Структура занятий лечебной физкультурой
Вводная часть: проверка осанки и равновесия, различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия. Основная часть: общеразвивающие упражнения – блок физических упражнений, направленный на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы, упражнения на развитие равновесия, прыжки, метание, лазание, ползание, игры разной подвижности. Заключительная часть: коррекционные упражнения, релаксация.
В ходе двигательной коррекции и реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата особое внимание уделяется дозированию физической нагрузки, которая адекватна состоянию ребенка и его психическому развитию.
Критерии дозировки при организации профессиональной коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата: - подбор физических упражнений; - исходное положение при выполнении упражнений; - количество упражнений; - плановость нагрузки в течение занятия; - продолжительность занятия. Приоритетным в двигательной коррекции и реабилитации детей с НОДА является лечебное плавание (бассейн). Задачи коррекционного плавания: - разгрузка позвоночника (создание благоприятных физиологических условий для нормального роста и восстановление правильного положения тела); - возможное исправление деформации; - воспитание правильной осанки; - улучшение координации движения; - увеличение силы и тонуса мышц; - улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем; - коррекция плоскостопия; - закаливание; - эмоциональная разрядка, профилактика психологической перегрузки.
Основные требования к организации лечебного плавания: - периодичность не реже 2–3 раз в неделю по 35–45 минут в течение 6–12 месяцев; - температурный режим воды – 26–28 градусов; - малочисленность группы, которая дает возможность вести обязательный учет степени умения держаться на воде, функциональные возможности сердечно-сосудистой, мышечной и других систем; - индивидуальный подбор исходного положения, плавательных упражнений и способов плавания, учет формы спины; - строгий контроль правильности выполнения упражнений; - исключение упражнений, мобилизующих позвоночник; - предварительная разминка на суше и гимнастика на воде; - применение специальных упражнений на расслабление с включением дыхательных упражнений. Ведущим средством коррекции функциональных нарушений структур опорно-двигательного аппарата является также массаж с использованием классической техники, который проводится, согласно рекомендациям врача, курсами 2–3 раза в год. Цель массажных мероприятий при коррекции функциональных нарушений структур опорно-двигательного аппарата – регуляция мышечного тонуса. Задачи, исходное положение и план проведения процедуры (курса) зависят от формы функциональных нарушений. Коррекционный компонент адаптированной образовательной программы для детей с НОДА, также предполагает выполнение следующих мероприятий.
Коррекционная работа с детьми с НОДА предполагает: - соблюдение ортопедического режима; - щадящий режим нагрузок; - сокращение времени проведения занятий или интегрированный характер их проведения; - увеличение количества физкультминуток на занятии (через каждые 5–7 минут); - проведение оздоровительных подвижных игр между занятиями (динамические паузы), на прогулке и в свободной деятельности во второй половине дня; - кратковременные висы (1–10 секунд) на перекладине; - многократный кратковременный отдых для позвоночника (исходное положение – лежа на спине, животе); - индивидуальная работа на тренажерах и с массажерами; - самостоятельные занятия (ортопедические минутки). Общие методологические приемы к организации физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми НОДА Цель оздоровительно-коррекционной работы – создание условий для нормального сенсомоторного физического и социально-эмоционального развития ребенка, при ее организации используется большой спектр средств и методов, позволяющих строить занятие с учетом уровня развития детей, их физического и психологического состояния в тот день, когда оно проводится. Средства и методы, применяемые в процессе оздоровительно-коррекционных занятий, позволяют прогнозировать результаты работы и предполагаемые трудности в развитии у ребенка необходимых физических качеств и двигательных навыков, а также в будущей учебной деятельности. К таким методам в работе с детьми с НОДА относятся: - своевременное тестирование физического и психомоторного развития и постоянная педагогическая диагностика методом наблюдения для получения информации о состоянии на данный момент; - комплексы упражнений на развитие симметричной мышечной силы: эти упражнения выполняются как без использования предметов, так и с применением различных приспособлений (гантелей, резиновых жгутов, гимнастических мячей, палок); они способствуют наращиванию мышечной силы и выравниванию сил мышц правой и левой половины тела; - комплексы упражнений для развития координации движений на всех уровнях: координации работы рук и ног; реципрокных движений; передней и задней поверхности тела; при формировании умения преодолевать силу тяжести своего тела; при интеграции системы «мозг – тело», координации системы «глаз – рука», крупной, средней и мелкой моторики; координации движений с пересечением средней линии тела; - комплексы, включающие в себя различные способы ходьбы, ползания и лазания, способствующие восстановлению и развитию сенсомоторных координаций, отработке первичных рефлексов; развитию внутренних биологических факторов; - специальные упражнения на укрепление спины, брюшного пресса, мышц верхних и нижних конечностей. Для решения данной проблемы применяются: работа с гантелями, мячами, резиновыми жгутами, игровые упражнения, работа в парах на преодоление полосы препятствий, ползание, лазание; - дыхательная гимнастика; - приемы самомассажа; - упражнения на расслабление.
При организации оздоровительно-коррекционной работы используются следующие средства: гимнастические палки, резиновые жгуты, ортопедические мячи, полусферы, тренажеры типа «спортивные качели» и гимнастические мячи.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |