Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Логопедическое представление дошкольного возраста ребенка



2019-11-21 269 Обсуждений (0)
Логопедическое представление дошкольного возраста ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата.

2. Состояние дыхательной и голосовой функции.

3. Звукопроизношение.

4. Фонематическое восприятие.

5. Состояние словаря.

6. Грамматический строй речи.

7. Связная речь.

8. Предварительное логопедическое заключение.

- Цель индивидуального маршрута развития ребёнка с детским церебральным параличом.

- Задачи индивидуального маршрута развития ребёнка с детским церебральным параличом.

- Условия реализации индивидуального маршрута развития ребёнка с детским церебральным параличом.

- Содержание индивидуального маршрута развития ребёнка

Период: _____________________________________________________

Диагностический этап

Психологическое сопровождение

Цель ______________________________________________________________

Задачи ________________________________________________________

Логопедическое сопровождение

Цель __________________________________________________________

Задачи _________________________________________________________

Аналитический этап

Цель – определение задач коррекционно-развивающей работы с ребенком с детским церебральным параличом, а также планирование работы с педагогами и родителями, каждым специалистом.

Медицинское сопровождение ____________________________________

Психологическое сопровождение ________________________________

Логопедическое сопровождение _________________________________

Педагогическое сопровождение _________________________________

Музыкальное сопровождение ___________________________________

Физическое сопровождение _____________________________________

Стратегический  этап

Психологическое сопровождение:

- Направления работы с ребенком;

- Направления работы с педагогами;

- Направления работы с родителями.

 

Логопедическое  сопровождение:

- Направления работы с ребенком;

- Направления работы с педагогами;

- Направления работы с родителями.

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Психологические _______________________________________________

Логопедические ________________________________________________

И др. __________________________________________________________

Выводы и рекомендации по эффективности ________________________

_______________________________________________________________


Перспективный план индивидуальной работы

С Ивановым Иваном

На 2014-2015 учебный год.

Развитие общей и мелкой моторики

Развивать движение кистей и пальцев рук, учить произвольно регулировать скорость движений, действуя по подражанию: одной рукой; одновременно двумя руками; развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действуя по подражанию взрослому, самостоятельно застегивая и расстегивая пуговицы, работая со шнурком.

Развитие внимания, памяти

Работать над развитием кратковременной и долговременной памяти; учить запоминать предметы, предметные картинки, начиная с 4-5 картинок; учить выразительно передавать содержание потешек, стихов, песенок; развивать процессы внимания (концентрация и устойчивость).

Сенсорное воспитание

Формировать образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства; работать над развитием  зрительного восприятия и внимания; уточнять представление о предметах, о пространственном соотношении частей;  учить выделять части и соединять их в целое; учить складывать разрезную картинку из четырех  частей;  учить различать формы в процессе конструирования.

Формирование мышления

Продолжать знакомить с проблемно-практическими ситуациями, учить анализировать эти ситуации, формировать практические способы их решения; формировать целостное восприятие ситуаций, изображенных на картинках; обучать выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение; учить соотносить текст с соответствующей иллюстрацией.

Ориентировка в окружающем пространстве

Формировать восприятие пространственного местоположения звучащего предмета и ориентировку в пространстве знакомого помещения; учить находить и располагать игрушки в групповой комнате по словесной инструкции педагога; продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения; способствовать появлению обобщений: игрушка, посуда, мебель, одежда, обувь; формировать умение ориентироваться в ближайшем окружении; формировать интерес к изучению объектов живой и неживой природы; формировать временные представления: зима-лето-осень-весна.

Учитель-дефектолог ________________/Ф.И.О./

 


 

Календарно-тематическое планирование

с Ивановым Иваном  на 2014-2015 учебный год

 

Направление

коррекционной

работы

Число

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя
         
1 Развитие внимания, памяти Название игр        
2 Развитие общей и мелкой моторики          
3 Зрительное воспитание          
  Слуховое восприятие          
  Тактильно-двигательное восприятие          
4 Наглядно-образное мышление          
5 Ознакомление с окружающим          
6 ФЭМП          

 

Заключение об эффективности коррекционного воздействия

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

                                             Учитель-дефектолог___________/Ф.И.О./


 

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЦП В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Вариант инклюзивного воспитания или обучения в процессе которого происходит педагогически коррекция зависит от сложности дефекта (различной степени тяжести патологии опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушениями интеллекта, речи, слуха, зрения и т.д.). Для детей, страдающих ДЦП, эти варианты регламентируются стандартом образования для детей с двигательной патологией, который включает государственный стандарт дошкольного образования с различными вариантами образовательных программ.

В компенсаторно-адаптационной образовательной области модели инклюзивного образования учитывается специфика контингента дошкольников. Ее содержание направлено на коррекцию психо-физического развития личности, создание компенсаторного и социально-адаптационного способов деятельности. Это выражается в сочетании образовательной и лечебной работы, организации ортопедического охранительного режима, реализации методик, направленных на коррекцию индивидуального развития с учетом личностного потенциала ребенка.

Специфика организации и содержания коррекционной работы в системе инклюзивного образования может способствовать созданию наиболее благоприятных условий для осуществления коррекционно-восстановительных мероприятий по формированию высших корковых функций (речи, пространственно-временных представлений, стереогнозиса) и разных видов деятельности (манипулятивной, предметно-практической, навыков самообслуживания и др.).

В зависимости от эффективности обучения на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации, решения медико-педагогической комиссии и педагогического совета, согласия родителей могут изменяться варианты образовательных программ.

В раннем дошкольном возрасте (1–3 года) ведущей формой деятельности является предметно-манипулятивная, в процессе которой ребенок овладевает навыками действия с предметами и начальными способами общения с окружающими. Основными задачами в этот период являются формирование локомоторно-статических функций, стимуляция речевого и предметно-действенного общения с окружающими, соединение чувственного восприятия объектов, их свойств со словесным обозначением на основе предметно-практической деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, закрепление связи между словом, предметом и действием. На этом же возрастном этапе начинают формировать навыки гигиены, санитарии и самообслуживания.

Основными задачами в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет являются развитие познавательной деятельности, коррекция речевых и двигательных нарушений. Ведущая форма деятельности – игровая, в процессе которой формируется общение со сверстниками, осуществляется коррекция нарушенных функций, обучение навыкам самообслуживания и гигиены. В этот период развивается речь, зрительно-моторная координация, формируется пространственные и временные представления, расширяется запас знаний и представлений об окружающем мире, формируются основные понятия, необходимые для усвоения счета. Также большое внимание уделяется тренировке функциональных возможностей кисти, что необходимо для овладения навыком письма.

В настоящее время существуют три варианта дошкольных образовательных программ для детей с ДЦП, имеющих коррекционно-реабилитационную направленность.

 

Вариант А

Вариант А может быть рекомендован детям с нормальным интеллектом и с легкими формами ДЦП, имеющим легкие двигательные нарушения, выражающиеся в снижении способности совершать движения и действовать руками (на уровне трудностей в деятельности), легкие речевые нарушения, выражающиеся в снижении способности разговаривать. Этот вариант предполагает воспитание по программе для детских садов общего типа в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО каждая дошкольная образовательная организация самостоятельно разрабатывает образовательную программу дошкольной образовательной организации и соответственно адаптивную образовательную программу в том случае, если в дошкольной образовательной организации созданы условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. При разработке программ в обязательном порядке учитываются возрастные характеристики воспитанников. Современные программы охватывают четыре возрастные ступени физического и психического развития детей: ранний возраст – от рождения до двух лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст – от двух до четырех лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст – до пяти лет (средняя группа), старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

Умственное воспитание предусматривает развитие у детей в процессе игровой, учебной, трудовой деятельности внимания, воображения, мышления, речи, формирование способов умственной деятельности. В подготовительной к школе группе предусматривается подготовка детей к обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, логического мышления, пространственных представлений.

Физическое воспитание предусматривает охрану и укрепление здоровья, особенно нервной системы ребенка, физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности.

В процессе трудового воспитания осуществляется развитие у детей (с учетом возрастных особенностей и возможностей двигательной сферы) интереса к труду, воспитание навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие в посильной трудовой деятельности. К семи годам дети должны овладеть навыками самообслуживания, работы с разными материалами, работы в уголке природы и на участке.

Эстетическое воспитание предусматривает воспитание любви к прекрасному, обогащение духовного мира, развитие воображения, чувств, умений рисования, лепки, аппликации, певческих умений в процессе знакомства с разными видами искусства, с окружающей действительностью. Дети с легкими формами ДЦП, имеющие отклонения в развитии и посещающие детские сады общего типа, получают дополнительную коррекционную помощь логопеда, психолога, они посещают занятия лечебной физкультуры.

 

Вариант Б

Вариант Б может быть рекомендован детям с нормальным интеллектом или с задержкой психического развития или с легкой умственной отсталостью, с более выраженными формами ДЦП, имеющим: умеренные двигательные нарушения, выражающиеся в снижении способности совершать движения и снижении способности действовать руками (тяжесть ограничения жизнедеятельности на уровне деятельности при помощи вспомогательных средств и деятельности при содействии других), речевые нарушения различной степени выраженности, Этот вариант соответствует программе дошкольного воспитания для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Коррекционно-педагогический процесс включает две ступени.

На 1-ой ступени – пропедевтической (от 2 до 4 лет) – осуществляется адаптация ребенка в дошкольном учреждении, первичная диагностика психического развития, составляются и реализуются планы индивидуального развития и проводится пропедевтическая работа к усвоению программы второй ступени.

Предпосылками к усвоению программы второй ступени являются:

· создание положительной установки на посещение яслей-сада;

· активное включение ребенка в коррекционно-педагогический процесс;

· создание психологической основы развития различных видов деятельности: развитие психических процессов (ощущений, восприятия, внимания, речи, памяти, воображения, мышления), формирование функций отображения, передвижения, манипулирования, имитирования, соотнесения, обозначения, осмысления, замещения;

· формирование первичных умений и навыков разных видов деятельности: общения, игры, познавательной деятельности, творчества, самообслуживания.

На второй основной ступени (от 4 до 7 лет) реализуются задачи коррекционного воспитания и формируется готовность к школьному обучению.

Коррекционная работа осуществляется поэтапно с использованием методик, соответствующих степени выраженности физического и умственного дефекта, и имеет следующие направления:

· формирование умственной деятельности детей;

· развитие памяти (зрительной, слуховой, моторной, слухо-речевой, логической, при атом наиболее развитый вид памяти должен служить опорой для подтягивания остальных);

· развитие мелкой моторики, влияющей не только на возможность управлять движениями пальцев, но и на развитие речи, произвольности поведения, умение заниматься рисованием, лепкой, аппликацией;

· развитие крупной моторики, необходимой для уменьшения двигательных нарушений;

· развитие пространственного мышления;

· развитие речи.

Логопедическая работа начинается с определения речевой патологии. Коррекция направлена на развитие слухового восприятия, фонематического и речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, проводятся дыхательные голосовые упражнения. Важной задачей является расширение словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказов и т.д.

Физическое воспитание детей с ДЦП решает задачи укрепления здоровья, коррекции и компенсаций дефектов двигательного развития и включает систему упражнений обучению правильному дыханию, по коррекции позвоночных реакций, для расслабления мышц, для развития координации движений, для формирования свода стоп, их подвижности и опороспособности, равновесия, правильной пространственной ориентации и точности движений. Занятия направлены на мобилизацию всех двигательных возможностей детей для коррекции дефектов моторики с целью оптимального формирования основных локомоторно-статических функций и развития двигательных функциональных систем, на коррекцию дефектов, препятствующих возрастному формированию сложных двигательных функций, и создание условий для оптимального формирования.

В процессе коррекционной работы используются: креативная терапия, музыкотерапия, игротерапия, сказкотерапия, методы системы Монтессори, кондуктивной педагогики.

 

Вариант В

Третий вариант может быть рекомендован детям с умственной отсталостью различной степени выраженности, с тяжелыми формами ДЦП, имеющим двигательные нарушения от умеренных до тяжелых, выражающиеся в снижении способности совершать движения и снижении способности действовать руками (тяжесть ограничения  жизнедеятельности проявляется на уровне возможности деятельности только при содействии других), в сочетании с речевыми нарушениями различной степени выраженности. Этот вариант соответствует программе дошкольного воспитания детей с тяжелыми психо-неврологическими заболеваниями.

Воспитание предусматривает коррекцию умственного, речевого, физического развития ребенка с учетом нарушения интеллекта и психического развития ребенка.

Программа опирается на сложившиеся представления о структуре дефекта умственно - отсталого ребенка, где на первый план выступает нарушение интеллектуальной деятельности и возникающие на этом фоне вторичные отклонения, которые заключаются в недоразвитии эмоционально-волевой сферы, нарушении поведения и др. Основные задачи коррекционного воспитания по данному варианту:

· организация интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей;

· социально-бытовая адаптация (формирование способности к сотрудничеству со взрослыми и детьми в игре и другой совместной деятельности, формирование гигиенических и бытовых навыков, навыков самообслуживания);

· развитие мелкой и крупной моторики;

· развитие речи.

Трудовое воспитание проводится по направлениям: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд на природе, ручной труд. В первые два года особое внимание уделяется формированию культурно-гигиенических навыков и обучению самообслуживанию. На третьем-четвертом годах – хозяйственно-бытовому труду, труду на природе, ручному труду.

Умственное воспитание предусматривает развитие в процессе коррекционно-образовательной, игровой, трудовой деятельности первоначальных представлений о форме, величине, количестве, счете, временных и пространственных отношениях. Во время занятий по формированию элементарных математических представлений дети учатся пересчитывать предметы, объединять их, разъединять, увеличивать и уменьшать группы предметов, сравнивать их по величине и форме.

Работа по развитию речи направлена на развитие слухового восприятия, фонематического и речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, проводятся дыхательные голосовые упражнения, направленные на коррекцию недостатков произношения, нарушений голоса.

Физическое воспитание решает задачи укрепления здоровья, коррекции и компенсации дефектов двигательного развития. Занятия направлены на мобилизацию всех двигательных возможностей детей, для коррекции дефектов моторики с целью оптимального формирования основных локомоторно-статических функций и развития двигательных функциональных систем, на коррекцию дефектов, препятствующих возрастному формированию сложных двигательных функций, и создание условий для их оптимального формирования.

Занятия по эстетическому воспитанию (музыкальные занятия, рисование, лепка, аппликация) направлены на развитие способности адекватно воспринимать окружающий мир.

В процессе коррекционной работы используются: креативная терапия, музыкотерапия, игротерапия, сказкотерапия, методы системы Монтессори, кондуктивной педагогики.

 

Развитие двигательных функций

Важно помнить, что развитие двигательных навыков у детей с двигательной патологией, так же, как и у здоровых, происходит по­этапно и требует большего времени и терпения со стороны взрос­лого. Воспитание двигательных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно происходить в виде инте­ресных и понятных для них игр. Все предъявляемые ребенку за­дания должны соответствовать его двигательным возможностям.

Наряду с проведением специальных упражнений очень важно помнить о правильном положении ребенка в течение дня. Недопу­стимо, чтобы он сидел в течение длительного времени с согнутыми ногами. Особенно это вредно, если ребенок плохо держит голову и она при утомлении опускается на грудь. Это приводит к стойкой неправильной позе, способствует укорочению задних мышц бедра и может быть причиной сгибательных контрактур. Чтобы этого избежать, ребенка следует сажать на стул так, чтобы ноги были выпрямлены, в течение дня его несколько раз укладывают на живот.

У многих детей отмечается напряжение (спастичность) приводящих мышц бедер. Чтобы избежать укорочения этих мышц и развития контрактур, ребенка надо сажать в течение дня в положение портного, с маленьким песочным мешочком на каждом колене. Для этого посадить ребенка на коврик, скрестив ноги, туловище, голова и шея по возможности должны находиться на одной прямой линии. Ладони спокойно положить на колени. Следить, чтобы ребенок смотрел прямо перед собой. Важно, чтобы дыхание было спокойным и глубоким. Ребенок может находиться в таком положении в течение 1 – 5 минут, затем необходимо дать ему отдохнуть, вытянув ноги вперед.

Для развития двигательных умений воспитателю хорошо использовать различные наборы замков, кранов, а также телефоны, с помощью которых взрослый обучает ребенка действию: открыть и закрыть замок (разные виды замков – разные движения), открывать и закрывать краны, крутить телефонный диск, поднимать трубку. При помощи имитации обучать таким действиям, как включить, выключить и переключить телевизор, приемник, свет и т.д. Такие занятия ребенку очень интересны, а при наличии заинтересованности ребенок быстрее овладевает тем или иным действием. Перед поступлением в школу нужно потренировать детей в устойчивости при ходьбе по лестнице вверх и вниз, при поворотах, наклонах.

 

Методика физического воспитания детей с ДЦП

Физическое воспитание детей с ДЦП решает задачи укрепления здоровья воспитанников, коррекции и компенсации дефектов двигательного развития и включает следующую систему упражнений:

1. Блок упражнений на обучение правильному дыханию.

· Формирование плавного и длительного выдоха.

· Формирование углубленного вдоха. Задание: «Понюхай цветок».

· Переход от образных упражнений к общепринятым инструкциям: «вдох-выдох» (под счет).

· Одновременно идет работа по ознакомлению детей с различными типами дыхания: диафрагмальное (брюшное), реберное (грудное), смешанное.

2. Блок упражнений на обучение правильному дыханию в движении.

· Упражнения по коррекции позвоночных реакций.

· Упражнения для расслабления мышц.

· Упражнения для развития реципрокных отношений в координации движений.

· Упражнения для формирования свода стоп, их подвижности и опороспособности.

· Упражнения для формирования равновесия.

· Упражнения для формирования правильной осанки.

· Упражнения для формирования пространственной ориентации и точности движений.

 

Методика лечебной физкультуры

Лечебная физкультура (ЛФК) – один из основных компонентов учебно-воспитательной работы при различных двигательных нарушениях у детей с ДЦП – в системе инклюзивного образования направлена на мобилизацию всех двигательных возможностей учащихся, для коррекции дефектов моторики с целью оптимального формирования основных локомоторно-статических функций и развития двигательных функциональных систем. Специфика упражнений, применяемых в коррекционно-воспитательной работе с детьми, заключается в систематизации упражнений для каждого вида занятий.

Общие правила, предъявляемые к упражнениям ЛФК:

· применение физических упражнений и методических приемов должно быть патогенетически обосновано;

· занятия проводятся на фоне медикаментозного лечения, физиотерапевтических процедур и т.д.;

· занятия проводятся систематически и в течение длительного периода;

· проводится поэтапная коррекция двигательных нарушений на протяжении всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении при формировании каждого нового вида движений и др.

Специальные задачи:

· нормализация тонуса мышц, обучение подавлять усиленное проявление познотонических реакций, патологических синергии, синкинезий, гиперкинезов;

· содействие становлению и оптимальному проявлению стато-кинетических рефлексов;

· предупреждение и активное преодоление патологических установок конечностей, вызывающих фиксированные деформации в суставах;

· восстановление мышечного чувства, «схемы тела», пространственных представлений.

При ДЦП страдает не столько функция отдельной мышцы как таковой, сколько целостные двигательные функциональные системы, которые формируются прижизненно и имеют исключительное значение в жизнедеятельности человека. Поэтому занятия ЛФК должны быть направлены на коррекцию дефектов, препятствующих возрастному формированию сложных двигательных функций, и создание условий для их оптимального формирования.

Игры, используемые в коррекционных целях:

1. Игры, направленные на восстановление внимания и памяти;

2. Игры, направленные на развитие пространственной ориентировки;

3. Игры, направленные на воспитание выдержки и умения выполнять свои движения по сигналу;

4. Игры, направленные на развитие движений пальцев рук.

 

Формирование навыков самообслуживания

У многих детей с двигательной патологией нарушены движения рук, поэтому развитие общих и более тонких ручных навыков требует специальных занятий в условиях инклюзивного обучения. Развитие ручных навыков необходимо проводить как в игровой деятельности, так и в повседневной жизни при воспитании навыков самообслуживания. Развитие ручных навыков надо вести постепенно, поэтапно. На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы, пере­кладывать их из руки в руку, укладывать в определенное место, выбирать предметы в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя свои двигательные усилия.

Важной задачей является обучение ребенка самостоятель­ному приему пищи. Эту работу надо начинать с привития навыка подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и подносить его ко рту; брать ложку, самостоятельно есть (вначале густую пищу); держать кружку и пить из нее. При обучении самостоятельному приему пищи на первых занятиях надо использовать небьющиеся чашки и тарелки.

Очень важно обучить ребенка различным действиям во время одевания. Эти занятия лучше проводить в игровой форме на специальной раме. Вначале надо научить ребенка расстегивать большие пуговицы, затем мелкие. В такой же после­довательности научить его зашнуровывать и расшнуровывать ботинки. Потом все эти навыки закрепляют в играх на кукле (раздевать, одевать ее) и после закрепления переносят их на самого ребенка. После таких игр-упражнений у ребенка появляется стремление к самостоятельной деятельности.

Ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата, поступающий в школу, должен уметь самостоятельно раздеваться, одеваться, расстегивать и застегивать пуговицы, расшнуровывать и зашнуровывать ботинки, застегивать или завязывать шапку, пользоваться ложкой, носовым платком, зубной щеткой, расче­ской, умываться, мыть руки, вытираться.

 

Развитие игровой деятельности

Большое значение в воспитании ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата имеет руководство взрослого его самостоятельной игрой. Руководить игрой ребенка с двигательной патологией очень сложно, и от воспитателей требуются определенные знания. Игры требуют соблюдения дисциплины. Надо стремиться к тому, чтобы взаимопонимание, взаимопомощь стали привычными формами поведения ребенка. Именно в игре дети получают первый опыт общения друг с другом, у них развиваются общественные формы поведения.

Важно развивать у детей и творческое отношение к игре. Творческая игра имеет в своей основе условное преобразование окружающего. Основная задача руководства данной игрой состоит в том, чтобы содействовать устойчивости замысла, развитию его в определенном сюжете. Надо следить за тем, чтобы игра ребенка не представляла простого механического действия.

Важно обратить внимание на подбор игрушек. Наиболее подходят игрушки, которые пригодны для разнообразного использования. Необходимо помнить, что игры и деятельность должны подбираться в зависимости от реальных возможностей ребенка.

 

Руководство игровой деятельностью

Игра является социальной по своему происхождению и развивается под влиянием окружающих взрослых как форма усвоения общественного опыта.

Задачи игры: обучение правильным взаимоотношениям; развитие творческого воображения (руководство взрослого заключается в содействии устойчивости замысла, развитию его в определенном сюжете).

 

Коррекция речевых нарушений

Развитие артикуляционных движений и речи у детей с церебральным параличом необходимо начинать как можно раньше, так как первые два года жизни имеют важное значение. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним – тогда постепенно у ребенка растет словарный запас.

Необходимо проводить систематические занятия по развитию речи и постоянно побуждать детей произносить те или иные слова, строить элементарные фразы.

 

I. Логопедическая работа при различных формах дизартрии у дошкольников с церебральным параличом

Система логопедической работы при спастической дизартрии

Эта система включает в себя следующие основные направления:

1. Нормализацию тонуса в артикуляционном аппарате, мимической мускулатуре и конечностях.

2. Развитие и формирование кинестетического контроля.

3. Формирование слухового контроля за произношением и развитием фонематического анализа.

4. Нормализация проприоцептивной дыхательной мускулатуры.

5. Формирование речевого навыка вне фонации.

6. Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.

7. Коррекция нарушений звукопроизношения.

 

Система логопедической работы при коррекции гиперкинетической дизартрии

В проведении коррекционной работы на индивидуальных занятиях выделяется несколько основных этапов:

1. Подбор для больного ребенка позы, при которой количество и интенсивность непроизвольных движений были бы минимальны.

2. Обучение ребенка удерживать мышцы лица в состоянии покоя с использованием способности к самоторможению гиперкинеза на основе обучения расслаблению мышц.

3. Обучение речевому дыханию при беззвучной артикуляции.

4. Выработка правильного речевого дыхания при фонации гласных А, И, У, тренировка умения сочетать выдох с моментом голосообразования.

5. Постановка звуков.

6. Выработка плавного произношения и правильной интонации.

 

Система логопедической работы при мозжечковой дизартрии

1. Формирование правильного дыхания.

2. Работа над голосом.

3. Развитие тембра голоса.

4. Работа по развитию интонации.

II. Логопедическая работа при алалиях

Система логопедической работы при сенсорной алалии

1. Развитие слуха.

2. Развитие фонематической системы.

3. Дыхательно-голосовая работа.

4. Постановка звуков.

5. Формирование словаря.

Система логопедической работы при моторной алалии

1. Развитие и формирование фонематического восприятия.

2. Дыхательная, голосовая, артикуляционная гимнастика.

3. Работа по развитию устной речи.

III. Логопедическая работа с детьми, страдающими гиперкинезами

Логопедическая работа с детьми, страдающими гиперкинезами строится на основе:

· онтогенетического, последовательного, поэтапного формирования всех сторон речи;

· системного подхода к характеру нарушения речи и ее формированию;

· формирования коммуникативной функции речи как регулятора психической деятельности детей.

 

Задачей логопедической работы является развитие коммуникативной функции речи, коррекция фонетико-фонематических нарушений, преодоление и предупреждение нарушений письменной речи. Для разрешения этих задач необходимо следующее:

· нормализация проприоцептивной афферентной импульсации как от речевой, так и от скелетной мускулатуры;

· развитие кинестетических ощущений и кинестетических следствий образа в артикуляционной мускулатуре;

· опора на зрительно-кинестетическую основу графемы;

· развитие ритмического, произвольного дыхания;

· развитие динамического артикуляционного праксиса.

У детей с гиперкинетическими формами церебрального паралича важно развивать динамический праксис не только в артикуляционной мускулатуре, но и в руках. Для этого используются упражнения на последовательность движений рук в произвольном темпе, исправление недостатков произношения фонем.

Этот этап работы является наиболее сложным и требует описанной выше подготовительной работы.

Исправление недостатков произношения фонем осуществляется последовательно, вначале отрабатываются наиболее легкие для произношения звуки.

С первых же занятий начинается сравнение звуков на слух, по артикуляции, тактильно-кинестетическому и зрительному восприятию.

Исправление недостатков произношения у детей с гиперкинезами делится на два этапа:

I этап: формирование возможности воспроизводить требуемую фонему в изолированных или простейших слогах;

II этап: автоматизация этого умения, превращение его в навык.

 

Коррекция речевых нарушений у детей с неврологическими заболеваниями включает развитие понимания речи, развитие связной речи, развитие выразительности речи.

Развитие понимания речи

1. Уточнение и расширение имеющихся у детей слов-названий, предметов, вещей, признаков и действий;

2. Формирование пространственно-временных представлений, понимание последовательности, одновременности описываемых и происходящих событий;

3. Работа над пониманием смысла слов: эпитетов, сравнений, метафор, словосочетаний, рассказов.

Работа по пониманию смысла слов включает следующие виды упражнений и занятий:

· набор и группировка слов, близких по смыслу (болеет, лечится, и т.п.);

· подбор синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (большой-огромный-гигантский);

· набор слов, близких по значению к данному слову (метель – вьюга, буран, пурга);

· замена слов в предложении для подбора более точного слова. Например: Мы смотрели интересный фильм (увлекательный, захватывающий);

· выбор одного (наиболее удачного, отвечающего всему контексту) из данных, близких по смыслу слов. Например: Наступила... холодная – ранняя – сухая – дождливая – золотая осень;

· подбор слов, противоположных к данному учителем слову (твердый – мягкий);

· замена слов, противоположных по значению, в предложении. Например: Наступила холодная зима (жаркое лето);

· продолжение начатого предложения путем подбора слова с противоположным значением. Напри



2019-11-21 269 Обсуждений (0)
Логопедическое представление дошкольного возраста ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Логопедическое представление дошкольного возраста ребенка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)