Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Православное учение о человеке. Сотворение человека.



2019-11-13 283 Обсуждений (0)
Православное учение о человеке. Сотворение человека. 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 24

Тема: Место обитания злых духов

Священное Писание называет это место «ад», «преисподняя», «бездна». В (Еф. 6, 12) говорится о духах злобы поднебесной, господствующих в воздухе. Свт. Феофан Затворник говорит, что это означает – духи витают между небом и землёй, как комары в сыром месте.

Отрицание бытия злых духов, как личностных существ – не безобидное частное богословское мнение. Логическое развитие этой мысли неизбежно приводит к отрицанию грехопадения, а значит тайны искупления.

Тема: Искажение природы злых духов

Природа падших духов есть природа ангельская. Следовательно, они обладают многими свойствами и способностями, которыми обладают ангелы вообще:

· обладают обширным ведением (частично ведением будущего);

· обладают значительным могуществом и силой;
апостол Иаков говорит, что они веруют в Бога в том смысле, что они обладают знанием о Боге и Его свойствах и даже трепещут пред Ним (Иак. 2, 19);

· в отношении к Богу и Его творению с их стороны ненависть, а в отношении человека – зависть (Прем. 2, 24);

· Иисус Христос называет диавола «отцом лжи» (Ин. 8, 44) (имеется ввиду не только лживость как умение и желание говорить неправду, а ложь как патологическое свойство, ложь, как онтологическое свойство, как полная противоположность истине)

· воля падших духов направлена только ко злу, формально сохраняется свобода, из двух зол выбирают одно, выбирать между добром и злом они не способны, следовательно, покаяние для них невозможно

Тема: Деятельность злых духов в мире

Злые духи очень «трудолюбивы». Они не перестают бороться за осуществление своих целей:

1) Они стремятся распространить свое царство искушение прародителей, (Мф. 4, 8-9) – сатана говорит, что власть над земными царствами принадлежит ему) распространяют свое царство посредством язычества (Втор. 32, 17), здесь говориться о ханаанских народах, которые приносили своих сыновей и дочерей в жертву бесам, сатанизм, оккультизм, ереси, гонение на Церковь – это следствие бесовского влияния

2) Падшие духи противодействуют противодействию Евангелия, особенно царство сатаны усилится при конце мира (Отк. 20, 7)

3) Они воздействуют и на каждого человека индивидуально. Апостол Петр говорит, что диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Пет. 5, 8). До крещения каждый человек находится во власти злых духов, поэтому Священное Писание, говоря об обращении язычников в христианство, называет его обращением от власти сатаны к Богу (Деян. 26, 18), (Кол. 1, 13). Принявший крещение человек получает возможность освободиться от власти сатаны, но только при условии, что его жизнь будет непрерывным противостоянием им (Еф. 6, 12)

4) Враг рода человеческого воздействует на душу человека, т.е. ослепление ума, неспособность видеть и воспринимать истину. «У неверующих бог века сего ослепил умы» (2 Кор. 4, 4)

5) Злые духи могут воздействовать на волю человека, т.е. возбуждать в человеке порочные желания. Например, сатана вложил в сердце Иуды желание предать Спасителя (Ин. 13, 2)

6) Воздействуют на чувства человека, вызывают недобрые чувства. Например, царь Саул когда злой дух подступал к нему, переживал приступы тоски, печали, раздражения, беспричинно покушался на жизнь Давида (1 Цар. 18, 10-11)

7) Обычно действие злых духов незаметно. Однако это воздействие может происходить и в чувственных образах. Например, прародители видели сатану в образе змея. Апостол Павел говорит: «Сатана принимает вид ангела света» (2 Кор. 11, 14). Следовательно, зло может действовать под видом добра

8) Злые духи могут воздействовать и на тело человека. Например, глухота, немота (Мф. 9, 32), слепота (Мф. 9, 28), скорченность (Лк. 13, 11-16). Наиболее явным влиянием является беснование. В этом состоянии нечистый дух пользуется человеческой природой, как своей собственной, включая речь (Мф. 8), (Мф. 17)

9) Бесы могут воздействовать и на внешнее благополучие. Например, Иов Многострадальный.

Тема: Отношения Бога к деятельности злых духов

1) Попускает;

2) Ограничивает;

Вопрос: почему Бог попускает?

Ответ: Через это проявляется свободная воля человека. Не отнимая свободы действия падших духов, Бог ограничивает её. Прп. Серафим Саровский: «Будучи по природе ангелами, они (бесы) обладают необъятным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю, если бы Божественная Благодать не делала бы бессильной против Божия творения».

 У христиан имеются особые средства противостояния бесовским искушениям:

· пост и молитва (Мк. 9, 29);

· могущественным средством против падших духов является призывание имени Господа Иисуса Христа (Мк. 16, 17);

· духовное бодрствование и трезвение (1 Пет. 5, 8).

Из аскетической литературы это:

· почитание Животворящего Креста;

· участие в церковных Таинствах;

· использование святой воды и других священных предметов и священнодействий.

Лекция 25

Православное учение о человеке. Сотворение человека.

Святые отцы обращают внимание на то, что при творении мира ангельского, мира вещественного и при творении человека Бог действовал различным образом:

а) мир ангельский сотворён Богом в молчании;

б) вещественный мир был вызван в бытие Божественным творческим: «Да будет!»;

в) при творении человека Бог словно останавливается. Священное Писание говорит, что творению человека предшествует некое совещание Божественных Лиц: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). В православном богословии это совещание именуется «Предвечный Совет Троицы».

Творение человека занимает в замысле Божием особое место. «Только к устроению человека Творец всего приступает осмотрительно, чтобы вещество приготовить для его состава и форму, уподобить красотой известному Первообразу, и предложить цель, ради которой он будет создан», - говорит святитель Григорий Нисский («Об устроении человека», стр. 15, глава 3). О сотворении человека говорится и во 2-й главе книги Бытие. 1-я глава – антропоцентрична, 2-я глава – геоцентрична.

Возникают 2 вопроса:

1) Приходят ли душа и тело в бытие одновременно?

2) Какая из природ приходит в бытие раньше другой?

Ответ: существовало 3 точки зрения.

1) Душа создана прежде тела. Представитель – Ориген, считавший, что в тело была вдунута уже ранее существовавшая душа. Это учение было отвергнуто Церковью на 5-м Вселенском соборе.

2) Тело создано прежде души. Представители – блаженный Феодорит Криский, прп. Ефрем Сирин, прп. Исаак Сирин. Основания – Исх. 21, 22-24. Мнение было отвергнуто. Прп. Максим Исповедник в полемике с монофизитами опровергнул это суждение.

3) Душа и тело творятся одновременно, а последовательность творения, о котором говорится в (Быт. 2, 7) нужно понимать логически, а не хронологически. Это мнение стало преобладающим в Предании Церкви. Представители – прп. Максим Исповедник, прп. Иоанн Дамаскин. Эта точка зрения была подтверждена соборными определениями.

Возникает вопрос, как следует понимать» «дыхание жизни»? На этот вопрос существует 4 мнения:

1) «дыхание жизни» есть Божественная эманация. Это мнение разделяли гностики, главным образом – манихеи. Оно отвергнуто Церковью;

2) «дыхание жизни» есть собственно душа. Представители – свт. Климент Александрийский, свт. Григорий Богослов;

3) «дыхание жизни» не есть душа, но Божественная Благодать, сообщенная Богом человеку вместе с сотворением. Представители – прп. Анастасий Синаит, свт. Григорий Палама, свт. Феофан Затворник;

4) «дыхание жизни» не есть собственно душа, но творческое Божественное действие, результатом которого является создание души. Представители – блаженный Августин, прп. Анастасий Синаит.

Три последних мнения не противоречат друг другу и являются взаимодополняющими. Своим творческим действием Бог творит из ничего человеческую душу отличную от Него по сущности и одновременно сообщает ей свою благодать. Следовательно, это имеет важное сотериологическое значение, а именно: состояние человека не может быть нравственно нейтральным по отношению к Богу, но всегда имеет знак «+» или «-».

а) человек находится в состоянии сообразно своей природе, будучи причастен Божественной благодати, духовно возрастая и достигая сверхъестественного обожения;

б) человек отпадает от Источника жизни, затем впадает состояние противоестественное (наперекор ей).

Тема: Брак. Богоустановленный способ размножения людей.

 Священное Писание говорит, что с сотворением Адама и в его лице человеческой природы действие Бога в отношении человека не заканчивается. «И сотворил Бог человека… мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27) – выражается мысль о двуединстве человека. Возникает важный вопрос для православного учения о браке и богоустановленном способе размножения людей.

В святоотеческой литературе иногда встречается мнение, что после грехопадения происходит изменение самого способа размножения людей. Свт. Григорий Нисский, свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Кирский и прп. Иоанн Дамаскин придерживались мнения, что если бы не было грехопадения, то и люди размножались бы неким духовным путем, однако как – не конкретизируется. Конечно, после грехопадения способ бытия человеческой природы изменился. Это касается как душевной. Так и биологической жизни человека, но не сама человеческая природа как таковая. Существовал ли брак в раю до грехопадения?

 Свт. Иоанн Златоуст: «Первозданный жил в раю, а о браке и речи не было. Понадобился ему помощник – и он явился; и притом брак еще не рассматривался и не был необходимым. Всё творение Божие «весьма хорошо». Но после того, как Бог, завершая творение мира, создаёт высшее существо, венец творения – человека, он констатирует недостаточность для него вне общения с другим человеком и говорит: «нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2: 18).

Библейское повествование открывает истину о двуединстве человеческой природы (человека), реализуемом в брачном союзе соединённых любовью мужа и жены.

Почему в Библии говорится о том, что жена сотворена именно «из ребра» Адама? Возможно, это связано со словом «цела». Помимо значения «ребро» оно также может обозначать бок и сторону (грань). Это указывает на то, что человеческая природа разделена на две взаимодополняющие друг друга части. Из Священного Писания следует, что сущность брака после грехопадения не изменяется.

«Оставит человека отца своего и матерь и прилепится к жене своей и будут (два) одна плоть» (Быт 2: 24). Эти слова произносит Адам по вдохновению свыше. В Новом Завете Господь Иисус Христос повторяет их (Мф. 19: 5-6). До и после грехопадения Священное Писание говорит о браке в одних и тех же выражениях, и это относится к единству всех сторон жизни супругов. Отношение Церкви к браку выражено в постановлениях Гангрского собора IV в., который предписывает извергать из сана клириков и отлучать от Церкви мирян которые гнушаются брака, т. е. тех, которые предпочитают воздерживаться от брака не ради подвига, но потому что считают брак чем-то недостойным христианства (Правила 1, 4, 13).

Апостол Павел подчеркивает святость брака, сравнивая брачное единство с единением Христа и Церкви. Среди святых угодников Божиих немало состоявших в браке. Церковь возвела брак в степень церковного Таинства, поставив брак в один ряд с такими священнодействиями как Крещение, Евхаристия.

Основная цель жизни человека услышать зов Божий, обращённый к нему, и ответить на него. А чтобы ответить на этот зов, человека должен уметь совершить акт самоотречения, отвергнуться собственного «я», своего эгоизма. Этой цели служит христианский брак, и именно поэтому он приближает человека к Богу.

 Брак рассматривается в христианстве как совместный путь супругов в Царство Божие. Христианство ценит брак, в то же время освобождает человека от необходимости брачной жизни (монашество). Оба пути в христианстве равным образом признаны и почитаемы как ведущие к общей цели.

В христианском учении о человеке восстанавливается о обосновывается онтологическое достоинство женщины, чего не было в религиях языческих и даже в Ветхом Завете лишь декларировалось. Свт. Климент Александрийский пишет: «Добродетель должна составлять дело в равной мере, как мужей, так и жён. Потому что один Бог у обоих».

С точки зрения сотериологии, различие по признаку пола не имеет никакого значения. Свт. Василий Великий пишет: «Жена наравне с мужем имеет честь быть сотворённой по образу Божию. Природа того и другого равночестна».

Лекция 26.

Тема: Происхождения от Адама и Евы человеческого рода. Преадамизм и полигенизм.  

Вопрос происхождения от Адама и Евы всего человеческого рода является очень важным, так как он утверждает единосущие всех людей между собой. На нём основано учение о первородном грехе и об искуплении. «Посему как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили; Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем оправдание к жизни» (Рим. 5:18).

Но в XVII столетии кальвинист из Бордо по имении Исаак Пеер развил учение, которое называется «преадамизм». Суть его в том, что 1-я и 2-я главы Бытия говорят о 2-х разных актах сотворения, не связанных между собою. В 1-й главе говорится о сотворении язычников, а во 2-й главе о сотворении Адама и Евы.

Очевидно, что гипотеза Пеера противоречит Священному Писанию. «Господь Бог не посылала дождя на землю, и не было человека для возделывания земли» (Быт. 2:5), и далее идёт повесть о сотворении Адама. Отсюда следует, что до Адама людей на земле не было. Далее… Но для человека не нашлось помощника подобного ему (Быт. 2:20); «от одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17:16).

В XVIII веке преадамизм перешёл в учение «полигенизм». Суть его в том, что на земле существует несколько различных человеческих видов, которые отличны между собой. Сторонниками такого учения было Руссо, Вольтер. Они пытались обосновать различие видов различием цвета кожи волос. Но наука совершенно опровергает это ложное и вредное учение. Вредное, т.к. на нём основывается расизм, национал-социализм.

Тема: Происхождение и свойства человеческой души.Состав человеческой природы – дихотомия и трихотомия.

Человеческая ипостась является сложной, она заключает в себе различные природы. Об этом говорят все богословы. Но сколько в человека различных природ?

Дихотомисты признают в человеке две природы: душу и тело.

Трихотомисты – дух, душа и тело.

Дихотомистами являлись Тертуллиан, Иустин Философ. Трихотомистами – свт. Феофил Антиохийский, свт. Климент Александрийский, Ириней Лионский. Однако с IV века большинство святых отцов придерживаются двусоставности человеческой природы (свт. Григорий Нисский, свт. Афанасий Великий, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Максим Исповедник).

Можно утверждать, что большинство отцов Церкви склоняется на сторону дихотомизма. Однако это учение не было догматизировано и обе точки зрений относят к области богословских мнений.

Тема: Значение тела в составе человеческой природы.

В античной философии тело рассматривалось как враждебное начало по отношению к духу. В христианстве такое отношение невозможно в силу факта Боговоплощения. Священномученик Ириней Лионский писал: «Только соединение души и тела составляет человека». Также монашество не рассматривается как борьба с телесностью. Наоборот, аскеза имеет своей целью освобождение тела через достижение бесстрастия, через освобождение всего человека от страстей, включая душу и тело.

 Тело есть жилище души, её материальный носитель, посредством которого невещественное начало живет и действует в материальном мире. А также тело есть инструмент, орудие души, без которого душа сама по себе в этом мире ничего не может.

Личность выражает себя и посредством тела. Тело является пространственной границей личности. Благодаря тому, что человек обладает телом, он занимает совершенно особое место в мироздании, т.е. связывает воедино видимое и благодаря этому обогащает опытом.

Тема: Происхождение человеческой души.

Этот вопрос относится к области богословских мнений. Имеется три точки зрения:

Мнение о предсуществовании человеческих душ. Этого мнения придерживались античные философы: Пифагор, Платон; христианские гностики: Валентин, Маркион; Ориген, по мнению которого, Бог как Существо совершенное сотворил человеческие души одновременно и совершенно равными по достоинству. Изначально они были чистыми, но затем душам наскучило созерцать своего Творца. Они пали и за это были отправлены в различные тела.

Одни души, которые меньше согрешили, приняли тела тонкие, т.е. стали ангелами. Души, более тяжело согрешившие, получили тела вещественные и грубые, т.е. человеческие, самые грязные души получили особо мерзкие тела, демонические. С её помощью удобно объяснять неодинаковость внешних условий жизни в этом мире, что и различные восточные учения пытаются объяснить с помощью учения о карме и т.п., Ориген объясняет изначальным падением, которое в его учении отождествляется с понятием первородного греха. Это противоречит Священному Писанию:

1) Грех вошёл в мир преступлением Адама (Рим. 5:12)

2) Если телесность наказание, то как объяснить факт Боговоплощения?

Гипотеза Оригена говорит, что все души в конце концов вернуться в своё первоначальное состояние. Ориген умаляет искупительный подвиг Спасителя, обесценивая значение Его Крестной Жертвы.

В середине VI в. учение Оригена было осуждено Церковью. Святой император Юстиниан Великий в 551 г. написал произведение, известное как «Послание к Мине» (Мина - Константинопольский патриарх), в котором он изложил критику оригенизма и сформулировал ряд анафематизмов: «Если кто говорит или думает, что души человеческие предсуществовали, блаженствовали, а затем обратились к худшему и через то охладели к Богу и в наказание посланы в тела, тот да будет анафема!»

Через два года в 553 г. V Вселенский собор одобрил «Послание к Мине». Собор утвердил православное учение о происхождении человеческой души: «Церковь, наученная Божественным Писанием, утверждает, что душа произошла вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как захотелось сумасбродству Оригена. «Таким образом, учение о предсуществовании душ было однозначно осуждено Православной Церковью как ересь.

Тема: Мнение о творении человеческих душ.

Это мнение, согласно которому каждая человеческая душа по отдельности творится Богом «из ничего» называется креационизмом (лат. creatio -  творение, создание). С IV в. мнение о творении каждой человеческой души Богом стало господствующим (свт. Иларий Пиктавийский, блж. Иероним Стридонский, прп. Максим Исповедник). Что касается самого способа сотворения душ, то святые отцы полагают, что для человека он не постижим. Священное Писание о творении душ имеет 2 точки зрения.

Лецкия 27.

1) (Быт. 2:7) Адам является образцом для всех людей, а в нем душа и тело были сотворены отдельно. «И возвратиться прах в землю, чем он и был; а дух возвратиться к Богу, Который дал его» (Еккл. 17:7). «Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри его» (Зах. 12:1).

В Римо-католической церкви мнение о творении дух было фактически догматизировано в следствие принятия в 1854 г. догмата о непорочном зачатии Девы Марии. Так как этот догмат предполагает учение о непосредственном сотворении человеческой души Богом, то и само это учение у католиков автоматически стало официальным. Этими моментами можно обосновать высокое достоинство человеческой души, её невещественность, качественное разнообразие души (таланты, способности).

Есть отрицательные стороны этих моментов:

1) Оно не во всем согласуется со Священным Писанием. «Бог… почил в день седьмый от всех дел, которые делал» (Быт. 2:2).

2) Это учение создает определённые трудности при объяснении способа перехода греховной порчи от Адама на весь род человеческий.

3) Данная точка зрения не позволяет объяснить несомненный факт наследования детьми от родителей различных душевных свойств и спопосбностей.

Тема: Мнение о рождении человеческих душ – традуционизм.

Это мнение впервые встречается у Тертуллиана, который учил о некотором душевном смешении. Это мнение не было принято последующими отцами Церкви. Некоторые его придерживались: свт. Григорий Нисский, прп. Анастасий Синаит. Священное Писание говорит: «Адам родил Сифа по подобию своему и по образу своему» (Быт. 5:3). Слова «подобие» и «образ» указывают на полноту человеческого состава, т. е. на душу и на тело. С помощью этой точки зрения удобно объяснить способ распространения последствий грехопадения от предков к потомкам.

Отрицательные стороны этой точки зрения:

1) Бывают случаи поразительного различия между родителями и детьми.

2) Данное мнение находится в противоречии с понятием «простота» души.

3) Нам неизвестно от кого рождается душа.

Итак, две рассматриваемы гипотезы не противоречат друг другу, а напротив – восполняют одна другую. Саму духовную природу – человек получает от родителей, так же как и тело; но личность (неповторимость, уникальность) человек получает в следствии особого Божественного воздействия. Это обусловливает неповторимость качественного содержания духовных сил и способностей человека. Каждый человек – это неповторимая личность, новая форма образа Божия.

 Тема: Свойства человеческой души.

Прп. Иоанн Дамаскин: «Душа – есть сущность живая, простая и бестелесная, невидимая по своей природе телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определённой фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувства и силу рождения. Ум принадлежит душе не как что-либо отличное от неё, но как чистейшая часть её самой… Душа… есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Она доступна изменению… со стороны воли… (Точное изложение Православной веры. С. 210)

Тема: Духовность.

Священное Писание говорит о духовности души. Слова «дух» и «душа» применительно к душе человеческой в Священном Писании являются взаимозаменяемыми: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14:38). «Как тело без души мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Святые отцы, говоря о духовности, имеют в виду её невещественность, её отличие от всего телесного. Душа может быть названа бестелесной только по сравнению с грубыми материальными телами, по сравнению с Богом она, так же как и ангелы, является телесной.

Тема: Самостоятельность.

Самостоятельность души связана с духовностью, с отличием от тела. Свойство самостоятельности означает, что душа есть особая субстанция, отличная от тела, а не есть лишь некий феномен или совокупность феноменов являющихся продуктом высшей нервной деятельности человека.

Тема: Разумность и сознательность.

Самостоятельность души проявляется в способности самосознания, т. е. в способности отличать себя от своего тела, от окружающего мира и от содержания собственной жизни. Именно благодаря этой способности человеческой души для человека возможно такое действие, как покаяние, потому что покаяние основано на осознании человеком нетождественности самого себя и своих поступков. Именно на этой способности самосознания в Священном Писании основаны неоднократные призывы проверять себя: «Да испытывает себя человек»(1 Кор. 11:28); «Испытывайте самих себя, в вере ли вы» (2 Кор. 13:5). Разумность выражается в способности интуитивного и дискурсивного мышления, познания и религиозного ведения, а также в даре слова, способности человеческой речи.

Тема: Бессмертие.

Учение о бессмертии тесно связано с представлением о её простоте. В Новом Завете учение о бессмертии души выражено совершенно ясно. В Ветхом Завете такой ясности нет. В Ветхом Завете учении о бессмертии души не имело такого значения как в Новом Завете и не составляло центра религиозной жизни. Бессмертие мыслилось как пребывание души в Шеоле, некотором подобии греческого царства теней, где душа влачит печальное существование на грани между бытием и небытием. Но все же в Ветхом Завете представление о том, что после земной жизни жизнь продолжится имеется: в Ветхом Завете, в том числе у Моисея, Бог называется Богом Авраама, Исаака и Иакова, причем называется так уже после того, как все патриархи умерли. Слова Спасителя: «Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (Мф. 22:32), означают, что патриархи исчезли бесследно и у Бога они продолжают существовать. Наиболее явным образом вера в бессмертие души в Пятикнижии выражена в словах патриарха Иакова, сказанных им после того как он узнал о смерти Иосифа: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» (Быт. 37: 35). В некоторых словах Ветхого Завета можно уловить намёки на неодинаковость посмертного воздаяния (Пс. 48: 11-16).

Тема: Свобода.

О свободе можно говорить в двух смыслах:

а) свобода формальная, или психологическая;

б) свобода нравственная, или духовная.

Первый вид свободы можно назвать «свободой выбора», она связана с избирательной волей человека (способностью самоопределяться по отношению к желаниям своего естества, т. е. одни желания выбирать, а другие отвергать. Формальная или психологическая свобода – это способность направлять свою волю, деятельность на те или другие…

Лекция 28

Формальная, или психологическая, свобода – это способность направлять свою волю, деятельность на те или другие предметы, отдавать предпочтение тем или другим побуждениям к деятельности. На этой способности человека основаны многие заповеди Священного Писания. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло (Втор.30:15)

Эта формальная свобода сохраняется у человека и после грехопадения. Однако, вопреки распространенному мнению, формальная свобода вовсе не является признаком совершенства. Скорее наоборот, она свидетельствует о некотором несовершенстве. Например, Бог, будучи абсолютно свободным Существом, не имеет избирательной воли, т. к. не имеет потребности выбирать из различных возможностей. Любой выбор всегда связан с некоторым несовершенством: незнанием, сомнением, колебанием, а Бог всегда в совершенстве знает Свои цели и средства их достижения. Поэтому Бог свободен в том смысле, что всегда является таким, каким хочет быть, и всегда действует таким образом, каким желает; ничто Ему не препятствует, никакая необходимость над Ним не тяготеет. Такая свобода называется свободой нравственной, или духовной.

Сама по себе способность выбора еще не делает человека свободным, потому что желания человека и его возможности не всегда совпадают. Человек часто желает того, что не может осуществить, и, наоборот, нередко вынужден делать то, чего делать не хочет. Наиболее ярко в Священном Писании эта мысль выражена в Рим.7:19: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Поэтому путь к подлинной свободе лежит через освобождение от греха и от власти природной ограниченности. О необходимости стремиться к такой свободе Господь говорит в Новом Завете: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8:31–32); Всякий, делающий грех, есть раб греха... Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин.8:34, 36). Ап. Павел говорит: Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим.8:2) – и восклицает: Где дух Господень, там свобода! (2 Кор.3:17). Иными словами, через причастие Божеству, через соединение с Богом человек приобщается к той свободе, которой обладает Бог, и сам обретает подлинную свободу.

Тема: Отличие души человеческой от душ животных

Главное отличие человеческой души от душ животных заключается в том, что человеческая душа способна существовать без тела. Будучи соединена с телом в единую ипостась, она тем не менее обладает свободой по отношению к собственному телу, имеет свою особую, отличную от жизни тела, жизнь. В то же время у животных жизнь души сводится преимущественно к жизни тела, к одушевлению его и управлению им. И хотя у высших животных можно наблюдать некоторые зачатки эмоциональной и разумной жизни, тем не менее ни одно из них не обладает такими существенными для человеческой души свойствами, как способность самосознания и свобода. Иными словами, у животных, в отличие от людей, способ существования не является личностным.

Священное Писание прямо не говорит ни о смертности, ни о бессмертии душ животных. Мнение о том, что души животных смертны, основывается на святоотеческом учении, на согласии отцов по данному вопросу. Никто из свв. отцов не утверждал бессмертия душ животных, а некоторые прямо говорили об их смертности. Свят. Григорий Палама, например, писал: «Душа каждого из неразумных живых существ есть жизнь тела, ею одушевленного, и имеющего эту жизнь не по сущности, но в действии, как жизнь в отношении другого, но не саму по себе. Эта душа ничего другого не может видеть, кроме действия тела; поэтому при разложении тела по необходимости распадается вместе с телом и она. Она не менее смертная душа своего тела, и посему все, что оно есть, обращено к смертному и считается смертным; потому и душа умирает вместе с смертным телом»

Тема: Общее понятие об образе Божием в человеке

О сотворении человека по образу Божию говорится в Священном Писании (см.: Быт.1:26–27, 9:6).

Свв. отцы согласны в том, что, в общем, образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства. Например, Бог есть абсолютный разум – человек тоже есть существо разумное793. Бог есть Существо духовное – человек также имеет в себе духовную составляющую – душу794. Бог вечен – отражением вечности в человеке является бессмертие. Бог является Творцом – человек также обладает творческими способностями, хотя в отличие от Бога творит не из ничего, а из подручного материала. Бог царствует над всем миром – и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной.

 Некоторые из свв. отцов усматривали богообразность человека в том, что он отображает в своей духовной структуре внутритроичную жизнь Бога.

 Кроме того, древнехристианские писатели не всегда ограничивали богообразность человека только его душой, распространяя это понятие и на телесный состав человека.

Тема: Подобие Божие, соотношение между образом и подобием

В Священном Писании говорится, что человек сотворен не только по образу, но также и по подобию Божию (см.: Быт.1:26; Иак.3:9). Понятия «образ» и «подобие» тесным образом связаны между собой, их нельзя рассматривать как некоторые раздельные, внешние по отношению друг к другу, величины, поскольку одно неизбежно предполагает другое и не может быть понято в отрыве от него.

Образ Божий есть дар Божий каждому человеку, который можно определить как способность быть причастником Божественной жизни, участвовать в Божественных совершенствах. Подобие – проявление этого дара в жизни человека и та мера, в какой данная способность реализуется.Т.е. Образ Божий есть то, что человеку дано: каждый человек, приходящий в мир, имеет образ Божий. Подобие же, напротив, есть некоторая заданность, задача, которая стоит перед человеком и которую он должен решать в течение всей своей жизни. Черты образа Божия относятся к сущности человека, это есть существенные свойства человеческой природы, в то время как черты подобия Божия раскрываются в результате направленности человеческой воли к добру. Чертами образа Божия обладают практически все люди, в то время как черты подобия Божия раскрывают далеко не все. Образ Божий в человеке неистребим, тогда как подобие человек может совершенно утратить.

Тема: Персоналистическое понимание образа Божия в современном православном богословии.

Как отмечает протопресв. Иоанн Мейендорф, «при толковании Быт.1:26–27 не существует «согласия отцов» (consensus patrum)»806. Действительно, за многие века святоотеческая традиция не выработала общепринятого формального определения образа Божия в человеке.Лосский пишет « мы не можем определить, в чем состоит в человеке образ Божий. Мы не можем постигнуть этого иначе, как только прибегая к идее сопричастности бесконечной благости Божией»

Исходя из идеи неопределимости образа Божия, современные православные богословы настаивают на невозможности определить образ Божий через те или иные характеристики человеческой природы. Согласно В. Н. Лосскому, «сообразность Богу не относится к какому-то одному элементу человеческого состава, но ко всей человеческой природе в ее целом»

По мнению современных православных богословов, именно несводимость человека как личности к собственной природе и, следовательно, свобода по отношению к ней делают возможным для человека достижение богоподобия: «Как сотворенный по образу Божию, человек является существом личностным. Он – личность, которая не должна определяться своей природой, именно поэтому человек в своем бытии принципиально отличен от всех прочих тварей, например бессловесных животных, которые неспособны изменить способ ее существования, они не могут стать ни выше, ни ниже своего естества. Человек же, будучи несводимым к своей природе и потому свободный по отношению к ней, может изменять способ ее существования. С одной стороны, он способен достигать богоподобия, а с другой – может навязать своей природе противоестественный способ существования вплоть до уподобления демонам. Итак, человек есть Богообразная личность, в силу того, что является носителем образа Божия.

Лекция 29.

Тема: Назначение человека.

Три аспекта:

1) назначение человека по отношению к Богу. Священное Писание говорит: «От одной крови Он [Бог] произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли… дабы они искали Бога не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас» (Деян. 17:26-27). Следовательно назначение человека по отношению к Богу, есть познание Бога, соединение с Богом, служение Ему.

2) назначение человека по отношению к самому себе. Это означает, что через раскрытие сил, способностей, через деятельное устремление, приближение к Первообразу достичь полной, возможной для конечного существа, меры богоподобия, т.е. теснейшего соединения с Богом, причастия Божественному естеству, и участия в Божественном блаженстве, которые являются следствием подвига веры, стремлением к жизни, достижения совершенства в Боге и прославление Его. «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин. 4:16). «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Важно отметить, что это возрастание в любви невозможно без любви людей между собой, без любви к ближнему. «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20-21).

3) Назначение человека по отношению к остальному творению. Из Божественного Откровения известно, что человек, созданный после прочего творения, был введён Богом в мир, для того, чтобы владычествовать над всем остальным (Быт. 1:28), а также возделывать и хранить его (Быт 2:15). Следовательно, в отношении мира человек предназначен, чтобы быть в нём заботливым хозяином и управителем. Но главное, замысел Божий о мире подразумевает спасение не только человека, но и всего творения. Апостол Павел говорит, что в конце времён будет Бог всё во всём (1 Кор. 15:28). Бог есть по



2019-11-13 283 Обсуждений (0)
Православное учение о человеке. Сотворение человека. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Православное учение о человеке. Сотворение человека.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)