Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Заикание - это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В.С. Кочергина, 1962).



2019-11-21 250 Обсуждений (0)
Заикание - это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В.С. Кочергина, 1962). 0.00 из 5.00 0 оценок




Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, его готовностью к отклонениям от нормы.

С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В.А. Гиляровский.

 

Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области ВНД - речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности.

 

    Далее, наряду с невротическим заиканием, стали изучаться и другие его формы:

 -  при появлении речи после алалии и афазии;

 - постконтузионное заикание;

 - у умственно отсталых детей;

 - у больных с различными психозами;

- при тяжелых нарушениях звукопроизношения и при задержке развития речи;

-органическое.

В 70-е годы прошлого столетия с позиций клинических критериев были выделены две формы заикания:

- невротическая;

- неврозоподобная форма.

 

Механизм заикания следует рассматривать с клинических, физиологических, нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций и др. позиций.

 

Положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью речи подтверждают данные В.М. Шкловского.

 

Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны.

Таким образом,  по мере развития истории изучения заикания  сформировались три основных подхода в понимании природы заикания, исходя из которых, были рекомендованы коррекционные мероприятия:

 

- :психологический (заикание возникает на этапе коммуникации, появляется страх перед речью и лечить нужно не само заикание, а менять отношение больного к своей речи) ;

 - педагогический (заикание – речевые неплавности, нарушение темпа и поэтому нужно работать над темпом и ритмом, ритмизировать речь с помощью упражнений);

 - медицинский – заикание – невроз (нужно лечить невроз).

 

Однако опыт показывал, что, как самостоятельные направления коррекции заикания, они не приносили эффекта.

 

Все эти подходы имеют право на существование, но в комплексе, подтверждают сложную природу заикания и необходимость комплексного медико-психолого-педагогического воздействия в его преодолении с привлечением специалистов различных направлений: медиков, психологов, логопедов.

 

В связи с этим в 30-годы прошлого столетия была выдвинута идея комплексного подхода в устранении заикания (В.И. Гиляровский, Н.А.Власова). Необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

 

Причины заикания

Ряд исследователей  к причинам заикания относили аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери (Лагузен ; 1838).

 

 И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов.

 

Г.Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.

 

Зарубежные исследователи в качестве причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).

 

Рассмотрев разные точки зрения на причины возникновения заикания можно сделать вывод о сложной природе его возникновения. Нет одной единственной причины, которая приводит к заиканию. Здесь необходимо говорить о факторах, способствующих возникновению заикания у детей.

 

В этиологии заикания отмечается совокупность влияния экзогенных и эндогенных факторов (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, Н.А. Власова - Ленингр. школа, Н.И. Красногорский, Н.П. Тяпугин, М. Зееман и др.), социальных и биологических.

 

В настоящее время среди всего многообразия причин принято выделять две группы причин: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”.

 

При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его!!!

-  предрасполагающие;

 - производящие (или запускающие).

Предрасполагающие причины:

 - невротическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные, соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС ребенка);

 - невропатические особенности самого ребенка (ночные страхи, энурез, эмоциональная напряженность, повышенная раздражительность, которые обнаруживаются в раннем, доречевом периоде);

 - конституциональная предрасположенность (заболевания вегетативной НС, повышенная ранимость самой ВНД, ее особая подверженность психотравмам, физическое истощение);

  -наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака).

 

 При этом нужно учитывать роль экзогенных факторов, когда наследственная предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды, такими как: -  поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

 

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

 

К неблагоприятным условиям относятся:

- физическая ослабленность детей;

 - возрастные особенности деятельности мозга. Большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы;

 - ускоренное развитие речи (3 - 4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

 - скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания;

- недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;

- недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

Вывод. При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

 



2019-11-21 250 Обсуждений (0)
Заикание - это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В.С. Кочергина, 1962). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Заикание - это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В.С. Кочергина, 1962).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)