике оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода. Применительно к региону выделяются следующие виды риска:

1) законодательный;

2) политический;

3) экономический;

4) финансовый;

5) социальный;

6) криминальный;

7) экологический.

Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральный риск складывается из восьми видов риска (в 2007 году к ранее рассматривавшимся добавился управленческий). Ранг региона по каждому виду риска определялся по значению индекса инвестиционного риска, - относительному отклонению от среднероссийского уровня, принимаемому за единицу. Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие параметры. Совокупный инвестиционный потенциал региона во всех предыдущих рейтингах складывался из частных потенциалов, каждый из которых в свою очередь характеризуется целой группой показателей. Ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех 89 российских регионов [9].

Общий показатель потенциала или риска рассчитывается как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Показатели суммируются, каждый со своим весовым коэффициентом. Итоговый ранг региона рассчитывается по величине взвешенной суммы частных показателей. В результате, каждый регион помимо его ранга характеризуется количественной оценкой: насколько велик его потенциал как объекта инвестиций и до какой степени велик риск инвестирования в данный регион по сравнению со среднероссийским. По результатам обобщённой оценки регионам РФ присваивается рейтинг (таблица 1.)

 

Таблица 1- Рейтинговая шкала «Эксперт-РА» оценки уровня риска и потенциа- ла регионов РФ

Рейтинг

Потенциал

Риск

1A Высокий Минимальный
1B Высокий Умеренный
1C Высокий Высокий
2A Средний Минимальный
2B Средний Умеренный
2C Средний Высокий
3A Низкий Минимальный
3B1 Пониженный Умеренный
3C1 Пониженный Высокий
3B2 Незначительный Умеренный
3C2 Незначительный Высокий
3D Низкий Экстремальный

 

Любая оценка (в т.ч. и оценка ИПР) проводится для каких-либо субъектов (пользователей), поэтому при её проведении необходимо учитывать их цели, а также общие и частные критерии, которые будут использоваться конкретным пользователем при вынесении суждения об уровне ИПР [10,c.31]. Взаимосвязь субъектов, целей и критериев оценки ИПР представлена в приложение Б.

Концептуальный подход к оценке ИПР должен строиться на основе единого системного подхода, учитывающего основные условия и факторы его инвестиционного развития (рисунок 1).

При формировании комплексной оценки ИПР, необходимой для решения об инвестировании в тот или иной объект, нужно учитывать достаточно большое количество условий: личность субъекта (пользователя) оценки ИПР, цели оценки, критерии оценки макроэкономического и микроэкономического уровня, а также субъективные и объективные ограничения, неизбежные в любом случае. Критерии всех уровней (макро- и микроэкономических), влияющие на комплексную оценку ИПР, представлены на рис. 2.

Разработанная в отделе развития инвестиционной сферы ГНИУ «Совет по организации производительных сил» (СОПС) в 1996 – 2005 гг. методология комплексного анализа региональных инвестиционных процессов базируется на моделировании поведения частных инвесторов в рыночных условиях. В рамках данной методологии каждый из регионов страны рассматривается через призму конкурентного федерализма, т. е. как квазикорпорация, конкурирующая с другими регионами (квазикорпорациями) за инвестиционные ресурсы.

Предлагаемая система включает шесть основных элементов:

1) измеритель инвестиционной привлекательности региона (X);

2) измеритель инвестиционного потенциала региона (ХPot);

3) измеритель регионального инвестиционного риска (XRisk);

4) измеритель инвестиционной активности в регионе (Y),

5) измеритель эффективности использования инвестиционного потенциала региона, определяемый соотношением уровня инвестиционной активности в регионе с уровнем его инвестиционного потенциала (EPot=Y/XPot);

6) измеритель эффективности использования инвестиционной привлекательности региона, определяемый соотношением уровня инвестиционной активности в регионе с уровнем его инвестиционной привлекательности (Е = Y/Х).

Очевидно, что степень благоприятности инвестиционного климата региона определяется совокупным воздействием множества факторов [6]. Для анализа и в особенности для проведения межрегионального инвестиционного сопоставления инвестиционный климат каждого из регионов может быть охарактеризован неким ограниченным числом количественных измерителей – синтетических (или интегральных) показателей, причем необходимо применение системы измерителей инвестиционного климата регионов (рис. 3).

Логическая схема определения уровня инвестиционной привлекательности региона как интегрального показателя, суммирующего разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и некоммерческого регионального инвестиционного риска, представлена в приложении Б.

Примерный состав индикаторов для определения текущей интегральной оценки ИПР приводится в приложении В.

Примененные в данной работе подходы к расчету показателей и методике комплексной оценки ИПР усовершенствованы по сравнению с базовой методологией комплексного анализа региональных инвестиционных процессов, представленной ГНИУ СОПС.

В зарубежной практике для оценки инвестиционной привлекательности широко применяются кредитные рейтинги (S&P, Moody’s, Fitch).

Данный рейтинг имеет целый ряд преимуществ для эмитентов, инвесторов, кредиторов и финансовых посредников. Предоставляя независимое, обоснованное и компетентное мнение, кредитный рейтинг помогает эмитенту расширить доступ к заемным средствам и другим источникам капитала, тем самым повышая финансовую гибкость эмитента [4].

Рейтинги S&P, Moody’s, Fitch представляют собой независимую и надежную оценку кредитоспособности эмитента, на основе которой участники рынка могут принимать обоснованные финансовые решения [11,c.46].

Кредитный рейтинг часто используется банками и другими финансовыми посредниками для принятия решений по кредитованию, сделкам на денежном рынке, страхованию, лизингу и в любых других ситуациях, где требуется оценка кредитоспособности делового партнера. Многие компании предпочитают не раскрывать свою финансовую информацию в процессе деловых переговоров. В этом случае кредитный рейтинг эмитента служит надежным ориентиром кредитоспособности. Рейтинг помогает менеджменту компании определить стоимость заимствований в будущем.

Изменения рейтингов могут означать необходимость соответствующей коррекции инвестиционного портфеля.

К ключевым экономическим и политическим рискам, которые эксперты S&P принимают в расчет при определении суверенных рейтингов, относятся следующие:

- стабильность политических институтов и степень участия широких масс в политическом процессе;

- структура доходов населения и структурная организация экономики;

- налогово-бюджетная политика и степень ее гибкости;

- кредитно-денежная политика и факторы инфляционного давления;

- долговое бремя государственного и частного секторов и исторические сведения по обслуживанию долга [4].

Для определения рейтинга отдельно взятого региона в S&P применяется методика определения суверенного рейтинга, которая включает:

1) оценку политических рисков, состоящих из:

- формы правления и степени адаптируемости политических институтов;

- степени участия широкого населения в управлении страной;

- упорядоченности процедуры передачи властных полномочий (преемственность власти);

- наличия широкого консенсуса относительно целей и задач экономической политики;

- степени интеграции в глобальную торговую и финансовую систему;

- внутренних и внешних угроз национальной безопасности;

2) оценку структуры доходов населения и структурной организации экономики, основными показателями которой являются:

- условия жизни и уровень доходов населения, распределение общественного богатства;

- рыночная - нерыночная экономика;

- наличие ресурсов и степень их диверсификации;

3) оценку перспектив экономического роста, включающего в себя:

- объем и структуру сбережений и капиталовложений;

- темпы и характер экономического роста;

4) оценку степени гибкости налогово-бюджетной политики, в т.ч.:

- итоги фискальной деятельности национального правительства и сбалансированность бюджета;

- конкурентоспособность системы налогообложения, степень гибкости в сфере повышения ставок налогообложения;

- факторы, способствующие росту государственных расходов;

5) оценку бремени государственного долга, в т.ч.:

- финансовые активы национального правительства;

- бремя государственного долга и процентных выплат по государственному долгу;

- валютную структуру государственного долга;

- обязательства государства по выплате пенсий;

- условные обязательства банковской системы, корпораций и других юридических лиц;

6) оценку стабильности цен, в т.ч. такие показатели как:

- тенденции развития ценовой инфляции;

- темпы роста денежной массы и объемов эмиссионного финансирования государственного бюджета;

- курсовую политику;

- степень независимости Центрального банка;

7) оценку гибкости платежного баланса, включая:

- степень влияния налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики на состояние счетов внешних операций;

- структура счета текущих операций;

- структура потоков капитала;

8) оценку внешнего долга и ликвидности, включая:

- объем и валютную структуру внешнего государственного долга;

- объем условных обязательств, взятых на себя банками и другими государственными и частными субъектами под государственную гарантию;

- сроки выплат в счет погашения государственного долга и бремя по обслуживанию долга;

- объем и структуру государственных резервов и внешних активов;

- исторические сведения по обслуживанию долга [4];

Таким образом, принимая во внимание отечественные и зарубежные подходы к пониманию и оценке ИПР, следует отметить, что различия не носят принципиального характера. Под ИПР следует понимать совокупность природно-географических, социально-экономических, политических, правовых и иных факторов, формирующих представление инвестора о целесообразности и эффективности инвестирования в объекты, находящиеся в данном регионе, а также об уровне инвестиционных рисков. При этом, критерии оценок зарубежных оценок (S&P, Moody’s, Fitch) являются определяющими для иностранного инвестора.

 



2019-11-20 196 Обсуждений (0)
Теоретические аспекты оценки ИПР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические аспекты оценки ИПР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)