Организация ранней лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии
Условно организацию лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии можно разделить на три этапа. Первый этап — это специализированная помощь детям раннего возраста с поражением центральной нервной системы и детям группы риска. Эта помощь начинается с родильного дома и продолжается в специализированных психоневрологических стационарах и отделениях многопрофильных больниц для новорожденных и грудных детей, затем в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра, а также в специализированных детских яслях и домах ребенка. На первом этапе особо важное значение придается медицинской помощи и комплексным лечебно-коррекционным мероприятиям, направленным на исправление имеющихся нарушений и предупреждение возможных дальнейших отклонений в психомоторном развитии. Первый этап наряду с лечебными задачами имеет общее профилактическое направление, поскольку от своевременной и рациональной помощи новорожденным, детям грудного и раннего возраста часто зависит тяжесть последующих отклонений в развитии. Бродильных домах имеются специальные палаты для лечения и выхаживания детей, родившихся в асфиксии, перенесших родовую травму, недоношенных, а также детей с врождёнными пороками развития или имеющих признаки повреждения центральной нервной системы. В лаборатории крупных родильных домов с помощью биохимических, иммунологических и цитогенетических методов обследования, а также использования ультразвуковой аппаратуры возможна ранняя диагностика многих заболеваний центральной нервной системы. В родильном доме имеются также палаты интенсивного лечения. Детей с наиболее тяжелыми поражениями центральной нервной системы переводят в специальные центры новорожденных, где проводят интенсивное лечение, в отдельных случаях с ранними нейрохирургическими вмешательствами, направленными на предупреждение необратимых изменений головного мозга. В дальнейшем их направляют в специализированные стационары для новорожденных и грудных детей. В стационарах уточня- 171 ется диагностика патологии нервной системы и проводится восстановительное лечение, которое кроме медикаментозного включает специальные комплексы лечебной гимнастики и массажа, физиотерапию, ортопедические мероприятия, а также раннюю логопедическую и педагогическую работу. После выписки из стационара дети с поражением центральной нервной системы, а также из групп риска проходят лечение в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра. В районных поликлиниках организуются отделения восстановительного лечения, в которых работают врачи и методисты лечебной физкультуры, логопеды, имеются также кабинеты физиотерапии. Районный невропатолог определяет необходимость повторного лечения в стационаре или направляет в специализированные ясли и санатории (детей с церебральными параличами, олигофренией и другими заболеваниями нервной и психической сферы). Существуют также специальные детские ясли для детей с отставанием в речевом развитии. В специализированных яслях и санаториях проводятся комплексные лечебно-педагогические мероприятия с участием врача-психоневролога или невропатолога, логопеда, дефектолога, методиста лечебной физкультуры, воспитателя. Весь комплекс мероприятий в этих учреждениях направлен на стимуляцию возрастного развития двигательных, речевых и психических функций. На втором этапе специализированная помощь детям с отклонениями в развитии дошкольного возраста проводится в специализированных стационарах, санаториях, детских садах, детских домах, районных поликлиниках и психоневрологических диспансерах. Направление в детские сады и детские дома осуществляется районными, областными и городскими медико-педагогическими комиссиями, на которые детей направляют районные невропатологи или психоневрологи. На втором этапе комплексных лечебно-оздоровительных мероприятий все большее внимание уделяется педагогической и воспитательной работе. В этих учреждениях работают педаго-ги-дефектологи, логопеды. Детские сады различают в зависимости от характера отклонений в развитии и степени тяжести дефекта. Коррекционная педагогическая работа с детьми дошкольного возраста проводится по специально разработанным програм- 172 мам. Каждый раздел программы имеет как общеразвивающую, так и коррекционную направленность. В специализированных детских садах проводят работу по следующим разделам: физическое воспитание, игра, изобразительная деятельность и конструирование, труд, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание, индивидуальная коррекционная работа по восстановлению нарушенных функций. На третьем этапе специализированная помощь детям с отклонениями в развитии осуществляется районными поликлиниками и психоневрологическими диспансерами, специализированными стационарами, санаторными школами, специальными школами и специальными школами-интернатами, детскими домами и домами инвалидов. Новые формы организации коррекционно-педагогического процесса: группы кратковременного пребывания в специальном учреждении, группы надомного обучения для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, интегрированные группы предоставляют родителям широкие возможности выбора маршрута развития своего ребенка. Медицинские мероприятия являются составной частью реабилитационных программ, включающих педагогическую, психологическую и социальную помощь ребенку и его семье. В последние годы в России создаются общественные организации, задача которых — помощь семьям в воспитании «особого» ребенка. В них родители могут получить консультации, принять участие в благотворительных мероприятиях. Одной из новых форм помощи особым детям являются реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Атмосфера в таких центрах максимально приближена к домашней. Такие центры заключают договоры с научно-исследовательскими организациями о научном и методическом сотрудничестве по реализации новых подходов к содержанию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. В негосударственных учреждениях для детей с отклонениями стремятся максимально привлечь родителей как партнеров к работе с ребенком: приглашают их на занятия, совместно с педагогами составляют планы индивидуальной коррекции. 173 Таким образом, воспитывать и обучать детей с недостатками развития не только можно, но и нужно. Дети могут воспитываться и обучаться как в домах-интернатах, так и в специальных коррекционных учреждениях и реабилитационных центрах, но где бы ни обучался ребенок, в первую очередь родители должны быть его опорой и поддержкой, первыми учителями и воспитателями, так как ни одно дошкольное или школьное учреждение не может дать ребенку той любви и поддержки, которую он получит в своей семье. Вопросы и задания 1. Назовите основные принципы коррекции отклонений в развитии. 2. Какие направления коррекционной работы в семье являются основными? 3. Какие приемы используют родители, обучая ребенка с отклонением в развитии навыкам самообслуживания? 4. Какое значение имеет игра в развитии ребенка? Развитие навыков игровой деятельности в семье. 5. Значение режима дня и питания для детей с отклонениями в развитии. 6. В чем суть стимуляции психического развития детей с отклонениями в развитии в семье? 7. Как формируются предпосылки к обучению чтению и письму в семье? 8. Что такое индивидуальные коррекционно-развивающие программы и кем они составляются? 9. В чем значение лечебно-педагогической вольтижировки и каким детям она полезна? 10.Как организована лечебно-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии?
174 ГЛАВА 6
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1052)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |