Производящие (или запускающие).
- анатомо-физиологические; - психические; - социальные. Анатомо-физиологические причины. - физические заболевания с энцефалитическими последствиями; - травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга); - органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; - истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, рахит, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани; - несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи. Психические и социальные причины. - кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх); - длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка; - хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; - острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости; - неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом;
- несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
- подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося;
- переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;
- неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания.
СИМПТОМАТИКА ЗАИКАНИЯ (Клиника заикания) Заикание является дискоординационным судорожным расстройством речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, то есть нейромоторными расстройствами, и вторичными, невротическими, нарушениями, которые у взрослых часто становятся доминирующими. Чаще заикание возникает на органическом фоне в виде церебральной дефицитарности различного генеза (В.М. Шкловский). ЗАИКАНИЕ – это системное нарушение речи, характеризующееся изменением темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата. Это заболевание, как правило, с хроническим течением, проявляющееся в физических и психических отклонениях, приводящих к тяжелым страданиям, социальной дезадаптации личности, в некоторых случаях и к значительной потере трудоспособности. В.М.Шкловским выделены следующие компоненты в структуре синдрома «заикание»: 1. нейромоторное расстройство речи – речевые судороги; 3. невротические нарушения, обусловленные сознанием собственной речевой неполноценности; 4. астенические способы реагирования в ситуациях особой личностной и социальной значимости; Личностные особенности заикающихся. Среди симптомов заикания выделяется 2 основные группы: симптомы физические и психические симптомы. Первые – физические симптомы, психические появляются позже, нарастают постепенно и зависят от социального окружения, индивидуальных особенностей заикающихся. Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе И.А. Сикорского «Заикание» (1889 г.) Симптоматика включает: - Физические проявления. - Психологические проявления.
Физические проявления 1. Нейромоторные проявления (собственно речевые судороги и неречевые судороги) Нарушение ЦНС и физического здоровья. Нарушение общей и мелкой моторики. Нейромоторные проявления В большинстве случаев заикание возникает на фоне очаговых органических расстройств и первично носит характер нейромоторного нарушения.
ПО ХАРАКТЕРУ 1. Клонические судороги – часто повторяющиеся ритмические сокращения мышц речевого аппарата (кратковременный характер) : д-д-д-дорога 2. Тонические судороги – длительный спазм мышц речевого аппарата: д____орога. Смешанные судороги. ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ 1. Дыхательные судороги ( в дыхательном отделе)
Экспираторные судороги – на выдохе. Характеризуются внезапным резким выдохом в процессе речевого высказывания. Инспираторные судороги – на вдохе. Характеризуются внезапным резким вдохом, возникающим на разных этапах речевого высказывания, что приводит к необоснованной Респираторные судороги – и на вдохе и на выдохе.Многократный «вдох-выдох» перед началом или в процессе произнесения фразы. 2. Голосовые судороги Судороги голосового аппарата возникают, как правило, при попытке произнесения гласного звука. Различают три основных вида судорог голосового аппарата. Дрожательная – дрожащий или толчкообразный гортанный спазм. Спазм приводит к длительному произношению гласных звуков.Речь прерывается, возникает дрожащий или прерывистый звук, напоминающий «блеяние козы» или полоскание горла, что сопровождается полным отсутствием артикуляции. Смыкательная– голосовые связки судорожно смыкаются и не размыкаются, воздушная струя не может проходить, голос отсутствует. Является тонической по типу, возникает внезапно, прекращая голосоподачу. Основным признаком этого вида судорог является полное отсутствие звука. В легких случаях гласные произносятся «жестко», с твердой голосоподачей, как будто «выдавливаются».
Вокальная судорога - возникает вследствие повышения тонуса голосовых мышц. По мнению И.А. Сикорского, наиболее часто эта форма встречается в инициальной стадии заикания у детей и может быть первым признаком начинающегося заикания, а также является предвестником будущих дыхательных и артикуляционных судорог.
3.Артикуляционные судороги – могут наблюдаться судороги губ, языка, мягкого неба. Чаще всего судороги проявляются на смычно-взрывных звуках. Локализуются чаще всего в области губ и языка.
Судорога верхней и нижней губы, верхней губы и носа, (подрагивает край носа). При этом искажается все лицо, лицо краснеет. Ребенок теряет много сил при попытке высказаться. Судорога языка – в процессе речи высовывается язык. Судорога неба – самая тяжелая судорога. Артикуляционная судорога обычно возникает на смычных звуках – б----бабушка, п-----полка, пе-пе-петух, бу-бу-бумага. Чаще всего имеют место судороги смешанного характера, артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые. Поэтому при диагностике и классификации указывается характер судорог, их локализация. Судороги у детей младшего дошкольного возраста появляются в дыхательном отделе, и по мере взросления поднимается вверх по отделам артикуляционного аппарата.
Степень тяжести заикания зависит от выраженности нейромоторного и невротического компонентов.
2. Неречевые судороги Сопутствующие судороги– непроизвольные судорожные сокращения неречевых мышц в процессе речи. Возникает сильное напряжение в центральном отделе речедвигательного аппарата и распространяется на близлежащие отделы двигательного анализатора, и в речь вовлекаются такие отделы, которые к речи не имеют отношения (зажмуривание глаз, откидывание головы, судороги рук и ног). Судороги в мышцах лица, вызывая различные гримасы (миоклонусы), судороги в мышцах конечностей (подергивание рукой, ногой), шеи и туловища (подергивание головой, толчкообразные движения тела) и др. К таким сопутствующим движениям относят вздрагивание и раздувание крыльев носа перед речью или во время речи (Эффект Фрёшельса). Все сопутствующие судороги делятся на:
Первичные судороги– движения, в результате которых вовлекаются мышцы близко расположенные к артикуляционному аппарату. Вторичные – судороги отдаленных мышц.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |