Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОБЛЕМЫ, СОПУТСТВУЮЩИЕ ДЕТСКОМУ ЦЕРЕБРАЛЬНОМУ ПАРАЛИЧУ



2019-11-21 244 Обсуждений (0)
ПРОБЛЕМЫ, СОПУТСТВУЮЩИЕ ДЕТСКОМУ ЦЕРЕБРАЛЬНОМУ ПАРАЛИЧУ 0.00 из 5.00 0 оценок




Характерной особенностью детского церебрального паралича является возможность проявления разнообразных по степени выраженности и проявлениям нарушений психофизического и сенсорного развития.

1. Нарушения зрения. Наиболее распространенной проблемой у дошкольников с детским церебральным параличом является косоглазие. В более старшем возрасте данное нарушение проходит. Дети старше 6 месяцев с косоглазием должны наблюдаться у окулиста. Если своевременно ребенку не оказать медицинскую помощь, у него в дальнейшем может остаться «рабочим» только один глаз. Одним детям может помочь операция. Другим поможет ношение выписанных окулистом очков.

2. Нарушения слуха. Унекоторых детей, особенно с атетоидным синдромом, может диагностироваться снижение слуха. Научить такого ребенка говорить может быть сложно. Если у родителей есть предположение, что у их ребенка возможны проблемы со слухом, важно проконсультироваться  с врачом. Некоторым детям может помочь слуховой аппарат.

3. Трудности приема пищи. Умение принимать пищу и говорить зависит от способности ребенка управлять мышцами языка, губ и горла. Если он управляет этими мышцами с трудом, могут возникнуть сложности обучения ребенка навыкам жевания и глотания. Может произойти задержка в развитии речи. Помогая ребенку правильно есть, родители тем самым осуществляют его подготовку к развитию речи. Важно убедиться, что еды ему достаточно. Важно кормить ребенка также и твердой пищей, с тем чтобы он учился жевать.

4. Нарушения речи. При наличии благоприятной обстановки и одобрения со стороны обучающих большинство детей, больных ДЦП, начинают говорить, хотя слова звучат иногда не слишком отчетливо для правильного понимания окружающими. В этих случаях у ребенка возникает необходимость выразить себя иным способом, например, показывая пальцем.

Замедление роста.

Маленькие дети, которым трудно принимать пищу, могут набирать вес медленно. Старшие дети могут быть более худыми, чем это обычно бывает в их возрасте, поскольку двигаются они мало и их мускулатура не развита. У детей с гемиплегией пораженные рука и нога обычно суше и короче здоровых конечностей.

6. Замедленное развитие.  Часто считается, что дети, которые не в состоянии отчетливо говорить и должным образом управлять своим  лицом, имеют замедленное умственное развитие. Это не всегда так. Около половины детей, больных ДЦП, испытывают трудности в обучении. Остальные, в особенности те, у которых атетоидный синдром, имеют средний или хороший интеллектуальный уровень развития.

7. Особенности личности и поведения. Церебральный паралич может влиять на развитие личности ребенка. Поскольку ребенок сталкивается с трудностями в движении и общении, он может быстро вспылить, разгневаться во время какого-то занятия, либо вообще бросить его и больше к нему не возвращаться.


 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

При ДЦП имеет место сложная структура дефекта. В исследованиях отечественных и зарубежных специалистов отмечается замедленное развитие психомоторных функций у детей с детским церебральным параличом.

Для детей с ДЦП характерен особый вид психического дизонтогенеза: дефицитарное развитие. Данный вид своеобразия психического развития возникает при тяжелых нарушениях отдельных анализаторных систем, в том числе и при нарушениях в функционировании двигательного анализатора при ДЦП. Первичный дефект анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных наиболее тесно, а также к замедлению темпа развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушения развития отдельных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Дефицитарность моторной сферы обуславливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы. Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом по дефицитарному типу связан с тяжестью поражения опорно-двигательного аппарата. При этом решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы.

При данном варианте психического дизонтогенеза чаще всего появляется психический инфантилизм, для которого характерна незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей с детским церебральным параличом психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте признаки эмоционально-волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации.

Варианты психического инфантилизма

 при детском церебральном параличе

Невропатический вариант. Сочетание несамостоятельности, повышенной внушаемости с тормозимостью, пугливостью, неуверенностью  в своих силах; такие дети привязаны к матери, с трудом адаптируются к новым условиям, долго привыкают к школе; для них характерны застенчивость, трусливость, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации, иногда при повышенной самооценке. Часто проявляются ситуационные конфликтные переживания в связи с неудовлетворением их стремления к лидерству, эгоцентризмом и неуверенностью в своих силах. Не найдя признания у сверстников, некоторые из этих детей проявляют склонность к уходу в свой внутренний мир фантазий, у них развивается чувство одиночества.

«Аффект неадекватности» проявляется в виде реакции протеста; а также приходящие расстройства поведения, возникающие на основе аффективных переживаний (переживания обиды, ущемленного самолюбия и т.д.). Для реакций протеста характерна определенная избирательность и направленность.

Реакции пассивного протеста проявляются в виде отказа от еды, от устного общения с определенными лицами (избирательный мутизм); возможны уходы из дома или из школы; нарушения отдельных соматовегетативных функций: рвота, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала). Может возникать суицидальное поведение, которое проявляется либо только в мыслях и представлениях, либо в совершении суицидальной попытки.

Реакции отказа проявляются в пассивности ребенка, в отказе от его обычных желаний, стремлений, нередко в бездумном характере его ответов, в отсутствии стремления к контакту с окружающими. Отказывается от притязаний. Подобные реакции у детей с ДЦП возникают на ситуацию фрустрации. При тормозном варианте возникает сочетание таких черт характера, как неуверенность в себе, тормозимость, обидчивость, склонность к страхам. Этому способствует воспитание по типу гиперопеки, которое ведет к подавлению естественной активности ребенка, его стремления к самостоятельности; в результате у ребенка постепенно начинает закрепляться ощущение зависимости от взрослых, неуверенность в себе, пассивность, робость как устойчивые свойства личности.

Церебро-астенический вариант осложненного инфантилизма. Проявления эмоционально-волевой незрелости сочетаются с повышенной эмоциональной возбудимостью, с нарушениями внимания, нередко и памяти, низкой работоспособностью. Поведение отличается повышенной раздражительностью, несдержанностью; склонность к конфликтам с окружающими, сочетающаяся с чрезмерной психической утомляемостью. Настроение у них крайне неустойчивое, иногда проявляется с оттенком недовольства, раздражения. Эти дети требуют к себе постоянного внимания, одобрения своих действий; в противном случае возникают вспышки недовольства, гнева, которые обычно заканчиваются слезами. У детей этой группы часто отмечаются неправильные взаимоотношения с коллективом сверстников, что неблагоприятно сказывается на дальнейшем развитии их личности. Аффективное поведение связано с тем, что предъявляемые требования окружающих начинают превышать возможности детей. Все это порождает атмосферу постоянного недовольства педагога и воспитателя ребенком, приводит к возникновению у последнего чувства неполноценности.

Органический вариант. В основе органического варианта лежит  сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы с нарушениями интеллектуальной деятельности, проявляющимися в виде инертности, тугоподвижности мышления, при наличии низкого уровня в развитии операции обобщения. Эти дети часто бывают двигательно расторможены, благодушны, у них грубо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уровень критического анализа своих действий и поступков.

Проявления органического инфантилизма чаще наблюдаются при атоническо-астатической форме церебрального паралича, когда имеется поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур. Это связано с той ролью, которую играет лобная кора в развитии целенаправленной деятельности, мотивации, т.е. того уровня психического развития, который является необходимым для формирования так называемого ядра личности. Эмоционально-волевые расстройства при органическом инфантилизме характеризуются большой дисгармонией. Наряду с чертами «детскости», повышенной внушаемостью, несамостоятельностью, наивностью суждений для этих детей характерны склонность к «расторможению» влечений, импульсивность у них сочетается с проявлением инертности. Дошкольники показывают низкий уровень личностной готовности к обучению. Самооценка и уровень притязаний неадекватно завышены; отсутствует и адекватная реакция на неуспех. При воздействии дополнительных неблагоприятных факторов окружающей среды наблюдается формирование склонности к развитию характерологических отклонений возбудимого типа. Дети становятся двигательно-беспокойными, раздражительными, импульсивными, не способными адекватно учитывать ситуацию. Связано как с ранним органическим поражением мозга, так и с особенностями их воспитания и окружения. Специфика ДЦП определяет некоторые особенности формирования личности. Прослеживается связь развития личности с тяжестью и характером двигательных нарушений.




2019-11-21 244 Обсуждений (0)
ПРОБЛЕМЫ, СОПУТСТВУЮЩИЕ ДЕТСКОМУ ЦЕРЕБРАЛЬНОМУ ПАРАЛИЧУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОБЛЕМЫ, СОПУТСТВУЮЩИЕ ДЕТСКОМУ ЦЕРЕБРАЛЬНОМУ ПАРАЛИЧУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)