Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии



2019-11-21 385 Обсуждений (0)
Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 0.00 из 5.00 0 оценок




Исторический аспект

Особенно хорошо изучена и документирована история семьи, где воспитывается ребенок с отклонением в развитии, в США. История американской семьи делится на четко очерченные вре­менные периоды. Всего выделяют четыре исторических перио­да и соответствующих им четыре типа семьи.

1- й период — колониальный — 1600—1820 гг. В этот период семья рассматривалась как маленькое государство. Это патри­архальная, авторитарная семья.

2- й период — викторианская эпоха — 1820—1915 гг. Семья на этом этапе развития общества рассматривалась как деловая фирма, преобладала предпринимательская модель семьи.

3-й период — эпоха всеобщего благоденствия —1915—1965 гг. Социально приемлемой считалась семья, основанная на взаимо­понимании и поддержке. Была предложена и поддерживалась социальными институтами партнерская модель семьи.

4- й период — эпоха борьбы с бюрократизмом. Семья рассмат­ривается как плюралистический коллектив, с 1965 г. по насто­ящее время.

Семья колониальной эпохи (1600—1820 гг.)

На этом отрезке исторического развития семья рассматри­валась как сущностный аналог государства. Всячески подчер­кивалось мужское главенство в семье над женой, детьми, слуга­ми. Это закреплялось в законах государства. Каждый рожден­ный в стране ребенок принадлежит только отцу. Крепость та­кой семьи рассматривается как основа незыблемости государ­ственных устоев.

В раннем колониальном периоде одинокие люди, не вступав­шие в брак, должны были находиться под контролем хорошей семьи. Воспитание аномальных детей заключалось в строгом контроле над ними. Научное изучение семей, имеющих детей с отклонением в развитии, еще не проводились, но были обна­ружены записи о них в домовых книгах.

Викторианская эпоха (1820—1915 гг.)

В эпоху «дикого» капитализма произошли радикальные из­менения в идеологии общества и семьи. По мере распростране-

22

ния капитализма старый иерархический порядок был разрушен. Капитализм подорвал основу института ремесленничества и тра­диции передачи мастерства, так как ремесленничество было не­совместимо с системой наемного труда. Капитализм нуждается в наличии доступных источников рабочей силы, чтобы получать максимальную прибыль. В этот период отмечается сдвиг в соци­альной структуре общества, а именно, переход от политической модели, основанной на управлении элитой (номенклатурой), к опоре на рыночные рычаги управления. Произошли демократи­ческие изменения в системе выборов.

Подъем предпринимательства также побуждал к пересмот­ру идеологической базы общественного устройства. Возникло движение за реформы и религиозное возрождение 1930 г. Это было движение среднего класса за новый образ жизни и новую семью, новый моральный кодекс для своего класса. В этой борь­бе активно использовались средства массовой информации, ко­торые создавали имидж истинного мужчины (мужа) и жен­щины (жены) и предлагали новую модель супружеской пары. Всякие отклонения от этого образца, ориентированного на чи­стоту семейной жизни, рассматривалось как проявление се­мейной деградации. В соответствии с этой моделью супруги рассматривались как партнеры в бизнесе. При этом муж яв­лялся представителем фирмы вне дома и занимался внешни­ми отношениями фирмы. Женщина являлась внутренним представителем фирмы и занималась внутренними отношени­ями семьи. Семья была реорганизована в соответствии с пред­принимательской моделью. Поддерживался культ супермена мужчины, достигшего всего своими силами, а образ истинной женщины подразумевал благочестие, чистоту, покорность, хо­зяйственность. Эти требования не относились к женщинам-эмигранткам.

Уже были доступны хорошо организованные государствен­ные учреждения для детей с отклонениями в развитии. Дети в них подбирались более тщательно по возрасту. К поведению ре­бенка предъявлялись определенные требования, поведение дол­жно было быть предсказуемым и управляемым. Как только была введена система государственных школ, появились и програм­мы обучения, содержащие нормативы для детей разного возра­ста. Изучались проблемы семей, в которых дети оказывались вне школы. В предпринимательской семье дети с отклонением в развитии препятствовали достижению успеха при наличии

23

жесткой конкуренции в условиях рыночной экономики. Поэто­му считалось социально приемлемым воспитывать их в специ­альных учреждениях. Требование контроля над ними, харак­терное для предыдущей эпохи, было трансформировано в эко­номическое требование сделать их полезными для общества.

Проблемами людей с недостатками в развитии — умствен­но отсталых, слепых, глухих — занимался Самуэль Ове. Он разрабатывал программы для специальных учреждений. Ос­новой его разработок было достижение экономической и соци­альной полезности людей с недостатками в развитии. Он ци­тировал доктора Гилберта Вудворта, который писал: «Почти все идиоты могут стать лучше, физическое состояние и на­выки самообслуживания у них могут быть улучшены, а те, у которых имеются большие способности, могут быть обуче­ны и приносить пользу обществу, трудиться и быть счаст-чивыми».

В этот период отмечались и противоположные тенденции в научных исследованиях. Создавались и расистские теории, со­гласно которым все человечество делилось на две расы: творчес­кую (креативную) и имитирующую, не способную к творчеству и бесполезную для общества. К последним относились негры и гподи с недостатками в развитии.

Суть теории наследственной дегенерации Бенедикта Море-ля (1857 г.) состоит в том, что все психические нарушения и отклонения в поведении предопределяются наследственными факторами и становятся все более глубокими от поколения к поколению (эффект антиципации) в связи с потерей жизнен­ной энергии вплоть до достижения стадии идиотии. К таким отклонениям он относил помешательство, пауперизм (профес­сиональное нищенство), проституцию, незаконнорожденность. Эта теория имела большой резонанс в обществе и способствова­ла ухудшению отношения к людям с недостатками в развитии. Было исследовано множество родословных, и на первых порах выводы Мореля подтверждались. Это служило обоснованием по­литики содержания людей с недостатками развития изолиро­ванно в специальных учреждениях.

Самым ранним из таких эмпирических исследований была работа Рихарда Дубдейла (1877 г.). Он провел генеалогический анализ шести поколений одной семьи и обнаружил преоблада­ние случаев пауперизма, проституции, заболевания сифили­сом, частоты незаконнорожденных детей, криминальности сре-

24

ди кровных родственников по сравнению с родственниками по браку, а не по крови.

В 1916 г. Генрих Эстабрук проанализировал ту же родослов­ную. Оказалось, что 30% членов семьи плохо учились, а 20% вообще не могли учиться. Предполагалось, что все эти явления являются результатом наследственной дегенерации.

В середине 20-х гг. в социологии намечается постепенный отход от переноса биологических концепций и терминологии в социальные исследования. Теория Мореля потеряла свою попу­лярность, особенно в связи с успехами генетики и развитием теории специального обучения.

Таким образом, в 20-х гг. наметился переход от изучения биологической дегенерации к исследованию семейной, соци­альной дегенерации, а также от предпринимательской семей­ной модели к модели, где муж и жена являются равноправны­ми партнерами с приоритетом дружеских отношений между ними.

Эпоха всеобщего благоденствия (1915—1965 гг.)

В этот период произошло существенное изменение модели семьи. После первой мировой войны США достигли статуса ин­дустриальной державы. Эпоха, предшествовавшая первой ми­ровой войне, прошла под лозунгом «выживания наиболее при­способленных в борьбе за существование». Однако после пер­вой мировой войны появился другой лозунг — «Объединение наций», так как только в союзе наций заключается сила и воз­можность исполнения желаний.

В семейной жизни это выразилось в непопулярности пред­принимательского образца семьи с его ориентацией на конку­ренцию как основу выживания. Предлагается другая модель семьи — модель, делающая акцент на дружественных отно­шениях между супругами, модель партнерской семьи, посто­янно подчеркивается примат взаимности, обоюдности, равно­правного партнерства между супругами. Таким образом, же­лание единства в обществе восторжествовало над индивидуа­лизмом.

Принцип конкуренции потерпел неудачу как основной принцип формирования общественных институтов, в том чис­ле и семьи. Идеал семьи пользовался популярностью и до пер­вой мировой войны, однако позже его значение еще более воз-

25

росло, так как женщина получила право голоса и те же права, что и мужчина.

На международной арене поддерживалась идея, что пози­ция неограниченной конкуренции между нациями является главным фактором войны. Угроза войны становилась все более ощутимой. Для достижения коллективной безопасности уси­лиями разных стран была создана Лига наций (ООН).

В экономической области принцип конкуренции вызывал тревогу в том смысле, что в таких условиях мог выжить только самый жестокий.

В целом получило распространение мнение, что необуздан­ная «борьба за существование наиболее приспособленных» яв­ляется угрозой американскому обществу.

Это мнение еще более утвердилось после великой депрессии 30-х гг. Несостоятельность традиционного конкурентного со­циального порядка стала очевидной. В результате появился ло­зунг всеобщего благоденствия и национального согласия. От­каз от принципа конкуренции как основного организационно­го принципа общественных отношений был отражен и в моде­лях семейных отношений.

Социальные психологи отразили главные элементы этих перемен в своих концепциях, отказавшись от внешнего об­щественного контроля над семьей, делая акцент на межлич­ностном согласии и партнерстве в семье. Число семейных функций резко снизилось и только любовь осталась законной причиной продолжений существования семьи. Начался по­ворот от семьи предпринимательского типа с ее тактикой на выживание в социально-экономической сфере к партнерской семейной модели с гуманистическим подчеркиванием зави­симости личного благополучия ее членов от единства семей­ной группы.

В связи с таким изменением ценностных ориентиров в обще­стве в 30—40-х гг. прошлого века было предпринято исследова­ние эффективности специальных учреждений для детей с от­клонениями в развитии.

Ведущие специалисты по социальной политике измени­ли свои позиции в отношении этих учреждений и сделали вывод об их непригодности в сложившейся ситуации. Одна­ко эти исследования были прерваны Второй мировой войной. После войны о пользе этих учреждений заговорили снова. Были проведены специальныеисследования, которые кон-

27

центрировались вокруг двух связанных между собой вопро­сов.

1. Как наличие в семье ребенка с отклонениями в развитии влияет на семейные отношения, жизнь родителей, братьев, се­стер, общее благосостояние семьи?

2. Решается ли проблема семьи помещением ребенка в уч­реждение?

Если в XIX в. отказ от предпринимательской модели семьи рассматривался как признак семейной дегенерации, а «лечеб­ной» социальной политикой являлась изоляция и стерилиза­ция, то в середине XX в. как социальную дегенерацию стали рассматривать отклонения от партнерской модели семьи.

Проводившиеся исследования ставили целью определить круг мероприятий, направленных на облегчение тягот семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Дискутировалась эффективность специальных классов для умственно отсталых детей при массовых школах. Изучался уро­вень стресса в семьях, имеющих детей с недостатками в разви­тии, психическое здоровье членов семьи, их экономические проблемы, степень социальной изоляции в связи с трудностя­ми поведения ребенка. Исследования были сфокусированы на нуждах детей, на необходимости организации их реабилитации. Были предложены нормативы здорового образа жизни для парт­нерской семьи. Изучали характер стрессовых событий и спосо­бы адаптации к ним родителей.

В своих ранних исследованиях Фарбер (1959 г.) определил характер кризиса семьи, имеющей ребенка с тяжелым недо­статком в развитии, как остановку ее жизненного цикла:

1. Развитие цикла замедляется, смены семейных ролей не происходит.

2. Жизненный цикл семьи теряет свою синхронность, при этом чем больше его асинхронность, тем больше степень семей­ного кризиса.

Фарбер показал, что ситуация в семье, имеющей ребенка с тяжелой недостаточностью, становится даже более стрессоген-ной по мере развития семейного цикла, т. е. на его поздних ста­диях. Согласно концепции остановки семейного цикла незави­симо от порядка рождения и социальной роли проблемного ре­бенка этот ребенок постепенно перемещается в сторону млад­шего ребенка, т. е. не взрослеет. Наличие у него недостатков в развитии влияет на адаптацию здоровых братьев и сестер, за ис-

27

ключением тех случаев, когда между детьми большая разница в возрасте.

В целом исследования по семейному кризису выявили не­сколько факторов, являющихся особенно значимыми: характер недостатка в развитии ребенка, возраст и пол членов семьи, ее социально-экономический статус, религиозность.

Был сделан вывод: «Подозрения родителей о имеющихся у ребенка проблемах в развитии вызывает у них определен­ную тревогу, однако критическим моментом в родительских переживаниях является установление медицинского диагно­за». Отсюда возникла теория «семейного кризиса», которая породила много исследований.

Было показано также, что, опираясь только на собственные силы, семья не может противостоять кризису, связанному с наличием проблем у ребенка. При этом отказ от ребенка и по­мещение его в специальное учреждение далеко не решает всех семейных проблем, а порождает другие не менее сложные про­блемы. В результате были сделаны выводы в пользу воспита­ния ребенка в семье, так как отказ от него не решает всех про­блем семьи.

Это предполагает необходимость планирования и обеспе­чения помощи во всех областях (здоровье, образование, заня­тость, обеспечение жильем и специалистами), адаптирован­ной к специальным нуждам детей их семей. Таким образом, рассмотрение семейного кризиса ведет к рассмотрению воп­росов, связанных с развитием специализированной поддер­жки семьи, имеющей проблемных детей.



2019-11-21 385 Обсуждений (0)
Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (385)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)