Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие детского и юношеского туризма в СССР.



2019-11-13 1353 Обсуждений (0)
Развитие детского и юношеского туризма в СССР. 0.00 из 5.00 0 оценок




В начале десятилетия Советской власти некоторые дореволюционные идеи и замыслы приобретают теоретическое и организационное развитие. После революции 1917 года экскурсионный метод, как более образный, понятный и доступный, внедряют в практику учебных занятий школ. Экскурсии становятся политического и агитационного характера. По приказу Народного Комиссариата Просвещения РСФСР[12] с целью развития туризма и краеведения в 1918 году в Москве было создано Центральное Бюро школьных экскурсий. Основной задачей было упорядочить прием школьников и помочь им. При содействии Надежды Константиновны Крупской для продвижения экскурсионного дела[13] в 1928-29 годы были организованы передвижные выставки, которые были направлены в Центральную промышленную зону, Сибирь и другие места. В 1921 году Центральное Бюро реорганизуется и становится Детской экскурсионно-туристской станцией Народного Образования (ДЭТС ОНО). Первые организационно-методические рекомендации Наркомпроса о развитии детского туризма возникают в 1919 году. Внимание уделяется экскурсионным поездкам и массовой работе с детьми летом. Также для школьников начинается организация летних лагерей на природе с целью поддержания здоровья.

В 1920 году в школьные программы вводится краеведение. Повышается интерес к двум пролетарским столицам. Влечение детей увидеть Петроград и Москву было невероятно велико. Еле справляясь с разрухой и голодом, учителя с детьми ехали на экскурсии. Их снабжали продуктами, обеспечивали места на экскурсионных базах. Школьники осматривали главные достопримечательности, посещали музеи, ездили на заводы.

В 1922 году в Крыму основывается первый крупный детский оздоровительный лагерь «Артек». А в 1929 году в стране учреждается печатное издание по туризму - журнал «Турист»[14]. В 1929-1930 годах ряд постановлений Правительства РСФСР посодействовали дальнейшему развитию производственных экскурсий. Посещение фабрик, заводов, крупных строительств включается в школьные краеведческие программы как обязательное политехническое просвещение.

Начинается формирование органов управления детским туризмом. В 1932 году ДЭТС ОНО сливается с Центральным Бюро краеведения и создается детский сектор, который через сеть пионерских отрядов по всей стране вовлекает школьников в оживленную туристскую работу как «юных друзей туризма». Для коллективной практической работы были приглашены общество «Друг детей» и детская комиссия при ВЦИК. Создадутся курсы для подготовки руководителей детского туризма.

После принятия в 1927г Постановления Наркомпроса «Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков», в туризме зарождается новое направление работы. Становится популярен самодеятельный туризм, как главный и наиболее важный вид воспитательной работы и детского краеведческого образования. Организуются детские походы, где ребята проходили обучение ориентированию и элементам топографии[15], оказанию доврачебной помощи, а также воспитывали в себе стойкость и выносливость.

На этом этапе развития детского туризма в Советском Союзе доминировали образовательные и воспитательные цели, была заложена основа для летних оздоровительных мероприятий, но приоритетными направлениями оставались отдельные местные самодеятельные походы и экскурсионные поездки. В середине 30-х годов шло быстрое расширение туристско-экскурсионной базы, и ЦИК СССР принимает решение о нецелесообразности дальнейшего развития туризма в рамках самодеятельных обществ.

Была создана система организаций, координирующих и контролирующих туризм в СССР, в том числе детский.

В 1937 году ЦТЭУ признало нецелесообразной работу отдельных местных краеведческих организаций, и уже к середине 1938 года все детские станции краеведения местного уровня в стране были ликвидированы.

В 1939 году самодеятельные походы были признаны видом туризма. В это время Народный Комиссариат Просвещения рассматривал туризм как один из видов учебно-воспитательной работы. «Туризм и экскурсии, преследуя, прежде всего, общеобразовательные задачи, несут в самой своей организации элементы физической закалки и подготовки будущего бойца». Поэтому перед началом Великой Отечественной войны продолжали организовываться походы, полевые военно-спортивные игры.

Таким образом, первые десятилетия советской власти для туризма и экскурсий были годами накопления опыта, поиска организационных форм функционирования туристских сообществ и оптимальных методов управления процессами развития детско-юношеского туризма в стране.

Центральная туристско-экскурсионная станция на время войны прекратила свою деятельность. Дальнейшее развитие детский туризм получает только в послевоенные годы. В 1945 году руководством Советского Союза принимается решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионных управлений. С 1946 года ЦТЭУ приступает к строительству новых туристских объектов, созданию экскурсионных учреждений, организации путешествий. В 1955 году в Москве проходит конференция по детскому туризму[16], которая принимает решение о возрождении краеведческого движения и регулярном проведении экспедиций пионеров и школьников при содействии Центральной ДЭТС РСФСР и редакции газеты «Пионерская правда[17]».

Одновременно с массовым патриотическим движением в стране продолжалась работа по организации летнего оздоровительного отдыха детей, строились новые пионерские лагеря и туристские базы.

В 60-е годы организационная структура туризма в СССР снова претерпевает изменения. В 1962 году Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ) преобразуется в Центральный Совет по туризму (ЦСТ), а в 1969 году окончательно реорганизуется в Центральный Совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ).

К концу 60-х годов в детском туризме выделились следующие основные направления работы: молодежные и детские лагеря отдыха, внутрисоюзные походы и краеведческие экспедиции. Именно в этот период расширяется география детского туризма. В 1969 году было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране».

В то же время, основной задачей детского туризма определялось патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основой идеологии стали: воспитание патриотизма, знание своей Родины и дружба народов СССР.

По указанию Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) в 1970 году происходит реорганизация структуры детского туризма. Разрозненные республиканские, краевые и областные детские станции объединяются в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию (ЦЦЭТС) Министерства Просвещения СССР, которая проводила ежегодно познавательные поездки более чем для 450 тысяч детей.

В эти годы пополняется материальная база для специализированного отдыха школьников. Строятся и благоустраиваются более 30 молодежных и пионерских лагерей, центров отдыха и курортов союзного значения в Крыму, на Кавказе, под Москвой.

Таким образом, в социалистический период истории нашей страны детский туризм был хорошо организован, отличался массовостью охвата школьников и был подчинен патриотическому и идейному воспитанию. При этом путешествия по СССР носили и самодеятельный, и организованный характер. Расширилась география поездок школьников от своего региона до крупных городов СССР, других республик и зарубежных стран. На детский туризм продолжали оказывать влияние «красные» даты календаря. Походы и экспедиции планировались централизованно, охватывая все школы и неся в себе конкретные задачи. Массовость достигалась спланированной системой вознаграждений по результатам.

На 1 января 1975 насчитывалось 409 экскурсионных учреждений профсоюзов. В 1973 они провели 775 тыс. экскурсии на 2554 темы, в которых приняло участие свыше 23 млн. экскурсантов. Кроме того, именно в 70-80-е годы в СССР была сформирована крупная и дешевая материальная база для развития детского туризма[18].

К сожалению, в период начала 1990-х годов, во время экономических реформ, советская система детского туризма руководителям того времени показалась неэффективной, и государственная поддержка учреждений и мероприятий этой системы была сведена до минимальных пределов. Однако даже основ новых экономических отношений в этой сфере создать так и не удалось. На современном этапе в индустрии детского туризма имеется достаточная для ее развития материально-техническая база. В качестве субъектов, развивающих детский туризм, появились и коммерческие фирмы, и общественные объединения.

Говоря о состоянии детского туризма в образовании, следует отметить, что в начале 90-х гг. XX в. данное направление деятельности представляло собой:

– во-первых, сложившуюся сеть центров и станций детско-юношеского туризма, расположенных практически во всех республиках и областях и функционировавших как единая система;

– во-вторых, систему туристской работы в общеобразовательных школах по линии пионерской организации и комсомола.

Именно они отвечали за проведение Всероссийской экспедиции «Моя Родина – СССР». Прекращение деятельности пионерской организации, сокращение внеурочной работы привели в начале 90-х гг. к существенному сокращению туристской работы в общеобразовательных учреждениях;

– в-третьих, систему развития активного туризма в целом, который курировал созданный в 1962 г. Центральный совет по туризму. Так, в 1985 г. спортивным туризмом занимались 9 млн человек. В 1972 г. вид испытания «Поход» был включен в комплекс ГТО. В СССР работали 774 турклуба системы советов по туризму.

Однако в начале 1990 г. Центральный совет профсоюзов отказался финансировать самодеятельный туризм, что означало отказ от социального туризма как части рекреации, т. е. от расширенного воспроизводства физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека как основы государства.

Сворачивание активного туризма в целом оказало негативное влияние и на развитие детского туризма как одного из его структурных компонентов. В итоге практически единственным ресурсом развития детского туризма в начале 90-х гг. оказалась система дополнительного образования детей.

Именно в это время Министерством образования был принят ряд крайне необходимых документов: «Инструкция по организации туристских походов с учащимися», «Положение об инструкторе детско-юношеского туризма» и др.



2019-11-13 1353 Обсуждений (0)
Развитие детского и юношеского туризма в СССР. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие детского и юношеского туризма в СССР.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)