Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опыт российских детских оздоровительных лагерей (на примере МДЦ «Артек» и ДСООЦ «Лазурный».



2019-11-13 328 Обсуждений (0)
Опыт российских детских оздоровительных лагерей (на примере МДЦ «Артек» и ДСООЦ «Лазурный». 0.00 из 5.00 0 оценок




Перейдем, пожалуй, к самому знаменитому лагерю России:«Артеку».

«Артек» - самый большой международный детский центр в мире.[24] Расположен он в Крыму, в одном из красивейших мест планеты – на побережье Черного моря, в 12 км от знаменитого города- курорта Ялта, в поселке городского типа Гурзуф.

Что касается самого слова Артек, то существуют разные версии его происхождения. В греческом языке есть несколько созвучных существительных. Так называют перепелов, медведя и сорт хлеба. Похожее слово есть и в татарском языке, переводится оно как особенный. Какое именно слово дало называние месту, не известно. В лагере официально придерживаются версии с перепелами. Этому даже посвящена песня. Кстати, сначала детский центр назывался «Лагерь в Артеке».

Всего в «Артеке» 9 лагерей: «Кипарисный», «Лазурный», комплекс «Горный» (лагеря «Хрустальный» и «Янтарный»), комплекс «Прибрежный» («Озёрный», «Речной», «Полевой», «Лесной»), «Морской». Однако еще совсем недавно лагерей было 10. Несколько лет назад, в связи с аварийным состоянием корпуса «Алмазный», приём детей в лагерь был прекращён. В 60-е годы предполагалось, что строительство «Артека» будет продолжено. Группой Полянского были спроектированы лагеря «Скальный» и «Воздушный», ряд объектов культурного и образовательного назначения, однако этим планам не суждено было сбыться. Сейчас же идёт строительство нового лагеря, который будет называться «Солнечный», который к концу 2018 года должен быть введён в эксплуатацию. Под него была отведена территория между лагерем «Лазурный» и лагерем «Кипарисный», так называемая территория «Гуровские камни». Примечательно, что он был запроектирован в 70-е годы в рамках концепции большого «Артека» всё тем же архитектором Анатолием Полянским, и сейчас, по сути, воплощается его исторический замысел. В планах до 2020 года также восстановить пока нетронутый лагерь «Алмазный».

Кроме вышеназванных лагерей в структуру «Артека» входят две горные турбазы «Дубрава» (1100 м над уровнем моря)  в Крымском природном заповеднике и «Криничка» (760 м над уровнем моря) на западном склоне горы Чатыр-Даг , в которые совершаются поездки некоторых артековских отрядов.

«Лагерь-санаторий в Артеке» (первоначальное название детского центра) был создан в 1925 году. Первая смена «Артека» открылась 16 июня 1925 года. В первый год здесь отдохнуло всего 320 детей. С того момента побывало уже немало ребят. В 2016 году «Артек» принял полуторамиллионного артековца за всю историю своей деятельности.

Хочется отметить, что узнаваемый облик Артека был создан в 60е годы в архитектурной мастерской А. Т. Полянского и воплощал в себе новаторский подход к проектированию объектов и пространства. Продолжая традиции, заложенные им, сегодня архитекторы создали новую, комплексную концепцию развития Артека, тщательно изучив климат и природный ландшафт обширной территории.

Артек сегодня – это увеличение рекреационных возможностей лагеря с 3600 до 10000 человек в смену. Основными опорными элементами, определяющими зонирование территории, стали модернизируемые дороги. Каркас общественных пространств развёрнут вдоль дорожной сети. Это обеспечивает удобный подъезд транспорта и пешеходную доступность образовательных и досуговых объектов.

Ориентируясь на принципы, заложенные А.Т. Полянским, архитекторы создали новые пространства для развития и досуга детей. Обновленный Артек расширяет возможности для формирования особой среды, где всё направленно на раскрытие талантов и способностей детей. Незабываемый дух Артека и впечатления от посещения лагеря остаются на всю жизнь.

Концепция модернизации Артека бережно сохраняет гармонию архитектуры и природы, способствующую оздоровлению детей. Проектирование новых зон роста учитывает сохранение природного каркаса территории. Каждый лагерь в Артеке обеспечивается своей инфраструктурой. Здесь существует принцип автономности лагерей. Строительство новых лагерей ведется с учётом ветровых и сейсмических нагрузок, характерных для данной местности. Для сохранения функциональности лагерей, концепцией предусмотрен оптимальный состав объектов каждого из 9 лагерей. Модульный принцип строительства применяется при проектировании жилых и общественных зданий. Применение модульного принципа в архитектуре обеспечивает безопасность конструкций, возможность трансформации, экологичность, соответствие современным требованиям по комфорту и обучению детей.

Обновленный Артек станет точкой роста новой образовательной системы, пространством для вдохновленного творчества, общения, и ярких впечатлений. Открывая новую страницу своей истории, Артек сохраняет лучшие традиции, делающие пребывание в лагере незабываемым праздником.

Рассмотрим один из лагерей МДЦ «Артек» , что входит в комплекс «Прибрежный» , лагерь «Озёрный» . Он был открыт 23 июня 1962 года. Работает в летнее время, с июня по сентябрь.

Условия размещения: пять жилых детских корпусов носят имена великих озёр: «Байкал» (Озеро простирается огромным полумесяцем на 620 километров. По глубине и запасам пресной воды ему нет равных в мире. Возраст Байкала – около 25 миллионов лет. Ученые говорят, что по строению его берегов можно проследить всю историю нашей планеты.), «Севан» (Озеро Севан – самое большое озеро на Кавказе. Его площадь составляет 1240 км² . Это чудо природы расположено на высоте 1900 м в огромной горной чаше, которую окружают живописные склоны, поросшие лесом.), «Селигер» (Селигер - не совсем озеро. Это целая сеть озер и плесов, соединенных в одно проливами и внутренними реками. Площадь Селигера - 260 квадратных километров, 38 километров из которых занимают острова. Средняя глубина озера - около 6 метров, хотя встречаются и впадины - до 24 метров.), «Балхаш» (Балхаш - это как Байкал, только в Средней Азии. Та же форма неправильного полумесяца, такая же непохожесть земель по разные стороны озера, то же с придыханием "море" в терминологии местных жителей. Ещё Балхаш знаменит тем, что это фактически два озера - западная половина у него пресная, а восточная - солёная.), «Ильмень» (В России несколько озер с название Ильмень. Но именно в Новгородской области озеро Ильмень самое известное. Ранее его называли Словенским морем. В озеро Ильмень впадает около 50 рек. Наиболее крупные из них: Мста, Пола, Ловать с Полистью, Шелонь с Мшагой, Веронда, Веряжа и др.).

В первых трёх корпусах обычно живут дети младшего и среднего возраста, а в двух остальных, что ближе к морю, более старшие. Из окон «Балхаша» и «Ильменя» видно море и знаменитая гора Аю-Даг, или как её еще называют дети, Медведь- гора. Она способна приворожить не только своим внешним видом, но и множеством таинственных поверий и легенд. Вот одна из немногих легенд, которые обычно в первые дни заезда детей рассказывают вожатые: «Аю-Даг – легенда о любви и разлуке». Древняя легенда о Медведь-горе рассказывает о том, что горные медведи, совершающие набеги на людей равнины, однажды нашли на берегу среди обломков корабля маленькую девочку и взяли ее на воспитание. Звери просто души в ней не чаяли, ведь она выросла очень красивой, и особенно удивительным у нее был голос. Грозная стая хищников могла с утра до вечера слушать ее пение.

И вот однажды, когда медведей не было дома, море прибило к ногам девушки лодку с прекрасным юношей. Он бежал от разбойников, в рабстве у которых пробыл много лет, однако голод, жажда и постоянные удары о скалы сильно измотали его и лишили последних сил. Красавица своей заботой сумела вернуть парня к жизни. Молодые люди проводили вместе довольно много времени: он рассказывал ей о разных странах и людях, а она ему пела. Эти двое настолько полюбили друг друга, что вскоре решили сбежать с медвежьего логова вместе.

Когда звери вернулись в горы и не обнаружили там своей воспитанницы, разъяренный старый вожак припал к воде и стал ее неистово хлебать. Его примеру последовала вся стая. Медведи решили выпить море и притянуть уплывающую лодку влюбленных к берегу. Не на шутку испуганная беглянка вдруг запела столь удивительную песню, что перед мольбами пощадить молодость и любовь пары не устоял даже сам старик главарь. Он прекратил пить и отпустил девушку вместе с юношей, но так и не поднялся на ноги. Тысячи лет лежит он на берегу, всматриваясь вдаль и тоскуя по той, которая навсегда его бросила.

Другое изложение легенды о медведе, настаивает на том, что злого хищника, крушившего все на своем пути, настолько сразила красота Партенитской долины, что он решил остаться здесь навсегда. Уставший зверь наклонился над водой, чтобы утолить жажду, и больше никогда не поднимался: по повелению морского бога он превратился в каменную глыбу.

Действительно, очертания горы в Крыму очень напоминают припавшего к морю огромного медведя. И, тем не менее, сохранились средневековые итальянские карты, на которых эта географическая точка обозначена как Camello, что в переводе означает «верблюд». Ну что ж, при желании можно найти и такое сходство.

Каждую смену отряды совершают восхождение на эту гору. Это, своего рода, посвящение в «артековцы», наверху вожатые устраивают встречу с Абсолютом — это дух лагеря, с медведем, с греками — как прародителями этой территории, освоившими ее.

Со смотровой площадки горы Аю-Даг дети могут взглянуть на Партенит с высоты птичьего полета, ощутить его красоту и величественность, зарядиться массой положительных эмоций. Также на Аю-Даге они могут увидеть более 600 видов растений, что составляет 22% от всей крымской фауны. Обитают здесь и животные, среди которых 16 видов занесены в Красную книгу.

Что касается корпусов, они оснащены стиральными машинами, гладильными и сушильными помещениями. На территории лагеря в распоряжении артековцев оборудованный спортзал для занятий теннисом и фитнесом, тренажеры, а также крытый спортивный комплекс европейского стандарта, где можно играть в футбол, баскетбол и волейбол и настольный теннис, заниматься фитнесом. Не отменяются даже морские купания: в холодное время года работает большой крытый бассейн с подогретой морской водой.

За последние два с половиной года детский лагерь очень изменился. После присоединения Крыма к России здесь провели масштабную реконструкцию, полностью обновив жилые здания, столовые, спортивные объекты. Теперь артековцы живут в комфортабельных корпусах с удобствами, комнаты оборудованы кондиционерами, функциональной детской мебелью, в холлах – телевизоры, повсеместно – интернет. Питание – пять раз в день по сбалансированному детскому меню с системой выбора блюд. Дети размещаются по 7 человек в комнатах.

Также, на территории Артека есть и круглосуточная библиотека. Общий книжный фонд составляет около 30 тыс. экземпляров печатных изданий и более 50 наименований периодических изданий. Библиотека «Артека» подключена к электронно-библиотечной системе «Литрес», которая обеспечивает доступ к более 100 тыс. электронных книг, которые можно читать со смартфона или планшета. В стенах библиотеки проводятся образовательные и культурно-досуговые мероприятия для вожатых. Также библиотекари участвуют в сореализации сетевых образовательных модулей для артековцев, способствуя формированию информационной компетентности детей. Поэтому здесь регулярно проводятся СОМы для школьников. СОМ - сетевой образовательный модуль. СОМ представляет собой новую форму образовательных программ, впервые реализованную в 2016 году. Данная модель предполагает, что образовательный процесс переносится в естественный контекст, уже насыщенный необходимым содержанием. В рамках СОМ возможен синтез учебных предметов, проведение занятий вне класса (в музее, на природе и т. д.). Учителю на занятиях помогает вожатый, педагог дополнительного образования, научный работник музея или приглашённый специалист. Задача СОМов состоит в том, чтобы сформировать для ребёнка целостное образовательное пространство, не ограниченное школьными стенами. Это позволяет учиться с интересом и применять полученные знания на практике: сначала в отряде и лагере, а затем – в «большой» жизни.

Из пионерского лагеря Артек превратился в современный образовательный центр и экспериментальную площадку, где разрабатываются, формируются и апробируются новые подходы к обучению детей. По словам директора лагеря Алексея Каспржака, образовательная деятельность занимает все время артековца. Но только увидев своими глазами работу педагогов, можно понять, что учёба тут – в удовольствие.

Поскольку во время учебного года родители не хотят, чтобы дети на целых три недели выпадали из школьной программы, в «Артеке» работает полноценная общеобразовательная школа, в которую ходят не только артековцы, но и дети местных жителей. Она располагается в сердце лагеря и внешне напоминает настоящий замок, украшенный башнями. Дети часто называют его Хогвартсом Артека.

Такая школа – мечта любого ученика. В школу дети ходят три раза в неделю, занятия занимают четыре часа в день, уроки длятся по 45 минут, а домашние задания вообще отсутствуют. Основных предметов четыре: русский язык, математика, физика и химия. Обществознание, литература, история, география и другие дисциплины изучают в основном вне классов – в насыщенной знаниями внешней среде. Например, азы астрономии дети осваивают в обсерватории, урок биологии может проходить в Никитском ботаническом саду или на биоcферной станции, а урок истории – в Севастополе. Физика и химия проводится в цифровых лабораториях, где к научным открытиям располагает новое исследовательское оборудование.

Образовательный процесс выходит за рамки общепринятого «школа-урок-оценки». Артековские педагоги убеждены, что каждый ребенок от природы талантлив, ему просто нужно помочь реализовать себя. Как объясняют в «Артеке», дети приезжают не корпеть над учебниками, а в процессе отдыха получать новые знания и учиться применять их на практике. Именно поэтому уроки проходят в практической среде с посещением исторических, культурных и памятных мест. Выездные занятия в рамках образовательных программ работают круглый год, с той лишь разницей, что во время учебного года педагоги делают акцент на ключевые школьные предметы.

Один из таких СОМов, например, проходит на улице, возле знаменитого артековского «дерева желаний». Дерево желаний – исполинская почти двухсотлетняя секвойя, способная выполнять детские желания (для этого нужно загадать желание и привязать к ее ветке ленточку). У этого дерева очень оригинальная форма и его спутать с любым другим деревом невозможно. У самой секвойи находится чаща круглого довоенного бассейна и семиугольный фундамент довоенной же игротеки. Фотография на фоне этого дерева есть почти у каждого артековца.

Под руководством педагога дети проводят исследовательскую работу по ботанике, изучая, что называется, «на пальцах», строение и структуру дерева, замеряя его диаметр и внося все данные в специальные тетрадки.

В другом классе дети одновременно практикуются в английском и изобразительном искусстве. Сначала, разбившись на группы по 5-6 человек, они изучают арт-направления и стили живописи, затем создают картины в выбранном стиле и описывают их в письменной форме на английском языке. В этом случае дополнительным заданием становится рассказ о полотнах, предоставленных партнёром детского центра – Росизо. Это ещё одна особенность обучения в «Артеке»: тематические партнеры (Роскосмос, Росизо, Росатом и другие) направляют сюда своих специалистов, которые дают детям интересные проектные задания и помогают в их реализации. С одной стороны, игра, с другой – учёба.

Кстати, и гаджеты на местных уроках не зло, а помощники в деле. Например, на СОМАх ребята активно используют смартфоны. Есть маршрутный лист, список вопросов, и они спокойно занимаются сбором необходимой информации, используя WI-FI.

На территории лагеря работают десятки творческих студий, где артековцы готовят поделки из природных материалов, обучаются азам живописи, бисероплетения и квиллинга (создание замысловатых арт-объектов из бумаги), а также участвуют в различных танцевальных и музыкальных мероприятиях. Помимо этого, дети (особенно те, кто приехал на тематическую смену) выбирают факультативные курсы по вкусу.

Также, помимо обычных отрядов, есть в лагере морской, туристический и медиа отряды. Остановимся на них поподробнее.

Что такое Артек Медиа? Это детский медиа-центр Артека, где артековцы пробуют себя в различных направлениях и формах медиа. Ребята учатся ориентироваться в медиапространстве, находить и рассказывать истории, создавать конкурентоспособный актуальный контент.

Как это работает?

- Профильные медиаотряды в каждом лагере по направлениям: кино, телевидение, радио, полиграфия (газета), мультипликация и интернет-журналистика Social Media Marketing.

- Студия детского творчества «Юные журналисты», где каждый может попробовать себя в профессии журналист;

- Медиа-кампус - совместный проект с МИА «Россия сегодня». Это серии мастер-классов и воркшопов от лучших специалистов информационного агентства. Участники проекта не только получают новые знания и умения, но и публикуются на ресурсах ria.ru;

- Детская редакция Артек Медиа #ЯгодныйПирог_АМ – дистанционная работа с артековцами, которые продолжают создавать материалы для Артек Медиа;

- Совместно с Лигой юных журналистов реализуется программа по системе «дети-детям» (обучение более опытными детьми начинающих)

По окончании обучения всем основным навыкам, дети участвуют в Медиа Битве между лагерями. Для этого они выполняют целый ряд заданий :

1)«30 секунд» - видео на заданную тему.

2)91 секунда – буктрейлер.

3)Полиграфия – 3 обложки на журнал

4)Журналистика: фоторепортаж (30 фотографий на заданную тему)

5)Пресс-конференция с известной личностью– 2500 знаков статья, 5 фото.

Отряд-победитель получает переходящий Медиа кубок.

 «Морские отряды» формируются во время заезда ребят в «Артек». Эта артековская программа разработана для подростков от 15 до 16 лет, не имеющих медицинских противопоказаний и умеющих плавать.

За три недели опытные инструктора-педагоги учат детей вязать и применять на практике 14 морских узлов, грести и управлять шлюпкой на веслах и под парусом, использовать спасательные и подручные средства в случае экстремальной ситуации в море, общаться посредством флажного семафора.

Техника гребли отрабатывается в морских походах по живописной акватории «Артека». Морские отряды проходят в шлюпках между Адаларами, повторяя путь Одиссея, заглядывают вглубь Пушкинского и Изумрудного гротов, у самого мыса Аю-Дага отрабатывают выход из шлюпки за борт в спасательных жилетах.

За многие годы у морских отрядов сложились свои традиции. Одна из них – вечер открытия навигации, проводимый после первого выхода в море. На этом вечере ребятам торжественно вручают морскую форму, которая дает ощущение принадлежности к большому Военно-морскому флоту, его богатой подвигами истории и традициям.

Захватывающим зрелищем в конце каждой смены становятся соревнования по морскому многоборью между морскими отрядами лагерей «Артека»: проходит шлюпочная гонка, отряды соревнуются в умении быстро вязать морские узлы, в перетягивании каната и в плавании в открытой акватории. Завершает соревнования песенный конкурс. Отряд-победитель получает переходящий кубок Детской морской флотилии «Артека» и возможность выйти в море еще раз, чтобы встретить рассвет.

Занятия в море проводятся 2 – 3 раза в неделю. Их продолжительность составляет 2,5 – 3 часа.

В Тур отряде изучают такие дисциплины:

- «Полимедицина» (основы оказания доврачебной помощи в экстремальных условиях);

- «Выживание в городе» (личная безопасность в городских условиях);

- «Выживание в природе» (комплексная программа выживания в экстремальных условиях природы);

- «Саморегуляция» (мобилизация возможностей организма);

- «Узельная техника» (навыки работы с веревками, обучение вязанию основных и вспомогательных узлов; отработка приемов вязания, используемых как в походах, так и в бытовых условиях).

С ребятами проводятся моделирующие сюжетно-ролевые игры: «Экстрим», «Артековское сафари», «Архипелаг Робинзона», туристические соревнования «Комбинированный туристический маршрут» или «Туристическая полоса препятствий».

В ходе игры-соревнования «Турград», проходящей во всех лагерях «Артека», ребята закрепляют знания по основам туризма - установке палатки, ориентированию на местности, укладке рюкзака, видам костров и т.п.

Кроме того, для тех ребят (с 13 лет), которые выбрали для себя профильные туристические отряды, предлагаются специальные программы, широко использующие природно-исторические, климатические, ландшафтные возможности Крыма, включающие в себя подготовительные занятия по основам туризма и последующее участие этих детей в 2-х- и 3-хдневных туристических походах.

Программа «Туризм», сочетая в себе учебные дисциплины, практические занятия, игры и активный отдых, помогает ребенку приобрести необходимые в жизни знания, умения, навыки, освоить науку выживания.

Занятия по туризму проводят педагоги-инструкторы имеющие кроме педагогического образования специальную подготовку и опыт работы.

Дети в профильных отрядах отличаются не только тем, что получают дополнительные знания по определенным темам, но и формой.

Ношение артековской формы – одна из самых старых артековских традиций, символ единства, сплочённости и принадлежности к большой семье. Изначально форма состояла из белых рубашек с шортами и для мальчиков, и для девочек. С годами она менялась по цвету и фасону. В конце прошлого века артековцы получали уже несколько комплектов одежды: парадный, повседневный и спортивный. Это были рубашки и футболки, юбки и шорты, свитер (для зимних смен), штормовка, джинсы и обязательно – пилотка цвета морской волны. Сейчас форму для лагеря предоставляет компания BOSCO DI CILIEGI, которая одевала Олимпийскую и Паралимпийскую команды России. В осенне-зимний период дети получают комплект в цветовой гамме своего лагеря: брюки, юбки, кофты, толстовки, куртки, шапки и прочие предметы одежды.

Как же попасть в Артек? Этот вопрос волнует как детей, так и их родителей. Осуществить мечту и попасть в «страну детства» может каждый ребенок, проявивший себя в учёбе, спорте или творчестве. Министерство образования РФ разработало специальный порядок, по которому за значимые достижения детей в регионах поощряют поездкой в «Артек». Участники и победители различных конкурсов, олимпиад и фестивалей по региональным квотам направляются сюда исключительно за свои заслуги, принцип отбора напоминает вузовский. Также дети могут попасть в «Артек» по линии тематических партнеров. Для этого необходимо принять участие в конкурсной программе того или иного партнера, пройти отбор и получить заветную путёвку. С 2017 года все путёвки в Артек распространяются посредством автоматизированной системы, которая призвана обеспечить прозрачность и честность распределения. Новая система позволяет детям и родителям самим проявлять инициативу и загружать на сайт «Артека» портфолио (отсканированные дипломы, медали, благодарности за заслуги в учёбе, спорте, творчестве и общественной деятельности). После оформления заявки достижениям присваиваются баллы. В зависимости от общего результата формируется проходной балл – его обладатели и получают возможность попасть в «Артек». Таким образом, 95% путёвок распространяются на бесплатной основе. Остальные 5% – коммерческие, это места детей, которые по каким-то причинам не смогли поехать бесплатно. Продажа таких путёвок начинается на сайте «Артека» за 10 дней до начала смены. Они тоже распределяются на конкурсной основе – между теми, кому не хватило баллов для получения бесплатного места. Стоимость на 2018-19 годы 65000-75000 рублей.

 Лагерь «Озёрный» принимает 322 ребенка в смену. Ежегодно сюда приезжают более двух тысяч ребят с разных уголков России и зарубежья.

Рассмотрим еще одну модель организации детского отдыха в контексте деятельности детских оздоровительных лагерей на примере лагеря «Лазурный». В Нижегородской области на сегодняшний день функционируют 36 лагерей. Ценовая политика у всех разная, в пределах от 9 до 50 тысяч рублей. Лагерь «Лазурный» является самым популярным, по мнению большинства.

Распоряжением администрации Нижегородской области № 240-р от 27 февраля 1995 года, на базе пионерского лагеря «Лазурный» (Выксунский район) Нижегородской области, создан «Областной загородный детский оздоровительно-образовательный центр «Лазурный» круглогодичного действия»[25].

На момент создания учредителями образовательного учреждения выступили: департамент образования и науки Нижегородской области; администрация г.Выкса Нижегородской области и администрация акционерного общества «Выксаметаллургстрой».

 В настоящий момент, учредителем Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Детский санаторно-оздоровительный образовательный центр «Лазурный» (круглогодичного действия) является министерство образования Нижегородской области.

Детский центр «Лазурный» расположен в 200 км к юго-западу от Нижнего Новгорода в городском округе город Выкса на берегу реки Ока в живописном сосновом бору.

 «Лазурный» осуществляет свою деятельность в круглогодичном, круглосуточном режиме в соответствие с ежегодным графиком заездов тематических смен, утверждаемого Учредителем.

Детский центр «Лазурный» в 2004 г. был признан победителем Всероссийского открытого конкурса министерства образования и науки РФ «Лучший лагерь России». В «Лазурном» ежегодно проводится 15 профильных смен, в которых принимают участие до 7 тысяч детей. Центр имеет опыт работы на рынке оказания услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению детей школьного возраста, организации непрерывного отдыха и организации непрерывного учебного процесса.

В течение всей смены в лагере «Лазурный» для ребят проводятся разнообразные культурно-развлекательные и спортивные мероприятия. Работают кружки и творческие мастерские, а также спортивные секции.

Кроме того, на территории лагеря есть стадион с синтетическим покрытием, спортивные и игровые комплексы, футбольное поле, беговые дорожки, комбинированные волейбольная и баскетбольная площадки, теннисный корт, спортивный зал размером 36х21 м, тренажерный зал, плавательный бассейн (25 м). С детьми проводятся разнообразные физкультурно-оздоровительные занятия, работают секции плавания, аквааэробики, бадминтона, волейбола, баскетбола, атлетической гимнастики.

В лагере работает медицинский корпус, где проводится профилактика и лечение следующих заболеваний - хронические неспецифические заболевания органов дыхания, заболевания гастроэнтерологического профиля, костно-мышечной системы, функциональные расстройства нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания. Применяются следующие лечебно-оздоровительные процедуры: светолечение, спелеотерапия, лечение токами высокой и низкой частоты, ЛФК, ингаляции, фито-, арома- и витаминотерапия, массаж. Также работает стоматологический кабинет, где каждый ребенок имеет возможность пройти диагностическое обследование.

Стоимость путёвки в «Лазурный» 26000-46000 рублей.

На данный момент, в связи с трагическими событиями, которые произошли в лагере, открытие новых смен в сезоне 2018 года пока находятся под вопросом.

«13-летний мальчик утонул в бассейне детского лагеря «Лазурный», расположенного в Выксунском районе. Трагедия произошла днем 18 января»[26], -сообщает министерство образования Нижегородской области.

По данным СУ СК России по региону, ребенок погиб во время занятий по плаванию. Спасти мальчика не удалось. По предварительным данным, погибший ребенок не умел плавать.

Эта ситуация также повлияла и на престиж лагеря. Теперь некоторые родители будут с опаской думать о том, чтобы отправить своего ребенка в этот лагерь. Хотя ранее лагерь «Лазурный» был одним из самый лучших в Нижегородской области.

2.3. Способы альтернативной организации детского отдыха.

Одной из традиционных культурных форм организации загородного детского лагеря является лагерь как военное поселение. По данным Ю.Г. Листопадова[27] возникновение этого явления в нашей стране может датироваться концом 18 века. Документально подтверждено, что М.И.Кутузов, приняв командование Сухопутным шляхетским кадетским корпусом, проводил летние лагеря для кадетов в 1795 году, при этом есть данные, что такие лагеря проводились и существенно ранее.

Военно-патриотические лагеря подростков пережили дореволюционную и советскую эпохи, широко распространены они в наше время. Далее речь пойдет об истории лагерей кадетских корпусов, о создании лагерей потешных и скаутов в начале ХХ века.

С лета 1910 г. «потешные» в массовом порядке возникают при военных частях, в учебных заведениях, а также как «детские подразделения» пожарных дружин, при этом для них проводятся лагеря, как на базе летних войсковых лагерей, так и специально организованные. Активно развивали движение «потешных» в рамках железнодорожного ведомства. Лагеря юных разведчиков и скаутов проводились в России с 1910 г. , однако широко распространены не были.

Массовый характер аналогичные практики получили в советскую эпоху, за семь десятилетий военно-патриотические лагеря прошли весьма любопытный путь развития. Также стоит произвести анализ современного состояния практики военно-патриотического воспитания юношей в условиях загородных лагерей.

Детские оздоровительные лагеря активно исследовались в отечественной педагогической науке (В. П. Бедeрхановым, М. Б. Коваль, С. И. Панченко, С. А. Шмаковым и многими другими), значительное число диссертационных работ (В. Н. Антонова, Ю. В. Буракова, Л. В. Ершовой, Л. С. Савиновой и других) посвящено именно лагерю как таковому. И в то же время приходится констатировать недостаточную проработку историко-педагогических аспектов развития практик детских загородных лагерей.

Анализ публикаций позволяет выявить специфику детских лагерей второй половины XIX-первой половины ХХ в. Первые полвека своего существования деятельность подобных организаций являлась результатом воплощения различных общественно-педагогических инициатив. Историю регулярно организованного детского отдыха следует вести с середины XIX в. Прослеживается две тенденции возникновения первых загородных лагерей (летних «детских колоний»): реализация частных инициатив, деятельность общественных организаций (например, YMCA - молодежная христианская организация) и инициатив образовательных учреждений (в России кадетских корпусов, городских училищ). Инициаторами создания первых детских лагерей были священнослужители (швейцарский пастор Г. В. Бион), частные благотворители (княгиня Е.Ф.Стрешнева-Шаховская), руководители и попечители учреждений (Е.В.Орлова- попечительница Московского городского училища, Ф.У.Ганн - директор Gunnery School в Вашингтоне.)

Хрестоматийным примером организации детского отдыха и оздоровления является опыт С. Т. Шацкого и А. У. Зеленко по созданию летних детских колоний (первая в 1905 г на реке Клязьма в Щелково, в 1911 г «Бодрая жизнь» в Калужской губернии). Основной миссией этих организаций была компенсация недостатков жизни ребенка в летний период в крупном городе (недостаток зеленых насаждений во дворах, платность парков, занятость родителей, отсутствие у них отпусков в этот период времени). В этой линии проявляются идеи Викторианского общества о широком использовании сил природы для физического и морального развития человека, целевой группой летних колоний являлись ослабленные дети из бедных семей (отправка осуществлялась только по назначению школьных врачей). Важнейшее значение придавалось организации питания (дети обеспечивались молоком), велся учет роста и физического развития воспитанников. В летних колониях организовывалось обучение детей бытовым и гигиеническим навыкам (заправка кровати, уборка помещений, починка одежды, чистка зубов и т.п).

В летних колониях осуществлялось развитие кругозора ребенка путем естественно научного просвещения, путешествий, экскурсий, организации сельскохозяйственных работ (работа на огороде, помощь местным крестьянам в уборке сена), походы за грибами, ягодами и лекарственными растениями.

На отечественные практики организации загородных лагерей начала ХХ в. существенное влияние оказал опыт скаутских лагерей, первый из которых был проведен в 1907 г в Великобритании. Новая волна развития практики загородных лагерей в нашей стране приходится на послереволюционное время, фактически в начале 1920-х гг. организация летнего отдыха оставалась сферой общественных инициатив. Только инициаторами стали представители пионерской организации и комсомола.

Остановимся поподробнее на скаутском движении в Великобритании.

В 1907 году полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал движение скаутов в Великобритании. Слово скаут (англ. scout) переводится с английского как «разведчик». Поэтому скаутинг также иногда называется разведчеством. Новаторство скаутинга было в том, что в нём соединили детей и взрослых в одной организации, в процессе совместной деятельности, общей длительной игры в разведчиков, в стремлении быть полезными другим людям, природе и миру в целом. У Баден-Пауэлла отношения между взрослыми и детьми строились как равноправные, где взрослый и ребёнок играли каждый свою роль, ребёнок добровольно соглашался с позицией и ролью взрослого, как старшего товарища, более знающего, более умелого. Взрослый вёл за собой младшего. Так в скаутской организации отчасти была решена проблема антагонизма между взрослыми и детьми.

Однако изобретение самой идеи принадлежит не Баден-Пауэллу, а писателю и художнику Эрнесту Сетон-Томпсону, создавшему первый в мире детский отряд «Woodcraft indiens» — «лесных индейцев». Историю создания отряда Сетон-Томпсоном красочно описал в своей биографии, в главе «Знатоки леса». В 1906 году Сетон-Томпсон отправил свои записки Баден-Пауэллу, который во многом основывался на опыте писателя, создавая скаутов.

Изначально скаутинг был задуман для подготовки мальчиков к службе в английской армии, и военные разных стран во многом приняли его систему. В первое время скаутинг как метод воспитания молодёжи допризывного возраста распространялся среди стран-участниц Антанты, но затем он вышел за эти рамки, получил более широкое распространение среди стран мира из-за своей универсальности.

Баден-Пауэлл считал, что нужно найти лучшие формы для работы с молодежью и сделать ее более массовой, следует ввести в практику походы, разведку, лагерь, спорт и романтику приключений. В 1907 году он собрал группу из 20 мальчиков на маленьком и диком острове Браунси. В центре лагеря стояла большая палатка. Каждый патруль имел свою отдельную палатку. Дети были как из привилегированных школ, так и из семей рабочих. Мальчики носили необычную в то время форму, ставшую потом общей скаутской: блузу и шорты, подпоясанные ремнем, а на ногах - гетры и ботинки. Занятия велись в форме игр и соревнований.

К 1909 году в Англии уже насчитывалось 14 тысяч скаутов. В этом же году в Лондоне состоялся первый парад скаутов, в котором приняло участие около 11 000 мальчиков. Но, к удивлению Роберта Баден-Паулла, на параде присутствовало и некоторое количество девочек, одетых в скаутскую форму и называвших себя девочками-скаутами. Основатель скаутинга впервые осознал, насколько популярным движение стало среди юных леди. Тогда Роберт Баден-Пауэлл решил, создать отдельное движение для девочек — гайдинг.

В 1910 году в Великобритании была создана Ассоциация девочек гайдов. Организацию возглавила Агнесс Баден-Пауэлл, сестра Роберта Баден-Пауэлла, а затем его жена — Олав. К 1912 году гайдинг уже распространился во многие страны мира (Канада, США, Швеция, ЮАР, Индия, Польша, Австралия и др.). В 1928 году официально была создана Всемирная ассоциация девочек-гайдов и девоче<



2019-11-13 328 Обсуждений (0)
Опыт российских детских оздоровительных лагерей (на примере МДЦ «Артек» и ДСООЦ «Лазурный». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опыт российских детских оздоровительных лагерей (на примере МДЦ «Артек» и ДСООЦ «Лазурный».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)