Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере



2019-11-21 1352 Обсуждений (0)
Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок




Культуры и искусств имени И.С.Палантая»

Материалы к экзамену

по междисциплинарному курсу

« Менеджмент

В социально-культурной деятельности»

Составитель:

Преподаватель:

Лаврова

Лариса Дмитриевна

Г.Йошкар-Ола

Г.

Содержание

1. Сущность и характерные черты менеджмента в социально-

культурной сфере……………………………………………………4

2. Цикл менеджмента, стратегические и тактические

планы в системе менеджмента……………………………………...7

3. Имиджелогия как наука……………………………………………..9

4. Трудовые ресурсы учреждений культуры………………………...12

5. Основы бухгалтерского учета…………………………….………..13

6. Состав и формы бухгалтерской отчетности учреждений

культуры……………………………………………………………...15

7. Рынок как объект маркетинга…………………..…………………..18

8. Сегментация рынка…………………..……………………………...22

9. Методы планирования как основа успешного управления

организацией………………………………………...……………….23

10. Маркетинговые технологии социокультурных учреждений..……26

11. Понятие «документ», его функции……………...………………….28

12. Признаки документа………………………………………….……..32

13. Унифицированная система организационно-

распорядительной документации (ОРД)……………………..…….34

14. Распорядительные документы………………..…………………….38

15. Ценовая и сбытовая политика учреждения, цели и виды

продвижения услуг, способы стимулирования сбыта………….…41

16. Миссия, цели и стратегия организации……...……………………..44

17. Стратегический потенциал организации……………..……………46

18. Мотивация и результативность в организации……………..……..50

19. Системы и формы финансовых расчётов………………..…………52

20. Выручка, издержки и доходы………………..……………………...55

21. Стиль и методы руководства…………………………………..……56

22. Власть, авторитет современного менеджера

в социально-культурной сфере……………………………………..59

23. Понятие и принципы маркетинга…………………………………..62

24. Реклама, ее цели и задачи, функции……………………………..…65

25. Жизненный цикл социо-культурного продукта отрасли

«Культура и искусство»………………………….…………………70

26. Учет работы учреждений культуры………………………….…….71

 

27. Отчетность и контроль работы учреждений культуры…………...73

28. Требования, предъявляемые к современному менеджеру………..76

29. Основные классические модели менеджмента…………………....78

30. Фандрайзинг, его принципы и этапы……………………………....81

31. Порядок и сроки проведения инвентаризации

имущества и обязательств………………………………….……….83

32. Управление персоналом: место и роль в системе

правления организации…………………………………………...…86

33. Развитие трудовых ресурсов организации……...……………........91

34. Планирование и развитие деловой карьеры……………………….95

35. Кадровая политика организации и ее виды………………………100

36. Понятие, функции, причины и виды конфликтов

в организации…………………………………………………….…107

 

Рекомендуемая литература и источники…………….………….111

 

 

Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере

Понятие менеджмента, управления. Задачи, характерные черты менеджмента. Внешняя и внутренняя среда организации. Особенности менеджмента в социо-культурной сфере.

Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять социально-значимую деятельность.

Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимого для формирования и достижения цели организации. Управление - осознанная целенаправленная деятельность человека с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, а также техники и живой природы. Управление должно быть направлено на успех и выживание.

  Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности организации путем рациональной организации производственного процесса.

Субъект управления – это тот, кто осуществляет управление (директор).

Объект управления – это тот, кем управляют действия субъекта (коллектив).

Основной задачей управления является - организовать работу других людей, при этом высшей формой управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что никто им не управляет.

Если субъект управления управляет собственными действиями, т.е. субъект и объект объединяются в едином лице, то в этом случае имеет место частные случаи управления, называемые самоуправлением.

  Основными задачами «Менеджмента» являются:

1. усвоение теоретических основ менеджмента;

2. исследование функций управления; усвоение методов управления;

3. формирование логики и технологии управления;

4. изучение организационных проблем отношений и коммуникаций, а также информационно-технического обеспечения менеджмента;

5. изучение социальных факторов управления (группа и лидер, проблема власти и лидерства, психологический климат коллектива);

6. получение базовых представлений об управлении конфликтами;

7. овладение методической оценки экономической эффективности управления;

8. анализ опыта российского и зарубежного управления;

9. приобретение навыков планирования.

    Внешняя среда – это все то, что окружает данную организацию: целевая аудитория; организации-конкуренты; социо-культурная, политическая, демографическая ситуации и т.д.

   Внутренняя среда – составляет хозяйственный организм организаций, включает цели и задачи управления, структуру, технологию и людей, занятых в производстве.

   Цель - это мысленный образ результата деятельности.

   Задача – это предписанная работа (серия работ) или часть работы, которая должна быть выполнена установленным способом в определенные сроки.

    Структура организации – взаимоотношение уровней упраавления, позволяющие наиболее эффективно достигать целей организации.

    Технология организации – сочетание квалификационных навыков и умений персонала, а также оборудования, инструментария, необходимых для преобразования предметов труда в производимые организацией услуг.

  Люди – центральный фактор любой модели управления.

Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Социально-культурную сфера – совокупность организаций, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей. Это совокупность организаций, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень учреждений – театры, библиотеки, клубы, музеи.

Под социально-культурной сферой понимается совокупность отраслей, организации которых производят социо-культурные продукты, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Специфический характер социокультурного менеджмента обязывает особенно внимательно относится к творческой деятельности, которая пронизывает все виды и направления работы социокультурных учреждений.

Творчество это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные продукты.

Функции управления в творческом процессе могут быть очерчены такими смыслами, как сопереживание, поддержка, свобода и раскрепощение, демонстрация результатов творчества. Философ Н.А.Бердяев рассматривал творчество как интуицию, «внутренне познание» и как реализацию продуктов творчества, называемую мастерством, искусством. «Творческое горение, творческий взлет, - пишет философ,- всегда направлен на создание новой жизни, нового бытия, но в результате получаются охлажденные продукты культуры, культурные ценности, книги, картины, учреждения, добрые дела».

     Менеджмент в социально-культурной сфере представляет особый интерес. Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента и в сфере культуры действуют самые различные организации.

    Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности. В-третьих, нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы.

Специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т.д.). Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п) – тем выше их социальная значимость.

Под услугами в сфере культуры нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд предельно коммерческом секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастролей. Остальное – средства спонсоров.

Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни.

   Благоприятными условиями для организации менеджмента в социально-культурной сфере являются:

— реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе;

— диалог с отдельными гражданами, их общественными представителями вместо авторитарного «давления» на социокультурную среду;

— решение досуговых проблем методом проб и ошибок, но не через разрушение и переделку сложившегося культурного окружения.

 

2.Цикл менеджмента, стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

Понятие плана. Виды планов. Источники планирования. Этапы планирования.

Планирование занимает центральное место в системе менеджмента.

План – это определенный набор действий по выполнению определенной задачи и достижения цели.

Планирование деятельности социокультурного учреждения связано с реальной практикой управления, поскольку менеджмент представляет собой эффективное и рациональное достижение целей любого учреждения социокультурной сферы на основе планирования, организации, руководства и контроля.

Планирование - это процесс определения целей и показателей деятельности учреждения на будущее, а также постановки задач и оценки, необходимых для их решения материальных и людских ресурсов. Планирование – функция менеджера.

Все функции менеджмента и функции планирования тесно связаны той или иной целью, которую ставит перед собой каждое социокультурное учреждение. Именно в планировании заложены все основные функции управления. Планирование является сложным и неоднозначным процессом, который предполагает определенный уровень знаний, умений и навыков.

Виды планов:

Краткосрочные (ежедневные: рабочие и личные, еженедельные, месячные, квартальные, полугодовые, годовые)

Стратегические. В стратегических планах определяются действия, которые учреждение намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения его ресурсов, творческого потенциала, расширения площадей, сценического оборудования, увеличения аудитории и т.д. Такие стратегические планы носят долгосрочный характер, охватывающий временной отрезок на 2-5 лет вперед.

Тактические планы. Результаты, которых должны добиться отделы, секторы и другие подразделения социально-культурных учреждений, называются тактическими целями. Ответственность за их достижение и реализацию планируемых действий несут менеджеры среднего звена. Тактические цели являются важнейшим фактором достижения стратегических целей учреждения. Эти планы способствуют реализации стратегических планов, они имеют более короткий планируемый период (обычно один год). Разработка тактических (годовых) планов осуществляется во взаимосвязи с менеджерами среднего звена.

Оперативные планы. Они разрабатываются на низших уровнях учреждения культуры, определяют последовательность действий по достижению оперативных целей, часто преследуют решение промежуточных тактических задач (подготовка фрагментов или сюжетов культурных программ, подбор исполнителей, написание сценария, изготовление реквизита, пошив костюмов и т.д.), но в конечном итоге они обеспечивают выполнение тактических планов.

На основе оперативных планов строится вся деятельность специалистов, творческих работников отделов и секторов.

Сетевое планирование. Оперативные планы предполагают разработку планов-графиков как для каждого специалиста (менеджера), так и персонально для творческой группы, хозяйственников и других работников отделов и секторов учреждения культуры.

Планы-графики - важнейший составляющий элемент планирования, так как они определяют конкретные временные рамки и объем работы в решении каждой операционной задачи, без чего невозможно достичь ни тактических, ни стратегических целей. Планы-графики составляются в виде последовательной "цепочки" действий решения всех необходимых операций.  Сетевой план разрабатывается на основе собственного метода планирования. Метод сетевого планирования предполагает:

- расчленение всей планируемой работы на операции с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения;

- выстраивание  выделенных операций в определенной последовательности выполнения;

- полученный график накладывается на календарь.

Целевой метод планирования предусматривает определение менеджерами и сотрудниками целей для каждого отдела, сектора и работников, используемых для наблюдения за последующими результатами деятельности учреждения на всех стадиях.

Целевой метод планирования дает следующие преимущества:

а) усилия менеджеров, творческих специалистов и технических работников концентрируются на действиях, направленных на достижение целей;

б) улучшаются результаты деятельности на всех уровнях социокультурного учреждения;

в) все сотрудники мотивированы к достижению цели;

г) цели отделов, секторов, персонала соответствуют целям всего учреждения.

При целевом планировании следует быть готовым к возникновению определенных проблем. Они связаны с изменением внешней среды, отношением населения к социокультурному учреждению, социальными экономическими проблемами.

План учреждения культуры может охватывать различные временные периоды, сложный комплекс решений и количество информации, которое нарастает с каждым днем, в конечном итоге может значительно повлиять на любое принятое решение.

Планирование в масштабах учреждения представляет собой непрерывный процесс, направленный на изменения, относящиеся к будущему.

 



2019-11-21 1352 Обсуждений (0)
Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)