Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Первые проявления заикания.



2019-11-21 239 Обсуждений (0)
Первые проявления заикания. 0.00 из 5.00 0 оценок




При заикании мы наблюдаем в речи ребенка вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще возникает в возрасте от 2 до 5 лет. Чтобы вовремя помочь ребенку очень важно не пропустить первые признаки заикания.

Первые признаки заикания:

1. Употребление пред отдельными словами лишних звуков (а, и).

2. Повторение первых слогов или слов в начале фразы.

3. Вынужденные остановки в середине слова, фразы.

4. Затруднение перед началом речи.

 

Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и последовательно.

Вначале она проводится с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения).

Уже с самого раннего возраста в развитии малыша на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Являясь могучим фактором развития речи ребенка, подражание представляет и известные опасности.

 

1. Необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную речь. И у ребенка. Вредно говорить на вдохе, «взахлеб», и задыхаясь

2. Нельзя допускать у детей ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребенка свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабляющее его нервную систему . Впоследствии она может привести к заиканию.

3. Заикание может возникнуть по подражанию. Постоянно общаясь со взрослыми или со сверстниками, страдающими заиканием, ребенок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи. Поэтому следует ограждать малыша от контактов с заикающимися.

4. Для нормального развития важно здоровое состояние нервной системы. У детей она находится еще в стадии развития, очень хрупка, и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому следует оберегать малыша от перегрузок, психических и физических травм, бурных проявлений гнева или радости, пребывания среди нервных и беспокойных детей.

5. Отрицательно сказывается на состоянии речи неблагоприятная обстановка в семье. Конфликты, частые наказания могут вызвать заикание.

6. Нельзя слишком перегружать речь ребенка, формировать ее без учета возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию.

Следует учитывать, что правильно проговаривать все звуки речи ребенок может только к 4- 5 годам, когда окрепнет и разовьется его артикуляционный аппарат.

7. Не менее вредна для ребенка и другая крайность, когда взрослые в семье не читают ему, не заучивают стихотворения, очень мало разговаривают и не поправляют, когда ребенок говорит неверно. В таких случаях ребенок заметно отстает в речевом развитии.

8. Не следует перегружать малышей и избыточными впечатлениями, которые вызывают у него эмоциональное перенапряжение. Возбужденный после возвращения из театра, цирка, он не может удержаться от расспросов, высказываний. При этом глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звук или слоги, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо. В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в заикание.

9.  Как известно, может возникнуть в результате чувства страха, однако взрослому не всегда удается вовремя заметить скрытую тревогу, беспокойство малыша и разгадать их причину. Необходимо наблюдать за поведением ребенка, обратить внимание на боязнь спать одному в комнате, когда ребенок пугается темноты, не остается один в помещении. Выяснив причину страха, нужно постараться ее устранить, показать ребенку, что то, что он считает таинственным и страшным, нет, на самом деле, нет ничего подобного. Ирония же, насмешки, неумение успокоить ребенка, так же как и наказание, не помогут ребенку, а , наоборот, еще больше усилят чувство страха. Осторожно и бережно нужно ребенка приучать преодолевать свои страхи.

10. Особого внимании заслуживают дети, которые лучше владеют левой рукой, чем правой. Если у ребенка–левши существует предрасположенность к заиканию: нервная возбудимость, ускоренная речь, неоправданные повторения звуков в момент речи, речь на вдохе, переучивать такого ребенка вообще нельзя. Если же у ребенка с речью все благополучно, и у ребенка не отмечается ослабленность нервной системы, переучивание допустимо, и приступать нужно как можно раньше. Делать это постепенно, осторожно, мягко, любовно, без принуждения, без угроз и наказаний. При этом обязательно следить за речью. При малейшем проявлении заикания немедленно предлагать ему снова действовать левой рукой. Наиболее предпочтительно, когда ребенок переучивается без постороннего вмешательства, добровольно, чтобы быть « как все».

Обобщая все сказанное, можно выделить основные направления профилактики заикания.

Избегать общения ребенка с лицами, с нарушенным темпом и ритмом речи. Поскольку устная речь развивается по подражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную роль лица с заиканием, тахилалией, спотыканием и другими нарушениями речи.

Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком «обильной» речевой продукции.

Детям с невротическими реакциями нужно создавать более спокойную обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не баловать новыми игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них.

При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его рецидивы. Поэтому профилактика заикания необходима и в школьные годы.

С этой целью следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам; создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку; сообщать логопедические знания родителям, учителям и т. д.

В пубертатном периоде обращается внимание на состояние нервной системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные способы утверждения себя как личности и т. п.

Различные отклонения в нервно-психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально-волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его рецидива.

 

Особое внимание следует обратить на профилактику рецидивов, исходя из их причин. Можно указать следующие причины рецидивов заикания:

 - плохие социально- бытовые условия (нервная обстановка, грубое обращение с ребенком, перегрузка нервной системы учением, дополнительными занятиями, работой, психическое перенапряжение);

 - недостаточно прочное закрепление успеха в процессе логопедических занятий;

 - недостаточно глубокое перевоспитание личности заикающегося, неполное устранение вторичных психических наслоений, “почвы”, на которой возникло заикание.  Например, ущемленные, подавленные эмоции, напряженные отношения с окружающими, вяло текущие хронические заболевания и т. д;  -болезни, истощающие нервную систему; -психические травмы; недостаточное внимание со стороны окружающих к ребенку, освободившемуся от заикания; -нарушения режимов деятельности, а также режимов сна, питания, отдыха; -не устранённый травмирующий, постоянно действующий фактор, например, заикающиеся мать или отец и др.

 

Зная указанные и другие возможные причины рецидивов заикания, логопед постоянно проводит профилактическую работу, как в процессе логопедических занятий, так и после их окончания.

 

Просто прочитать .



2019-11-21 239 Обсуждений (0)
Первые проявления заикания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Первые проявления заикания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)