Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование предпосылок к обучению чтению и письму



2019-11-21 283 Обсуждений (0)
Формирование предпосылок к обучению чтению и письму 0.00 из 5.00 0 оценок




Развивают умение отвечать на вопросы по самостоятельно прочитанным предложениям, соблюдать в устной речи и при чтении пауз и интонаций, соответствующих знакам препина­ния в конце простого предложения, выразительно прочитать выученное наизусть стихотворение, а также заучивать стихот­ворения наизусть, умение воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку. Учат рисовать простые иллюстрации к рассказу или сказке. Подготавливают к обучению письму.

Прежде всего ребенка следует научить умению правильно сидеть и держать ручку (карандаш), ориентироваться в тетра­ди, замечать разлиновку и всегда начинать писать слева напра­во. Затем ребенка учат правильному написанию букв и диффе­ренциации сходных: л—м, т—п, и—ш, ц—щ, г—к, г—п, г—р,

167

л—ч—м, н—к. Развивают моторику пальцев рук, тренируют тонкие дифференцированные движения пальцев рук при помо­щи следующих упражнений:

— ребенок разглаживает лист бумаги ладонью правой, затем и левой руки;

— соединяет концевые фаланги выпрямленных пальцев рук;

— учится противопоставлению большого пальца остальным;

— сгибает пальцы каждой руки одновременно и поочередно;

— поочередно противопоставляет первому пальцу остальные.

Проводится также ряд подготовительных упражнений с ка­рандашом. Ребенка обучают правильному удержанию каранда­ша как при письме, тремя пальцами. Важно научить ребенка слежению глазами за движением пишущей руки.

Вначале его учат ставить несколько точек на листе бумаги, следя, чтобы рука не сдвигалась и не напрягалась. Затем учат проводить черту сверху вниз, на то расстояние, на которое мож­но это сделать без движения кисти.

Психомоторно-ориентированное стимулирование при помощи лечебно-педагогической вольтижировки

В последние годы в начальных школах нам все чаще прихо­дится иметь дело с детьми, имеющими значительные повреж­дения грубой и тонкой моторики.

Все чаще еще до поступления в школу состояние здоровья со­временных детей значительно ухудшается, обнаруживаются пси­хосоматические нарушения, излишний вес, слабая координация и осанка, а также снижение общей толерантности к нагрузке.

Вольтижировка считается идеальным видом спорта для де­тей и подростков, занимаясь которым можно развить самостоя­тельность и умение работать в коллективе.

Лечебно-педагогическая вольтижировка уже давно призна­на в научных кругах и давно миновала фазу клинических ис­пытаний. Лошадь используют в работе с детьми с нетипичным поведением, с трудностями в обучении.

Лечебно-педагогическая вольтижировка полезна детям:

— с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, которые постоянно шаркают ногами, качаются на стуле, их руки постоянно чем-то заняты; когда они сидят на стуле, все тело ча­сто меняет свое положение; они невнимательны и раздражи­тельны;                             ~"

168

— с нарушениями равновесия и зрительно-моторной коор­динации;

— с мышечной слабостью, замедленными и скованными дви­жениями;

— страдающим ожирением, вследствие чего они кажутся непо­воротливыми, неуклюжими, с низкой физической активностью;

— не испытывающим от движения и занятий спортом ника­кой радости; со сниженной самооценкой.

Установлено, что за такими школьными проблемами, как неуспеваемость, неумение сконцентрироваться, нежелание учиться, агрессия или позиция аутсайдера скрываются двига­тельные проблемы, причину возникновения которых следует искать еще в дошкольном возрасте.

В процессе вольтижировки дети, сидя на лошади, выполня­ют ряд гимнастических упражнений самостоятельно, с одним или двумя партнерами, на шагу или на галопе. Лошадь двига­ется на корде по кругу. Кроме того, проводятся разные упраж­нения и подвижные игры, а применение дополнительных пред­метов, например, кольца, мячи, обручи вносят в движение раз­нообразие и повышают двигательную мотивацию.

Далее, большое значение имеет процесс ухода за лошадью, например, ее подготовка к занятию, расседлывание в конце уро­ка, текущие работы на конюшне, наблюдение за ней, когда она катается на подстилке и на пастбище. Ребенок чувствует себя частью подлинной жизненной ситуации, в процессе которой он должен проявлять активность и справляться с разными задани­ями, имеющими практическое отношение к вольтижировке непосредственно.

Детям предлагается комплекс упражнений для развития тонкой и крупной моторики, например:

— круговые движения вытянутых вперед рук с различной силой нажима на отдельные части тела лошади при чистке скреб­ницей и щеткой; движения при расчесывании гривы и хвоста;

— поднимая и раскрючковывая копыто, ребенок преодоле­вает страх, а также получает ясное представление о последова­тельности собственных движений вплоть до дозированного при­менения собственной силы в согласованной координации с дви­жениями лошади;

— надевание и снимание оголовья вырабатывает у ребенка координированные движения рук, он все время приспосабли­вается к движениям лошади головой.

169

Ребенок испытывает на галопирующей лошади ощущения, близ­кие к тем, которые возникают при занятиях на снарядах: тренаже­рах, качелях, трамплинах и др., например,раздражение вестибу­лярной системы вследствие перемены направления вверх-вниз, вправо-влево, а также ощущения от вращательных и раскачиваю­щих движений. Однако по отношению к снарядам он не испытывает глубокой привязанности, как это в большинстве случаев происхо­дит при общении с лошадью. Лошадь как бы становится неотъемле­мой частью его повседневности. Дети делятся с окружающими сво­ими переживаниями, рисуют посвященные лошадям картины, по­сещают свою лошадь в перерывах между занятиями, балуют ее все­возможными лакомствами и даже извиняются перед ней в том слу­чае, если чем-то ей помешали. Общение с лошадью, очарование и сила, которую она излучает, до сих пор позволяют заинтересовать в вольтижировке даже очень слабых и неуверенных с точки зрения движения детей. Конечно, нужно действовать без принуждения, очень спокойно, раскрепощенно и терпеливо, чтобы самое позднее в конце первого урока можно было положить начало добрым отно­шениям, например, ребенок смог бы похлопать лошадь по шее, кос­нуться ее ноздрей.

Исходящие от двигающейся шагом или галопом лошади дви­гательные импульсы имеют решающее значение для обучения ребенка основам движения, то есть равновесию, координации, способности адекватно реагировать, ритму, а также способнос­ти ориентироваться. Что означает для ребенка с нетипичными движениями сидеть на большой лошади, полностью слиться с ритмом ее движения или пытаться выполнить упражнения на ее узкой спине, в полной мере может понять лишь тот, кто сам испытал нечто подобное.

Даже если все изменения движения лошади едва заметны глазу постороннего наблюдателя, то от ребенка с нетипичными движениями они требуют высокой степени концентрации и умения сохранять равновесие в каждом упражнении.

Весь полученный двигательный опыт позволяет ребенку чувствовать себя более уверенно и действовать целенаправ­ленно, растет чувство собственной значимости, что влияет на общее развитие личности.

Мы уже отмечали взаимосвязь моторного и психического раз­вития ребенка, поэтому родители должны хорошо себе пред­ставлять, что, развивая моторику ребенка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие.

170



2019-11-21 283 Обсуждений (0)
Формирование предпосылок к обучению чтению и письму 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование предпосылок к обучению чтению и письму

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)