Шкала нарушений психического здоровья
Нарушения умственного развития | ||||||||||||
Легкие, незначительные нарушения | Затруднения при овладении сложными видами деятельности, трудности (невозможность) обучения по программам массовых учебных заведений | |||||||||||
Умеренные нарушения | Возможно овладение относительно простыми коммуникативными навыками и навыками самообслуживания; практически невозможно овладение навыками письма и чтения, счетными операциями | |||||||||||
Тяжелые, грубые нарушения | Невозможность овладения сколько-нибудь сложными видами целенаправленной деятельности, учебными программами, сохранена способность выполнять отдельные элементарные действия, организованная деятельность фактически не-возможна; необходим постоянный уход и контроль за поведением | |||||||||||
Нарушения памяти | ||||||||||||
Легкие, незначительные нарушения | Трудности при заучивании большого объема информации | |||||||||||
Умеренные нарушения | Эпизодические ложные воспоминания, "уплощенная кривая заучивания" стимульного материала | |||||||||||
Тяжелые, грубые нарушения | Ложные воспоминания, полное выпадение из памяти отдельных событий; различные виды амнезии, невозможность заучивания материала и сохранения мнемической информации; невозможность отсроченного воспроизведения | |||||||||||
Нарушения эмоций, эмоциональной реакции, настроения или воли | ||||||||||||
Легкие, незначительные нарушения | Лабильность настроения, капризность на поведенческом уровне, несколько повышенная или пониженная возбудимость | |||||||||||
Умеренные нарушения | Неустойчивость настроения, пугливость, повы-шенная возбудимость, тенденции к тревожным реакциям | |||||||||||
Тяжелые, грубые нарушения | Резкие перепады, неустойчивость настроения, неадекватность, беспредметность, уплощение эмоциональных реакций; эмоциональная холод-ность, неспособность к рефлексии, узкий круг эмоциональных предпочтений, амбивалентность эмоций, импульсивность поведения, высокий уровень тревоги | |||||||||||
Нарушения психомоторных функций | ||||||||||||
Легкие, незначительные нарушения | Некоторая замедленность скорости «мелких» движений, редкие ошибки при выполнении заданий на точность движений | |||||||||||
Умеренные нарушения | Замедленность скорости «мелких» движений, периодические ошибки при выполнении заданий на точность движений; нарушения активной формы звуковой речи (картавость) | |||||||||||
Тяжелые, грубые нарушения | Выраженная замедленность, неточность движений; непроизвольные, неконтролируемые движения; невозможность координировать двигательные акты; неспособность к письму и рисованию; невозмож-ность овладения некоторыми навыками само-обслуживания; значительные расстройства звуковой формы речи | |||||||||||
Нарушения мышления | ||||||||||||
Легкие, незначительные нарушения | Некоторая замедленность мыслительных операций, трудности при решении сложных задач на обобщение | |||||||||||
Умеренные нарушения | Замедленность мыслительных операций, трудности при необходимости обобщать, абстрагироваться; недостаточность осведомленности, запаса знаний, некоторая дискретность мыслительных операций, неустойчивая динамика умственной работоспособности | |||||||||||
Тяжелые, грубые нарушения | Крайняя замедленность мыслительной деятельности; скудный запас знаний; неусвоение учебных программ; «соскальзывающее» мышление; неспособность совершать операции обобщения и абстрагирования; неадекватность оценочных суждений, несформированность аппарата понятийного мышления | |||||||||||
Нарушения восприятия и внимания | ||||||||||||
Легкие, незначительные нарушения | Некоторая неустойчивость внимания, трудности при сосредоточении | |||||||||||
Умеренные нарушения | Неустойчивость внимания, снижение диапазона внимания, недостаточная произвольность функции внимания | |||||||||||
Тяжелые, грубые нарушения | Неспособность сосредоточиться; несформиро-ванность произвольного внимания; возможность удержания в поле внимания не более одного предмета; практическая неспособность к целенаправленной системной деятельности | |||||||||||
Нарушения поведения | ||||||||||||
Легкие, незначительные нарушения | Умеренная неврозоподобная симптоматика, некоторая склонность к агрессивным реакциям, умеренные акцентуации | |||||||||||
Умеренные нарушения | Фобии, навязчивые состояния; выраженные акцентуации; некоторая асоциальность ценностных ориентации; своеобразная интерпретация социальных ценностей, норм и правил поведения; склонность к аутизму, агрессивным реакциям | |||||||||||
Тяжелые, грубые нарушения | Выраженная неврозоподобная симптоматика; психопатия; девиантное поведение, выраженные агрессивные реакции, в том числе аутоагрессия; невозможность самоконтроля поведения, «распад» личности |
Выше отмечалось, что в интересах проведения эффективной психологической реабилитации необходимо проведение психологического обследования и семьи ребенка. Результаты психодиагностики семьи должны позволять:
а) оценить степень конструктивности позиции родителей в отношении планируемых реабилитационных мероприятий в целом;
б) оценить степень «реабилитационной компетентности» родителей и, соответственно, возможность их привлечения к участию в проведении реабилитационных мероприятий;
в) оценить характер взаимоотношений родителей и ребенка и определить особенности влияния этих взаимоотношений на психическое развитие ребенка;
г) оценить «психическое здоровье» родителей и определить их нуждаемость в психологической помощи.
Предлагается следующая схема оценки результатов психологического обследования семьи.
Таблица 2
Оценка результатов обследования семьи
Оценка результатов | Результаты обследования семьи |
1. Психологическое здоровье родителей | |
Низкий уровень психического здоровья | Острые хронические расстройства психики, выраженное неадекватное или асоциальное поведение |
Пониженный уровень психического здоровья | Выраженные неврозоподобные расстройства, частые эмоциональные срывы, недостаточно адекватное поведение, тенденции к асоциальному поведению |
Относительно удовлетворительный уровень психического здоровья | Эпизодические неврозоподобные реакции, повышенная тревожность, склонность к болезненным эмоциональным реакциям в случаях конфликтных ситуаций, невозможность удовлетворения тех или иных потребностей |
Удовлетворительный уровень психического здоровья | Повышенная лабильность эмоционального фона, настроения; недостаточная способность к самоконтролю в стрессовых ситуациях, повышенная раздражительность |
Хороший уровень психического здоровья | Отсутствие каких-либо признаков нарушения психического здоровья |
2. Психологический климат (характер взаимоотношений) | |
Неблагоприятный психологический климат | Частые бурные конфликты, отсутствие эмоциональной близости, резкие перепады характера взаимоотношений |
Относительно неблагоприятный психологический климат | Периодические, болезненно разрешаемые конфликты, неустойчивость характера взаимоотношений, повышенная эмоциональная взаимозависимость, скудная палитра эмоциональных взаимоотношений |
Относительно удовлетворительный психологический климат | Эпизодические, но болезненные конфликты, повышенная напряженность эмоциональных взаимоотношений, повышенная фиксация на негативных элементах взаимоотношений |
Удовлетворительный психологический климат | Редкие конфликты, некоторая неустойчивость эмоциональных взаимоотношений, недоста-точность элементов сочувствия, сопереживания в отношениях между членами семьи |
Благоприятный психологический климат | Гармоничные взаимоотношения, рациональное разрешение возможных конфликтов в семье, адекватная эмоциональная поддержка как приоритетная характеристика взаимоотношений между членами семьи |
3. Реабилитационная компетентность родителей | |
Низкий уровень реабилитационной компетентности | Отсутствие каких-либо знаний относительно реабилитационных мероприятий, их поверхностность, неадекватность, отсутствие каких-либо навыков по оказанию практической помощи ребенку (медицинского, психоло-гического, социально-бытового характера) |
Сниженный уровень реабилитационной компетентности | Бессистемные знания, владение некоторыми навыками помощи ребенку и их эпизодическое, нерегулярное использование на практике, фетишизация значения отдельных видов реабилитации и отрицание других |
Относительно удовлетворительный уровень реабилитационной компетентности | Недостаточно полные знания и недостаточно сформированные навыки, цикличность адек-ватной вовлеченности в обеспечение реабилитационных мероприятий, недостаточно полное понимание необходимости комплексной (медицинской, психологической, социальной и т.п.) реабилитации |
Удовлетворительный уровень реабилитационной компетентности | Достаточно полные знания и совершенные навыки, которые реализуются на практике, адекватность и заинтересованность в проведении реабилитационных мероприятий в сочетании с затруднениями социально-экономического характера (например, низкий материальный достаток, хронический дефицит времени и т.п.) |
Высокий уровень реабилитационной компетентности | Объемные знания и совершенные навыки, их практическая реализация, социально-эконо-мическое благополучие семьи в плане возможности обеспечения ребенка всем комплексом реабилитационных услуг |
Результаты такого обследования семьи позволяют определить нуждаемость родителей в психологической помощи. Как показывает опыт, данная психологическая поддержка, как правило, заключается в:
· обучении родителей навыкам ухода за ребенком, позволяющим минимизировать состояние психологического дискомфорта, вызванного заболеванием;
· ознакомлении родителей с закономерностями психического развития, психологических особенностей детей;
· обучении родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей, способствующей психическому развитию, ознакомление их с развивающими, дидактическими играми;
· оптимизации системы внутрисемейных отношений с целью повышения степени их позитивных влияний на развитие ребенка;
· расширении информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах, как в социальном, так и в медицинском аспектах, о способах и методах его лечения и воспитания с целью формирования у них адекватной и конструктивной позиции в отношении будущего ребенка, с одной стороны, и реабилитационных мероприятий – с другой.
2019-11-21 | 258 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Шкала нарушений психического здоровья |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы