Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Грехопадение и его последствия



2019-11-13 284 Обсуждений (0)
Грехопадение и его последствия 0.00 из 5.00 0 оценок




Грехопадение – есть преслушание, нарушение запрещающей заповеди (Рим 5:19).

Вопрос: О соответствии тяжести преступления прародителей и строгости последующего наказания.

Эта заповедь, по сути, является заповедью поста, воздержания. Адаму пост был дан как необходимое испытание его свободной воли, его суверенным личностным выбором, с помощью которого, человек должен был подняться на более высокую ступень совершенства.

Грех прародителей внешне как простое непослушание, безобидное, по сути - страшный грех, который можно определить, как нежелание нести свой крест. Бог не только указал человеку цель жизни – совершенство, но и предложил средство для её достижения. Человеку был предложен труд физический (Быт. 2:15), труд постнический (аскетический), умственный, но человек отвергает предложенный ему Богом путь, выбирает лёгкий путь.

Первая заповедь в совокупности содержала в себе все заповеди, открытые впоследствии через Моисея. Следовательно, грехопадение это не просто непослушание, а целый комплекс греховных действий и состояний, в центре которых – гордость. Человек сам захотел стать Богом, при этом Бог предоставляет первым людям возможность покаяться и получить прощение, но гордость уже охватила их. Адам оправдывается, перелагает вину на жену, тем самым косвенно объявляет виновником Бога (Быт. 3:12).

Человек сам отвергает возможность покаяния – следовательно, дальнейшее общение с Богом для него невозможно.

Тема: Последствия грехопадения.

В грехопадении человек как свободная личность совершил противоестественный выбор и через это навязал своей природе, а в силу своего центрального положения в мироздании, и всему материальному космосу противоестественный способ существования.

Грехом в мир внесён внутренний разлад.

 Тема: Последствия грехопадения в отношениях между Богом и человеком.

До грехопадения в отношениях между Богом и человеком было всецелое и радостное послушание. Божественная благодать, укоренённая в природе человека в самом акте его сотворения, открывала ему путь дальнейшего обожения. И душа и тело были «пропитаны» благодатью.

После грехопадения человек отделил себя от Бога и Его благодати, сделался чуждым божественной жизни. Следовательно, благодатная связь с Богом разрывается. До грехопадения человек ощущал дыхание Божие в своём сердце, теперь Бог воспринимается со страхом (Быт.3:10). Присутствие Божие для человека становится невыносимым.

Состояние человека после грехопадения это состояние вражды против Бога (Рим.5:10). А отношение Бога к падшему человеку характеризуется как гнев (праведный) (Еф. 2:3).

Тема: Последствия грехопадения в природе человека.

1) Физические последствия.

До грехопадения тело подчинялось душе, а душа Богу. Весь мир подчинялся человеку. Грех разрушил данную иерархию. Душа разорвала связь с Богом и попала в зависимость от тела (причина страстей). Тело оказалось в зависимости от внешнего мира. Между телом и душой разлад: «Они друг другу противятся (Гал. 5:17).

Сама телесность изменилась (кожаные ризы). Наше естество стало тленным.

Понятие тления имеет несколько аспектов:

А) тление означает подверженность естества страдательным состояниям (болезни, скорби, усталость, физическая боль и т.д.). Труд теряет творческую радость. Родовая жизнь, поражаемая различными страстями, искажается. Рождение детей для женщины становится мучительным и опасным для здоровья и жизни (Быт.3:16).

Б) Тление означает разрушение целого на составляющие элементы. Итогом этого процесса является смерть – самое главное и самое страшное следствие грехопадения.

При этом от греха Адама произошла двоякая смерть: 1 – телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его; 2 – духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла её высшей духовной жизнью.

Когда тело умирает, оно теряет чувство и разрушается, душа, которая умирает грехом, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается и не уничтожается, а остаётся в состоянии мрака, скорби и страданий.

Попущение смерти есть проявление попечения Божия о человеке, ибо грех накапливается, и если бы смерть не полагала предела земному существованию, то человек совершенствовался бы во зле и уподобился демонам.

2) Моральные последствия.

Своей физической и душевной немощью человек ощущает некое действие враждебного начала, влекущего его ко греху, часто даже помимо его воли (Рим. 7:9-23).

Греховная страстность и физическое тление это орудия воздействия на человека демонических сил, которая в каждом индивидууме человеческого рода давят на личное произволение и растлевают его, создавая фактически непреодолимую предрасположенность ко греху. При этом тление и страстность, создавая благоприятные условия для совершения грехов личных, не являются их непосредственной причиной. В личных грехах всегда участвует свобода человека, которая не истребляется в нас полностью грехопадением, поэтому и после грехопадения мы не освобождаемся от ответственности за личные грехи, и в падшем состоянии человек сохраняет способность желать добра и ненавидеть зло (Рим. 5:17).

Бог вселяет в обязанность человеку бороться с греховными наклонностями падшей природы. «Грех влёчет тебя е себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7).

Лекция 32.

Тема: Моральные последствия грехопадения.

За своей физической и душевной немощью человек ощущает действие некого враждебного начала, влекущего его ко греху, часто даже помимо его воли: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7: 9-21,23). Греховная страстность и физическое тление – это орудия воздействия на человека демонических сил. Они «давят» на личное произволение, создавая, фактически, непреодолимую предрасположенность ко греху.

Греховная страстность и связанная с ней удобопреклонность человеческой воли ко греху представляют собой моральные последствия грехопадения. При этом тление и страстность, создавая благоприятные условия для совершения грехов личных, не являются их непосредственной причиной. В личных грехах всегда участвует свобода человека, которая не истребляется в нас полностью грехопадением, поэтому и после грехопадения мы не освобождаемся от ответственности за личные грехи. И в падшем состоянии человек сохраняет способность желать добра и ненавидеть зло (Рим. 5:17).

Сам Бог вменяет человеку в обязанность бороться с греховными наклонностями падшей природы. «Грех влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7).

Тема: Последствия грехопадения в отношениях между людьми.

До момента грехопадения «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:25). Первым следствием падения явилось чувство стыда (Быт. 3:7). В чувстве стыда, сопровождающим грех, выражается осознание того факта, что устремлённый на меня взгляд принадлежит не любящему и любимому существу, к которому я питаю полное доверие, но к чужому. В этом взгляде нет любви; чужой человек смотрит на меня лишь как на объект собственных желаний и вожделений. Ощущение наготы означает разрыв личного отношения, отрицание любви, потребность в защите от опасности – как результат, после грехопадения между людьми устанавливаются отношения отчуждённости, подозрительности и вражды.

Тема: Последствия грехопадение во внешнем мире и в отношении между миром и человеком.

Т.к. человек занимает центральное положение в мире, то грехопадение оказалось космической катастрофой. Свв. отцы учат, что человек является личностным возглавителем твари, проводником Божественных действий на всё творение; его духовно-нравственное состояние и определяет состояние всего мира. В лице человека пал и лишился Божественной благодати весь мир.

Потеряв доступ к Божественной благодати, вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8:22). А в результате грехопадения человек утрачивает свою власть над миром.

Тема: Православное учение о распространении греха в мире. Понятие о грехе.

Под грехом понимается как свободное и сознательное, так и несвободное и бессознательное – действие, слово, помышление, сердечное расположение свободно-разумного существа, представляющее собой нарушение установленного Богом нравственного закона.

Грех представляет собой не особую природу или природную силу, а порчу человеческой природы искажение способа её существования благословлённого Творцом.

Грех коренится в свободной воле разумных существ, злоупотребляющих богодарованной свободой.

Грех от врага. «Сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3:8).  В человеческий род грех вошёл через падение прародителей, которые не устояли перед искушением диавола, который прельстил их хитростью своею (2 Кор. 11:3).

Тема: Всеобщность греха и способ его распространения в роде человеческом.

 Мысль о всеобщей греховности людей была присуща ещё некоторым языческим философам (Софокл, Еврипид). Священное Писание выражает мысль о греховности всех без исключения людей. «Нет человека, который не согрешил бы» (3 Цар. 8: 46). «Если говорим, что не имеем греха - обманываем самих себя» (1 Ин. 1:8).

Всеобщая греховность людей обусловлена единством человеческой природы. После грехопадения люди рождают детей по своему образу и подобию (Быт. 5:3), и каждый человек приходит в мир не свободным от греха. О всеобщности и прирождённом характере греха свидетельствует древняя практика крещения младенцев.

«Кто отвергает нужду крещения малых и новорождённых от матерней утробы детей, или говорит, что от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия… тот да будет анафема… Младенцы, никаких грехов сами собой содеять ещё не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через паки рождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения», - гласит 110 правило Карфагенского собора (419 г.).

Тема: Первородный грех. Терминология.

Сам термин небиблейский. Первым этот термин стал употреблять Тертуллиан в значении некой порчи сущности. Широкое распространение этот термин получил в западном богословии благодаря авторитету блаженного Августина. Этот термин был известен и на Востоке и не вызывал отрицательного отношения.

Тема: Грехопадение прародителей и первородный грех.

Под первородным грехом в самих прародителях понимается и сам грех их, и то греховное состояние природы, в которое они вошли через этот грех, а в нас – одно греховное состояние природы, с которым и в котором мы рождаемся.

Говоря о первородном грехе, следует различать 2 момента:

1) сам акт нарушения заповеди прародителями и созданное в результате этого нарушения греховное состояние естества. Апостол Павел учит, что, в следствии личного греха, прародителей, человеческое естество переходит в греховное состояние, которое вместе со своими последствиями, в том числе со смертью, переходит на всё потомство Адама и Евы.

Лекция 33

Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим.5:12).

В этих словах апостола одновременно утверждаются и всеобщность первородного греха, и его родовой характер, следовательно, первородный грех есть греховное состояние человеческой природы, в результате грехопадения уклонившейся от закона Божия и, следовательно, от предназначенных для нее Творцом целей, преемственно переходящее от прародителей на всех потомков посредством физического рождения.

«Церковь учит, что крещение изглаживает, уничтожает в нас первородный грех: это значит, что оно очищает собственно греховность нашей природы, наследованную нами от прародителей; что чрез крещение мы выходим из состояния греховного, перестаем быть естеством чадами гнева Божия... но не значит, чтобы крещение уничтожало в нас самые следствия первородного греха: удобопреклонность ко злу... болезни, смерть и другие...» (Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 493.)

Тем самым в догматическом богословии термин «первородный грех» употребляется в двух значениях. Иногда, например, в учении о действительности и всеобщности этого греха, данный термин используется в широком смысле как обозначающий наследственное греховное состояние в его полном объеме. Однако в собственном смысле под первородным грехом понимают тот аспект наследственной греховности, от которого человек освобождается в таинстве крещения.

                                 Концепции первородного греха

1. На латинском Западе учение о первородном грехе было наиболее систематично изложено блаж. Августином. Говоря о наследственной греховности всех людей, блаж. Августин делал основной акцент на понятии «наследственной и личной вины». Согласно Иппонскому епископу, все люди не только наследуют греховное состояние природы, но и разделяют с прародителями личную ответственность за их деяние, т. е. фактически являются соучастниками их преступления.

Взгляды блаж. Августина были чужды богословию восточных отцов, у которых можно встретить косвенную полемику с учением о наследственной вине. Несостоятельность этого учения обусловлена недопустимым смешением в человеке природного и личного начал. Оно упускает из виду, что, заключаясь в Адаме своей природой как в возможности, его потомки не заключались в нем как самостоятельные и ответственные личности, а потому потомки Адама могут участвовать только в его природе, а не в его преступлении, бывшем его личным деянием. Допускать же личную вину там, где нет свободной личности, значит отрицать самое понятие о вине и вменяемости.

 Потомки первых людей не участвовали лично в греховном деянии Адама и Евы, но, рождаясь от падших прародителей, они в рождении приняли как неминуемое наследие греховное состояние естества.

2. Современное православное богословие говорит о том, что первородный грех следует понимать только как передающееся от предков к потомкам повреждение человеческой природы, выражающееся в ее тленности и смертности. Такое понимание первородного греха создает для богословия очевидные сложности. Во-первых, эта точка зрения приходит в противоречие с выраженной в Символе Веры общецерковной верой в то, что крещение всех людей, в том числе и младенцев, не имеющих личных грехов, совершается тем не менее «во оставление грехов».

Во-вторых, при таком подходе остается непонятным, почему Священное Писание и отцы Церкви неизменно говорят о наследственной поврежденности в категориях духовно-нравственных, используют для ее обозначения термин «грех», тем самым усматривая в ней духовно-негативный смысл. Ведь само по себе повреждение природы, понимаемое как привнесение в нее деструктивных изменений, не является реальностью, подлежащей нравственной оценке. Например, человек, больной телесно или даже душевно, в силу этого обстоятельства никак не может быть назван грешником. Священное Писание, однако, ясно свидетельствует, что в результате греха Адама все люди не только являются носителями поврежденного естества, но сделались... грешными (Рим.5:19) и вследствие этого стали по природе чадами гнева Божия (Еф.2:3).

3. Из размышлений многих отцов Церкви и других древних христианских авторов о первородном грехе, несмотря на отсутствие единообразной терминологии и различия в деталях, тем не менее можно заключить, что наследственная греховность, согласно их пониманию, не сводится только к поврежденности человеческой природы, ее тленности, смертности и удобопреклонности ко злу.

Обобщая сказанное свв. отцами по рассматриваемой проблеме, можно предположить, что по крайней мере многие из них под первородным грехом в узком смысле слова понимали аспект наследственного греховного состояния, связанный с порабощенностью человека диаволом. После отпадения человека от Бога образуется оскверняющий человека синергизм диавольской и человеческой воли, в результате человек попадает в рабство к лукавому. В таинстве крещения этот противоестественный союз разрушается для заключения нового спасительного союза со Христом.

Такое понимание первородного греха разделяют и многие православные богословы XIX-XXвв. Например, архим. Иустин (Попович) писал: «Первородный грех означает отвержение человеком определенной Богом цели жизни – уподобление Богу... и замену этого уподоблением диаволу»950. «Таким образом, грех, – продолжает архим. Иустин, – стал творческим началом в их (т. е. в человеческом. – О. Д.) естестве, противоестественным и богоборческим... и диаволоцентричным». С момента грехопадения прародителей «в каждом потомке Адама через зараженность грехом действует отец греха – диавол»

Тема: Вменение первородного греха

Несмотря на то что первородный грех не является грехом личным, он не может быть признан некой нравственно-нейтральной реальностью. Как союз с диаволом, это состояние глубоко противно Божественному замыслу о человеке и поэтому не может быть предметом Божественного благоволения, ибо для Бога совершенно невозможно, не отрицаясь Самого Себя, признать за злом право на существование в мире.

 

Тем самым все потомки Адама, как носители падшей природы, являются чадами гнева Божия по естеству (Еф.2:3) и подлежат осуждению. Поэтому вместе с первородным грехом (ἁμαρτία) на всех потомков Адама переходит также и осуждение (κατάκριμα) (см.: Рим.5:18)953. Осуждение находит свое выражение в том, что все люди, как потомки Адама и Евы,

а) подлежат закону тления и смерти;

б) не могут войти в Царствие Небесное (см.: Ин.3:5), как носители греховного, т. е. противного Божественным установлениям, состояния природы.

Тем самым по своим результатам первородный грех фактически приравнивается к преступлению закона Божия. Подверженность каждого из потомков Адама этому наказанию называется вменением первородного греха.

Тема: Учение Церкви о Лице Христа Спасителя

Бог, будучи премудр и всеблаг, после грехопадения человека не оставил его погибать, но предопределил спасти его от осуждения. Совокупность благодатных действий Бога – Спасителя людей от греха и смерти – называется Божественным домостроительством (греч. Οἰκονομία – искусство управления домом, правила управления домом). Слово «домостроительство» имеет библейское происхождение, встречается оно, в частности, в Еф.1:10, 3:2–9 и Кол.1:25.

 

По Своей любви к человеку Бог от вечности избрал чрезвычайный путь спасения падшего человека через Единородного Своего Сына. Обетование об этом было дано прародителям сразу же после их грехопадения в словах о семени жены, которое сотрет главу змия (см.: Быт.3:15). В течение многих веков Бог приготовлял людей к принятию Искупителя. Наконец, Единородный Сын Божий, воплотившись от Святого Духа и Марии Девы, воспринял в единство Своей Ипостаси человеческое естество. Воплотившись, Господь совершил дело искупления человеческого рода от осуждения на вечную смерть, тем самым открыв людям возможность быть чадами Божиими и наследниками Его Царства.

Посланный в мир Сыном Святой Дух Своей силой прилагает и усвояет людям спасительные плоды искупления, совершенного Сыном Божиим. Для этого основана Церковь, которой дарованы все необходимые к освящению людей благодатные средства, и в первую очередь таинства. Завершение тайны домостроительства последует во Второе пришествие Христово, после кончины мира и всеобщего воскресения мертвых.

Тема: Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого. Участие Лиц Пресвятой Троицы в спасении человека.

Священное Писание говорит, что созданию человека предшествовало некое таинственное совещание Божественных Лиц. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему... (Быт.1:26). В православном богословии это совещание Божественных Лиц о создании человека получило наименование Предвечного Совета Божия. Само слово «совет» по отношению к предвечному Божественному замыслу о спасении человека встречается в Священном Писании (см.: Деян.2:23). Следует иметь в виду, что славянское слово «совет» означает «волеизъявление», а не «совещание», ибо «совещание» – согласование нескольких воль, тогда как в Боге воля едина.

Лекция 34

Тема: Предвечный совет Пресвятой Троиц о спасении рода человеческого.

Священное Писание говорит, что созданию человека предшествовало некое таинственное совещание Божественных Лиц: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Само слово предвечный совет (Деян. 2:23) означает волеизъявление. Господь создал человека свободным существом. Бог предвидел, что человек недолжным образом воспользуется своей свободой и согрешит, а согрешив, будет нуждаться в искуплении. Поэтому Бог определил спасти человека и предъизбрал к этому необходимые средства:

а) воплощение Сына Божия – Второго Лица Пресвятой Троицы;

б) Его крестная жертва.

Решение об искуплении было предвечным. Апостол Павел называет это решение тайной «от вечных времён было умолчано» (Рим. 14:24). «Избрал нас в Нём прежде создания мира» (Еф. 1:4).

Сам Христос в Священном Писании называется Агнцем предназначенным за мир (1 Пет. 1:19-20)

Тайна Божественного домостроительства во всей полноте для человеческого сознания недоступна. Священное Писание открывает нам её в той мере, в которой это необходимо и спасительно для нас.

Участие лиц Пресвятой Троицы в спасении рода человеческого определяется Следующим образом:

 Благоволительное определение. В Совете Божием спасти людей через Единородного Сына принадлежит Богу Отцу: «Ибо так возлюбил Бог мир что отдал сына своего единородного, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:18). Сын совершил наше спасение через воплощение и искупительную жертву. «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:34). «Дела которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин. 5:36). Мы искуплены от суетной жизни драгоценной кровию Христа, как непорочного, чистого Агнца (1 Петр 1:18-19). Святой Дух усвояет искупительные плоды жертвы Христовой и своим содействием совершает в сердцах человеческих дела спасения. « Бог от начала через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фес. 2:13). В Священном писании говориться о благодатном освящении человека, что означает действие Святаго духа « Если кто не родится от воды и духа, не может войти в царствие Божие» (Ин 3:5).

Орос IV Вселенского собора (451г.) « Неслитно, неизменно нераздельно неразлучно».

Лецкия 35.

Тема: Господь Иисус Христос есть истинный Бог.

Когда мы исповедуем Сына Божия Богом, что имеем в виду, что Он есть Бог в собственном, прямом смысле слова, т.е. Бог по природе, а не по усыновлению (в переносном смысле) (Ин. 5:17; 5:19) (Лк. 5:20) (Ин. 10:15, 30, 38; 17:5, 10; 14:9; 5:23) (Мф. 16:16) (Деян. 20:28) (Откр. 19:13) (1 Ин. 5:20; 4:9) (Тит. 2:13) (Рим. 9:15) (2 Кор. 4:4) (Кол. 1:15).

Тема: Господь Иисус Христос есть истинный человек.

Никео-Цареградский Символ веры называет Сына Божия воплотившимся и вочеловечшимся. На человеческую природу Спасителя указывается ещё в Ветхом Завете. Бытие говорит о грядущем Мессии как о семени Авраамовом (Быт. 12:2-3; 22:18), как о семени Исаака и Иакова (Быт. 28:14), говорится, что Он потомок Давида (Иер. 23:5-6).

В Евангелиях от Луки (3) и Матфея (1 глава) приводятся родословия господа Иисуса Христа, где указаны Его предки по плоти. Христос неоднократно называет себя человеком (Ин. 8:40) (Мф. 8:20). Выражение «Сын Человеческий» упоминается около 80-ти раз в мессианском значении. Книга Деяний 17:21 – здесь Господь Иисус Христос назван мужем. Священное Писание ясно указывает на реальность человеческой природы Спасителя и Его единосущие нам по человечеству:

1) Некая жена помазала тело Спасителя перед погребением (Мк. 14:8);

2) Апостол Пётр говорит, что Господь вознёс наши грехи на теле совеем 1 Пет. 2:24);

3) Иосиф Аримафеский просил у Пилата тела Христа (Мф. 27: 58-60);

4) Тело Спасителя было обрезано (Лк. 2:21);

5) Имело нужду в пище и питие, уставало (Ин. 4: 5-6);

6) Требовало сна;

7) Было способно к болезненным ощущениям (Лк. 22) (Ин. 19);

8) Вкусило смерть.

Слова «душа» и «дух» по отношению к человечеству Христа употребляются как взаимозаменяемые (Мф. 26:38).

Тема: Заблуждения относительно человечества Иисуса Христа.

Уже в конце I столетия стали появляться ереси, связанные с отрицанием или специфическим пониманием человеческой природы Христа. Одно из таких учений – докетизм (от греч. δοκέω – казаться). Корни докетизма нужно искать в мироощущении античного человека эллинистической эпохи, согласно которой, Бог не может воплотиться.

Материальный докетизм.

Первоначально это было учение о призрачности страданий Христа: что никакого человечества в действительности у Христа не было, а всё то, что относится в Евангелии к Его человечеству есть призрак, некоторая иллюзия, которую Божество вызывало в сознании тех, кто с Ним соприкасался. Таких взглядов придерживались: Симон Волхв, гностики Менандр и Сатурнин.

В Новое время у сектантов протестантского толка, в частности у квакеров части этого учения также прослеживаются.

Основной аргумент Священного Писания, которым пользовались докеты это цитата апостола Павла: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех» (Рим. 8:3). Как считают докеты, здесь говорится о том, что Христос либо совсем плоти не имел, либо имел особенную плоть, отличную от человеческой.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что слова «в подобии плоти» означают, что так названа человеческая плоть – плоть греха, Христос же греха не имел.

Формальный докетизм.

Формальный докетизм отрицает полноту восприятия Христом человеческой плоти. Аполлинарий Лаодикийский (сер. IVв.) говорил, что Бог не мог воспринять человеческую природу во всей её полноте, т.к. два совершенных начала, две разумные природы не смогут соединиться воедино. Аполлинарий говорил, что во Христе было лишь человеческое тело и человеческая неразумная душа, это тело оживляющая. Однако ума, по его учению, которые есть источник самоопределения человека, во Христе не было. Его заменяет Божественный Логос. Отсюда можно говорить о воплощении Слова, но не о Его вочеловечении, считал Аполлинарий, так как Христос не являлся истинным совершенным человеком.

Это учение осуждали такие отцы Церкви, как свт. Григорий Богослов и свт. Григорий Нисский. Они указывали, что цель вочеловечения Бога Слова заключается:

а) в воссоединении человека с Богом;

б) в исцелении всего общего человеческого естества, поражённого грехом, т. е., как говорит свт. Григорий Богослов, «невоспринятое - неуврачёвано».

Итак, учение Аполлинария, по мысли святых отцов, полностью разрушает спасительное домостроительство Христа.

Тема: Отличия Господа Иисуса Христа от нас по человечеству.

Христос родился по человечеству сверхъестественным образом.

Со времён Адама все люди подвержены власти первородного греха. Первородный грех является, своего рода, порчей человеческой природы, которая проявляется в удобопреклонности человека ко злу, наследуется каждым человеком от своих родителей.

«Бог» же «есть Свет, и нет в Нём никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Божественная жизнь и грех – вещи взаимоисключающие, и ничто греховное Бог не может сделать содержанием Своей Божественной жизни. Отсюда следует, что Христос не мог родиться естественным образом (Быт. 3:15). Пророк Исаия говорит: «Итак, Сам Господь даст знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14) – идёт речь о небывалом, особенном событии, т.е. о девственном рождении.

Сын Божий через Святого Духа сверхъестественным способом – «безсеменно» - мгновенно образовал человеческое естество творческой силой во чреве Марии.

Тема: Господь Иисус Христос есть Человек безгрешный.

Безгрешность Спасителя есть следствие Его сверхъестественного образа рождения. Человечество Спасителя получило своё бытие в ипостаси Бога Слова, которая сообщила Ему способ существования. С момента воплощения человечество Христово находилось в неразрывном единстве с Божеством.

 Некоторые святые отцы (прп. Максим Исповедник) объясняли безгрешность Спасителя также и тем, что Его вочеловечение не имело причиной плотское совокупление, через которое транслируется наследственная греховность. По этим причинам Спасителю была свойственна свобода от первородного греха и совершенная личная безгрешность.

Например, «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8:46); Перед своими крестными страданиями Господь говорит: «Идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Христос сам никогда не чувствовал нужды в покаянии, Ему не было свойственно чувство личной вины.

О безгрешности Господа говорится в Ветхом и Новом Заветах – «Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53:9), «Он не сделал никакого греха» (1 Пет. 2:22), «в Нём нет греха» (1 Ин. 3:5).

Но Он не был полностью свободен от последствий первородного греха. Господь Иисус Христос воспринял природу Адама не в её первозданном состоянии, какую тот имел до грехопадения, но подверженную, так называемым, безгрешным страстям, т.е. различным страдательным состояниям: голоду, жажде, усталости, подверженности страданиям и смерти, которые вошли в жизнь человека вследствие грехопадения прародителей.

Но:

1) В человеке эти страсти по причине греха, Христом же они были приняты добровольно;

2) в человеке эти страсти являются благоприятной почвой для развития греховных страстей, а во Христе – нет;

3) В падшем человеке безгрешные страсти действуют принудительно, а во Христе они не действовали вопреки Его свободе.

С вопросом о подверженности человечества Христа последствиям первородного греха связано появление ереси афтартодокетизма. Оно возникло в VI в. в монофизитской среде, в результате спора по вопросу тленности тела Христа.

 В богословском аспекте слово «тление» имеет 2 значения.

Лекция 36

1)Под тлением можно понимать распадение целого на части, на составные элементы. В таком случае для его обозначения чаще используется слово «истление» (греч. διαφθορά). В этом смысле тело Христово было нетленно, в том числе и после смерти.2) «тление» – подверженность страдательным состояниям. Относительно этого значения и возникла богословская дискуссия. Вопрос был в том, подвержено ли было тело Христа (и Его человеческая природа в целом) реально тем страдательным состояниям, которым подвергается каждый из нас.

 Первоначально, в 20-е годы VI в., спор на эту тему велся между двумя видными деятелями монофизитства – Севиром Антиохийским и Юлианом Галикарнасским.

 Юлиан и его сторонники были прозваны «афтартодокетами» (от греч. φθορά – тление, порча, ἄφθαρτος – нетленный), т. к. своим учением о «нетленности» Христа они, по мнению их оппонентов, возродили древний докетизм. Своих противников сторонники Юлиана называли «фтартолатрами», т. е. теми, кто служит и поклоняется тленному.

 Севир Антиохийский считал, что Христос был по Своему человечеству подвержен последствиям греха, «безгрешным страстям». Севир в данном вопросе занимал позицию, более близкую к православной, чем Юлиан. Он считал, что Христос, по Своему человечеству, с момента воплощения безусловно был подвержен страдательным состояниям. «Естественные и беспорочные страсти (Иоанн Дамаскин), – суть не находящиеся в нашей власти, т. е. которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения преступления, каковы голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой пот и капли крови... и подобное, что по природе присуще всем людям». Именно в этом смысле человечество Христово было тленным. Как заключает преп. Иоанн Дамаскин, если бы оно не было тленно, то не было бы одной сущности с нами. Сами по себе эти непорочные (неукоризненные) страсти безгрешны, но обычного человека эти страсти ведут к грехам, становятся причинами страстей греховных – чревоугодия, зависти, ненависти и т. п. У Христа мы признаем наличие безгрешных и непорочных страстей, которые тем не менее никогда не приводили к греховным поступкам или состояниям.

Юлиан полагал, что человечество Христа было нетленно, т. е. совершенно не было причастно последствиям греха Адама. Впрочем, это не означало для Юлиана, что страдания Спасителя были иллюзорны. Однако, признавая реальность страстей Христовых, он отрицал их естественный характер. По православному учению, Христос испытывал страдательные состояния естественным образом. Например, постившись 40 дней, он, в соответствии с законами человеческой природы, испытывал голод; пройдя длинное расстояние по жаре, чувствовал усталость и жажду. Юлиан же полагал, что, для того чтобы Господь мог по человечеству испытать эти состояния, необходимо было не только согласие Его воли, но и особое воздействие на человечество со стороны Его Божества. По мнению Юлиана, Христос при сколь угодно долгом посте не должен был испытывать ни голода, ни иных неприятных ощущений, но лишь для того чтобы уподобиться нам, Он после поста заставлял Себя испытать голод. Когда Его пригвождали ко кресту, Он естественным образом не чувствовал боли, но «принуждал» Свое человечество испытать совершенно неестественное для него страдательное состояние. По учению афтартодокетов, импульс к обнаружению того или иного страдательного состояния всегда исходил не от человечества, а от Божества Спасителя.

 Таким образом, исповедуя страдания Спасителя вольными, православная христология не разделяет крайностей афтартодокетизма и признает естественный характер страстей Христовых.

Тема: Православное учение о Лице Искупителя. Краткая история догмата

Церковь с самого начала своего существования утверждала, что Христос есть и истинный Бог, и истинный Человек, но в то же время исповедовала Христа единым Существом, единым Лицом, которое невозможно «разделить на части».

 В период тринитарных споров самым сложным для богословов было найти термины, позволяющие выразить веру одновременно и в троичность, и в единство Божества, причем так, чтобы одно не утверждалось в ущерб другому. Аналогичная задача решалась и в период споров христологических. Каким образом, с одной стороны, выразить двойственность, реальное различие двух природ во Христе, а с другой – утвердить единство бытия, единство жизни, единство Лица Христа так, чтобы одно не находилось в противоречии с другим?

В Божественном Откровении содержится твердое основание для учения о единстве Лица Спасителя. Сам Иисус Христос в Евангелии говорит о Себе как о едином Лице. В Евангелии нет ни одного выражения, из которого можно было бы заключить о личной двойственности во Христе. По этой причине даже в доникейский период лишь очень немногие (евиониты, адопциане)975 отрицали единство Лица Спасителя.

Проблема, однако, заключалась, во-первых, в том, как мыслить это единство, а во-вторых, в том, как идентифицировать Лицо Богочеловека.

Тема:  Учение Нестория

Архиеп. Константинопольский Несторий принадлежал к Антиохийской богословской школе, христологию которой можно считать антитезой аполлинарианству. Для Антиохийской школы был свойственен интерес к конкретной исторической действительности. Особое внимание антиохийские богословы уделяли историческому образу Христа, запечатленному в Евангелии. В антиохийской христологии основной акцент делался на полноте и совершенстве человеческой природы во Христе. При этом совершенство че<



2019-11-13 284 Обсуждений (0)
Грехопадение и его последствия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Грехопадение и его последствия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)