Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации к выполнению



2019-11-21 180 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к выполнению 0.00 из 5.00 0 оценок




 Философия истории – одна из наиболее важных частей социальной философии. Философия истории, уделяя основное внимание общим закономерностям общественного развития, решает и ряд других важных задач. В их число входит вопрос о природе исторического знания, особенностях его связи с наукой, искусством, о характере исторического познания в целом. К вопросам философии истории относится также определение сущности, смысла и основных стадий мировой истории, раскрытие диалектики общего и особенного, диалектики прошлого, настоящего и будущего. В ходе развития философского знания предлагались различные теорети­ческие модели общества: натуралистическая, идеалистическая и материалисти­ческая. В контрольном работе на основе изучения сущности этих моделей надо обращать внимание на преимущества и недостатки каждой из них и показать, что модель общества и его реальное бытие не всегда совпадают, модель и ре­альность обладают относительной самостоятельностью.

В своем ответе Вы должны рассмотреть идеалистические и материалистические трактовки исторического процесса, проанализировать сильные и слабые стороны формационного и цивилизационного подхода. Формирующийся в настоящее время синтезированный подход к философии истории предполагает исследование имманентной логики развития общества, учет единства и многообразия исторического процесса, выявление законов, решение проблем, связанных с историческим объяснением и социальным прогрессом. Философия истории дает теоретическую реконструкцию исторического процесса, где главное внимание уделяется выяснению сущности, логики и механизмов социального развития. Она синтезирует человеческую историю, выделяя в ней общие законы, черты и свойства, присущие различным социальным организмам, но проявляющиеся по-разному в зависимости от исторических обстоятельств, конкретной ситуации и природных условий.

Идея прогресса в философской мысли имеет глубокие исторические корни. Каждая эпоха вносила свой определенный вклад в решении данной проблемы. Особую актуальность проблема прогресса приобрела в ХIХ-ХХ веках в трудах европейских и русских мыслителей. Цель настоящей контрольной работы состоит в том, чтобы выяснить основные положения современной научной философии об общественном npoгpeccе как объективной закономерности, где можно четко выявить объективные и субъективные факторы прогресса.

Следует подчеркнуть, что общественный прогресс понятие многогранное и неоднозначное, поэтому весьма существенным в данной теме является вопрос о критериях общественною прогресса. Современная наука выделяет три основных критерия прогресса: социально-экономический, социально-политический и гуманистический, с помощью которых можно определить прогрессивность различных социальных систем, политических режимов, общественных движений.

Антиномичный характер общественного прогресса заключается в том, что неоспоримые прогрессивные завоевания в научной, экономической и техногенной сфере, сочетаются с негативными явлениями в нравственно-этической сфере: падение духовности, рост преступности и насилия, и т.д., поэтому общественный прогресс невозможно рассматривать вне контекста нравственно-этических, правовых и социальных проблем.

Для современного человечества проблема общественного прогресса встает как практический вопрос о выборе путей общественного развития в современную эпоху и на перспективу. Именно поэтому интегративным критерием прогресса выступает уровень гуманизации общества, т.е. положение в ней личности. Превращение человека в основное богатство общества, его высшую ценность и есть важнейший критерий прогресса.

 

Основные понятия

История, Общественный прогресс, Философия истории, Формация, Цивилизация.

Литература

Гринин, Л.Е. Природный фактор в аспекте теории истории /Л.Е. Гринин //Философия и общество. – 2011. - № 2. – С. 168-199.

Философия: Человек и жизнь : учеб. пособие / под ред. Н. С. Кожеуровой. - М. : Юнити-Дана, 2002. - 319 с.

Козин Н.Г. Идентификация. История. Человек / Н.Г. Козин // Вопросы философии. – М, 2011. - № 1. – С. 37-48.

Кукарцева М. А.Эпистемология и онтология истории// Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2007. - № 1. - С. 24-35.

Мусаелян, Л.А. Марксово учение об историческом процессе и теория постиндустриального общества / Л.А. Мусаелян // Философия и общество. – 2005. - № 2. – С.39 – 59.

Орлов, В.В. О материалистическом понимании истории / В.В. Орлов // Философия и общество. - 2002. - №4.-С.133-145.

Осипов, Н.Е. О. Шпенглер и цивилизация / Н.Е. Осипов // Философия и общество. – 2005. - № 4 – С.115 -128.

Панфилова, Т. В. Проблема исторической закономерности / Т.В. Панфилова // Философия и общество. - 2002. - № 3. - С. 103-115; № 4. – С 5-19.

Повилайтис, В. И. Философия истории в трудах историков русского зарубежья / В.И. Повилайтис // Философские науки. - 2007. - № 11. - С. 68-80.

Селезнев, А.М. Всемирно-исторический процесс: общественно-экономические формации и межформационные революции / А.М. Селезнев // Философия и общество. 2005. - № 2.- С.18 – 38.

Селезнев, А.М. Проблемы стадиального всемирно-исторического процесса / А.М. Селезнев // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2003. - №6.-С. 21-33.

Шупер, В.А. Единство цивилизаций или единый путь развития / В.А. Шупер // Вопросы философии. – 2005. - № 5. – С.175 – 179.



2019-11-21 180 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к выполнению 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации к выполнению

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)