Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современное состояние детско-юношеского туризма в России.



2019-11-13 11352 Обсуждений (0)
Современное состояние детско-юношеского туризма в России. 5.00 из 5.00 11 оценок




Анализируя современное состояние детско-юношеского туризма в Российской Федерации, следует отметить, что в настоящее время в законодательстве такое понятие отсутствует, что приводит к различным подходам к его толкованию.

Перейдем к нормативно-правовым документам, рассматривающим детский и юношеский туризм.

ГОСТ Р 54605-2011 Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Настоящий документ рассматривает общие требования к туристским и экскурсионным услугам, оказываемым для детей и юношества, и предназначен для применения организациями и индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на детском и юношеском туризме.

При оказании услуг временного проживания для детей и юношества необходимо руководствоваться общими требованиями ГОСТ Р 51185.

Виды туристских и экскурсионных услуг, оказываемых в детском и юношеском туризме, определены в ГОСТ Р 53522, раздел 5.

Туристские услуги, оказываемые детям и юношеству, должны соответствовать законодательству Российской Федерации ,общим требованиям к туристским услугам согласно ГОСТ Р 50690, ГОСТ Р 54604, ГОСТ Р 52887 и требованиям настоящего стандарта.

Также при организации экскурсий для детей и юношества с ограниченными физическими возможностями и детей социально незащищенных категорий важно обеспечивать обязательное соблюдение законодательства и нормативных документов, в том числе ГОСТ Р 52887, ГОСТ Р 53998 с целью обеспечения полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество .

При организации путешествий по некатегорийным туристским маршрутам с активными видами передвижения для детей и юношества туроператоры должны руководствоваться требованиями действующих инструкций, ГОСТ Р 50644 .

При оказании услуг питания во время путешествий, экскурсий в учреждениях отдыха и оздоровления необходимо руководствоваться общими требованиями ГОСТ Р 50764 .

При оказании услуг детского и юношеского туризма должны быть обеспечены безопасные условия для жизни и здоровья несовершеннолетних туристов, сохранность их имущества, соблюдены правила оказания услуг по реализации туристского продукта, требования нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в части безопасности, а также требования ГОСТ Р 50644.

Здесь также необходимо отметить и безопасность перевозки детей. Общие требования по перевозке детей в автобусах представлены в ГОСТ 33552-2015. Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к автобусам, в том числе требования, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей, к наличию и расположению надписей, опознавательных знаков, а также методы испытаний автобусов.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе Российской Федерации находится проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», согласно которому предлагается определить детский туризм как «туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в количестве восьми и более человек в сопровождении уполномоченного совершеннолетнего лица или лиц».[19]

Согласно данному определению за пределами «детского туризма» остаются десятки тысяч юных путешественников, участвующих в походах по родной стране, так как состав детей в группы походе может быть и 4, и 6 человек.

Кроме того, зачастую особенностью действующих нормативно- правовых документов является попытка сведения всего туризма исключительно к туроператорской и турагентской деятельности, что не отражает в полной мере специфики туризма как значимого социального явления. Разумеется, за основу можно взять определение детско-юношеского туризма, данное в модельном законе «О детском и юношеском туризме», принятом на 24-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ (постановление 24-12 от 4 декабря 2004г.), согласно которому «Детский и юношеский туризм - это средство гармоничного развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия».

Недостатком данного определения является то, что оно акцентирует внимание скорее на формах осуществления туристской деятельности (поход, путешествие, экскурсия), нежели на задачах, решаемых посредством организации туристской деятельности с детьми.

По нашему мнению, более удачным является определение детско-юношеского туризма «как комплексного средства социального развития детей и юношества, реализуемого в форме рекреационно-спортивной, познавательно-исследовательской и общественно полезной деятельности, характерными формами реализации которой являются туристский лагерь, поход, путешествие, экскурсия».

Указанные задачи определены в основополагающих нормативных документах. – В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», разработанной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г., сказано, что целью патриотического воспитания является формирование у граждан Российской Федерации патриотических чувств и сознаний, способных обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.

– В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, к числу важнейших государственных задач отнесено формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства. А к числу мер по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков – обеспечение доступности занятий туризмом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями, формирование ценностей здорового образа жизни.

– В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р, основной задачей определено создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, предусматривающей, в том числе, и разработку параметров двигательной активности для населения различных возрастных и социальных групп.

Таким образом, посредством детско-юношеского туризма решаются такие комплексные государственные задачи:

– патриотическое воспитание подрастающего поколения и формирование гражданской идентичности;

– физическое развитие обучающихся;

– организация летнего отдыха и оздоровления детей;

– дополнительное образование детей.

Реализация вышеуказанных задач крайне важна, так как в 90-е гг. XX в. на этапе становления новой российской государственности вопросы воспитания, формирования и развития личности отошли на второй план и в качестве главной цели определялось не формирование человека-созидателя, а формирование человека-потребителя. Безусловно, необходимый процесс «гуманизации» образования привел в указанный период к частичному сворачиванию воспитательной миссии школы.

В связи с этим особо актуальным представляется принятие в 2014–2015 гг. двух стратегических документов:

Основ государственной культурной политики и Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Разработку данных документов осуществляли соответственно Минкультуры России и Минобрнауки России.

Согласно основам культурной политики Российское государство впервые после советской эпохи официально приняло на себя обязательства по воспитанию гражданина. А культурная политика, соответственно, провозглашена важнейшим инструментом такого воспитания. Как отметил недавно министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский в одной из своих статей, «культура – это пространство, в котором формируется идентичность»[20].

Согласно утвержденной в мае 2015 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации, стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., «приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

Говоря о развитии воспитания в системе образования в 90-е гг. XX в., следует отметить, что в статье 14 закона Российской Федерации «Об образовании», действовавшего в период с 1992 по 2013 г., указано, что «содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Содержание образования должно обеспечить формирование у обучающихся современной картины мира, интеграцию личности в мировую и родную культуру, формирование человека и гражданина».

В настоящее время возникает необходимость изучения и обобщения опыта развития детского туризма не только с точки зрения дополнительной образовательной деятельности, но и с позиций экономической эффективности этого направления. Новые экономические отношения, возникшие в настоящее время в нашей стране, обострили проблемы в детском туризме, требуют изменений в подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма.

Проблемы в детском туризме.

Остановимся на некоторых проблемах, которые препятствуют развитию детского туризма. Прежде всего, массовый детский отдых не должен быть дорогим. Дети не столь требовательны к уровню комфорта: они согласны жить вчетвером и вшестером, путешествовать в плацкартном вагоне. Это помогает снизить себестоимость тура. Для удешевления детского отдыха необходимо также снизить затраты на транспортные услуги. Цены на билеты порой составляют значительную часть стоимости отдыха. В вопросе снижения их стоимости государство может выступить как крупный туроператор или регулировать эти проблемы через различные экономические рычаги.

Важная проблема- отсутствие законодательной базы. В 1998 г. был принят закон «О внесении дополнений изменений в Закон Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка». Поправки предусматривали государственную защиту детских оздоровительных учреждений, финансирование из федерального бюджета и ряд других положений. Сегодня ежегодно выделяемые из бюджета средства приходится «выбивать». Ситуация изменилась бы с принятием соответствующего закона. Разработан проект стандарта организации отдыха и оздоровления детей. В ближайшее время документ будет утвержден, а пока работают только ведомственные нормативные акты. С повышением налогов стали расти цены на путевки. Еще одна проблема налог на землю. Если не решить эти вопросы законодательно, можно потерять почти все наши детские здравницы, они станут не по карману большинству родителей. Одна из существенных проблем - детский травматизм. Несмотря на ошеломляющую статистику, в России нет ни одной государственной программы по его снижению. Существенным фактором, способным оказать большое влияние на развитие детского туризма, является демография, причем основной интерес для данного исследования вызывает анализ населения России по возрастному признаку от 7 до 15 лет, представляющий основной сегмент детского туристского рынка. По данным демографических исследований численность детей в возрасте до 15 лет будет до лет уменьшаться вплоть до 2009г., а начиная с 2010г., она вновь начнет расти.[21] Существующий прогноз демографической обстановки в России кардинально не изменит рынок потребителей детского туризма, однако сможет оказать существенное влияние на рыночную конкуренцию, а точнее, усилит конкурентную борьбу.

На современном этапе существует и проблема дифференциации предлагаемых услуг. Турфирмы предлагают целый спектр предложений для клиентов любого достатка, а вот в отношении детского гибкости нет. Доля родительских денег в оплате летнего отдыха детей на сегодняшний день лишь 8%, но есть серьезный потенциал, с которым нужно работать, расширяя спектр предложений. Также одна из проблем - отсутствие необходимых экономических знаний у администрации детских оздоровительных лагерей. Это не позволяет осуществлять правильную политику ценообразования, что в значительной степени влияет на заполнение лагерей и, в конечном счете, на финансовые результаты их деятельности. Следует обратить внимание и на отсутствие хорошо налаженных связей между турфирмами и оздоровительными лагерями. Администрации последних, как правило, не привлекают предприятия турбизнеса к продвижению и реализации своего продукта. А если и прибегают к их услугам, то в большинстве случаев, либо не желают предоставлять скидки на турпутёвки, либо дают их исключительно в период межсезонья. При этом руководство детских здравниц не контролирует цены, по которым путевки реализуются, что приводит к перепродажам. В результате конечная цена может вырасти весьма значительно.

 Неотработанность механизма ценообразования и отсутствие продуманной системы реализации - важнейшие проблемы всей курортной сферы России.

Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся.

В соответствии с Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ[22] туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

Детский туризм подразумевает путешествия детей, в том числе школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.

По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.

По способу организации туристские путешествия подразделяются на:

· плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)

· самодеятельные.

По продолжительности походов и путешествий различают:

· одно-двухдневные

· многодневные.

По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:

· некатегорийные

· категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).

При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.

Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек.[23]

В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность.

 

Выделяются:

- сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),

- межсезонный.

Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:

1. Внутренний туризм:

· экскурсии для школьников

· спортивный туризм (в том числе спортивно-туристские соревнования)

· самодеятельные школьные обмены

· познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе

· оздоровление и отдых в детских лагерях

2. Выездной туризм:

· организация международных безвалютных обменов

· образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.

· познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе

· выезды в международные детские центры (лагеря)

Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма.

Некоммерческая сфера представлена:

· государственными и муниципальными органами управления,

· государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования

· общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации, и движения).

Работа структур некоммерческой сферы не связана с получением финансовой прибыли и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в т.ч. родительской платы.

В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов.

Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму.

Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности.

Учреждения дополнительного образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе.

К первой категории относятся многочисленные туристские кружки и секции, которые приписаны к разнопрофильным учреждениям дополнительного  образования (Дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и аналогичных).

К специализированным учреждениям можно отнести Станции юных туристов, Центры детского туризма и аналогичные. В большинстве регионов России в настоящее время такие Центры также включают в сферу своей деятельности сопутствующие направления, например, краеведение, экологию и др.

Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз сохранила свой государственный или муниципальный статус, другие в 90-е годы ХХ века были приватизированы и стали частными, но не прекратили работу со школьниками. Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок, причем в качестве покупателей выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, учреждения по делам молодежи. Часть детских туристских баз финансируется по линии Фонда социального страхования. Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи). В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица.

На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений.

От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения.

В заключение можно отметить, что у российского внутреннего рынка детского туризма есть хорошие предпосылки для успешного и экономически обоснованного развития, однако этим надо плотно заниматься, начиная с законодательной базы.


 



2019-11-13 11352 Обсуждений (0)
Современное состояние детско-юношеского туризма в России. 5.00 из 5.00 11 оценок









Обсуждение в статье: Современное состояние детско-юношеского туризма в России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (11352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)