Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости проявления заикания от разной степени его речевой самостоятельности.



2019-11-21 592 Обсуждений (0)
Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости проявления заикания от разной степени его речевой самостоятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Проводится беседа с ребенком. В беседе о его родителях, друзьях, интересах и т. д. выявляются особенности его речевого поведения и речевых судорог.

 Ребенку предлагается составить рассказ или описать содержание картинки, пересказать знакомую сказку; логопед читает рассказ и предлагает пересказать его и т. д.

Затем проверяет состояние отраженной и сопряженной речи. Проводится  путем повторения или совместного произнесения простых и сложных фраз.

 

Уровень свободной речи заикающегося зависит не только от разной степени ее самостоятельности, но и от ее подготовленности, от формы речи (простой или более сложной)

Необходимо проследить появление речевых судорог, в зависимости от того, произносит ли ребенок сложную или простую фразу, отдельные слова.

При пересказе  текста фиксируется, в каких случаях возникают речевые судороги: только в начале рассказывания, в начале фраз, на отдельных словах или звуках.

Выясняется, не зависят ли речевые судороги от уровня громкости речи. С этой целью предлагается заикающемуся говорить тихо, громко, шепотом.

 

Выявляется влияние степени ритмизованности на речь заикающегося.  С этой целью заикающемуся предлагается:

 - рассказать о том, что нарисовано на картинках;

- передать содержание сказки, которая является ритмизованной прозой;

 -  рассказать стихотворение.

 

При этом логопед обращает внимание на:

 -  сопутствующие речевые и двигательные нарушения;

 - лишние слова или звуки;

 -  произнесение отдельных звуков, слов и даже предложений на вдохе;

 - неправильное произношение звуков речи;

- недостатки словаря и грамматического строя речи;

 - темпа, тики, миоклонусы (непроизвольные движения);

 -  различные вспомогательные (произвольные) движения (уловки)

 - особенности речевого поведения: скованность и напряженность общих движений или, наоборот, их резкость, хаотичность, несобранность, “разболтанность”.

При исследовании игровой деятельности дошкольников выясняется характер их игр, взаимоотношения, степень игровой активности, эмоциональное состояние.

При исследовании учебной деятельности обращается внимание на то, как заикающиеся школьники пользуются различными формами речи в процессе обучения.

Обращается внимание и на наличие у них психологических особенностей, в частности на степень болезненной фиксированности на своем речевом дефекте.

О психологических особенностях заикающегося сведения черпаются из бесед с родителями.

Для этого логопед:

 -  уточняет сведения о его контактности с окружающими (дома, в школе, со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми);

 -  обращает внимание на оценку собственной речи (знает или не знает о своём речевом несовершенстве, какое значение придает ему);

 - внимание на наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка, уклонение от речевого общения);

 - внимание на речевое поведение при обследовании (ожидает помощи, стремится к активному преодолению недостатка или не понимает, зачем нужны речевые занятия).

Изучение заикающегося продолжается и в процессе коррекционного курса, т.е. проводится динамическое наблюдение.

Помимо бесед с заикающимися, их родителями, изучения психолого-педагогической и медицинской документации, используются методы по созданию экспериментальных игровых, учебных ситуаций, психодиагностические методы (метод Роршаха, тематический апперцепционный тест (ТАТ), методика С. Розенцвейга, методика “тест- конфликт”, методика незаконченных предложений, оценочные шкалы, тесты психических функций и моторики и др.).

 

Указанные методы применяются в качестве ценного источника информации для завершения диагностической картины, для более тонкого понимания психологических особенностей заикающегося. Получаемая с их помощью количественная и качественная информация подвергается интерпретации на основе комплексного психолого-педагогического изучения заикающегося.

В логопедическом заключении должно быть отражено:

 - форма заикания (тоническая, клоническая, смешанная);

 -  вид судорог (дыхательные, голосовые, артикуляторные, смешанные);

 - степень заикания (легкая, средняя, тяжелая);

 - темп речи (замедленный, ускоренный, скороговорение, наличие тахилалии);

 - сопутствующие заиканию дислалия, стертая дизартрия, общее недоразвитие речи;

 - состояние моторной функции;

 - наличие и выраженность психических симптомов заикания (страх речи  -логофобия, двигательные и речевые уловки, эмболофразия, изменение стиля речи и др., наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение).

 - фиксация внимания на речевом процессе и ее влияние на заикание;

 - влияние сложности речевой ситуации на заикание;

 - индивидуально-психологические особенности заикающегося;

 -  характер игровой деятельности дошкольника;

 -  отношение школьника к учебной деятельности;

 -  круг ситуаций, в которых проявляется заикание (во всех, в большинстве, в некоторых).

Логопедическое заключение дает возможность:

 -  осуществить дифференциальную диагностику и отличить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, от спотыкания физиологического характера), а также отделить разные формы заикания друг от друга.

 - данные комплексного изучения заикающегося позволяют установить его природу.

Наличие разных проявлений заикания, психологических особенностей и поведение каждого заикающегося определяют и особенности выбора средств, приемов и направленности логопедической работы индивидуально для каждого заикающегося в условиях общей поэтапной логопедической работы со всей группой.

Прогноз преодоления заикания. Зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста и т. д.

 - можно считать, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение.

- чем меньше отделов речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее.

 - для заикания, развивающегося на почве врожденной отягощенности  или приобретенной нейропатии, а также появившегося без видимых внешних воздействий, прогноз  менее благоприятен, чаще возникают рецидивы.

 - успешнее устраняются судороги дыхательные, чем голосовые, клонические формы исчезают легче, чем тонические.

Прогноз в значительной степени зависит от личности ребенка, от личности и мастерства логопеда.

Наиболее благоприятным считается возраст 2 - 4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания).

Наименее благоприятным оказывается возраст 10 - 16 лет, пубертатный период (обострённая психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательные личностные качества). Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.

В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.

        

 



2019-11-21 592 Обсуждений (0)
Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости проявления заикания от разной степени его речевой самостоятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости проявления заикания от разной степени его речевой самостоятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (592)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)