Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование детского и юношеского туризма в России



2019-11-13 353 Обсуждений (0)
Формирование детского и юношеского туризма в России 0.00 из 5.00 0 оценок




ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

 Истоки формирования детско-юношеского туризма относятся к концу XVIII века и связаны со становлением в России системы образования.

С введением в программы учебных заведений курсов по естествознанию появляются первые просветительские прогулки на природу, о полезности которых высказывались ведущие русские педагоги. Серьезное значение принципа наглядности и предметности в системе обучения находит отражение уже в «Уставе народных училищ»[2] (1786г.) и в «Школьном Уставе»[3] (1804 г.) с указаниями о проведении экскурсионных прогулок не только на природу, но и с посещением мануфактур, мастерских ремесленников.

С 60-х годов XIX века отдельные учителя-энтузиасты начинают организовывать дальние прогулки. В их основе лежали естественнонаучные экскурсии. Позже начинают проводиться прогулки с новой целью - гуманитарной. По личной инициативе учителя устраивали путешествия для осмотра исторических и других достопримечательностей. Распространялись и учебные поездки именно с образовательными целями, в основу которых был положен экскурсионный метод познания.

В конце XIX века комбинируются два вида путешествий и экскурсий.[4] Первый – ставивший цели по изучению географии, геологии, ботаники и других естественных наук, появляются также первые технические и производственные экскурсии. Другой вид - это дальние учебные путешествия для ознакомления с культурными и историческими достопримечательностями.

Следует отметить, что наряду с пешеходными путешествиями появляются также путешествия с использованием транспорта (железная дорога, пароходы и др.).

В связи с популяризацией путешествий и экскурсий возникла необходимость в их координации. Это привело к созданию в 1896 году в Москве Центральной экскурсионной комиссии при Министерстве Просвещения[5] (с филиалом в Петербурге), которая владела музеем и библиотекой, где собиралась воедино информация по туризму и экскурсионным вопросам.

Министерство Просвещения содействовало развитию школьных образовательных экскурсий посредством издания особых нормативных документов. В частности, в 1889 году вышло предписание о том, что следует сконцентрировать внимание на прогулках. Школам было дано распоряжение: «прогулками следует воспользоваться для географии, естественной истории и других учебных целей». В 1900 году следующее предписание отменяло летние каникулярные работы и взамен предлагало образовательные прогулки и путешествия. Эти указания положили начало летней оздоровительной работе с учащимися.

В 1895 году создается Русский туринг-клуб[6] - первая туристская организация в России. Возникший в 1890 году в Одессе Крымский горный клуб наряду с организацией экспедиций по исследованию и охране местностей занимался разработкой познавательных маршрутов и проведением экскурсий для учащихся. В 1900 году в Петербурге было учреждено Русское горное общество, которое кроме проведения научно-исследовательской работы устраивало также учебные путешествия школьников по Кавказу, что  подтверждает журнал «Ежегодник Русского горного общества». Приблизительно в этот же период в Кавказском Горном обществе, сформированного в 1899 году в Пятигорске, имевшего туристскую и научно-познавательную направленность, выделяется школьное движение.

На основании опыта работы Кавказского горного общества его председатель - Рудольф Рудольфович Лейцингер - пришел к выводу, что для того, чтобы туризм, экскурсии, исследования гор нашли сотни увлеченных последователей, нужно начинать с молодого поколения, с учащихся.

С 1899 года правление Русского туринг-клуба учреждает и начинает издавать журнал «Русский турист»[7], на страницах которого велась специальная рубрика «О школьных путешествиях и образовательных экскурсиях». Эти публикации обобщали опыт по проведению в школах России экскурсий и организованных поездок для знакомства с крупными городами и с природой Кавказа, Крыма, Урала и Средней Азии.

Становление научной разработки проблем туризма и экскурсий связано с такими видными экскурсионистами и педагогами как Анциферов Н.П., Кайгородов Д.Н., Гревс И.М. Они внесли значительный вклад в вопросы методики и организации экскурсий, в обобщение опыта практической работы по применению экскурсионного метода познания, в рассмотрение вопросов детско-познавательного туризма. Теория и практика туристско-экскурсионного дела обсуждалась на педагогических совещаниях и освещалась на страницах журналов «Экскурсионный вестник»[8], «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант».

В начале XX века путешествия и экскурсии для учащихся становятся одним из элементов обучения, применяемых педагогами коммерческих и реальных училищ, высших учебных заведений. Школа оказывается в центре развития экскурсионного туризма. В этот период наибольшую активность в развитии детского туризма проявляет Рудольф Руольфович Лейцингер[9]. В 1902 году в Пятигорске начала действовать одна из первых в России организаций путешественников – Кавказское Горное общество, штаб-квартира которой размещалась в усадьбе Лейцингера. Рудольф Рудольфович был избран председателем рабочей группы, которая в конце года направила в Москву проект Устава «Кавказского Горного Общества в Пятигорске»[10]. А уже в сезоне 1905г. им были организованы 8 специальных ученических экскурсий по Кавказским горам, в которых приняло участие 246 учащихся из различных городов России.

Также Р.Лейцингер был членом многочисленных Горных и Альпийских клубов в Европе, часто публиковался в России и за границей. И был убеждён: Кавказ станет ещё более привлекательным для туристов, чем Альпы, сюда будут ездить чаще, чем в Швейцарию. Он считал, что необходимо «с младых ногтей» знакомить детвору с окружающим миром. А для этого надо готовить знающих гидов, разрабатывать туристские и экскурсионные маршруты, развивать сеть приютов и гостиниц, создавать транспортную инфраструктуру.

«Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую Родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином, а поскольку необходимыми средствами гимназисты не располагают, государство обязано содействовать им в этом…», – сказанное Рудольфом Лейцингером более, чем 100 с лишним лет назад, сегодня, пожалуй, всё так же актуально для России.

«Все его идеи современны, он активно добивался того, что способствовало туристскому освоению Кавказа, – например, 50-процентной скидки на железнодорожные билеты для ученических экскурсионных групп. И бесплатно принимал учителей и учеников в своём приюте» - писал А.Кругликов в «Кавказской здравнице»[11].

Написанная Р.Лейцингером книга «Несколько слов об ученических экскурсиях» – первая методичка по культурно-патриотическому воспитанию. Она имелась во всех 640 учебных округах России.

Министерство Народного Просвещения также поддерживало предложения и начинания Рудольфа Лейцингера по развитию ученического туризма, принимались и вводились общероссийские программы. Например, по окончании гимназии все выпускники должны были побывать в трёх великих российских городах: в Киеве, Санкт-Петербурге и Москве. Таким образом, шло формирование общенациональной, культурно-патриотической, краеведческой программы. «Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином» - такой была главная идея этих программ.

После смерти Р.Лейцингера деятельность по развитию детского туризма не прервалась. Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии становятся одними из методов образования. Расширяется тематика экскурсий, наблюдается связь со школьными предметами. Путешествия уже классифицтруются по продолжительности (местные одно-двухдневные и дальние продолжительные), выделяется летний период как фактор сезонности, растёт география поездок - от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы.

 



2019-11-13 353 Обсуждений (0)
Формирование детского и юношеского туризма в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование детского и юношеского туризма в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)