Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Развитие теории и практики менеджмента



2019-11-21 182 Обсуждений (0)
Тема 2. Развитие теории и практики менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Введение в менеджмент

1. Понятие и сущность менеджмента

2. Деятельность менеджера и требования, предъявляемые к нему

                                                   1.

Ячейкой рыночной экономики является организация. Она может быть в виде предприятия, фирмы, учреждения. Чтобы организация могла добиться своих целей, действия ее работников должны быть управляемы.

Слово менеджмент происходит от латинского слова «manus» (рука).

Менеджмент - это управление работниками организации для достижения ее целей, используя труд и интеллект ее работников.

Менеджмент и управление - слова синонимы, однако слово управление намного шире, поскольку применяется к разным видам деятельности. Например, управлять автомобилем, государством и т.д. Слово менеджмент применяется только к управлению на уровне организации. Менеджмент, как практическая деятельность возник еще в далекой древности. Менеджмент как наука зародился в начале 20века. Научные основы этой дисциплины представлены теориями, принципами и методами управления.

                                                         2.

Менеджер - это специалист, занимающий постоянную должность в организации, который наделен полномочиями принимать управленческие решения, и несет ответственность за деятельность подчиненных.

Управленческий труд имеет специфические особенности:

1. это умственный труд

2. предметом труда является информация

3. средством труда является компьютер и орг.техника

4. результатом труда является управленческое решение

В работе каждого менеджера присутствуют 5 базовых операций:

1. менеджер устанавливает цели и задачи, т.е  что должно быть сделано;

2. организует работу подчиненных, т.е. распределяет обязанности и ответственность между ними;

3. поддерживает мотивацию и коммуникации, т.е заинтересованность работников и взаимосвязи между ними;

4. устанавливает показатели работы каждого работника и оценивает их;

5. способствует росту компетенции подчиненных.

 

Требования, предъявляемые к менеджеру:

а) должен иметь профессиональные знания в той сфере деятельности, которой он руководит;

б) знать теорию управления;

в) быть коммуникабельным и знать человеческую психологию;

г) уметь самостоятельно принимать решения в трудных ситуациях;

д) иметь способность к постоянному обучению;

е) критически оценивать свои действия;

ж) одинаково относиться ко всем людям независимо от их должности.

 

Тема 2. Развитие теории и практики менеджмента

Развитие менеджмента как науки связано с историческим развитием общества. Менялись задачи, стоящие перед обществом, менялись и методы управления производством, предлагаемые различными школами управления

Выделяют 4  школы управления:

1. школа научного управления

2. административная школа

3. школа человеческих отношений и поведенческих наук

4. математическая школа

 

Основоположником школы научного управления (1885-1920г) был менеджер американской сталелитейной кампании Фридерик Тейлор.

Основные принципы этой школы:

· Каждому работнику необходимо установить конкретное и напряженное задание

· необходимо разработать с помощью хронометража нормы времени на выполнение каждой операции и нормы выработки работника за смену.

· постоянное материальное стимулирование работников за превышение установленных норм

· менеджер должен планировать работу рабочих и обучать их рациональным приемам труда.

 

Основателем административной школы управления был французский горный инженер Анри Файоль. Файоля считают основоположником  менеджмента, так как он занимался рационализацией труда управленцев.

Он разработал 14 принципов управления, используя которые любая организация должна добиться успеха.

Основные принципы управления по Файолю:

1.разделение труда не только рабочих, но и управленцев

2.соответствие полномочий и ответственности

3.единоначалие, т.е у каждого работника должен быть только один непосредственный начальник

4.подчинение личных интересов общим

5.дисциплина – ей должны подчиняться не только рабочие, но и управленцы

6.иерархия власти:

              руководитель высшего звена

              руководитель среднего звена

              руководитель низшего звена                 

7.справедливость (сочетание доброты и правосудия)

8.постоянство персонала

 

Основателем школы человеческих отношений (с 30-е по70-е годы 20века) был профессор Гарвардского университета Элтон Мэйо.

Он был руководителем Хоутернского эксперимента, проводившегося в течение нескольких лет в одной из американских кампаний. Это было самое крупное исследование в области менеджмента. Мейо обнаружил, что хорошая зарплата не всегда стимулирует повышение производительности труда. Работники гораздо сильнее реагируют на давление со стороны коллектива.

 Основные идеи школы человеческих отношений:

1. производительность труда работника определяются скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями, т.е никто не хочет быть отстающим, если весь коллектив хорошо работает;

2. большое влияние на групповые нормы оказывают неформальные лидеры;

3. руководитель должен поддерживать в коллективе неформальные отношения, проявлять заботу о подчиненных. Все это повышает уровень удовлетворенности работников трудом и ведет к росту производительности труда

 

Основоположником школы поведенческих наук был американский психолог Авраам Маслоу. Он разработал теорию иерархии человечески потребностей. Все потребности располагаются в виде 5 ступенчатой пирамиды.

1.физиологические потребности (пища, вода, тепло, солнечный свет);

2. потребности стабильности, здоровья, безопасности);

3.потребность в общении, дружбе;

4. потребность в социальном статусе;

5. потребность в самореализации(знание, творчество, увлечение)

    Удовлетворение потребностей нижнего уровня ведет к возникновению потребности более высокого уровня.

      Применительно к менеджменту исследователи школы поведенческих наук, впервые обосновали роль мотивов и потребностей человека его трудовой деятельности.

Мотив - это то, что побуждает человека трудиться.

  Задача менеджера состоит в том, чтобы выявить, к какому уровню пирамиды Маслоу относятся потребности конкретного работника и применить к нему соответствующие стимулы.

 

  Математическая школа ( с 50-х годов 20 века и по настоящее время). Её основатели - Р.Акофф ; С.Вир; Д.Форрестер. Эта школа использует методы математического моделирования для решения производственных и управленческих проблем.

  Определив проблему,  разрабатывают модель ситуации, которая приближенно отражает реальные свойства объекта. Это позволяет дать переменным количественные значения, сравнивать их и описывать каждую переменную.

   Особенностью этой школы является замена словесных рассуждений, моделями, символами и количественными значениями.

 



2019-11-21 182 Обсуждений (0)
Тема 2. Развитие теории и практики менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Развитие теории и практики менеджмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)