Тема 13. Руководство: власть и партнерство
1. Понятие власти и влияния, их формы. Баланс власти в организации. 2. Понятие лидерства. Стили управления коллективом. 1. На современном этапе способности исполнителей и интеллект, почти сравнялись со способностями руководителей. Поэтому у руководителей возникает необходимость строить отношения с исполнителями на принципах равноправия и партнерства. Работа менеджеров заключается в воздействии на людей для достижения целей организации. Влияние - это поведение одного человека, который изменяет поведение другого человека. Формами влияния руководителя на подчиненных могут быть: 1) Эмоциональное (заражение идеей подражание авторитетной личности) 2) Рациональное (убеждение, внушение, просьбы, приказы)
Власть - это возможность влиять на других людей. Руководитель обладает властью, но может не использовать ее, если сотрудники добросовестно работают и выполняют свои обязанности. Руководитель имеет власть над подчиненными, однако и подчиненные имеют власть над руководителем. например, руководитель зависит от ни в получении информации для принятия решений, подчиненные люди могут оказывать влияние на имидж руководителя. Если руководитель использует в одностороннем порядке свою власть, причем не всегда обоснованно, то подчиненные так же захотят показать свою власть над ним. Поэтому следует сохранять в организации разумный баланс власти. Схема баланса власти в организации
Если баланс власти в организации нарушается. то руководитель может потерять контроль над подчиненными или в коллективе будут зреть конфликты. Существует 5 форм власти: 1. принуждение - когда руководитель может наказать подчиненного. 2. вознаграждение - когда руководитель может стимулировать подчиненных. 3. экспертная власть - когда руководитель обладает специальными знаниями. которые помогут удовлетворять интерес подчиненных. 4. власть примера - когда характеристики и черты характера руководителя настолько привлекательны, что исполнители хотят быть похожи на него и во всем подчиняются. 5). законная власть. Она основана на праве человека руководить в силу его положения в организации. Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы и направления их усердия на достижения целей. Лидерство отличается от власти тем, что цели лидера и его последователей всегда совпадают, а для осуществления власти не обязательно совпадение целей руководителя и подчиненных. Американский психолог Курт Левин выделял три стиля управления: 1. Автократический (авторитарный) 2. Демократический 3. Либеральный
Таблица 1 - Характеристики стилей управления
Американские психологи Роберт Блэйк и Джейн Моутон предложили другую классификацию стилей управления. Она представлена в виде "управленческой решетки", которая включает 5 основных стилей управления. В "управленческой решетке" по - вертикали отражены 9 степеней заботы руководителя о коллективе, а по горизонтали - 9 степеней заботы руководителя о производстве. "Управленческая решетка" стилей управления: Стиль 1.1 (невмешательство) - характеризуется тем, что руководитель прилагает минимальные усилия как для сохранения коллектива, так и для совершенствования производства. Данные усилия только позволяют ему избежать увольнения. Стиль 1.9 (теплая кампания) - характеризуется тем, что руководитель сосредотачивает все свои усилия на налаживании дружеских отношений с коллективом, но мало заботится о производстве. Стиль 9.1 (власть-подчинение) - характеризуется высоким уровнем заботы о производстве, но низким уровнем заботы о людях Стиль 5.5 (золотая середина) - руководитель поровну делит свои усилия между заботой о коллективе и производстве. Однако, в этом случае, коллектив реализует свой потенциал только на 50%. Стиль 9.9 (групповое управление) - руководитель с полной отдачей одновременно заботится и о подчиненных, и о производстве. Создается команда единомышленников с высоким моральным настроем на достижение целей организации. Для того, чтобы менеджер работал эффективно, он должен использовать различные стили руководства в зависимости от конкретной ситуации.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |