Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация ранней лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии



2019-11-21 1052 Обсуждений (0)
Организация ранней лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии 0.00 из 5.00 0 оценок




Условно организацию лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии можно разделить на три этапа.

Первый этап — это специализированная помощь детям раннего возраста с поражением центральной нервной систе­мы и детям группы риска. Эта помощь начинается с родильно­го дома и продолжается в специализированных психоневроло­гических стационарах и отделениях многопрофильных боль­ниц для новорожденных и грудных детей, затем в амбулатор­ных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра, а также в специализированных детских яслях и домах ребенка.

На первом этапе особо важное значение придается медицинс­кой помощи и комплексным лечебно-коррекционным меропри­ятиям, направленным на исправление имеющихся нарушений и предупреждение возможных дальнейших отклонений в пси­хомоторном развитии. Первый этап наряду с лечебными зада­чами имеет общее профилактическое направление, поскольку от своевременной и рациональной помощи новорожденным, де­тям грудного и раннего возраста часто зависит тяжесть после­дующих отклонений в развитии.

Бродильных домах имеются специальные палаты для лече­ния и выхаживания детей, родившихся в асфиксии, перенес­ших родовую травму, недоношенных, а также детей с врож­дёнными пороками развития или имеющих признаки по­вреждения центральной нервной системы. В лаборатории крупных родильных домов с помощью биохимических, им­мунологических и цитогенетических методов обследования, а также использования ультразвуковой аппаратуры возмож­на ранняя диагностика многих заболеваний центральной нервной системы.

В родильном доме имеются также палаты интенсивного лече­ния. Детей с наиболее тяжелыми поражениями центральной не­рвной системы переводят в специальные центры новорожденных, где проводят интенсивное лечение, в отдельных случаях с ран­ними нейрохирургическими вмешательствами, направленными на предупреждение необратимых изменений головного мозга. В дальнейшем их направляют в специализированные стациона­ры для новорожденных и грудных детей. В стационарах уточня-

171

ется диагностика патологии нервной системы и проводится вос­становительное лечение, которое кроме медикаментозного вклю­чает специальные комплексы лечебной гимнастики и массажа, физиотерапию, ортопедические мероприятия, а также раннюю логопедическую и педагогическую работу.

После выписки из стационара дети с поражением центральной нервной системы, а также из групп риска проходят лечение в ам­булаторных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра. В районных поликлиниках организуются отделе­ния восстановительного лечения, в которых работают врачи и ме­тодисты лечебной физкультуры, логопеды, имеются также каби­неты физиотерапии. Районный невропатолог определяет необхо­димость повторного лечения в стационаре или направляет в спе­циализированные ясли и санатории (детей с церебральными па­раличами, олигофренией и другими заболеваниями нервной и психической сферы). Существуют также специальные детские ясли для детей с отставанием в речевом развитии.

В специализированных яслях и санаториях проводятся ком­плексные лечебно-педагогические мероприятия с участием вра­ча-психоневролога или невропатолога, логопеда, дефектолога, методиста лечебной физкультуры, воспитателя. Весь комплекс мероприятий в этих учреждениях направлен на стимуляцию возрастного развития двигательных, речевых и психических функций.

На втором этапе специализированная помощь детям с от­клонениями в развитии дошкольного возраста проводится в спе­циализированных стационарах, санаториях, детских садах, дет­ских домах, районных поликлиниках и психоневрологических диспансерах.

Направление в детские сады и детские дома осуществляется районными, областными и городскими медико-педагогически­ми комиссиями, на которые детей направляют районные невро­патологи или психоневрологи.

На втором этапе комплексных лечебно-оздоровительных ме­роприятий все большее внимание уделяется педагогической и воспитательной работе. В этих учреждениях работают педаго-ги-дефектологи, логопеды. Детские сады различают в зависи­мости от характера отклонений в развитии и степени тяжести дефекта.

Коррекционная педагогическая работа с детьми дошкольно­го возраста проводится по специально разработанным програм-

172

мам. Каждый раздел программы имеет как общеразвивающую, так и коррекционную направленность.

В специализированных детских садах проводят работу по следующим разделам: физическое воспитание, игра, изобрази­тельная деятельность и конструирование, труд, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элемен­тарных математических представлений, музыкальное воспита­ние, индивидуальная коррекционная работа по восстановлению нарушенных функций.

На третьем этапе специализированная помощь детям с от­клонениями в развитии осуществляется районными поликли­никами и психоневрологическими диспансерами, специализи­рованными стационарами, санаторными школами, специаль­ными школами и специальными школами-интернатами, детс­кими домами и домами инвалидов.

Новые формы организации коррекционно-педагогического процесса: группы кратковременного пребывания в специальном учреждении, группы надомного обучения для детей младенчес­кого, раннего и дошкольного возраста, интегрированные груп­пы предоставляют родителям широкие возможности выбора маршрута развития своего ребенка.

Медицинские мероприятия являются составной частью реа­билитационных программ, включающих педагогическую, пси­хологическую и социальную помощь ребенку и его семье.

В последние годы в России создаются общественные орга­низации, задача которых — помощь семьям в воспитании «осо­бого» ребенка. В них родители могут получить консультации, принять участие в благотворительных мероприятиях.

Одной из новых форм помощи особым детям являются реаби­литационные центры для детей и подростков с ограниченны­ми возможностями. Атмосфера в таких центрах максимально приближена к домашней.

Такие центры заключают договоры с научно-исследователь­скими организациями о научном и методическом сотрудниче­стве по реализации новых подходов к содержанию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.

В негосударственных учреждениях для детей с отклоне­ниями стремятся максимально привлечь родителей как партнеров к работе с ребенком: приглашают их на занятия, совместно с педагогами составляют планы индивидуальной коррекции.

173

Таким образом, воспитывать и обучать детей с недостатками развития не только можно, но и нужно. Дети могут воспиты­ваться и обучаться как в домах-интернатах, так и в специаль­ных коррекционных учреждениях и реабилитационных цент­рах, но где бы ни обучался ребенок, в первую очередь родители должны быть его опорой и поддержкой, первыми учителями и воспитателями, так как ни одно дошкольное или школьное уч­реждение не может дать ребенку той любви и поддержки, кото­рую он получит в своей семье.

Вопросы и задания

1. Назовите основные принципы коррекции отклонений в развитии.

2. Какие направления коррекционной работы в семье явля­ются основными?

3. Какие приемы используют родители, обучая ребенка с от­клонением в развитии навыкам самообслуживания?

4. Какое значение имеет игра в развитии ребенка? Развитие навыков игровой деятельности в семье.

5. Значение режима дня и питания для детей с отклонения­ми в развитии.

6. В чем суть стимуляции психического развития детей с от­клонениями в развитии в семье?

7. Как формируются предпосылки к обучению чтению и пись­му в семье?

8. Что такое индивидуальные коррекционно-развивающие программы и кем они составляются?

9. В чем значение лечебно-педагогической вольтижировки и каким детям она полезна?

10.Как организована лечебно-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии?

 

174

ГЛАВА 6



2019-11-21 1052 Обсуждений (0)
Организация ранней лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация ранней лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1052)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)