Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Производящие (или запускающие).



2019-11-21 254 Обсуждений (0)
Производящие (или запускающие). 0.00 из 5.00 0 оценок




 - анатомо-физиологические;

 -  психические;

 -  социальные.

Анатомо-физиологические причины.

  - физические заболевания с энцефалитическими последствиями;

 - травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга);

 -  органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;

 - истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, рахит, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани;

 - несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

Психические и социальные причины.

 - кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх);

 - длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка;

 - хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;

 - острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;

 - неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом;

 

 - несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;

 

 - подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося;

 

 - переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;

 

  - неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания.

 

СИМПТОМАТИКА ЗАИКАНИЯ

 (Клиника заикания)

Заикание является дискоординационным судорожным расстройством речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, то есть нейромоторными расстройствами, и вторичными, невротическими, нарушениями, которые у взрослых часто становятся доминирующими. Чаще заикание возникает на органическом фоне в виде церебральной дефицитарности различного генеза (В.М. Шкловский).

ЗАИКАНИЕ – это системное нарушение речи, характеризующееся изменением  темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата. 

Это заболевание, как правило, с хроническим течением, проявляющееся в физических и психических отклонениях, приводящих к тяжелым страданиям, социальной дезадаптации личности, в некоторых случаях и к значительной потере трудоспособности.

В.М.Шкловским выделены следующие компоненты в структуре синдрома «заикание»:

1. нейромоторное расстройство речи – речевые судороги;
2. «страх речи», патологическая фиксация на речевом дефекте;

3. невротические нарушения, обусловленные сознанием собственной речевой неполноценности;

4. астенические способы реагирования в ситуациях особой личностной и социальной значимости;

Личностные особенности заикающихся.

Среди симптомов заикания выделяется 2 основные группы: симптомы физические и психические симптомы.

Первые – физические симптомы, психические появляются позже, нарастают постепенно и зависят от социального окружения, индивидуальных особенностей заикающихся.

Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе И.А. Сикорского «Заикание» (1889 г.)

Симптоматика включает:

 - Физические проявления.

 - Психологические проявления.

 

Физические проявления

 1. Нейромоторные проявления (собственно речевые судороги и неречевые судороги)

Нарушение ЦНС и физического здоровья.

Нарушение общей и мелкой моторики.

Нейромоторные проявления

В большинстве случаев заикание возникает на фоне очаговых органических расстройств и первично носит характер нейромоторного нарушения.

  1. Судороги речевые (мышц речевого аппарата)

ПО ХАРАКТЕРУ

1. Клонические судороги – часто повторяющиеся ритмические сокращения мышц речевого аппарата (кратковременный характер) : д-д-д-дорога

2. Тонические судороги – длительный спазм мышц речевого аппарата: д____орога.

Смешанные судороги.

ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ

1. Дыхательные судороги ( в дыхательном отделе)

 

Экспираторные судороги – на выдохе.  Характеризуются внезапным резким выдохом в процессе речевого высказывания.

Инспираторные судороги – на вдохе. Характеризуются внезапным резким вдохом, возникающим на разных этапах речевого высказывания, что приводит к необоснованной
паузе.

Респираторные судороги – и на вдохе и на выдохе.Многократный «вдох-выдох» перед началом или в процессе произнесения фразы.

2. Голосовые судороги

Судороги голосового аппарата возникают, как правило, при попытке произнесения гласного звука. Различают три основных вида судорог голосового аппарата.

 Дрожательная  – дрожащий или толчкообразный гортанный спазм. Спазм приводит к длительному произношению гласных звуков.Речь прерывается, возникает дрожащий или прерывистый звук, напоминающий «блеяние козы» или полоскание горла, что сопровождается полным отсутствием артикуляции.

Смыкательная– голосовые связки судорожно смыкаются и не размыкаются, воздушная струя не может проходить, голос отсутствует.

Является тонической по типу, возникает внезапно, прекращая голосоподачу. Основным признаком этого вида судорог является полное отсутствие звука. В легких случаях гласные произносятся «жестко», с твердой голосоподачей, как будто «выдавливаются».

 

 Вокальная судорога - возникает вследствие повышения тонуса голосовых мышц. По мнению И.А. Сикорского, наиболее часто эта форма встречается в инициальной стадии заикания у детей и может быть первым признаком начинающегося заикания, а также является предвестником будущих дыхательных и артикуляционных судорог.

 

3.Артикуляционные судороги – могут наблюдаться судороги губ, языка, мягкого неба.

Чаще всего судороги проявляются на смычно-взрывных звуках. Локализуются чаще всего в области губ и языка.

 

Судорога верхней и нижней губы, верхней губы и носа, (подрагивает край носа). При этом искажается все лицо, лицо краснеет. Ребенок теряет много сил при попытке высказаться.

Судорога языка – в процессе речи высовывается язык.

Судорога неба – самая тяжелая судорога.

Артикуляционная судорога обычно возникает на смычных звуках – б----бабушка, п-----полка, пе-пе-петух, бу-бу-бумага.

Чаще всего имеют место судороги смешанного характера, артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые. Поэтому при диагностике и классификации указывается характер судорог, их локализация.

Судороги у детей младшего дошкольного возраста появляются в дыхательном отделе, и по мере взросления поднимается вверх по отделам артикуляционного аппарата.

 

Степень тяжести заикания зависит от выраженности нейромоторного и невротического компонентов.

 

2. Неречевые судороги

 Сопутствующие судороги– непроизвольные судорожные сокращения неречевых мышц в процессе речи. Возникает сильное напряжение в центральном отделе речедвигательного аппарата и распространяется на близлежащие отделы двигательного анализатора, и в речь вовлекаются такие отделы, которые к речи не имеют отношения (зажмуривание глаз, откидывание головы, судороги рук и ног).

 Судороги в мышцах лица, вызывая различные гримасы (миоклонусы), судороги в мышцах конечностей (подергивание рукой, ногой), шеи и туловища (подергивание головой, толчкообразные движения тела) и др. К таким сопутствующим движениям относят вздрагивание и раздувание крыльев носа перед речью или во время речи (Эффект Фрёшельса).

Все сопутствующие судороги делятся на:

 

Первичные судороги– движения, в результате которых вовлекаются мышцы близко расположенные к артикуляционному аппарату.

Вторичные – судороги отдаленных мышц.

 



2019-11-21 254 Обсуждений (0)
Производящие (или запускающие). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Производящие (или запускающие).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)