Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основание Церкви Господом Иисусом Христом



2019-11-13 302 Обсуждений (0)
Основание Церкви Господом Иисусом Христом 0.00 из 5.00 0 оценок




Иисус Христос – Основатель Церкви. Он есть краеугольный камень церковного здания. Церковь – есть тело Христово. Но каждое тело, каждый живой организм должен расти и развиваться. И таким строителем Церкви является Святой Дух. Именно Он присоединяет верующих к телу Христову, оживотворяет.

Сын Божий и Святой Дух всегда пребывают в Церкви. Следовательно, Церковь – Божественное учреждение.

Лекция 49

Тема: Цель и назначение Церкви.

Цель Церкви состоит в приведение всего человечества в Царствие Божие. Она основана для продолжения совершённого Христом спасения человеческого рода, чтобы в Ней, через усвоение плодов искупления обрели спасение все его ищущие. Можно выделить вспомогательные задачи:

а) чтобы просветить людей светом Христовой веры, т.е. привести в Церковь;

б) качественный или духовный рост Церкви. Необходимо освящение приведённого в Церковь человечества.

Необходимость принадлежности к Церкви для спасения.

«Спасение возможно только во Христе, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, в котором надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Без соединения со Христом невозможно принести никакой добрый плод. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5-6). «Христос – Глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5:23). Следовательно, Христос спасает не каждого отдельного человека, но Церковь, как единое целое, как Своё Тело, и каждый из нас спасается в той мере, в какой он принадлежит этому телу. Спасение невозможно без участия в жизни Церкви, без участия в Таинствах. Прежде всего в Таинстве Евхаристии. «Истинно, истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54).

Таинства, посредством которых мы соединяемся со Христом, естественно, возможны только в Церкви, которая сохраняет апостольское преемство.

Тема: Христологический и пневматологический аспекты Церкви.

Церковь – есть Тело Христово, и полнота божественной благодати достигается в Ипостаси Святого Духа

 А) Господь Иисус Христос – Глава Церкви. Христос есть, прежде всего, основатель Церкви. Он определяет законы жизни Церкви, её внутреннюю структуру. Христос есть Источник жизни Церкви. Приобщение к этому Источнику совершается силой Святого Духа (Ин. 3:5) (Рождение от воды и Духа). Господь управляет Своей Церковью посредством Святого Духа.

Таинства и священнодействия установил в Церкви Господь. Совершаются эти Таинства и священнодействия силой Духа Святого. Полнота единения со Христом достигается участием в Таинстве Евхаристии.

Присутствие Святого Духа в Церкви придаёт независимую объективность богослужебным действия духовенства, сообщает объективный и обязательный характер постановлениям церковной власти, даёт церковным соборам способность определять, выражать и заключать в точные догматические формулы непостижимые для человеческого ума тайны.

Б) Пневматологический аспект – домостроительство Духа Святого по отношению к человеческим личностям. Если христологическому аспекту соответствует дарование Святого Духа в вечер 1-го дня по Воскресении (Ин.20), то пневматологическому – сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы. Святой Дух сообщается каждому члену Тела Христова в отдельности.

Святой Дух сообщает себя личностям, отмечает каждого члена Церкви печатью личного и неповторимого отношения к Пресвятой Троице, присутствуя в нём и делая его чадом Божиим.

Христологический и пневматологический аспекты Церкви в их единстве.

Христологический аспект связан с присутствием благодати в Таинствах, священнодействиях, иерархии, церковной власти, священных символах. В этом аспекте благодать не зависит от личной святости и намерений её носителя – объективный характер.

В пневматологическом аспекте присутствие благодати является субъективным – в зависимости от личных качеств. Например, проявление благодати в мощах святых, в местах, освящённых явлением Божией Матери или святых, в чудотворных иконах или святых, стяжавших благодать.

Церковь – это не только единое Тело в Божественной Ипостаси Христа, но также и множество тварных ипостасей в благодати Святого Духа.

Обожение человеческой природы, которое совершилось в Ипостаси Христа, в наших личностях должно совершиться посредством действия Духа Святого и нашей свободной воли. Отсюда и 2 аспекта Церкви:

- Христологический – завершённый (Искупление и спасение человеческой природы уже совершилось);

- Пневматологический – становление (Усвоение плодов искупления каждым членом Церкви, совершающееся действием Святого Духа).

Следовательно, оба аспекта тесным образом связаны.

Тема: Существенные свойства истинной Церкви Христовой.

Существенные свойства – свойства, без которых Церковь не могла бы быть Церковью. В Символе веры 4 свойства:

1) Единая;

2) Святая;

3) Соборная;

4) Апостольская.

Именно они определяют сущность Церкви. Отличают истинную Церковь от всех прочих человеческих сообществ и неправославных церквей.

Единство Церкви.

Господь Иисус Христос создал одну Церковь. «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18). Единство Церкви – есть нечто большее, чем просто число. Это качественная характеристика Церкви. Все члены находятся во внутренней гармонии и согласии. Это единство есть единство по образу бытия Лиц Пресвятой Троицы. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе» (Ин.17:21).

Внутреннее единство имеет свои внешние проявления:

а) исповедание одного и того же Символа веры;

б) единство Таинств и богослужений;

в) единство иерархического преемства епископата;

г) единство церковного устройства, церковных канонов.

Вопрос: Не противоречит ли единству Церкви наличие многих Поместных православных Церквей?

Ответ: Отдельность видимого устройства Поместных Церквей не препятствует им духовно быть членами единого Тела Церкви Вселенской, иметь единого Главу – Христа и единый дух веры и благодати. Выражение этого единства – общение в молитвах и Таинствах, особенно в Таинстве Евхаристии, Которое определяет единство Поместных Церквей. Инославные же существуют вне Церкви.

Лекция 50

Тема: Святость Церкви.

Святость – одно из свойств божественного естества Церкви. Церковь свята, потому что свят её Глава – Господь Иисус Христос (Рим. 11:16). «Христос возлюбил Церковь и предал себя за неё, чтобы освятить её» (Еф. 5:25-27).

Источник святости находится и в Святом Духе, Который таинственно и постоянно изливает святость и освящение на всё Тело Церкви, т.е. на всех, кто соединён с её Главой. Следовательно, Церковь – собрание и святых и не святых, но освящаемых, поэтому она своими членами признаёт не только праведников, но и грешников. Для согрешающих в Церкви установлено Таинство Покаяния. Те, кто искренно раскаиваются в грехах, могут получить прощение. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Но есть некий предел, преступив который, грешники становится мёртвыми членами церковного тела, они отсекаются от Церкви или видимым действием церковной власти через анафематствование или невидимым действием суда Божия. К ним относятся безбожники, отступники христианства, нераскаянные грешники, еретики. Следовательно, Церковь не затемняется греховностью людей. Всё греховное, вторгающееся в церковную среду, остаётся чуждым Церкви. Святость Церкви определяется непогрешимостью Церкви в её учении.

Господь Иисус Христос и Святой Дух пребывает в Церкви вовек. Церковь обладает полнотой божественных дарований и, согласно обетованию Господа, врата ада не одолеют её. (Мф. 16:18)

Соборность (кафоличность) Церкви. Церковь называется соборной:

1) по пространству, т.к. она не ограничивается никаким местом;

2) по времени, т.к. она будет существовать до скончания века;

3) по своему устройству, т.к. она не связана с каким-либо гражданским устройством. «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18:36). Богослужение не привязано к определённому месту, церковная иерархия не связана с определённым родом или коленом.

Следовательно, соборность означает:

а) Целостность и неповреждённость хранимой церковью истины;

б) полноту благодатных даров, которой обладает Церковь, причём эта целостность и полнота относится как к Церкви в целом, так и к каждой из её частей в отдельности.

Апостольство Церкви.

Церковь послана в мир, чтобы привести мир ко Христу, следовательно, Церковь называется апостольской по цели своего бытия.

1) В Церкви сохраняется учение переданное апостолами (апостольское предание) «Братья, стойте и держите предания, которыми вы научены» (2 Фес. 2:15). Необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиции апостольского учения: «Есть много непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста» (1 Тим. 1:10-11).

2) В Церкви сохраняются благодатные дары Духа Святого, которые Церковь, в лице апостолов, получила в день Пятидесятницы, благодатным основанием и видимым выражением апостольства Церкви это непрерывное преемство от апостолов богоучреждённой иерархии, которая верна апостольскому учению в священнодействии и основах церковного устройства.

Тема: Богоучреждённая церковная иерархия.

По учению Православной Церкви церковная иерархия есть божественное установление, позволяющее сохранять через благодатные дары учительства, священнодействия и управления преемство апостольского учения и благодатного освящения. Наличие иерархического служения – необходимое условие бытия Церкви. «Он поставил одних апостолами, иных пастырями и учителями к совершению святых на дело служения» (Еф. 4:11-12).

Священство предполагает избранничество свыше. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас» (Ин. 15:16). «Никто сам собой не приемлет этой чести, но призываем Богом как Аарон» (Евр. 5:4). Именно через рукоположение даются особые благодатные дары, которые отличают клирика от мирянина. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14). «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через моё рукоположение» (2 Тим. 1:6).

Апостолы.

Христос говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать, всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). При поставлении учеников на служении Спаситель дунул и сказал: «Приимите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23). Следовательно, апостольское служение предполагает:

1) Учительство (научите);

2) Священнодействие (крестя);

3) Служение управления (уча их соблюдать).

Слова примите Духа Святого указывают на то, что данное служение связано с особыми дарами Святого Духа. Христианское учительство и проповедь – это дары Святого Духа. Учительство не есть некоторая сумма знаний. Апостолами были получены власть и сила совершать установленные Господом священнодействия, с целью низведения на верующих даров благодати (Крещение - Мф. 28:19, Покаяние – Ин. 20:21, Причащения (Лк. 22:19).

Апостолы получили дары управления Церковью: «Паси агнцев моих» (Ин. 19:15). Т.е. управление верующими.

Господь сообщил ученикам власть вязать и решить (Мф. 18:18). У апостолов было сознание того, что они являются носителями такой власти: «Ибо угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28). Эти слова предваряют решения церковных соборов, следовательно – это тройственное служение (учительство, священнодействие и управление) – пастырство.

Слова Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19-20) говорят о том, что оно дано не только самим апостолам, но и их преемникам на все времена. Апостолы через рукоположение передавали своё служение и дары другим лицам (1 и 2 Тимофею).

Епископы.

(Наблюдать, блюсти, хранить – с греч.) Епископы – непосредственные преемники и продолжатели служения апостолов. Служение епископа есть служение пастырское: «Внимайте себе и всему стаду в котором Дух Святой поставил вас блюстителями (греч. – епископами) пасти Церковь» (Деян. 20:28). Благодатные дары епископы получили от апостолов через рукоположение. Апостолы передали то, что для жизни Церкви существенно необходимо. На примере служения апостола Тимофея, можно выделить 3 составляющие этого служения:

1) Учительство. «Проповедуй сие и учи» (1 Тим. 4:11). «Проповедуй слово» (2 Тим. 4:2). «Совершай дело благоветсника» (2 Тим. 4:5). «Занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4:12).

2) Священнодействие. «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим. 5:22). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты поставил по всем городам пресвитеров» (Тит 1:9).

3) Служение управления. «Обличай, запрещай, увещевай» (2 Тим. 4:2). «Обличай со всякой властью, чтобы никто не пренебрегал тебя (Тит 2:15).

Служение епископа отлично от служения пресвитера:

1) епископ рукополагает пресвитера;

2) награждает и поощряет;

3) судит пресвитеров.

Церковь всегда тщательно следила за тем, чтобы сохранять преемственность, которая восходит к апостолам. Об этом говорят сщмч. Ириней Линоский, Тертуллиан. Благодатью священства во всей полноте обладают только еспископы. Без епископа нет Церкви (сщмч. Игнатий Богоносец), кто не с епископом, тот не в Церкви (сщмч. Киприан Карфагенский).

Лекция 51.

Пресвитеры.

(С греч. – старец, старейшина). Пресвитеры поставлялись на служение либо апостолами, либо епископами (1 и 2 Тим., Титу). В своих действиях пресвитеры не вполне самостоятельны. Они действуют под руководством епископа, но и это служение является пастырством.

Три составляющие:

1) Учительство (1 Тим. 5:17). Апостол говорит о пресвитерах, которые трудятся в слове и учении.

2) Священнодействие. «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5:14).

3) Служение управления. «Пастырей ваших умоляю я, пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринуждённо, о охотно и богоугодно» (1 Пет. 5:1-3).

Служение епископов и пресвитеров – есть пастырство, т.к. они обладают особыми дарами. Священное Писание говорит, что отношения между пастырями и пасомыми строились по образу отношений между отцами и детьми: «У вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:15).

Для апостолов характерны такие обращения к своим пасомым как «дети мои» (1 Ин. 2:1), (1 Ин. 3:18). «Дети» (1 Ин. 2:18), (1 Ин. 3:7), «Сын мой» (2 Тим. 2:1)

Диаконы.

Книга Деяний (6:4-6) говорит о семи диаконах, которые были избраны для того, чтобы служить практическим потребностям Церкви. Служение диаконов не есть пастырство. Они участвуют в совершении Таинств, но сами их не совершают, а также принимают некоторое участие в управлении Церковью, в той части, которая касается практической жизни общины: выступают помощниками епископов и пресвитеров в управлении паствой, исполнителями их поручений. ля жизни Церкви важны все три иерархические степени. Об этом свидетельствует сщмч. Игнатий Богоносец: «Необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа – надежды вашей... И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией... Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа – как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же – как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви».

Тема: Союз между Церковью земной и Церковью небесной.

Православная экклезиология проводит различие между Церковью странствующей и Церковью торжествующей. Хотя они и различны по формам бытия своих членов, но все же не изолированы друг от друга полностью. И та и другая составляют единое стадо единого Пастыря, единое тело, Глава которого – Христос. По словам Спасителя: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы» (Лк.20:38).

Поскольку все истинно верующие – как живые, так и умершие – составляют единое тело, единый организм, следовательно, между членами этого тела должно быть взаимодействие, общение веры, любви, взаимной помощи и сослужения.

Тема: Ходатайства святых за верующих, живущих на земле

Церковь созидается «на основании апостолов и пророков» (Еф.2:20). Пророки и апостолы не только были, но и остаются основаниями Церкви. Все достигшие святости занимают в Церкви особое положение. В Откр.3:12 сказано: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего». Находясь на небе, святые продолжают пребывать в общении с верующими на земле. Святые – это, прежде всего, люди, стяжавшие любовь, и поэтому они не могут не помогать тем, кто нуждается в их помощи.

В Ветхом Завете многократно сообщается о предстательстве святых за живущих на земле.

1) Пророк Иеремия: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (Иер.15:1).

2) В 2 Мак. описывается, как Иуда Маккавей видел во сне бывшего первосвященника Онию: «...видел, что он (Ония), простирая руки, молится за весь народ Иудейский» (2Мак.15:12). Ония обращается к Иуде со словами, говоря о пророке Иеремии: «Это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2Мак.15:14).

В Новом Завете также можно указать основание для учения о предстательстве святых за живущих: «...тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8).

Тема: Почитание святых

О святых мы говорим как о ходатаях и посредниках между Богом и человеком. Между тем в Священном Писании Ходатаем и Посредником называется Сам Иисус Христос. Например, в Евр.12 Господь назван Ходатаем нового завета.

О необходимости почитания угодников Божиих в Священном Писании говорится неоднократно.

1) Божия Матерь восклицает: «...ибо отныне будут ублажать Меня все роды...» (Лк.1:48);

2) О необходимости чтить память святых говорится в Книге Притчей: «Память праведника пребудет благословенна» (Притч.10:7);

3) «Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка..». (Мф.10:41), т. е. необходимо воздавать людям Божиим подобающую им честь;

4) «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7).

Таким образом, святые для нас – пример для подражания. Именно поэтому мы благоговейно вспоминаем подвиги святых, прославляем их святость, устраиваем праздники в их честь. Но, кроме того, почитание святых в Православной Церкви носит еще и характер поклонения, который выражается в сооружении храмов в честь святых, возжигании светильников и каждении пред их изображениями, целовании изображений, преклонении пред ними колен. Основное возражение против этого поклонения сводится к тому, что такая практика умаляет заслуги Христа как единственного Посредника. Однако уже в Ветхом Завете говорится о прославлении Бога, «дивного во святых Своих» (Пс.67). Почитание святых в Православной Церкви всегда христоцентрично. Поэтому утверждение того, что почитание святых угодников каким-то образом умаляет искупительный подвиг Христа Спасителя, равнозначно утверждению, что честь, воздаваемая плодам, умаляет достоинство ветви, на которой и благодаря которой эти плоды произросли.

Тема: Почитание мощей святых.

Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил на веки достоинство человеческой телесности. Для христиан тело не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти. Само тело может стать храмом Святого Духа (см.: 1Кор.6:19), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Церкви особое уважение и благоговейное отношение к останкам святых угодников. Это уважение выражается:

Лекция 52.

1) Благоговейное собирание и хранение мощей;

2) Торжественное открытие и перенесение их;

3) Установление особых празднеств в честь перенесения;

4) Строительство над мощами храмов и других культовых сооружений (часовен);

5) Возложение в основание церковных престолов и антиминсы частиц мощей святых.

Также почитается, что осталось после святых (одежда, личные вещи)

Тема: Основания почитания мощей.

Ветхий Завет:

1) оживление мёртвого, после того, как к нему прикоснулись кости пророка Елисея (4 Цар. 13: 21);

2) чудо, которое совершил пророк Елисей своей милотию (4 Цар. 2: 8).

Новый Завет говорит об использовании платков и опоясаний с тела апостола Павла для исцеления болезней и изгнания злых духов (Деян. 19: 12).

Почитание мощей было в Древней Церкви. Об этом повествует описание мученической кончины святителя Поликарпа Смирнского, составленное в Смирнской Церкви около 157 г. Смирнские христиане после того, как их епископ был сожжён на костре, с благоговением собрали его останки.

Следует отметить, что нетление мощей само по себе не есть основание для канонизации и наоборот, их отсутствие не является препятствием. Основанием для канонизации является:

а) святость жизни;

b) мученическая кончина;

c) народные почитания;

d) чудеса, совершённые по молитвам святого.

Прп. Иоанн Дамаскин: «Владыка Христос дал нам спасительные источники – мощи святых, многообразно изливающие благодеяния, источающие миро, благовоние» (Прп. Ин. Дамаскин ТИПВ. Кн. 4, г. 15, С. 310)

Тема:Почитание святых икон.

Священные изображения в христианской Церкви уже существовали во времена апостольские. Протестанты обвиняют православных в идолопоклонстве, но греческое слово «εικον» и «ειδολον» имеют совершенно разное значение. Действительно, в Ветхом Завете существовал запрет на почитание изображения Бога. При этом запрет был не безусловным. Например:

1) Моисей по указанию Божию изготовил медного змея. Этот змей много веков хранился во Святая Святых Иерусалимского Храма;

2) Изображение двух херувимов над Ковчегом Завета и сам Ковчег;

3) «Поклонюсь Святому Храму Твоему» (Пс. 5: 8). Следовательно, предметом в религиозной любви может быть не только сам Бог, но и всё, что связано с Ним и напоминает о Нём.

Иконопочитание – имеет христологический аспект, т.к. оно теснейшим образом связано с Боговоплощением.

В Ветхом Завете запрещено изображать Бога. В Новом Завете, благодаря Боговолощению, невидимый Бог стал доступен нашему чувственному восприятию. Следовательно, мы поклоняемся единой Ипостаси Богочеловека. Прп. Иоанн Дамаскин: «Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу» (ТИПВ. Кн. 4, г. 16, С. 311)

Честь, воздаваемая иконе, относится к её первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется Ипостаси изображённого на ней (Деян. Всел. Соборов. Т. 4, С. 591).

Отметим, что не только мы обращаемся к Богу посредством икон, но и он нам посредством икон отвечает. Через иконы Христа, Божией Матери подаются благодатные дары – чудеса.

Тема: Сакраментология – учение о Таинствах.

Катехизис: Таинство – есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать или, что то же, спасительная сила Божия.

Таинства:

1) являются Богоустановленными (установлены Господом нашим Иисусом Христом), т.е. их появление в жизни Церкви относятся к земной жизни Господа Иисуса Христа и Его апостолов (все остальные чинопоследования появились позже);

2) в Таинстве действие благодати носит конкретный характер. Участвуя в Таинствах, человека приобретает новое и определённое свойство, возводится на качественно иной уровень христианского бытия. Следовательно, преподаются все благодатные дары, необходимые для спасения.

Все остальные чинопоследования, при всей своей значимости и полезности для духовной жизни имеют вспомогательный характер.

 Тема: Действительность Таинств.

Действительность – это объективная сторона Таинства. Таинство называется действительным, если в нём реально преподаётся верующим божественная благодать, следовательно, к нему предъявляются определённые требования, как со стороны совершителя Таинств, так и со стороны способа его совершения.

Тема: Совершители Таинств.

Священнодействие совершается Самим Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Источник и Раздаятель благодатных даров, единственный священник в подлинном смысле слова. Богочеловек – Глава созданной Им Церкви, раздаёт благодать тем, кто является членом Его Церкви. Следовательно, Таинства не совершаются сами по себе. Нет Церкви – нет Таинств.

Церковь – в земном аспекте, структурирована. Сам Спаситель установил священную церковную иерархию. «Служителей Христовых и домостроителей Тайн Божиих» (1 Кор. 4: 1) (епископы, священники и диаконы).

Священство преемственно сохраняется в Церкви посредством священного рукоположения. Священнослужитель может совершать Таинства только при условии, что находится в единстве с Церковью.

Таинства совершаются по вере и молитвам Церкви, поэтому, действительность Таинств не зависит от личных нравственных качеств священнослужителей.

Тема:  Способ совершения Таинств.

Сын Божий воплотился, следовательно, благодатные дары преподаются при помощи физических действий и освящаемых вещественных предметов. Способом совершения Таинства является соответствующее чинопоследование из молитвословий и символических действий. Чинопоследования могут развиваться и изменяться.

В Таинстве выделяется:

1) Материя Таинства – вещество

2) Видимый знак (погружение в воду, крестообразное помазание; благословение Святых Даров и т.д.)

Лекция 53.

Таким образом, для того чтобы таинство являлось действительным, необходимо выполнение трех условий:

1) таинство должно быть совершено лицом, имеющим на то законное право и власть, т. е. правильно рукоположенным священнослужителем, действующим в согласии со священноначалием и имеющим намерение совершить таинство (правильность со стороны совершителя таинства)1236.

2) должно быть употреблено определенное вещество иили видимый знак (правильность со стороны материи таинства);

3) должны быть правильно произнесены совершительные слова таинства (правильность со стороны формы таинства).

Эти условия являются необходимыми, но не исчерпывающими. Таинство не есть некая самостоятельная реальность, но одно из проявлений жизни Церкви.

Тема: Действительность Таинств.

Действенность – это субъективная сторона таинства. Под действенностью таинства понимается то, каким образом полученная в таинстве благодать воздействует на человека.

Согласно православному учению, действительное таинство не может быть полностью недейственным, ибо таинства «суть орудия, которые необходимо действуют благодатью на приступающих к оным»(Послание патриархов о православной вере. С. 170.).

Необходимыми условиями спасительного воздействия благодати таинств на человека являются:

1) вера во Христа и в спасительную силу таинств (Мф.13:58, 16:16; Ин.6);

2) искреннее желание принять благодать и с ее помощью исправлять свою жизнь в соответствии с евангельским нравственным учением.

Вера в святость таинства и желание его принять выражаются в благоговейной подготовке к участию в нем.

Тема: Основные отличия православного учения о Таинствах от римо-католического.

В римо-католической сакраментологии, так же как и во многих других разделах католического богословия, присутствует элемент юридизма. Наиболее существенные расхождения между Православием и католицизмом в учении о таинствах касаются вопросов о действительности и действенности таинств, а также о роли священнослужителей в деле их совершения.

По православному учению, истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же суть только сослужители Христовы, Его одушевленные иконы, действующие от лица Церкви и в единстве с Церковью актуализирующие присутствие Божие в таинствах церковных. В католичестве же считается, что священнослужители, по крайней мере, в определенные моменты богослужения замещают собой Христа и фактически исполняют Его служение.

При этом термин «тайносовершительная формула» понимается в католицизме буквально: таинство совершается не потому, что в нем Сам Христос действует Духом Святым, но в силу того что при совершении таинства соблюдены некоторые внешние формальные требования. Если таинство правильно совершено со стороны материи и формы законно рукоположенным священнослужителем, имеющим намерение его совершить, то оно совершается в момент произнесения определенной сакраментальной формулы и действием этой формулы. Иными словами, при соблюдении ряда внешних формальных условий таинство совершается «само через себя» (ex opere operato, буквально «из произведенного действия»). Таким образом, в католической сакраментологии тайносовершительной формуле усваивается заклинательно-магический характер, чуждый православному богословию.

При этом спасительная действенность таинств в католическом учении фактически не ставится в зависимость от внутреннего состояния лиц, приступающих к таинству, от их веры и внутреннего расположения. Единственным условием спасительной действенности таинства, с точки зрения католиков, является отсутствие активного внутреннего сопротивления его принятию со стороны лица, над которым таинство совершается. Даже если человек вообще не верует во Христа, таинство тем не менее все равно будет для него спасительно-действенным, если только человек не возражает против его приятия.

Лекция 54.

Тема: Таинства Церкви. Крещение.

«Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого и в жизнь духовную, светлую» (Катехизис свт. Филарета Московского).

«... если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Таинство Крещения установил Сам Господь Иисус Христос, когда «примером Своим освятил Крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец, по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).

Совершительной формулой Крещения являются слова: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Условием принятия Крещения являются покаяние и вера.

«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2:38).

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16)

Таинство Крещения совершается только один раз в жизни человека и ни при каких обстоятельствах не повторяется, потому что «крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды, потому и крестится однажды».

Тема: Таинство Миропомазания.

«Миропомазание есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».

Первоначально апостолы совершали это таинство через возложение рук (Деян. 8:14–17). Позднее стали употреблять помазание миром, чему могло послужить примером помазание, употреблявшееся во времена Ветхого Завета (Исх. 30:25; 3Цар. 1:39).

О внутреннем действии таинства Миропомазания в Священном Писании говорится следующим образом:

«вы имеете помазание от Святого и знаете всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2:20, 27). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21–22).

Совершительной формулой таинства Миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь».

Святое миро есть благовонное вещество, которое готовится по особому чину и освящается высшими священноначальниками, обычно предстоятелями автокефальных Православных Церквей, при участии Соборов епископов, как преемников Апостолов, которые «сами совершали возложение рук для подаяния даров Святого Духа».

Помазание каждой из частей тела имеет определенное значение. Так, помазание

а) чела означает «освящение ума или мыслей»;

б) персей – «освящение сердца и желаний»,

в) очей, ушей и уст – «освящение чувств»;

г) рук и ног – «освящение дел и всего поведения христианина»435.

В действительности Крещение и Миропомазание представляют собой двуединое таинство. В святом Крещении человек получает новую жизнь во Христе и по Христу, а в святом миропомазании ему сообщаются благодатные силы и дары Святого Духа, а также Сам Святой Дух как дар, для достойного прохождения богочеловеческой жизни во Христе. В миропомазании человек как личность помазуется Святым Духом по образу и подобию Божественного Помазанника – Иисуса Христа.

Тема: Таинство Евхаристии. Понятие о Таинстве Евхаристии.

Евхаристия есть таинство, в котором

а) хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа;

б) верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и в жизнь вечную.

Чинопоследование таинства Евхаристии – Божественная Литургия, являющаяся единым и нераздельным священнодействием. Особое значение в чине Литургии имеет евхаристический канон, а в нем центральное место занимает эпиклеза – призывание Духа Святого на Церковь, то есть на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары.

Тема: Установление Таинства Евхаристии.

Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв Чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28). Святой евангелист Лука дополняет повествование евангелиста Матфея. Преподавая ученикам Святой Хлеб, Господь сказал им: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Тема: Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии.

Православное богословие, в отличие от латинского, не считает возможным рационалистически объяснить сущность этого таинства. Латинская богословская мысль для объяснения изменения, происходящего со свв. Дарами в таинстве Евхаристии, использует термин «пресуществление» (лат. transubstantiatio), что буквально означает «изменение по сущности»: «Через благословение хлеба и вина сущность хлеба целиком претворяется в сущность Плоти Христовой, а сущность вина – в сущность Его Крови».

При этом чувственные свойства хлеба и вина остаются неизменными лишь по видимости, сохраняясь только как внешние случайные признаки (акциденции).

Хотя православные богословы также пользовались термином «пресуществление», Православная Церковь считает, что этим слово



2019-11-13 302 Обсуждений (0)
Основание Церкви Господом Иисусом Христом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основание Церкви Господом Иисусом Христом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)