Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Речевое развитие»
1–3 года. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: - использует речь для общения со взрослыми и сверстниками; - способен выражать свои ощущения в словесной форме. Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны, связности, диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности: - понимает и правильно использует в речи слова, обозначающие предметы, их свойства, действия; - способен согласовывать существительные с местоимениями и глаголами, строить простые предложения из 2–4 слов; - владеет отчетливым произношением изолированных гласных и большинства согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных) звуков; - способен понимать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, с помощью взрослого рассказать об игрушке (картинке). Практическое овладение нормами речи: - сопровождает речью игровые и бытовые действия; - способен пользоваться высотой и силой голоса, передавать вопрос или восклицание; - способен участвовать в драматизации отрывков знакомых сказок. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений: - в понимании содержания литературного произведения опирается на личный опыт. Развитие литературной речи: - активно реагирует на содержание знакомых произведений; - повторяет за педагогом слова и строки знакомых стихов; - способен отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса: - проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах для малышей, сопереживает знакомым персонажам; - имеет любимые сказки, стихи. 3–4 года. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: - использует речь для инициирования общения со взрослыми и сверстниками; - способен отвечать на вопросы, касающиеся ближайшего окружения; - активно использует вербальные и невербальные средства в общении со взрослыми и сверстниками. Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связности, диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности: - понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия; - использует в речи простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами; - владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков); - способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога. Практическое овладение нормами речи: - пользуется элементарными формулами (вербальными и невербальными) речевого этикета; - способен участвовать в играх-драматизациях, выразительно передавая диалоги персонажей. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений: - способен адекватно реагировать на содержание произведения, поступки персонажей; - способен устанавливать легко осознаваемые причинные связи в сюжете; - в понимании содержания литературного произведения опирается на личный опыт. Развитие литературной речи: - с помощью воспитателя пересказывает содержание знакомых сказок; - способен эмоционально реагировать на поэтические тексты, выразительно их воспроизводить; - способен импровизировать на основе литературных произведений. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса: - проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров. 4–5 лет. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: - использует речь для инициирования общения, регуляции поведения; - активно пользуется речью в игровом взаимодействии со сверстниками. Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны, связности, диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности: - понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния; - использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования; - владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков); - способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога. Практическое овладение нормами речи: - пользуется разнообразными формулами речевого этикета; - способен осмысленно работать над собственным звукопроизношением и выразительностью речи. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений: - способен осмысленно воспринимать содержание произведений, адекватно реагировать на события, которых не было в собственном опыте; - способен устанавливать причинные связи в сюжете, правильно оценивать поступки персонажей. Развитие литературной речи: - способен с помощью педагога пересказать содержание знакомых сказок, рассказов; - способен эмоционально реагировать на поэтические тексты, выразительно их воспроизводить; - способен импровизировать на основе литературных произведений. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса: - проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров; - проявляет интерес к рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг.
5–6 лет. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: - свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств; - в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания. Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны; связности речи, диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности: - использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом; - использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования; - способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове; - составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения. Практическое овладение нормами речи: - дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета; - умеет аргументированно и доброжелательно оценивать высказывание сверстника. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений: - способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей; - знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных жанров. - Развитие литературной речи: - способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по ролям; - способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса: - эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения; - называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
6–7 лет. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: - способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументированно отвечать на вопросы); - свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора. Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны речи; связности речи, диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности: - использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка; - использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения; - правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания, проводит звуковой анализ слов; - самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы; - называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Практическое овладение нормами речи: - дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками; - пользуется естественной интонацией разговорной речи; - соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений: - способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать подтекст; - способен воспринимать текст в единстве содержания и формы; - способен различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности. Развитие литературной речи: - способен прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности; - самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса: - называет любимые сказки и рассказы; - называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4); - эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения; - может импровизировать на основе литературных произведений. Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» 1–3 года. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд): - знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; - различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета; - умеет ритмично наносить мазки, штрихи, линии; - умеет отламывать от большого комка глины маленькие, умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, сплющивать шар, столбик; соединять концы столбика в кольцо, плотно прижимая их друг к другу; - наклеивает готовые формы для создания аппликативного образа; - лепит несложные предметы; аккуратно пользуется глиной. Развитие детского творчества: - называет предметы, получившиеся в лепке, в рисунке; - может дополнять рисунок, лепку в сотворчестве со взрослым; - проявляет интерес к экспериментированию с изобразительными материалами (красками, карандашами, фломастерами и др.). Приобщение к изобразительному искусству: - узнает и рассматривает народные игрушки (семеновская матрешка, городецкая лошадка, дымковский петушок), эмоционально откликается на них; - проявляет интерес к рассматриванию произведений книжной графики. Развитие музыкально-художественной деятельности: - узнает знакомые мелодии; - различает звуки по высоте (высокий – низкий); - вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы; - двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки; - умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. Приобщение к музыкальному искусству: - с удовольствием слушает простые, яркие по музыкальным образам программные инструментальные произведения, песни в исполнении взрослого; - слушает рассказы, иллюстрируемые музыкой; - называет музыкальные инструменты: погремушка, бубен.
3–4 года. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд): - проявляет интерес и бережно относится к результатам детского изобразительного творчества; - умеет находить в объемном или плоскостном изображении черты знакомых предметов, персонажей, явлений и называет их; - умеет лепить из соленого теста, глины, пластилина; раскатывать, скатывать, сплющивать, отрывать, прищипывать материал, соединять готовые части; - умеет располагать и наклеивать готовые части предметов, геометрические и растительные формы для украшения, соблюдать последовательность наклеивания элементов, ориентируясь на цвет и форму. Развитие детского творчества: - самостоятельно выбирает цвет материала, фон и размер листа бумаги, способ рисования для создания яркого образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями); - создает выразительные образы с помощью интеграции рисования, лепки, аппликации, используя приобретенные навыки и умения. Приобщение к изобразительному искусству: - эмоционально реагирует на произведения декоративно-прикладного искусства; - эмоционально реагирует на произведения книжной графики (Е. Чарушин, Ю. Васнецов). Развитие музыкально-художественной деятельности: - слушает музыкальное произведение до конца; - различает звуки по высоте (в пределах октавы); - замечает изменения в звучании (тихо-громко); - поет, не отставая и не опережая других, чисто и ясно произносит слова, передает характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно); - допевает мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля»; - сочиняет веселые и грустные мелодии по образцу; - умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.); - выполняет движения, передающие характер изображаемых животных; - различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, музыкальный молоточек и др.). Приобщение к музыкальному искусству: - узнает знакомые песни, пьесы, чувствует характер музыки, эмоционально на нее реагирует.
4–5 лет. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд): - проявляет интерес и бережно относится к результатам детского изобразительного творчества; - передает характерные особенности (цвет, форму, величину) предметов, явлений природы; - лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы; - использует традиционные техники рисования кистью, карандашом; - использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в аппликации. Развитие детского творчества: - сочетает различные техники изобразительной деятельности при воплощении индивидуального замысла; - самостоятельно находит сюжеты для своих работ в окружающем мире и художественной литературе; - создает многофигурные композиции пейзажного и сказочного содержания; - использует варианты композиции и цветовой гаммы при создании рисунков; - в лепке создает образы персонажей, передает их настроение, самостоятельно находит способы соединения частей материала. Приобщение к изобразительному искусству: - различает виды декоративно-прикладного искусства; - различает произведения разных видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура), отвечает на вопросы педагога по содержанию; - понимает значение слов «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура». Развитие музыкально-художественной деятельности: - различает высокие и низкие звуки (в пределах секты-септимы); - выделяет средства выразительности музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро); - узнает песни по мелодии; - может петь протяжно, отчетливо произносить слова, вместе с другими детьми – начинать и заканчивать пение; - импровизирует мелодии на заданный текст; - способен выполнять танцевальные движения («пружинка», подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, с предметами – с куклами, игрушками, лентами; - выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения; - инсценирует песни и ставит небольшие музыкальные спектакли; - умеет играть простейшие мелодии из одного звука на металлофоне, погремушках, барабане, ложках. Приобщение к музыкальному искусству: - внимательно слушает музыкальное произведение, выражает свои чувства словами, рисунком, движением.
5–6 лет. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд): - создает выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передает характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей; - знает особенности изобразительных материалов (гуашь, акварель, мелки, уголь, сангина); - лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы; - использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в аппликации. Развитие детского творчества: - создает многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную композиции; - самостоятельно комбинирует знакомые техники, помогает сверстникам осваивать новые; - объединяет разные способы изображения (коллаж); - варьирует и интерпретирует элементы при составлении декоративных композиций; - использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов. Приобщение к изобразительному искусству: - различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство); - выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция); - имеет представление о региональных художественных промыслах. Развитие музыкально-художественной деятельности: - различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты); - может петь плавно, легким звуком, отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню, в сопровождении музыкального инструмента; - умеет импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера (колыбельную, марш, вальс); - способен выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и на месте; - ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки; - самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; - умеет придумывать движение к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве; - исполняет простейшие мелодии на металлофоне (сольно и в ансамбле). Приобщение к музыкальному искусству: - определяет жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец), произведения по мелодии, вступлению; - различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, виолончель).
6–7 лет. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд): - использует разнообразные способы создания изображения в рисовании, лепке, аппликации; - применяет традиционные техники изображения. Развитие детского творчества: - принимает участие в создании коллективных композиций пейзажного и сказочного содержания; - создает коллажи, сочетает различные техники изобразительной деятельности; - создает индивидуальные декоративные, предметные и сюжетные композиции в рисовании, лепке и аппликации на темы окружающей жизни, литературных произведений; - варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе средств выразительности для передачи образа. Приобщение к изобразительному искусству: - различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство); - понимает выбор средств выразительности в произведении в соответствии с замыслом художника; - выражает собственное мнение по поводу произведения искусства, формулирует эстетические суждения. Развитие музыкально-художественной деятельности: - узнает мелодию Государственного гимна РФ, определяет характер музыкального произведения; - различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев); - выделяет отдельные средства выразительности музыкального произведения (темп, динамику); - может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него, в пределах от до первой октавы до ре второй октавы, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание), свободно артикулируя и распределяя дыхание; - умеет правильно передавать мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание), свободно артикулируя и распределяя дыхание; - самостоятельно придумывает мелодии, импровизирует мелодии на заданную тему, по образцу и без него; - умеет выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, переменный шаг, боковой галоп; - способен выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой, передавать несложный ритмический рисунок; - импровизирует под музыку соответствующего характера; - инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах; - исполняет сольно или в оркестре на ударных, звуковысотных и на русских народных инструментах несложные песни и мелодии. Приобщение к музыкальному искусству: - определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец); - называет инструмент, на котором исполняется музыкальное произведение.
Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, имеющих НОДА, являются предпосылкой для формирования у воспитанников целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений. К этапу завершения дошкольного образования: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями в области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
К числу планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, имеющих НОДА, также относятся:
- стабильный индекс здоровья; - овладение гигиеническими требованиями к занятиям лечебной физкультурой; - прирост показателей развития основных физических качеств; - коррекция неправильных установок опорно-двигательного аппарата (отдельных конечностей, стопы, кисти, позвоночника); - нормализация мышечного тонуса (его увеличение в случае гипотонии, снижение в случае гипертонии, стабилизация в случае дистонии); - преодоление слабости (гипертрофии) отдельных мышечных групп; - улучшение подвижности в суставах; - сенсорное обогащение: улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии и тактильных ощущений); - формирование компенсаторных гипертрофий отдельных мышечных групп; - формирование вестибулярных реакций.
Результаты освоения адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, имеющих НОДА, определяются в ходе педагогической диагностики, а также врачебным контролем. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику развития каждого ребенка с целью определения дальнейших перспектив его развития. Педагогическая диагностика осуществляется с учетом принципа объективности и аутентичной оценки, которые предполагают избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к ребенку. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением в естественной для ребенка среде. Врачебный контроль предусматривает несколько видов: предварительный, периодический и итоговый. По результатам этого контроля определяется влияние содержания занятий ЛФК на здоровье дошкольника. Он предполагает участие врача-ортопеда, инструктора ЛФК и инструктора по физической культуре. В качестве методик для врачебного контроля используются методики Леи-Гориневского Е.Г., Березиной Н.О., Лашневой И.П.; оценка двигательной подготовленности осуществляется по программе-минимум: техника ходьбы, бега, прыжка в длину с места, в высоту с прямого разбега, метания вдаль. На детей с НОДА составляются специальные хронометражные карты (по Мастюковой Е.М.), где фиксируются состав движений и особенности двигательной деятельности.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |