Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 34. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.



2019-11-21 174 Обсуждений (0)
ТЕМА 34. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Культура как предмет философского анализа. Основные типы культур. Социальные функции культуры.

2. Культура и цивилизация: сходство и различие этих понятий. Критерии их типологии.

3. Особенности современной цивилизации и культуры. Проблема кризиса современной цивилизации и культуры.

Методические рекомендации к выполнению

Культура представляет собой феномен общественной жизни, это специфический способ организации и развития человеческой деятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, это особый мир человеческих ценностей, передаваемый от одного поколения к другому. В своей работе Вам необходимо раскрыть функции культуры, обратить внимание на диалектическую взаимосвязь в развитии общества и культуры.

В освещении второго вопроса важно проанализировать содержание таких понятий как культура и цивилизация, четко проследить их сходство и различие. Основываясь на работах О. Шпенглера, А. Тойнби, выделить характерные черты современной цивилизации и культуры. Изучая диалог западных и восточных культур, следует особое внимание уделить феномену России как особому культурологическому типу, в данном вопросе необходимо использовать труды Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, Н.А. Бердяева.

Основные понятия

Культура, Общество, Цивилизация.

Литература.

Большакова А.Ю. Архетип - концепт – культура / А.Ю. Большакова // Вопросы философии. – М, 2010. - № 7. – С. 47-57.

Гобозов, И.А. Несостоявшийся мультикультурализм / Гобозов И.А. // Философия и общество. – 2011. - № 3. – С. 5-21. 

Миронов, В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии / В.В. Миронов //Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С. 27-43.  

Шаповалов В.Ф. Коммуникация как глобальная проблема современного мира / В.Ф. Шаповалов // Философия и общество. – М, 2010. - № 4. – С. 5-20.

Осипов, Н.Е. О. Шпенглер и цивилизация / Н.Е. Осипов // Философия и общество. – 2005. - № 4 – С.115 -128.

Соболева М.Е. О возможности диалога между культурами / М.Е. Соболева // Вопросы философии. – М, 2009. - № 3. – С. 147-157.

Стёпин В.С. Устойчивое развитие и перспективы развития цивилизации / В.С. Степин // Социальная политика и социология. – 2005. - №1. – С.23 – 31.

Шупер, В.А. Единство цивилизаций или единый путь развития / В.А. Шупер // Вопросы философии. – 2005. - № 5. – С.175 – 179.

Розин, В.М. Диалог культур в глобализирующимся мире / В.М. Розин // Вопросы философии. – 2007. - № 6. – С.172-174.

Степин, В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен /В.С. Степин // Вопросы философии. – 2006. - № 2.- С.16-26.

ТЕМА 35. ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1. Проблема познания в философии. Знание и вера.

2. Структура и уровни познания. Единство чувственного и рационального познания.

3. Проблема истины в философии и науке. Вненаучные формы познания.

Методические рекомендации к выполнению

Раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания и путях постижения истины называется гносеологией. В работе следует подчеркнуть, что познание - это прежде всего человеческая деятельность, направлен­ная на отражение действительности; это сложный противоречивый про­цесс от простой фиксации явлений к анализу их сущности.

Структура процесса познания представляет собой единство чувст­венного и рационального познания. Проанализировав составляющие элементы чувственного и рацио­нального познания, необходимо подчеркнуть их роль в развитии научного познания. Однако при этом необходимо отметить, что наряду с научным познанием существуют вненаучные формы познания (обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное). Вам надлежит рассмотреть многообразие форм духовно-практического освоения мира, выявить специфику научного и вненаучного знания.

Особое внимание следует уделить проблеме истины, которая представляет собой верное отражение действительности в сознании людей, адекватное соответствие знаний человека внешнему миру, т.е. объективной реальности. Вам необходимо проанализировать многогранный характер истины: диалектику абсолютного и относительного в истине, единство объективного и субъективного в ней, конкретность истины. В завершении необходимо отметить, что познание и практика представляют собой две взаимосвязанные стороны единого процесса, где практика является критерием истины. В утверждении истины, как и в ее проверке, необходимо учитывать единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии.

Основные понятия

Агностицизм, Гносеология, Знание, Истина, Познание.

Дополнительная литература

Бряник, Н. В. Введение в современную теорию познания : учеб. пособие для вузов / Н.В. Бряник. - Екатеринбург : Деловая книга ; М. : Академический проект, 2003. - 288 с.

Ильенков, Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. / Э.В. Ильенков. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. – Гл. 5. Логическое развитие и конкретный историзм. – С. 278-300.

Касавин И.Т. Дэвид Юм. Парадоксы познания / И.Т. Касавин // Вопросы философии. – М, 2011. - № 3. – С. 157-171.

Лебедев, С.А.Предмет и природа философского знания / С.А. Лебедев // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2002. - №5.-С.21-52.

Левин, Г.Д. Три взгляда на природу теоретического и эмпирического знания / Г.Д. Левин // Вопросы философии. – М, 2011. - № 2. – С. 104-114.

Лекторский, В.А. Вера и знание в современной культуре/ В.А. Лекторский // Вопросы философии. – 2007. - № 2. – С.14-19.

Лекторский В.А.Теория познания: гносеология, эпистемология / В.А. Лекторский // Вопросы философии. - 1999. - №4.-С.72-81.

Целищев В.В. Убедительность доказательства и рациональность мышления / В.В. Целищев // Философия науки. – 2006.-№ 3. С.49-64.

Шестакова, М.А.Истина как ценность / М.А. Шестаков // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2002. - №5.-С.52-67.



2019-11-21 174 Обсуждений (0)
ТЕМА 34. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 34. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)