Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные формы взаимодействия специалистов и родителей



2019-11-21 317 Обсуждений (0)
Основные формы взаимодействия специалистов и родителей 0.00 из 5.00 0 оценок




Формы организации лечебно-коррекционного процесса с семьями детей с отклонениями в развитии

Как показывает многолетний практический опыт Г.А. Ми­шиной и других авторов, наиболее часто используются следую­щие формы организации лечебно-коррекционного процесса:

♦ консультативно-рекомендательная; ♦;• информационно-просветительская;

♦ практические занятия для родителей;

<• организация «круглых столов», родительских конферен­ций, семинаров, клубов, детских праздников и утренников;

♦ индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;

♦> психотерапия и психокоррекционная арттерапия (см. главу V);

♦ подгрупповые занятия.

135

Определив цели и задачи работы с семьей, необходимо выбрать наиболее эффективные формы организации коррекционно-педаго-гического процесса и сотрудничества специалистов с родителями.

Как свидетельствует практика, наиболее широко использу­ется консультативно-рекомендательная форма. В таких кон­сультациях участвуют специалисты разных профилей, которые проводят первичное обследование ребенка и затем отслежива­ют динамику его развития. С первой консультации начинается активное сотрудничество специалистов и семьи.

Специалисты по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в своих лекциях. Слушая лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осозна­ют и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возмож­ность познакомиться и оказать поддержку друг другу.

Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у сво­их детей.

Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организа­ция «круглых столов»,родительских собраний, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке принимают учас­тие специалисты, дети и сами родители.

А также индивидуальные занятия с семьей. На таких заня­тиях осуществляется личностно-ориентированный подход, на­правленный на выявление и поддержку положительных лич­ностных качеств родителей, необходимых для сотрудничества, составления индивидуальной программы работы с семьей.

Первоначально от родителей требуется фиксировать ход за­нятия педагога с ребенком и повторять эти упражнения дома. Затем специалист оценивает, что получилось, и делает замеча­ния о характере и видах следующих занятий.

В некоторых семьях матери предлагается участвовать в от­дельных эпизодах занятия: специалист с ребенком действует как одно целое, а мать как партнер по игре. Затем мать и специ­алист меняются местами.

В других семьях специалист может предложить маме закон­чить задание, начатое им, а затем самостоятельно его выпол­нить, помогая в случае неудачи.

Для обучения родителей налаживанию сотрудничества ро­дителей, детей, специалистов и других людей проводят заня­тия с двумя детьми и их мамами^ подгрупповые занятия).

136

Задачи и формы коррекционного воспитания ребенка с отклонениями в развитии в семье

Главной задачей специалистов при их взаимодействии с семьей больного ребенка является не только выдача рекомен­даций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание та­ких условий, которые максимально стимулировали бы чле­нов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители выработанные в процессе сотруд­ничества со специалистами решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.

Специалисты информируют и обсуждают с родителями ре­зультаты своих обследований и наблюдений. Родители долж­ны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной про­граммы реабилитации ребенка. С самого начала знакомства не­обходимо определить готовность родителей сотрудничать со спе­циалистами разных профилей, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей необходимо готовить к сотрудничеству со специалистами, потребующему от них не­мало времени и усилий. Родители нуждаются в поддержке и одобрении, так как результаты будут видны не сразу и родите­лям может показаться, что их усилия потрачены впустую. В неблагополучных семьях сотрудничество с родителями явля­ется особенно трудной задачей.

При разработке индивидуальной программы реабилитации родителей прежде всего необходимо ознакомить с особенностя­ми заболевания ребенка.

Родители — самые заинтересованные участники процесса и хотят сделать ребенка максимально приспособленным к окру­жающему миру и в перспективе —- к социально-полезной тру­довой деятельности.

Родители и специалисты в процессе воспитания особого ре­бенка ставят перед собой коррекционные задачи, соответству­ющие возрасту ребенка.

Известно, что в процессе развития ребенка функциональные системы взаимовлияют друг на друга. Особенно это влияние выражено в раннем возрасте. Так, на первом году жизни психи­ческое развитие малыша тесно связано с развитием его сенсор­ных и моторных функций. Поэтому развитие сенсомоторных

137

функций в процессе эмоционально-положительного взаимодей­ствия ребенка с матерью составляет основу формирования всех психических функций: речи, внимания, памяти, целенаправ­ленной деятельности, эмоциональной сферы, мышления и со­знания.

Сенсомоторное воспитание направлено на развитие органов чувств и моторики малыша одновременно.

Развитие зрительного сосредоточения и прослеживания пред­метов ведет к появлению у малыша положительных эмоций — первой улыбки, первых голосовых реакций.

При этом малыша следует радовать, обогащать световыми впечатлениями, показывая ему игрушки разного цвета, подве­шивая их над кроваткой. Для привлечения внимания ребенка к игрушке взрослый приводит ее в движение, потряхивая и пере­мещая ее в пространстве.

У некоторых детей с отклонениями в развитии, особенно при внутреннем косоглазии поле зрения может быть суже­но. Такой ребенок привыкает пользоваться ограниченным полем зрения. В этих случаях с помощью игрушек у ребен­ка следует стимулировать недостаточные движения глаз­ных мышц, располагая игрушки и яркие предметы в на­правлении дефектного движения и активизируя развитие этого движения.

Уже в конце первого года жизни малыша следует знакомить с формой, величиной и цветом предметов, обучать его простым предметным действиям.

Для психического развития ребенка важное значение имеет взаимосвязь развития действий с предметами и речи. Извест­но, что действенный анализ и синтез предшествует развитию речи и словесному способу познания, однако в формировании представлений необходимо участие речи.

Отставание в развитии речи приводит к трудностям форми­рования операций сравнений, дифференцированного восприя­тия объектов.

При воспитании ребенка необходимо учитывать особеннос­ти его поведения в кризисные периоды.

К возрасту трех лет речь начинает занимать центральное ме­сто в психическом развитии ребенка. К трем годам ребенок на­чинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чув­ство «я», то есть возможность выделения себя из окружающего мира.                               — --*-

138

В этот период у ребенка отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Попытки же родителей относиться к нему как к малышу вызывает у него чувство протеста. Если родители упорно подавляют самостоятельность ребенка, у него формиру­ется упрямство и стремление все делать наоборот, впоследствии становящиеся правилом.

Особенности поведения ребенка в этот период развития во многом зависят от отношения к нему взрослых. Упрямство и негативная форма поведения направлены в первую очередь про­тив взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком и осо­бенно если они чрезмерно его опекают, чаще это мать или ба­бушка.

Этот этап развития рассматривается как кризис трех лет.

На этом возрастном этапе формируется особое психологичес­кое новообразование — обособление себя от окружающих, что имеет важное значение для личностного развития ребенка.

Вместе с тем у детей с особыми проблемами в развитии в этот период наиболее резко проявляются психопатологические на­рушения. Например, обособление себя от окружающих может принимать болезненный характер у детей с ранним детским аутизмом (РДА). Не случайно, что это отклонение в развитии наиболее ярко манифестирует в возрасте трех лет.

Важное значение имеет ранняя диагностика так называемо­го «трудного темперамента», характеризующегося отклоне­ниями поведения у детей раннего возраста. Этот синдром явля­ется достаточно устойчивым и нередко сочетается с отставани­ем речевого развития. Данный синдром наиболее отчетливо про­является в возрасте от одного до двух лет и от трех до четырех лет.

Таким образом, задачи родителей в коррекционном процессе зависят от возраста ребенка. В возрасте 0—3 года родители стимулируют психофизическое развитие ребенка с помощью эмоционально-теплого общения, тактильных стимулов, зри­тельных и слуховых стимулов, в игровой форме производится стимуляция двигательной активности, речевой активности, развития пространственной ориентировки и схемы тела. Мать ведет дневник наблюдений, организует охранительный режим для ребенка.

В возрасте 3—4 лет у ребенка развивают внимание, память, мышление, речь, общую и мелкую моторику, формируют навы­ки общения и расширяют круг общения, формируют навыки

139

самообслуживания и гигиены, организуют ролевые и сюжетно-ролевые игры, привлекают детей к труду, расширяют представ­ления ребенка об окружающем мире, организуют его отдых, выбирают детское дошкольное учреждение и участвуют в орга­низации совместной работы с его специалистами. Родители организуют охранительный режим для ребенка и ведут днев­ник наблюдения.

Родители ребенка в возрасте 56 лет совместно со спе­циалистами готовят ребенка к школе, организуют его режим дня. Ребенок участвует в распределении и обсуждении обя­занностей. Родители формируют у ребенка трудовые навы­ки и приучают его к самостоятельности. Родители совмест­но со специалистами выявляют и развивают интересы и твор­ческие способности ребенка, продолжают расширять пред­ставления ребенка об окружающем мире, ведут дневник на­блюдения.

Основными задачами родителей — участников реабилита­ционных программ — являются:

♦ создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;

♦ обеспечение своевременного приема ребенком предписан­ных ему медикаментозных средств, наблюдение за их дей­ствием и информирование об этом врача;

♦ постоянное наблюдение за соматическим и психологичес­ким состоянием ребенка с ведением дневника наблюдения;

♦ овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по ран­ней стимуляции, коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению своих детей;

♦ овладение основами правовых знаний, относящихся к пра­вам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в раз­витии;

•> участие в деятельности общественных объединений и орга­низаций родителей детей с нарушениями в развитии;

♦ родителям необходимо знать особенности развития ребен­ка, сформировать адекватную самооценку, правильное от­ношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребенка игровую и посильную игровую деятельность; при посещении ребенком детского учреждения родители про­должают с ним работать. --„■* .

140

Помощь в воспитании и обучении родители получают у спе­циалистов, ведущих ребенка. Кроме того, они могут обратиться в консультативные группы, которые организуются при специ­ализированных детских садах, реабилитационных центрах. Ос­новными задачами таких групп являются проведение коррек-ционной работы с детьми, обучение родителей, оказание психо­терапевтической помощи. Основная форма организации инди­видуальные занятия и занятия малыми группами с обязатель­ным присутствием родителей.

Прежде чем приступить к коррекционной работе с ребенком, необходимо выявить, какими знаниями, представлениями и умениями в пределах данной темы он владеет и какие пробле­мы у него имеют место.

Для выяснения фактического уровня знаний ребенка может проводиться вопросно-ответная беседа. В дальнейшем, в ходе коррекционных занятий, знания и представления будут уточ­няться.

Каждому ребенку, особенно если он имеет тяжелые наруше­ния речи, моторики, поведения, необходимо помочь найти адек­ватные способы общения со взрослым путем игрового контакта; малыша необходимо заинтересовать обследованием, усложне­ние заданий следует подбирать так, чтобы это не требовало от ребенка новых форм ответных реакций. Формы и характер от­ветных реакций не должны влиять на общую оценку уровня ум­ственного развития ребенка. Методы обследования следует обя­зательно подбирать с учетом дефекта. Так, детям с речевыми нарушениями можно давать многие задания с помощью пока­за, не требуя от них речевого ответа.

При обследовании детей с повышенной нервной возбудимос­тью, негативизмом, агрессивным или импульсивным поведе­нием вступление с ними в контакт может оказаться невозмож­ным. В этих случаях используется метод наблюдения за поведе­нием и игрой ребенка при специально подобранном для него материале.

Следует учитывать, что у некоторых детей с ранним органи­ческим поражением мозга, например у детей с гидроцефалией, непродуктивность в игровой деятельности и при выполнении специальных заданий может быть связана с повышенной пси­хической истощаемостью и в связи с этим с низким мотиваци-онным уровнем. Ответы этих детей могут отличаться большой неравномерностью.

141

Поэтому эти дети нуждаются в дозированном по времени об­следовании, в стимуляции к выполнению задания, похвале, одобрении. При обследовании детей раннего возраста желатель­но присутствие матери.

Индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения в семье ребенка составляются совместно специалис­тами иродителями.

Примеры краткосрочных программ

Индивидуальная программа воспитания, обучения, развития Вити Д.. 3 лет

Диагноз: Задержка речевого и психического развития.

Результат обследования: ребенок ходит самостоятельно дос­таточно уверенно, но не прыгает, не развита тонкая ручная мото­рика. Говорит отдельные слова, понимает обращенную речь. Ро­дителей больше всего волнует отставание в развитии речи.

Программа для родителей включает в себя развитие общей и речевой моторики.

Необходимо развивать общие движения, учить прыгать, хо­дить, опираясь на пятку, затем на носок. Стоять на одной, на другой ноге, сохранять равновесие, развивать моторику рук. Формировать пальцевый захват мелких предметов. Использо­вать различные игры со звукоподражанием (кто как кричит).

Для стимуляции речевого развития необходимо обогащать пассивный словарь: учить показывать в альбоме фотографии близких. В книжках показывать предметы, которые называ­ет взрослый. Развивать и закреплять навыки самообслужи­вания. Формировать и стимулировать предметно-игровую де­ятельность.

■ Учить выделять «большой» и «маленький». Формировать предметно-игровые действия. Развивать интерес к сюжетным играм.

Индивидуальная программа воспитания и стимуляции раз­вития Вани Д. (возраст 3 года 2 мес.)

Оценка ведется по следующим параметрам:

моторика: (общая) соответствует возрасту; наблюдаются трудности в дифференцированных движениях пальцев рук, нечеткая латеральная доминантность. Не может прыгать на од­ной ноге, не выполняет заданияпа ручной праксис.

142

моторика речевая: неловкие движения языка, ограничен­ная подвижность языка вверх (при нормально развитой уздеч­ке).

понимание обращенной речи соответствует возрасту. Соб­ственная речь практически отсутствует.

Диагноз: задержка речевого развития. Элементы корковой дизартрии.

Рекомендации: развитие общей моторики и координации движений. Учить стоять на одной и другой ноге с закрытыми глазами. Прыгать ритмично под счет и музыку на двух ногах. От прыжков плавно переходить к ходьбе.

 

Специально подчеркиваем, что успех лечебно-педагогичес­кой, коррекционно-развивающей работы определяется не толь­ко дифференцированностью подхода к каждому ребенку с уче­том возраста, специфики отклонений в развитии, соматическо­го, неврологического и психического развития, но и учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для того чтобы помочь родителям установить эффективный контакт с ребенком надовербальном этапе развития, следует обратить внимание на следующие моменты:

— ждет ли родитель сигнала от ребенка (плач, гуление) пе­ред тем как удовлетворить его потребности;

— следит ли родитель за взглядом ребенка и называет ли предмет его интереса;

— имитирует ли родитель звуки и действия ребенка;

— изменяет ли слова в разговоре, затем ждет ответа (вербаль­ного);

— меняет ли родитель ситуацию, играя с ребенком (без слов), совершая действия с игрушками;

— объясняет ли родитель сигналы ребенка как желание об­щения, например: ребенок протягивает руки, родитель спра­шивает: «Ты хочешь на руки?»;

— использует ли родитель бессловесные указания, чтобы добиться ответа, например: мимикой лица, изменяя голос;

— бывает ли родитель иногда требовательным, общаясь с ре­бенком.

При общении на вербальном уровне важно выяснить:

— дает ли родитель только одно указание на каждое задание;

— дает ли родитель ребенку время на ответ по каждому зада­нию, прежде чем вмешаться;

143

— если ребенок не отвечает, повторяет ли родитель указа­ние, а затем физически помогает ребенку выполнить его;

— если ребенок отвечает правильно, реагирует ли родитель улыбкой, прикосновением и/или разговором с ребенком, обсуж­дая положительно проделанное задание;

— даются ли указания в простой и ясной форме или они сложны;

— моделирует ли родитель нужное поведение во время раз­говора и/или игры с ребенком;

— соответствуют ли используемые материалы заданию и воз­расту ребенка;

— подкрепляет ли родитель внимание ребенка во время и между заданиями;

— меняет ли родитель выражение лица и интонацию при разговоре с ребенком.

Информация для родителей

Приступая к занятиям с ребенком, прежде всего родителям следует посоветоваться с профессионалами — педагогом и вра­чом-психоневрологом, чему прежде всего учить ребенка. Основ­ная задача обучения определяется с учетом специфики сохран­ных и нарушенных функций, ведущего дефекта развития, со­стояния интеллекта, моторики, уровня речевого развития и ме­дицинского диагноза. Необходимо четко определить цели, ко­торые желательно достичь в процессе обучения. Перед началом обучения тщательно обследуют ребенка и составляют этапную индивидуальную программу обучения. На начальной стадии обу­чения большинство заданий можно и нужно выполнять в про­цессе повседневного ухода за ребенком.

Для того чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей сто­роны, следует:

— предлагать ребенку короткие задания, стараясь делать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятель­ности;

— начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуаци­ей успеха;

— сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими;

— оценивать навыки самообслуживания в соответствующей обстановке;

— привлекать членов семьи к оценке сформированных навыков;

— помнить, что регулярные оценки выполнения заданий помогут вам проследить динамику достижений;

144

старайтесь проводить оценку достижений ребенка в раз­витии в виде интересной игры;

— включайте в программу обучения развитие нескольких на­выков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций. Таким путем у ребенка легче может появиться интерес к занятиям;

— составлять план занятий примерно на 2—3 недели с помо­щью педагога.

В процессе обучения могут возникнуть определенные труд­ности, к которым родители должны быть готовы. Например, когда ребенок может, но не хочет выполнять задания. В таких случаях ребенка необходимо прежде всего научить подчинять­ся требованиям взрослых.

Известно также, что наиболее часто невыполнение заданий может быть связано с нарушениями внимания.

Предлагается три главных ступеньки, преодолевая которые ребенок учится концентрировать внимание:

1. Концентрация внимания на человеке — обычно путем под­держания зрительного контакта.

2. Концентрация внимания на предмете или звуке.

3. Концентрация внимания на предмете одновременно с дру­гим человеком (так называемое «совместное внимание»). Раз­витие совместного внимания имеет важное значение для пси­хического развития ребенка. Без этого навыка ребенок не на­учится овладевать социальными навыками и навыками обще­ния, а также в дальнейшем и навыками тонкой моторики и об­щения.

Процесс обучения ребенка родителям следует сделать трех­ступенчатым:

1. Вначале ребенку объясняют, что он должен делать.

2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное за­дание.

Режим для ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии

У детей с отклонениями в развитии обычно наблюдается более низкая работоспособность ЦНС, поэтому они прежде всего нуждаются в достаточной продолжительности сна. От 1 года до 3—4 лет ребенок должен спать не менее 14—15 часов в сутки.

145

Надо помнить о больших индивидуальных различиях в работос­пособности ЦНС этих детей. Поэтому при отклонениях в разви­тии, сочетающихся с общей физической ослабленностью, гидро­цефалией, эпилептическими припадками, общая продолжитель­ность сна может удлиняться. В этих случаях решать вопрос о про­должительности сна следует только с врачом.

Для детей с отклонениями в развитии крайне важно, чтобы все промежутки дня между кормлениями, сном, гигиеничес­кими и лечебными процедурами, а также специальными за­нятиями были заняты доступной и интересной для них дея­тельностью.

Дети с отклонениями в развитии часто отличаются повышен­ной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболе­ваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Они хуже, чем здоровые сверстники, приспосабливаются к изменя­ющимся условиям внешней среды и прежде всего к темпера­турным и атмосферным изменениям.

При изменении погоды, особенно атмосферного давления са­мочувствие многих из них ухудшается: они становятся более беспокойными, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, у некоторых из них пропадает аппетит, появля­ется вялость, сонливость. Поэтому особенно важное значение имеет укрепление их общего здоровья. Одним из таких способов является закаливание организма, которое необходимо начинать с раннего возраста. Выбор способа закаливания зависит от ха­рактера заболевания, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Закаливание детей первых лет жизни осуществляется главным образом в процессе повседневного ухода за ребенком. Детей постепенно приучают к длительному пребыванию на све­жем воздухе, к умыванию прохладной водой, к ношению облег­ченной одежды. Как средства закаливания применяются обти­рания, обливания.

Солнечные ванны как средство закаливания для детей с ран­ним органическим поражением ЦНС в первые годы жизни при­менять не рекомендуется. Это связанно с тем, что у многих из них имеется склонность к повышению внутричерепного давле­ния, иногда повышенная судорожная готовность и возбудимость ЦНС.

Для всех детей с отклонениями в развитии особенно важное значение имеют специальные занятия по развитию их мотори­ки, особенно по развитию координации движений, функции

146

равновесия, по коррекции прямостояния, ходьбы, развитие рит­ма и пространственной организации движений.

У многих детей с отставанием в развитии нарушен ритм выполнения движений. Это особенно часто наблюдается у де­тей с двигательными и речевыми расстройствами. Поэтому важно научить ребенка согласовывать свои движения с за­данным ритмом. Для этого с малышом полезно проводить специальные задания под счет, хлопки, музыку. Выпол­нение движений в заданном ритме не только улучшает мо­торику ребенка, но и активизирует его внимание, повы­шает эмоциональный тонус ребенка, соответствует его ре­чевому развитию.

У детей с отклонениями в развитии обычно недостаточно развиты такие физические качества как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому с ними крайне важно выполнять специальные упражнения, формирующие основные двигатель­ные навыки и умения и способствующие развитию физических качеств. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыж­ки, лазание и перелезание, а также различные действия с пред­метами и игрушками. Малыша важно как можно раньше на­учить захватывать различные по объему, форме и весу предме­ты, манипулировать ими, а также узнавать их на ощупь с зак­рытыми глазами.

Если ребенок вялый, малоподвижный, не стремится к само­стоятельной деятельности, его надо постоянно заинтересовы­вать, стимулировать к игре и двигательной активности, пред­лагая доступные для него задания. Детям с повышенной отвле-каемостью полезно предлагать задания, требующие организо­ванности и выдержки.

Воспитание ребенка с отклонениями в развитии неразрывно связано с укреплением его здоровья. Прежде всего следует нала­дить режим его сна и питания. Не следует приучать ребенка спать на руках у матери. Это допустимо в самых исключитель­ных случаях, например, когда малыш болен. Укладывать ре­бенка спать следует в одно и то же время. Если у него с большим трудом вырабатывается биологический ритм «сон — бодрство­вание» и он не спит ночью, а предпочитает спать днем, попро­буйте не укладывать его днем. Перед ночным сном с ребенком полезно погулять, поиграть в спокойные, тихие игры; не следу­ет перед сном возбуждать его ласками, дарить новые игрушки, читать новые книжки. Играть лучше в одну и ту же игру или

147

читать хорошо знакомую и любимую им книжку. Взрослый, ко­торый укладывает малыша спать, должен быть как можно бо­лее спокоен.

Малыша с двигательными нарушениями, особенно с детс­ким церебральным параличом, следует переворачивать во сне с одного бока на другой. Если ребенок спит на животе, его голов­ка должна быть повернута в сторону. Если это не так, необходи­мо следить, чтобы ночью он не спал на животе.

Если малыш спит больше нормы, не волнуйтесь, помните, что его нервная система очень слабая и нуждается в отдыхе.

Если у ребенка судороги, матери следует быть к нему особен­но внимательной во время ночного сна; хорошо, если кто-то из членов семьи спит с малышом в одной комнате.

Некоторые дети с отклонениями в развитии могут, не про­сыпаясь, кричать по ночам, иногда даже вставать и ходить по комнате.

Если эти состояния довольно регулярны, то есть возникают в одно и то же время после засыпания и особенно если в это время ребенок мочится, родителям обязательно следует посоветовать­ся с врачами, поскольку в этих случаях может потребоваться специальное лечение.

При кормлении больного ребенка следует обратить внима­ние на то, как он усваивает различные виды пищи. Некоторые дети, отстающие в психомоторном развитии, могут иметь раз­личные врожденные нарушения обмена веществ, в связи с чем они не усваивают различные продукты, например, молоко, са­хар, белковую пищу. Во всех этих случаях необходимо как мож­но раньше обратиться к врачу и строго придерживаться назна­ченной им диеты.

Развитие у ребенка навыков самообслуживания

Очень важно для воспитания и социализации больного ре­бенка развитие у него навыков самообслуживания. Поскольку у всех детей с отклонениями в развитии с трудом формиру­ются тонкие ручные навыки, которые необходимы при само­обслуживании, для их развития требуются специальные за­нятия, проводимые в несколько этапов. На самом первом их этапе ребенка надо обучить умению произвольно брать и опус­кать предметы, перекладывать их из руки в руку, соразме-

148

рять двигательные усилия в соответствии с размером, весом и формой предметов.

Для того чтобы ребенок научился самостоятельно есть, он должен подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и тоже подносить его ко рту, брать ложку и самостоятельно есть (внача­ле ему предлагается густая пища), затем он должен научиться держать кружку и пить из нее. Ребенку с отклонениями, чтобы овладеть всеми навыками, следует предоставлять как можно больше самостоятельности. Уберите хорошую посуду, которую вам жалко, используйте небьющиеся чашки и тарелки. Затем постепенно приучайте малыша пользоваться вилкой, ножом. Не забывайте об эстетике, когда сервируете стол.

Для того чтобы ребенок освоил навыки одевания, научите его сначала расстегивать большие, потом мелкие пуговицы, пра­вильно ориентироваться в одежде. Многие дети долго путают в одежде « зад» и « перед », изнаночную и лицевую стороны, в обу­ви — правый и левый ботинки, долго не могут научиться засте­гивать крючки, молнии, зашнуровывать ботинки. Все эти на­выки следует тренировать в игровой деятельности. А после того как они закрепятся, переносить в жизнь самого ребенка. После подобных занятий у ребенка, как правило, появляется стремле­ние к самостоятельной деятельности. Правда, он еще очень не­ловок и медлителен. Не сердитесь на него. Наберитесь терпе­ния, и постепенно ребенок овладеет простейшими навыками самообслуживания.

Но во всех случаях важно не упустить момента, когда малыш начинает проявлять активность в одевании ли, в еде ли. Внача­ле взрослый выполняет некоторые действия вместе с ребенком, комментирует их. Правда, свою помощь взрослый должен стро­го дозировать с учетом возможности ребенка.

Ребенка следует как можно раньше приучить к порядку. Перед сном он должен аккуратно положить белье на стульчик, поставить тапочки около кроватки, а перед этим убрать игруш­ки на место.



2019-11-21 317 Обсуждений (0)
Основные формы взаимодействия специалистов и родителей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные формы взаимодействия специалистов и родителей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)