Художественное-эстетическое развитие
Цель: воспитание художественных способностей детей, главной из которых является эмоциональная отзывчивость на средства художественной выразительности, свойственные разным видам искусства. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Основные направления реализации образовательной области: 1. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). 2. Музыкально-художественная деятельность. 3. Конструктивно-модельная деятельность.
Специфика реализации основного содержания программы с учетом психофизиологических особенностей детей с НОДА: - формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности и конструированию; соответствующих мотивов деятельности; стремления к получению результата, потребности в отражении действительности в рисунке, поделке, постройке из различного материала; - обучение детей специфическим приемам рисования, лепки, аппликации и конструирования; - эстетическое воспитание как развитие адекватных реакций на события окружающего мира и на доступные пониманию произведения искусства; - формирование потребности в изобразительной деятельности, эстетических переживаниях и др.; - развитие основных движений, сенсорных функций и речевой деятельности. Физическое развитие Цель: воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Основные направления реализации образовательной области: 1. Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности. 2. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. 3. Становление ценностей здорового образа жизни.
Специфика реализации основного содержания программы с учетом психофизиологических особенностей детей с НОДА: - формирование возрастных локомоторных статических функций; - формирование функций рук: опорной, указывающей, отталкивающей, хватательной, составляющей двигательную основу манипулятивной деятельности; - проведение упражнений на устранение позотонических реакций и др.; - обучение детей выделению элементарных движений в плечевом, локтевом, лучезарном суставах и по возможности более правильному свободному их выполнению; - развитие координации одновременно выполняемых движений в разных суставах.
В работе по физическому развитию в обязательном порядке учитываются рекомендации врача-ортопеда, индивидуальные показатели и противопоказания по организации двигательной деятельности. В занятия по физической культуре инструктор включает: - циклические упражнения (ходьба, бег, ползание, лазанье, ходьба на лыжах, оздоровительная ходьба); - прыжки с учетом показаний и противопоказаний врача-ортопеда; - упражнения у стены без плинтуса, на равновесие (статическое и динамическое), на координацию (зрительно-моторную, слухомоторную); - дыхательные упражнения (статические и динамические); - коррегирующие упражнения для головы и шеи, плечевого пояса и рук, упражнения по развитию тонкой моторики, для туловища, ног и пр.; - специальные подвижные игры коррекционного содержания, подвижные игры на ортопедических мячах; - упражнения на расслабление разных групп мышц из разных исходных положений. В течение учебного года с детьми, имеющими НОДА, осуществляются лечебно-профилактические мероприятия. Перечень мероприятий по оздоровлению и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата: Система эффективных закаливающий процедур: воздушное закаливание, водное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия), босохождение, занятия физкультурой босиком, полоскание рта, максимальное пребывание на свежем воздухе, занятия в бассейне. Активизация двигательного режима воспитанников: обеспечение двигательного режима, создание необходимой рппс, проведение подвижных игр, пеших переходов во время прогулок, проведение утренней гимнастики (в теплое время года – на улице), физминуток, подвижных игр в свободной деятельности, динамических пауз, оздоровительного бега, организация трудовой деятельности как средства физического развития, использование всех помещений дошкольного учреждения для двигательной активности детей, индивидуальная работа, организация физкультурных досугов и развлечений, дни здоровья. Использование оздоровительных технологий: пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, подвижные игры, разработанные В.Л. Страковской, психогимнастика по методике М.И. Чистяковой. Описание вариативных форм, способов, методов и средств дошкольного воспитания детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников с НОДА, специфики их образовательных потребностей и интересов Стандарт определяет в п. 2.7.: «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка): - в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры; - в раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; - для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.» При определении структуры образовательного процесса рекомендуется опираться на положения концепции Л.С. Выготского: «Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка» и взгляд Д.Б. Эльконина: «Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности». Структура образовательного процесса В структуру образовательного процесса важно включать такие компоненты, как: - непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН); - образовательная деятельность в режимных моментах; - самостоятельная деятельность детей; - образовательная деятельность в семье. При организации партнерской деятельности взрослого с детьми учитываются тезисы, выдвигаемые Н.А. Коротковой: - включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; - добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); - свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); - открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе). Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию.
Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей. Двигательная деятельность организуется при проведении физкультурных занятий, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка. Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи. Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Основными задачами при организации труда являются воспитание у детей потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремления быть полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда; формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Данный вид деятельности включает такие направления работы с детьми, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд на природе, ручной труд. Все оборудование и атрибуты для реализации этих направлений присутствуют. Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности – формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Во всех группах детского сада оборудованы уголки для проведения экспериментов. Продуктивная деятельность направлена на воспитание у детей интереса к эстетике окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию. Музыкально-художественная деятельность организуется с детьми 2 раза в неделю, в определенное время и направлена на развитие у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество, игра на музыкальных инструментах. Чтение детям художественной литературы направлено на формирование у них интереса к чтению (восприятию) книг. При этом решаются следующие задачи: создание целостной картины мира, формирование литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами. Ежедневный объем непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим. Большинство детей с НОДА, посещающие детский сад, имеют III и IV группы здоровья. В соответствии с этим и на основании приказа Минздрава РФ от 30.12.03 г. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей», Письма Минобразования РФ от 31.2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании воспитанников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» детям показана лечебная физкультура. На основании требований СанПин 2.4.30.49-13, статья X, пункт 10.16 создания условий для осуществления коррекционно-восстановительной работы и оптимального двигательного режима в регламент НОД включены занятия лечебной физкультурой. Продолжительность рабочей недели – 5 дней во всех возрастных группах. Образовательная деятельность дошкольного учреждения для детей с НОДА
Примечания: * Лечебная физкультура включена в регламент, так как является необходимым коррекционным мероприятием для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. ** Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |