Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные подходы к проблеме семейного воспитания



2019-11-21 596 Обсуждений (0)
Современные подходы к проблеме семейного воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




Этот период характеризуется изменением модели семьи. Произошел переход от партнерской семьи с традиционным со­гласием между членами семьи к плюралистической семейной модели, с подчеркиванием важности индивидуальных прав ее членов. Поворотным моментом для американцев явились 60-е годы, когда люди перестали верить в эффективность государ­ства всеобщего благоденствия, так как, по их мнению, имен­но это государство вовлекло нацию во Вьетнамскую войну с вытек, 1ющим отсюда разочарованием и заменой политики со-

28

гласия на политику конфронтации. Было признано, что боль­шие социальные программы по борьбе с социальными болез­нями оказались неэффективными. В обществе отмечались: массивная культурная депривация, преступность, бедность, образовательный дефицит. У граждан сформировалось впечат­ление, что в этой исторической обстановке государство скорее препятствовало, чем способствовало достижению социальной справедливости. Полноправие граждан стало главной обще­ственной заботой. Возникло движение за права меньшинств, снятие ограничений при голосовании для этнических мень­шинств, афроамериканцев. Это движение добилось утвержде­ния акта гражданских прав. Особое внимание обращалось на ситуации, в которых отмечалось неравенство перед законом, которое интерпретировалось как неравенство по половому и этническому признакам (афроамериканцы, испанцы, женщи­ны). Считалось, что их неравенство перед законом особенно несправедливо, так как принадлежность к этим группам оп­ределяется с самого рождения. Для исправления этой ситуа­ции требуются социальные изменения, реформы. В таком кон­тексте модель партнерской семьи оказалась неадекватной. Эта модель стала подвергаться резкой критике в средствах массо­вой информации. Стали общим местом заявления, что парт­нерская семья потеряла свою актуальность. Выдвигался тезис, что стремление к единству в семье часто препятствует инди­видуальному развитию и самореализации ее членов, способ­ствует отчуждению, оторванности, закрытости от внешнего мира. Критиковалась закрытость интимной семейной жизни. Модель партнерской семьи оказалась обесцененной. Было предложено реконструировать модель семьи по следующим на­правлениям:

1) права всех членов семьи;

2) особое выделение прав женщин и детей для более полного развития каждого члена семьи.

Центр тяжести сместился с личного удовлетворения браком, при крепких семейных узах, на личные права, независимо от крепости семейных уз; от заботы об общих интересах — к забо­те об индивидуальных интересах каждого члена семьи. Одно­временно и модель общества сдвинулась в сторону плюрализма с выдвижением требований гражданских и конституционных прав. Такому обществу более соответствовала плюралистичес­кая модель семьи.

29

Таким образом, в 60-е годы прошлого века представление о семье существенно изменилось как в социологии и психологии, так и на уровне массового сознания. Большое внимание стало уделяться тем методам, с помощью которых семья как соци­альный институт вносит свой вклад в поддержку социального порядка. С другой стороны, ставился под сомнение вопрос уни­версальности ядерной семьи (состоящей из родителей и детей

— без бабушек, дедушек и др.) как социального института. От­мечался заметный сдвиг в семейном праве в сторону увеличе­ния автономности членов семьи, в том числе женщин и детей, по отношению друг к другу. В1979—1980 гг. было предложено описание типичной плюралистической семьи. Обращалось вни­мание на то, что важно утвердить правомерность плюралисти­ческих стилей семейной жизни в обществе, а также проводить социальную политику, которая обеспечивала бы гражданские права не только обычным, но и девиантным семьям, и возможно более широкий выбор жизненных стилей в рамках демократи­ческого общества. Необходимо законодательство, защищающее нестандартные семьи и определяющие права и обязанности лиц

— членов этих семей. В настоящее время в некоторых странах регистрируются браки между однополыми людьми.

Концепция нормализации семейной жизни

Плюралистическая модель семьи изменила отношение к кон­цепции семейного кризиса. Модель плохой адаптации была за­менена на модель конфронтации. В прежних моделях семьи рассматривалось, как наличие ребенка с проблемами приводи­ло к семейному кризису. Плюралистическая модель семьи кон­центрирует свое внимание на том, как семья должна действо­вать, каковы должны быть методы, чтобы защитить своих чле­нов и сохранить подобие нормальности.

Это направление исследований базировалось на социальном движении по деинституциализации и нормализации, возник­шем в скандинавских странах и направленном на получение гражданских прав людьми с проблемами в развитии. Целью этих исследований было изучение общей стратегии организа­ции семейной жизни и способов, с помощью которых члены та­ких семей адаптируются к внешнему миру. Эта концепция и получила название «Стратегия нормализации семейной жиз­ни». Она построена на базе плюралистической модели семьи.

30

Теория семейного кризиса основана на представлениях, что на­личие ребенка с отклонениями в развитии является единствен­ной проблемой существования такой семьи. В рамках плюрали­стической семейной модели влияние особого ребенка на семью рассматривается лишь как один из элементов, с которым при­ходится считаться при организации семейной жизни. В такой семье есть и другие проблемы: родители должны зарабатывать на жизнь и откликаться на потребности других членов семьи, т. е. семья должна обеспечить нормальное существование всем своим членам.

При планировании помощи следует учитывать трудности, которые семья испытывает, обеспечивая свои неординарные нужды.

Родители обычно не в состоянии правильно оценивать сте­пень проблем в развитии ребенка. Некоторые родители в борьбе с трудностями предпочитают опираться только на свои силы, замыкаются, отгораживаются от мира. Другим семьям удается поддерживать контакты со многими другими семьями. При этом каждый член семьи находит возможность заниматься ин­тересующей его общественной деятельностью.

Следует иметь в виду, что даже простые вещи могут вызы­вать большие трудности в семьях, имеющих, например, детей с глубокой умственной отсталостью. Родители могут нуждаться в помощи друзей, родственников, чтобы выжить физически и психически. Им нужна надежная, доступная, регулярная, не­формальная помощь, облегчающая семейный стресс. Фарбер делит семейные функции на «структуру обращения» и «струк­туру жизни». Структура обращения имеет отношение к уходу за больным ребенком, структура жизни — к нуждам родителей и других членов семьи. Качество жизни зависит во многом от возможности хоть иногда освободиться от тяжелого повседнев­ного ухода за малышом. В семьях, в которых имеется больший достаток, матери часто предпочитают работать, чем сидеть с осо­быми детьми постоянно. Важным считается для родителей под­держивать связь с какими-либо организациями, например, ас­социациями родителей, чтобы не быть одинокими. Важность этих контактов заключается в их нормальности и дружбе, кото­рую они порождают. Большое значение придается поддержке и пониманию со стороны соседей. Интерпретация родителями от­ношения к своей семье со стороны общества влияет на их отно­шение к общественной деятельности в целом.

31

Стратегия нормализации семейной жизни шире, чем теория семейного кризиса. Согласно теории семейного кризиса, основ­ное внимание должно быть сфокусировано на дезинтеграции семейных отношений и связанных с этим последствий для чле­нов семьи. Концепция стратегии нормализации семейной жиз­ни акцентирует внимание на попытках сохранить подобие нор­мальности при взаимодействии семьи с обществом. Этот под­ход подразумевает, что оздоровительные программы должны быть направлены и на общество, чтобы изменить социальное от­ношение к таким семьям, что позволило бы этим семьям вы­жить. Исследователи, которым знаком метод психодрамы, под­черкивают особую важность и большое значение, которое име­ет отношение других людей к образу жизни семей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Они утверждают, что роди­тели прилагают огромные усилия, чтобы представить, что в их семье все идет нормально. Это является центральным звеном их адаптации. Весь мир — это театр. Люди пытаются скло­нить окружающих принять именно их точку зрения в отноше­нии различных явлений и событий. Человек действует как по­литик, вербуя влиятельных людей на свою сторону. В большин­стве случаев в социальных взаимоотношениях люди своим по­ведением подтверждают роли, присвоенные им другими. Но для индивидуума, который имеет ярлык аномального или ро­дителя больного ребенка, это входит в противоречие с его ин­тересами и мешает ему утвердиться в обществе. У него возни­кает мотивация замаскировать стигму (социальный ярлык). Он заинтересован в том, чтобы трансформировать стигматизи­рованный статус в повышенный. Перед ним стоит задача со­здать впечатление, что то, что наблюдалось вначале, не соот­ветствует действительности, что на самом деле все идет нор­мально. Социальная маркировка и медицинский диагноз, ко­торый приводит к этому, не позволяют родителям планировать будущее. Они не могут планировать целый ряд событий, ожи­даемых в норме, так как их ребенок особенный и развивается по-своему. В социальном плане это порождает неопределен­ность семейных отношений.

Таким образом, родители сталкиваются с задачей изменить эту аномальную ситуацию и создать видимость нормальности в семейных отношениях. Такая возможность зависит от возра­ста ребенка. Когда дети маленькие, мать может полностью си­мулировать нормальный круг деятельности. В это время есть

31

лишь небольшое различие между ребенком с отклонением и другими детьми, с которыми взаимодействует семья. Когда дети становятся старше, различия становятся более выражен­ными. Все труднее поддерживать видимость нормальной жиз­ни. Родители детей с проблемами используют те же приемы, чтобы убедить себя и свою семью в собственной нормальности. Таким образом, отношение окружающих людей имеет решаю­щее значение для родителей ребенка с проблемами в борьбе с трудностями и разочарованиями при воспитании своих детей.



2019-11-21 596 Обсуждений (0)
Современные подходы к проблеме семейного воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные подходы к проблеме семейного воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (596)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)