Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Заикание                                                            Тахилалия



2019-11-21 330 Обсуждений (0)
Заикание                                                            Тахилалия 0.00 из 5.00 0 оценок




План

Заикания. Общая  характеристика.

Из истории изучения вопроса.

Симптоматика заикания (речевая и неречевая).

Причины заикания

Классификация заикания

Профилактика заикания

Комплексный подход в преодолении заикания

8. Обзор методик устранения заикания у дошкольников, школьников, подростков и взрослых (Е.Ф. РАУ, В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский, Буянов, Ю.Б.Некрасова, Абелева, Н.А.Власова, Г.А. Волкова, С.А.Миронова, Н.А.Чевелева, Е.Е.Шевцова, Л.З.Арутюнян-Андронова, А.В. Ястребова…).

Заикания. Общая  характеристика нарушения

Заикание - одно из наиболее тяжелых, трудно устранимых  расстройств речи,  которое травмирует психику ребенка (и взрослого), тормозит его нормальное воспитание и развитие, затрудняет общение с окружающими, особенно в детском коллективе.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Среди отечественных исследователей проблемой заикания занимались В.Ф. Хмелевский, Г.Д. Неткачев, В.А. Гиляровский, Р.Е. Левина, Н.А. Власова, ФА. Рау, Е.Ф. Рау, Е.Ю. Рау, Р.М. Боскис, М.Е. Хватцев, Л.З. Арутюнян-Андронова, Ю.Б. Некрасова, И.Ю. Абелева, В.М.Шкловский, Е.Е. Шевцова и многие другие. 

Заикание в общей классификации речевых нарушений относится к категории расстройств темпо-ритмической организации речи.

По этиологическому признаку, согласно клинической классификации РН, оно может быть органическим нарушением центрального характера и функциональным.

По ППК РН заикание относится к нарушениям коммуникативной стороны речи. При этом заикание может быть самостоятельным дефектом, а также сочетаться с ФН, ФФН и, чаще в наши дни, с ОНР.

 

В группу нарушений темпо-ритмической стороны речи также входят брадилалия и тахилалия. Необходимо отграничивать заикание от этих расстройств, при сходных состояниях.

Брадилалия – патологически замедленный темп, чаще сопровождает ряд других расстройств, связанных с поражением ЦНС, поражением клеток мозга (при интеллектуальной недостаточности –УО, у слабослышащих детей).

Тахилалия – патологически ускоренный темп. Возникает при дисфункции экстрапирамидной системы. Может являться началом заикания, часто называют «предзаиканием». Причиной тахилалии также м.б. ускоренная речь окружающих. Тахилалия может протекать без каких-либо фонетических и грамматических нарушений.

М.Е. Хватцев дает сравнительную характеристику сходного состояния при заикании и тахилалии.

Заикание                                                            Тахилалия

1. В момент речи наблю-                                     судорог нет

даются судороги

2.При обращении внимания на речь                    Речь улучшается

  - ухудшается ее качество (усиливается)

3. Страх публичной речи                                      нет страха

4. Периодичность в протекании дефекта             нет периодичности

(то улучшается – то ухудшается)

5. При посторонних речь ухудшается                 улучшается

6. В непринужденной обстановке                       ухудшается

заикание уменьшается                                  (не конрол. речь)        

 

 

Спотыкания (полтерны) – ускоренная речь с искаженной артикуляцией. При этом нарушено слуховое внимание. М.б. при ПБульбарном параличе, психических заболеваниях, при УО.

Сопоставляя полтерны и заикание, необходимо отметить критическое отношение заикающегося к своей речи, как правило, хотят «лечиться». При спотыканиях необходимо нормализовать общую моторику, координацию движений.

Заикание чаще всего возникает в ходе активного речевого развития, в

период перехода к фразовой речи. Часто - при выходе из «безречия».

Способствует возникновению заикания недостаточная устойчивость нервной системы, и часто связано с резкой эмоционально-отрицательной реакцией ребенка на какой-либо возбудитель. Иногда причина возникновения заикания связана с органическими нарушениями мозга.

При заикании темпо-ритмическая сторона речи нарушается в связи с судорогами, возникающими в различных отделах речевого аппарата (артикуляционном, голосовом, дыхательном).

Таким образом, наиболее типичным и обязательным симптомом заикания является речевая судорога. Речевой поток, как бы внезапно наталкивается на невидимый барьер, который нарушает плавное течение речи.

Когда заикающийся не говорит, и его мускулы находятся в покое или производят другие, неречевые движения, например, когда он дышит, жует, даже произносит членораздельные звуки, судороги в этих мускулах не возникают.

Они возникают только во время, речи, в начале речи, при намерении говорить!

 

Механизм  заикания с позиций психолингвистики, теории порождения речи, т.е., на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

1)  наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;

2) порождение замысла и программирование высказывания во внутренней речи;

3) языковая реализация высказывания;

 

    Р.Е. Левина и И.Ю. Абелева считают, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речевого высказывания и принципиального умения говорить нормально.

 

В эту модель порождения речи авторы предлагают включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося “ломается” весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникает судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе (трансляции).

4) Трансляция.

Поэтому Р.Е. Левина относит заикание к  нарушениям коммуникативной стороны речи.

Заикание обладает большой вариабильностью, зависит от условий коммуникации (с кем говорит ребенок, - близкими или не знакомыми, со взрослыми или детьми и др.), зависит от формы речи - отвечает ли на вопросы, делится ли впечатлениями, отвечает ли на занятии.

Заикание уменьшается, если ребенок говорит в спокойной обстановке, уверен в том, что оно говорит. Позитивно сказывается на речи эмоциональное состояние, бодрое, хорошее настроение.   

Заикание усиливается в момент сильного волнения, связанного с переживаниями, досадой, разочарованием.

В целом речевая деятельность заикающегося отличается большим своеобразием. Несмотря на хорошее интеллектуальное и даже речевое развитие у детей отмечается речевая инактивность, отсутствие инициативы при оречевлении мысли (при высказывании).

У ребенка возникают трудности,  когда заикающемуся нужно моментально мобилизовать свой речевой запас, вычленить из него наиболее удачное выражение, следить за логической последовательностью высказывания, когда нужно осмыслить вопрос и сформулировать ответ. Эти трудности усиливают заикание. Ребенок быстро утомляется.

 

Все вышеперечисленное сказывается на психическом состоянии ребенка, на его развитии, на характере, эмоционально-волевой сфере.

 



2019-11-21 330 Обсуждений (0)
Заикание                                                            Тахилалия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Заикание                                                            Тахилалия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)