Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комплексное сопровождение дошкольников с ДЦП



2019-11-21 234 Обсуждений (0)
Комплексное сопровождение дошкольников с ДЦП 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологическое обследование дошкольников с ДЦП  

И их родителей

Комплексная реабилитация дошкольников с ограниченными возможностями вследствие детского церебрального паралича (ДЦП) подразумевает проведение системы специальных мероприятий, направленных на восстановление (развитие, формирование) психических функций, процессов, свойств, способностей, позволяющих ребенку усваивать и выполнять различные социальные роли, адаптироваться в обществе, т.е. направленных на восстановление (развитие) психологических механизмов социальной интеграции. Этот аспект реабилитационных мероприятий дефиницируется как психологическая реабилитация.

Ее целесообразность, приоритетные направления, оптимальные методические приемы в условиях инклюзивного образования будут определяться прежде всего тем, какие именно сферы, моменты психической деятельности оказались нарушенными, тем, какие именно психические функции, свойства следует восстанавливать и развивать в первую очередь. Соответственно, для этого необходимо проведение психодиагностического обследования, психологической экспертизы.

Психодиагностическое обследование показано ребенку с детским церебральным параличом с того момента, когда решается вопрос о необходимости его реабилитации и возможности включения в систему инклюзивного образования. Смысл психологического обследования ребенка с ДЦП заключается и в том, что его результаты имеют необходимую информационную ценность для разработки содержательного аспекта реабилитационной программы.

В силу того, что в качестве объекта психологической реабилитации должен выступать не только сам ребенок с ограниченными возможностями, но и его ближайшее окружение, в первую очередь родители, семья, то очевидна и необходимость в психодиагностическом обследовании семьи, в оценке той системы отношений, в которой развивается ребенок.

Итак, психологическое обследование ребенка с ограниченными возможностями вследствие ДЦП и его семьи показано во всех случаях, когда речь идет о необходимости проведения реабилитационных мероприятий. Цель этих обследований заключается в определении наиболее эффективных средств психологической реабилитации, в расстановке ее приоритетов (направленности), в объективизации оценки ее эффективности в процессе разработки модели инклюзивного образования. Соответственно, задачами психодиагностики являются:

· определение нарушений психической деятельности у ребенка с ограниченными возможностями и оценка вероятности восстановления нарушенных функций;

· определение возможных механизмов компенсации психических расстройств и способов «стимуляции», актуализации этих механизмов;

· определение психологических параметров, которые целесообразно использовать в качестве мониторируемых в ходе реабилитационного процесса;

· определение объема и характера психологической помощи, которая должна оказываться родителям для обеспечения эффективной реабилитации ребенка.

Необходимо подчеркнуть, что психологическое обследование дошкольника с ограниченными возможностями вследствие ДЦП должно акцентировать внимание не только на патологических проявлениях его психического развития, но и на анализе индивидуальных особенностей его психики. Именно их в контексте определенных социальных коллизий можно рассматривать как позитивные или негативные в отношении обеспечения социальной интеграции ребенка, т.е. в отношении обеспечения конечного результата реабилитации в условиях инклюзивного образования.

Организация процедуры психологического обследования определяется данными: о типичных нарушениях в психическом развитии, которые встречаются у дошкольников с ДЦП; о характерных особенностях динамики этих патопсихологических проявлений; о типичных трудностях социальной адаптации этого контингента детей, обусловленных их психологическими проблемами; о дисгармонии внутрисемейных отношений, негативно влияющих на реабилитационный процесс и на психическое развитие детей.

Исходя из этого, углубленное психодиагностическое обследование ребенка, страдающего ДЦП, должно обеспечивать:

· оценку психомоторного развития (особенно на относительно ранних этапах развития ребенка);

· всестороннюю оценку интеллектуального развития (от оценки состояния отдельных интеллектуальных функций до интегральной оценки уровня умственного развития и структуры интеллекта);

· оценку эмоционально-мотивационной сферы;

· оценку характера и особенностей личности в целом;

· оценку поведения и психологических механизмов его регуляции.

При этом следует отметить, что получаемые оценочные характеристики психического развития ребенка должны иметь соответствующие соотношения со стандартами ограничения жизнедеятельности, выделенными в международной номенклатуре.

Психологическое обследование семьи, родителей детей с ДЦП должно обеспечивать:

· оценку состояния психического здоровья родителей и характера общей психологической атмосферы в семье;

· оценку психолого-педагогической, медицинской грамотности родителей, оценку их «реабилитационной компетентности»;

· оценку стиля взаимоотношений в семье в целом, в диадах «мать-ребенок», «отец–ребенок» в частности;

· оценку адекватности установок родителей в отношении перспектив ребенка.

В соответствии с вышесказанным производится и выбор способов, методических приемов, тестов, посредством которых можно решить данные психодиагностические задачи. При этом психодиагностическая информация должна быть оценена таким образом, чтобы было возможно объективизировать именно нарушенные «звенья» психической деятельности ребенка с целью дальнейшего учета данной информации при проведении коррекционно-развивающих мероприятий с данной категорией детей.

 

Результаты этого психологического обследования должны давать ответы на следующие вопросы:

· необходима или нет целенаправленная психологическая реабилитация ребенка, если да, то каковы ее основные цели и задачи?

· насколько способными к восстановлению (развитию) являются те или иные нарушения психической деятельности ребенка?

· какие именно показатели психическою развития следует использовать в качестве мониторируемых (контролируемых) при проведении психологической реабилитации?

 

Проявления различных по характеру и выраженности нарушений психической деятельности в обобщенном виде представлены следующей шкалой.

Таблица 1



2019-11-21 234 Обсуждений (0)
Комплексное сопровождение дошкольников с ДЦП 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комплексное сопровождение дошкольников с ДЦП

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)