Методика «Количественные представления и счет»
Цель: задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умения выполнять счетные операции в умственном плане, умения принимать и анализировать условия познавательной задачи, т.е. на выявление уровня мыслительных операций. Оборудование: 20 плоских палочек, экран. Проведение обследования: проводится в два этапа: 1-й этап – ребенку предлагают посчитать устно до 10 и обратно. Затем спрашивают: «Какое число больше: 5 или 6? Какое меньше: 8 или 9? Какое число стоит между 4 и 6?» 2-й этап – ребенка просят взять из множества палочек только пять. Затем их раскладывают горизонтально перед ним и предлагают следующую игру: «Запомни сколько у тебя палочек. Сейчас я буду уменьшать или прибавлять, а ты должен ответить, что я сделал сначала: если я прибавил, то сколько, если уменьшил, то тоже сколько». Взрослый закрывает экраном пять палочек и убирает две. Экран открывается и ребенку задают вопросы: «Что я сделал – отнял или прибавил? Сколько стало?» Задание повторяется несколько раз, и счетные задания выполняются в пределах восьми. Обучение: проводится только на 2-м этапе. Если ребенок не отвечает на вопрос: «Сколько я отнял?» – педагог снова показывает пять палочек, уже без экрана отнимает две палочки и снова задает этот же вопрос. После этого задание повторяется с использованием экрана. Оценка действий ребенка: принятие и понимание всех вариантов заданий, анализ условий познавательной задачи, умение выполнять счетные операции в умственном плане. 1 балл – ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла – ребенок принимает задание; количественные представления сформированы в пределах трех; решение устных задач недоступно. 3 балла – ребенок принимает и понимает задание; количественные представления только в пределах пяти; устные задачи выполняет только в пределах трех. 4 балла – ребенок принимает и понимает задание; все виды заданий выполняет правильно. Методика «Расскажи» (Серия сюжетных картинок «Зима».) Цель:задание направлено на выявление умений определять временную последовательность событий, объединять последовательные действия в единый сюжет. Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображением знакомой детям жизненной ситуации. На первой картинке – идет снег, дети одеты в зимнюю одежду, ловят снежинки; на второй – дети катают снежный ком; на третьей – мальчик катает маленький ком для головы, а двое ребят ставят один ком на другой; на четвертой – дети слепили снеговика, вместо шапки надевают на него ведро. Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и говорят: «Подумай, как составить рассказ по этим картинкам». Если ребенок затрудняется, то взрослый уточняет: «Разложи картинки так, чтобы получился рассказ, в котором есть начало, продолжение и окончание». После выполнения задания (независимо от того, соблюдена ли правильная последовательность событий или нет) оценку действиям ребенка не дают, ему предлагают составить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказывания ребенок может менять картинки местами. Оценка результатов:понимание единого сюжета в этой серии картинок; учет временной и логической последовательности; способность передавать сюжет и последовательность событий в своем рассказе. 1 балл – ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла – ребенок принимает задание; раскладывает картинки, не ориентируясь на последовательность событий; после оказания помощи не объединяет их в общий сюжет. 3 балла – ребенок задание принимает; раскладывает картинки с учетом последовательности событий; в некоторых случаях требуется только первый вид помощи, но самостоятельно рассказать о действиях не может. 4 балла – ребенок задание принимает; самостоятельно раскладывает картинки с учетом последовательности событий и составляет рассказ. Методика «Дорисуй» Цель: задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, воссоздающего воображения. Оборудование: на одном листе – четыре круга, на другом – шесть полукругов, нарисованных в ряд на некотором расстоянии друг от друга; набор цветных фломастеров или карандашей. Проведение обследования: сначала ребенку дают один лист с изображением четырех кругов и просят их дорисовать так, чтобы получились четыре разных предмета. Затем предлагают другой лист с изображением шести полукругов и просят нарисовать их так, чтобы получилось шесть разных предметов. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, отношение (заинтересованность) к выполнению задания, анализ рисунков. 1 балл – ребенок не принимает и не понимает условия задания; после обучения действует неадекватно. 2 балла – ребенок принимает задание, но условия задания не понимает. 3 балла – ребенок принимает и понимает цель задания; может нарисовать три или четыре предмета. 4 балла – ребенок принимает и понимает цель задания; рисует шесть предметов. Методика «Расскажи» (сюжетная картинка «В лесу».) Цель:задание направлено на выявление уровня развития элементов логического мышления, умений воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображенными объектами и явлениями. Оборудование: сюжетная картинка «В лесу». Проведение обследования:ребенку предлагают рассмотреть сюжетную картинку, а затем составить по ней рассказ. В случае затруднений ему предлагают ответить на ряд последовательных вопросов: «Какое время года изображено на картинке? Куда пришли дети? Зачем дети пришли в лес? Кто пришел в лес с детьми? Что здесь произошло?» Уточняющие вопросы позволяют ребенку рассмотреть объекты и ситуацию, понять причинно-следственную зависимость. Оценка результатов:принятие и понимание задания; умение самостоятельно понять сюжет и составить рассказ; способность устанавливать причинно-следственные зависимости; умение использовать помощь взрослого, результат. 1 балл – ребенок не понимает цель задания; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла – ребенок принимает задание; перечисляет предметы и объекты, изображенные на картинке, однако не понимает динамики события; на уточняющие вопросы отвечает неадекватно; основной сюжет изображенного события не понимает. 3 балла – ребенок принимает задание, но без помощи не может воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке; после уточняющих вопросов отвечает правильно, но самостоятельно составить рассказ не может. 4 балла – ребенок принимает задание и понимает целостность ситуации, изображенной на картинке; сам составляет рассказ.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |