Обучение малыша навыкам опрятности
Всех детей с отклонениями в развитии независимо от тяжести их состояния следует обучать навыкам опрятности. Но это потребует очень большого терпения и настойчивости. Развитие навыков опрятности у детей с отклонениями в развитии обычно 149 представляет определенные трудности, что связано как со спецификой их заболевания, так нередко и с ошибками воспитания. Многие родители, чрезмерно беспокоясь о будущем своего ребенка, начинают слишком рано прививать ему навыки опрятности, другие, напротив, жалея ребенка, не уделяют этому вопросу в первые годы жизни никакого внимания. В обоих случаях формирование навыков затрудняется. Чтобы избежать этих ошибок, родителям полезно знать особенности развития навыков опрятности у здорового ребенка; до года у ребенка, как правило, не устанавливается связь между предметом и его назначением (за исключением отдельных редких случаев), почему и не следует стремиться прививать в этом возрасте привычку пользоваться горшком. Эта связь у большинства детей появляется на втором году жизни. Однако на этом возрастном этапе доминирующей формой деятельности является двигательная, и ребенок обычно так бывает ею увлечен, в частности освоением ходьбы, что часто забывает о контроле над функцией мочевого пузыря. Только постепенно, с возрастом этот контроль начинает закрепляться. В 2 года большинство детей имеют частично сформированные навыки опрятности, однако в этом возрасте ребенок может чувствовать беспокойство при пользовании горшком, по нескольку раз вскакивая с него. Й только постепенно к 3—3,5 годам навык опрятности становится более прочным. Родители должны помнить, что процесс воспитания навыков опрятности длительный и у здорового ребенка он легко может быть разрушен при изменении привычной обстановки, под влиянием эмоциональных переживаний, болезни и т. д. Очень часто родители считают, что им удалось сформировать навык опрятности, как вдруг оказывается, что он утрачен. Эти срывы навыка в период его формирования характерны и для здорового ребенка, тем более они закономерны для ребенка с отклонениями в развитии. Очень важно, чтобы родители хвалили ребенка, когда он проявил навык опрятности, и совсем не ругали, если этого не случилось. Даже умственно отсталый ребенок чувствует, что он сделал плохо, поэтому грубость родителей вызывает у него беспокойство, не помогает укреплению навыка, а, наоборот, разрушает его за счет эмоционального стресса. Для воспитания навыка опрятности важно, чтобы родители предлагали ребенку горшок в строго определенные интервалы 150 времени. Важно развить у ребенка желание обрадовать родителей, ибо понять, почему надо пользоваться горшком, ему пока трудно. При воспитании навыка опрятности родители должны учитывать следующие моменты, связанные со спецификой аномального развития: находясь на горшке, ребенок не должен испытывать страха. Чтобы чувствовать себя спокойно, ему надо быть рядом со взрослым; нельзя давать ему игрушки, так как внимание переключается на них; для многих детей трудно удержаться в позе сидения и расслабляться в этой позе для нату-живания и опорожнения кишечника. Последнее значительно затрудняет развитие навыков опрятности у многих детей с отклонениями в развитии. Тут могут быть полезны следующие советы. Если это маленький ребенок, матери можно ставить горшок себе на колени; это позволит поддерживать ноги ребенка в положении отведения, контролировать положение его головы и помогать ему сохранять равновесие. С помощью матери ребенку легче расслабиться. Иногда оказывается полезным применение небольшого куска пористой резины, использованной таким образом, чтобы она находилась вокруг краев горшка и обеспечивала бы более устойчивое и удобное положение ребенка, полезно также использование специальных стульчиков, за перекладины которых ребенок может удерживаться. Важно подчеркнуть, что мальчики для их правильного психосексуального развития с самого начала воспитания навыка опрятности должны мочиться стоя. Для детей с двигательными нарушениями можно использовать специальный горшок с подъемными сторонами, держась за которые ребенок чувствует себя более устойчиво и преодолевает страх падения, или с этой целью можно укрепить перекладину. Если у ребенка недостаточно развита реакция равновесия и функция сидения, то горшок можно поместить в деревянный ящик или в основание треугольного стула или табуретки, чтобы ребенок мог держаться за края этого приспособления. Надо стремиться к тому, чтобы малыш с первых лет жизни учился сам доставать горшок, более старший — самостоятельно пользоваться горшком. Задача родителей — обеспечить возможность выполнения этих функций самим ребенком. Туалетную бумагу располагают на доступной для него высоте. Одежда ребенка должна быть такой, чтобы он мог снять ее самостоятельно. 151 На первой стадии развития навыка, когда ребенок, используя для этого различные способы, начинает сообщать окружающим о своих нуждах, взрослые должны быть максимально внимательны к этим сигналам — жестам, мимике, речи, выражению взгляда, голоса. На следующем этапе, когда ребенок сам начинает доставать горшок и снимать одежду, важно создать условия для полной его независимости в этих действиях, о чем уже говорилось выше. Для того чтобы облегчить формирование навыков опрятности у ребенка, вам следует прежде всего поить и кормить его в одно и то же время. И в соответствии с этим высаживать на горшок. Вначале сажайте малыша на горшок достаточно часто (например, через каждый час), но не оставляйте на горшке долго (не более 5—6 минут). Еще раз обращаем внимание на то, что при тренировке навыков опрятности следует быть максимально терпеливыми и последовательными в своих действиях. Не следует думать, что только у вашего ребенка возникают большие трудности в приобретении этих навыков. Во всех случаях важно понять причину трудностей, испытываемых ребенком, и направить все усилия на ее преодоление. Если же, несмотря на все старания родителей, навык опрятности не формируется к 4 годам или же если навык сформировался, а потом под влиянием каких-либо неблагоприятных воздействий был утрачен, вам необходимо обратиться к врачу. У многих детей с отклонениями в развитии, у которых удалось сформировать навыки опрятности в дневное время, ночью во время сна может наблюдаться неосознанное упускание мочи—энурез. Ночной энурез у детей с отклонениями в развитии часто связан с нарушениями механизмов сна. Поэтому одним из важнейших режимных моментов в этих случаях следует считать строгую организацию режима сна ребенка. Необходимо создать благоприятные условия для отхода ко сну, исключив за 2 часа до сна различные эмоционально возбуждающие воздействия (подвижные игры, просмотры телепередач и т. д.), спать ребенок должен на полужесткой кровати со слегка приподнятым ее ножным концом, в теплой комнате. Важным является соблюдение определенного пищевого и питьевого режима с ограничением во второй половине дня продуктов, содержащих большое количество жидкости. Питьевой режим предусматривает исключение всякого питья за4—5 часов до сна. Если этих режимных моментов оказыва- 152 ется недостаточно, вам следует обязательно посоветоваться с врачом-психоневрологом . Развитие сенсорных функций и различных видов памяти В преодолении и предупреждении отставания в развитии ведущая роль принадлежит сенсорному воспитанию и развитию игровой деятельности ребенка. Сенсорное воспитание является основой развития познавательной деятельности, оно создает у малыша необходимые предпосылки для формирования высших психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Целью сенсорного воспитания является развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятие позы и движений), а также ограничения движений глаз из-за различных форм косоглазия, нарушений фиксации взора, ограничение поля зрения и других расстройств, связанных с патологией зрительной и зрительно-моторной системы. Кроме того, у детей с нарушениями умственного развития недостаточность зрительного восприятия определяется малой психической активностью, отсутствием интереса к окружающему. Во всех случаях необходимы ранние коррекционные упражнения. Уже на первом году жизни малыша родителям следует всячески содействовать накоплению ребенком сенсомоторного опыта. Все сенсорные функции малыша следует развивать в тесной взаимосвязи с формированием двигательных навыков, стремясь к тому, чтобы развивалась целостная интегративная деятельность — сенсомоторное поведение, которое составляет основу интеллектуального и речевого развития. Для детей с отставанием психомоторного развития необходимо как можно раньше стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая этот процесс с моторной активностью. Прежде всего малыша следует обучить комплексному обследованию окружающих предметов с привлечением зрения, слуха, движений рук. Это осуществляется в процессе повседневного ухода. Считаем необходимым отметить следующие особенности проведения коррекционной работы по сенсорному воспита- 153 нию малыша — это этапность и последовательность. Безусловно, это правило относится ко всем видам коррекционной работы, но мы его рассмотрим на примере сенсорного воспитания. Прежде всего у родителей всегда возникает вопрос: *С чего начать? » Естественно, оптимальным вариантом является начало лечебно-воспитательных и коррекционных мероприятий с первых месяцев жизни ребенка. Но, к сожалению, отклонения в развитии не всегда диагностируются так рано. Чаще всего это выявляется к 2—3 годам жизни. На этом же возрастном этапе, как уже отмечалось выше, основной проблемой, которая волнует родителей, обычно является отставание речевого развития. Однако при обследовании ребенка часто выявляется несформированность самых начальных этапов сенсорного развития. Поэтому коррекционная работа прежде всего должна строиться с учетом не только возраста малыша, но и уровня сформированности той или иной функции, а также уровня сенсомоторного развития в целом. Поэтому с ребенком 2—3 лет иногда может возникать необходимость начинать коррекционную работу по сенсорному воспитанию с самых начальных этапов, которые здоровый ребенок проходит в первые месяцы жизни. Это, как правило, относится и к стимуляции развития и других функций. Таким образом, если ребенок находится на самом начальном этапе развития сенсорных функций, то его прежде всего обучают возможности произвольной фиксации взгляда как на перемещаемых, так и на неподвижных предметах (игрушках), его побуждают к более длительному сосредоточению на предмете и лице говорящего. Учат осматривать предмет, выделяя в нем существенные признаки. Затем предлагают задания по словесной инструкции, при условии понимания речи, например, найти глазами окно, дверь, ту или иную игрушку. На следующем этапе ребенка учат различению цветов. Известно, что уже на первом году жизни ребенок способен отличить один цвет от другого. Однако установление связи между зрительным восприятием цвета и его словесным обозначением происходит значительно позже. Так, в процессе специального обучения ребенок в начале третьего года при нормальном развитии различает и называет четыре цвета: красный, синий, желтый и зеленый. К моменту поступления в школу должен различать и называть всетэсновные цвета. 154 Если ребенок отстает в развитии, то упражнения в различении и назывании цветов следует проводить систематически и в разнообразной форме. Родителям следует помнить, что особенно полезным для малыша являются упражнения в быту, в жизненной ситуации. Так, в процессе одевания, раздевания взрослый называет цвет одежды, обуви, при знакомстве с предметами окружения он называет их цвет. Важно, чтобы малыш не только механически усвоил названия цветов, но и на основе дифференциации цвета научился производить начальные умственные операции — обобщать. Для этого его надо научить подбирать предметы, одинаковые по цвету, распределять их по этому признаку. Полезно проводить также специальные дидактические игры (или игры-занятия). Так, если малыш совсем не знает цветов, то ему предлагается игра с цветными шариками. Цель этой игры— научить ребенка различать цвета и понимать их название. Вначале взрослый играет с ребенком, используя шарики одного цвета (красные, затем синие), они вместе их катают, подбрасывают. Затем проводится игра с красными и синими шариками одновременно. В такой игре ребенок по инструкции взрослого должен выбрать и покатать красный или синий шарик. Взрослый берет красный или синий шарик и просит ребенка выбрать «такой же» катать вместе с ним. Игры повторяются, пока ребенок не научится выбирать из двух цветов нужный по просьбе взрослого. Затем ребенку подбирают игры, способствующие формированию простых умственных операций на основе знания цветов. Ребенку дается коробка с 8—10 шариками двух цветов и две коробки такого же цвета, как и шарики, и он должен разложить шарики в коробки соответствующего цвета. Затем ему дают эти же шарики, окрашенные в два цвета, которые складываются в общую коробку. Затем на стол ставят две пластмассовые тарелки таких же цветов, как и шарики. Взрослый на глазах у ребенка берет красный шарик, кладет его в красную тарелку, затем дает синий шарик ребенку и просит его положить в соответствующую по цвету тарелку. Постепенно на различном игровом материале, в том числе картинках, ребенка учат группировать предметы по цвету, форме и величине. 155 Для этого малыша прежде всего необходимо научить различению простых геометрических фигур и их размеров. Следует помнить, чтв-все игры — занятия по различению геометрических фигур не только тренируют зрительное восприятие и внимание, но и способствуют развитию пространственных представлений. Если у малыша совсем отсутствует представление о форме предмета, то игры-упражнения начинаются с различения формы шара, круга и их размеров (большой — маленький). Для этого родителям нужно иметь ящик, в стенке которого имеются отверстия большого и маленького размера, с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик и шарики двух размеров с таким расчетом, чтобы шарики не могли пройти через меньшие отверстия. При этом взрослый поясняет: «Вот большой шарик (шарик дается ребенку, и он ощупывает его), а вот маленький (также предоставляется возможность ощупать шарик)». После этого ребенок закрывает глаза и ему в руку вкладывается один из шариков. Ребенок должен угадать, какой шарик у него в руке. После этого ребенку дается задание — положить большой шар в большое окошко, а маленький — в маленькое. Также в играх у ребенка развивают возможность различать формы шара и куба, круга и квадрата, затем добавляется треугольник, овал и другие геометрические фигуры. На начальном этапе таких игр-упражнений малыш знакомится с одной стороной, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы большого и маленького размера, используемые шары и кубики тоже двух размеров. Познакомившись с формами и размерами шара и куба, малыш знакомится с отверстиями на коробке. При этом у него на данном занятии развиваются элементарные навыки переноса: шар — отверстие круглой формы — окошко, куб — отверстие квадратной формы — квадрат. Взрослый предлагает малышу опустить в коробку большой шарик и большой кубик и спрашивает: «Куда ты будешь опускать шарик? В какое окошко?» — «Правильно, вот в это окошко опусти шарик. А теперь опусти кубик. Покажи, куда надо опустить кубик? » — «Правильно, сот сюда!» Затем ребенок выполняет это задание самостоятельно. После этого ребенка учат опускать большой шарик в большое окошко, маленький — в маленькое. 156 Затем ребенку для различения предлагаются новые геометрические фигуры. Полезно использовать игру «Почтовый ящик», а также специальные доски с прорезями различной формы и величины и соответствующие фигурки к ним. Ребенка путем соотнесения учат помещать в каждую прорезь соответствующую фигурку. Закрепление понятий «большой», «маленький», а также узнавание различных геометрических форм закрепляется в различных играх-упражнениях на конструктивную деятельность. Для детей с отклонениями в развитии особенно полезны игры с разборными игрушками, так как в них не только формируется представление о величине предмета, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные ориентировки. Это специальные игры — вкладыши в виде набора коробок, вложенных одна в другую, это подбор крышек к коробкам разного размера, игры с матрешками, пирамидками и т. д. На следующих этапах ребенку предлагаются кубики и разрезные картинки сначала из двух, а затем из четырех частей. Широко следует использовать игры со строительным материалом. В этих играх у детей развивается представление о форме, величине и объеме предметов, формируются целенаправленная деятельность и пространственные представления. Организуя игру малыша, лучше чтобы взрослый играл вместе с ним. При этом необходимо учитывать, что ребенок должен сохранять самостоятельность и проявлять активность. На всех занятиях с ребенком педагог и родитель уделяют специальное внимание развитию памяти малыша. Работа по развитию памяти способствует формированию и закреплению образов предметов и явлений окружающей действительности, что имеет важное значение для дальнейшего формирования обобщенных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Педагогу и родителям в процессе наблюдения за ребенком, а также в процессе специальных коррекционных занятий необходимо определить преобладающий вид памяти. Это имеет важное значение, так как для более эффективной начальной коррекционной работы педагог может опереться на ведущий вид памяти, постепенно стимулируя развитие и других ее видов. При достаточно развитой памяти ребенок в состоянии зак- 157 решить адекватные образы восприятия предметов и явлений окружающего мира, что имеет важное значение для его умственного развития. Развитие познавательной деятельности, речи и навыков общения Для развития познавательной деятельности ребенка пред-дошкольного и дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных сенсорных функций, а также специальное умственное воспитание. При этом важно учитывать возрастные закономерности и механизмы умственного развития здорового ребенка. Умственное воспитание ребенка следует осуществлять в процессе различных видов его продуктивной деятельности. Важное значение имеет планомерное ознакомление его с окружающим путем специального формирования у него целостного восприятия и представления о явлениях окружающей действительности . В процессе ознакомления у ребенка формируется целостное представление об окружающем мире. Важными формами мышления дошкольника является наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Сформи-рованность этих видов мышления имеет важное значение в общем процессе умственного развития ребенка. Родителям и педагогам важно помнить, что для развития мышления ребенка важное значение имеет его практическая деятельность, в процессе которой и развиваются наглядно-действенные формы мышления. Особенностью этого вида мышления является его неразрывная связь с практической деятельностью ребенка. По мере формирования наглядно-действенного мышления формируется возможность соотнесения условий задачи с ее требованиями, что является одним из важных показателей умственного развития. При отставании умственного развития такого соотнесения не происходит, поэтому педагогу и родителям необходимо специально развивать у ребенка различные формы предметно-практической деятельности. Важнейшей задачей развития мышления ребенка является формирование у него таких форм познания предметов и явлений окружающей действительности, которые отражали бы существенные признаки, связи ивзаимоотношения между ними, 158 что является предпосылками для формирования обобщенных представлений и элементарных понятий. Формирование понятий очень важно для успешной подготовки ребенка к обучению в школе. Педагог и родители должны научить ребенка выделять существенные признаки предметов; уметь делать простые обобщения. В настоящее время показана важная роль ранних стадий развития и раннего обучения для психического развития ребенка. Однако в каждом конкретном случае для решения вопроса о времени начала школьного обучения ребенка необходима консультация специалистов (педагога, врача-психоневролога, психолога, педиатра). Для развития речи и навыков общения важное значение имеет подражание. Поэтому ребенка важно научить подражать взрослому при выполнении им различных движений. Ребенку говорят: «Делай, как я». Затем его просят выполнить различные действия по словесной инструкции, таким путем развивают понимание обращенной речи и функцию подражания. В процессе совместной со взрослым игровой деятельности ребенок учится повторять слова и действия взрослого. Так его учат подражать действиям губ, произнося цепочки слов « мо—мы », « то — ты — ту» и т. п. Считается, что в раннем возрасте ребенок особенно чувствителен к усвоению языка. Для реализации этого обобщения важное значение имеет эмоционально-положительное взаимодействие «мать —ребенок» . Известно, что отдаление ребенка от матери в данном возрасте может быть одной из причин задержанного доречевого и речевого развития ребенка. К факторам риска речевых нарушений относится семейная отягощенность патологией речи. Известно, что именно речь родителей, особенно матери, становится образцом речи для речевого развития ребенка. У детей раннего возраста особое значение имеет стимуляция развития понимания обращенной речи и функций подражания. Речь возникает при наличии определенных предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Речь возникает только при общении взрослого с ребенком. При этом ведущее значение имеет эмоционально радостное общение ребенка с матерью или заменяющим ее лицом. При этом значение имеет так называемый метод «разрабатывающеговзаимодействия» идифференцирован- 159 ные способы развития коммуникативного поведения у детей раннего возраста, предложенный Н. Н. Школьниковой. Автором было показано, что именно мать или заменяющее ее с самого рождения лицо обладает специфическими аффективными возможностями развития ребенка и прежде всего развития его речи и коммуникативного поведения. Это связано с тем, что диада мать — ребенок на ранних этапах онтогенеза развивается как функциональная саморегулирующая биологическая система. В основе взаимодействия диады мать — ребенок лежит актуализация биологических инстинктивных программ коммуникативного поведения ребенка и матери. Детские вопросы. Родителям следует иметь в виду, что детские вопросы являются важным показателем интеллектуального и коммуникативного развития ребенка. Выделяют два типа детских вопросов, связанных с уровнем умственного и речевого (коммуникативного) развития ребенка. Первый этап начинается с появления назывательной (номинативной) функции речи и связан с развитием номинативно-назывательной функции речи. На этом этапе формируется возможность обозначения окружающих предметов. При этом ребенок постоянно начинает задавать вопросы типа «Это что?» В этот период (около двух лет) происходит совместно стимулирующее развитие мышления и речи. На втором этапе (возраст 4—5 лет) у ребенка начинают формироваться причинно-следственные связи, возникают вопросы типа «Почему?» Появление этих вопросов связано с расширением познавательных интересов ребенка. Кроме коммуникативной развивается познавательная функция речи. Следует иметь в виду, что генетически первой и ведущей деятельностью является общение со взрослым. Оно возникает у детей в первом полугодии жизни.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |