Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и виды принципов управления.



2019-11-21 252 Обсуждений (0)
Понятие и виды принципов управления. 0.00 из 5.00 0 оценок




Принципы менеджмента - это фундаментальные истины (или то, что считается истиной в настоящий момент), на которых строится система управления в целом или отдельные ее части.

Впервые принципы менеджмента были сформулированы Гаррингтоном Эмерсоном в книге “Двенадцать принципов управления” в 1912 году.

Этими принципами были:1) отчетливо поставленные идеалы или цели;2) здравый смысл;3) использование компетентных консультаций;4) дисциплины;5) справедливое отношение к персоналу;6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;7) диспетчеризация;8) наличие норм и расписаний;9) нормализация условий труда;10) нормирование производственных и управленческих операций;11) наличие стандартных инструкций;12) вознаграждение за производительность.

Помимо этих принципов Эмерсон сформулировал следующие положения менеджмента:1) подчиненный существует для того, чтобы расширять и продолжать личность начальника;2) начальник существует только для того, чтобы делать производительной работу подчиненного;3) каждая высшая ступень управления существует не для удовольствия тех, кто стоит выше, а для обслуживания тех, кто работает ниже;4) каждая мельчайшая операция на предприятии должна быть обслужена всеми знаниями и умениями, которые есть в мире.

Принципы Анри Файоля. В 1914 году свои принципы управления сформулировал яркий представитель европейской классической школы управления Анри Файоль в книге ”Общее и промышленное управление”. Этими принципами являются:1. Разделение труда. 2. Власть и ответственность. 3. Дисциплина. 4. Единоначалие, т.е. работник должен получать приказания только от одного начальника.5. Единство руководства. 6. Подчинение индивидуальных интересов общим. Если между двумя сотрудниками возникают разногласия, то организация должна примирить их, защищая при этом собственные интересы.7. Вознаграждение. Количество и методы оплаты труда должны быть справедливыми и предоставлять сотрудникам максимальную возможность удовлетворит свои потребности.8. Централизация, т.е. в любой организации должен быть управляющий центр.9. Скалярная цепь - это цепь начальников от высшего уровня до низшего, посредством которой реализуется власть. 10. Порядок, т.е. каждый работник должен иметь свое рабочее место и находиться на этом месте.11. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться сочетанием доброты и справедливости со стороны администрации.12. Стабильность пребывания в должности. Работнику требуется определенное время для овладения приемами работы на должном профессиональном уровне, а излишняя текучесть кадров является причиной и следствием плохого управления.13. Инициатива. 14. Корпоративный дух. Гармония между персоналом является огромной силой организации.

В качестве современных принципов менеджмента можно рассматривать систему принципов, предложенную Т.Питтерсом и Р.Уотерманом. К этим принципам относятся:1. Ориентация на достижение успеха. Под этим подразумевается:

•   постоянный поиск альтернативных вариантов развития организации;

•   умение выбирать направления деятельности, предвещающие успех и концентрация деятельности на этих направлениях;

•   умение вырабатывать новые методы разрешения новых проблем, с которыми сталкивается организация.

2. Быть всегда лицом к потребителю. Это означает:

•   иметь ясное и четкое видение интересов индивидуального потребителя;

•   с уважением относиться к запросам потребителей;

•   повышать готовность каждого сотрудника предприятия к инновациям и динамичному обновлению продукции.

3. Самостоятельность и предприимчивость, которая базируется на культивировании в организации:

•   индивидуальной инициативы всех сотрудников;

•   решительных, но взвешенных действий сотрудников, совершаемых на основе прогнозов близких и дальних последствий;

•   несение каждым сотрудником ответственности за свои действия.

4. Производительность, базирующаяся на:

•   естественных интересах и стремлениях персонала жить лучше и реализовывать себя;

•   постоянном обучении персонала;

•   активной ориентации его мышления на быстрые изменения в характере и масштабах деятельности организации, обусловленные развитием рынка;

•   отождествлении сотрудников с организацией, когда каждый работник - это “свой человек” для организации.

5. Связь с жизнью, которая опирается на:

•   объективные экономические законы и реальном осознании экономической ситуации;

•   стремление исправлять ошибки, одновременно учась на них;

•   выработку реалистичных, простых и понятных критериев оценки деятельности каждого сотрудника и организации в целом;

•   постоянный анализ получаемых результатов и корректировку стратегических и тактических целей и деятельности;

•   расширение и углубление связей организации с внешним окружением;

•   ориентацию деятельности организации на общественные интересы.

6. Верность своему делу, которая формируется на основе:

•   общечеловеческих ценностей;

•   философии организации, признаваемой большинством сотрудников;

•   взаимной выгоды и социальном партнерстве;

•   создания атмосферы общности интересов организации и персонала.

7. Простота структуры и скромный штат управления. Это достигается за счет:

•   децентрализации управления организацией и создания предпосылок для широкого горизонтального взаимодействия подразделений и сотрудников;

•   широкого привлечения сотрудников к групповому процессу принятия решений.

8. Свобода и жесткость одновременно, что подразумевает:

•   баланс полномочий, свободы действий и ответственности сотрудников;

•   заботу со стороны организации о благополучии сотрудников и дисциплинированность последних.


 

8. Классификация систем.

 

В основу классификации систем может быть положена природа их элементов и характер связей между ними. Такой подход лежал в основе классификации составляющих окружающего мира, предложенной Фомой Аквинским еще в 13 столетии. Он выделял вещи:

•   которые просто существуют (например, камни);

•   которые существуют и живут (например, растения);

•   которые существуют, живут и передвигаются (например, животные);

•   которые существуют, живут, передвигаются и мыслят (например, люди).

 

В работе Питирима Сорокина "Человек. Цивилизация. Общество." предлагаются все элементы окружающего нас мира и взаимодействия между ними разделить на три основных вида (см. рис. 1.2):

1) неорганические элементы, вступающие между собой в физико-химические взаимодействия и образующие класс неорганических систем;

2) живые, органические элементы, вступающие между собой в биологические взаимодействия и образующие класс биологических систем;

3) элементы, наделенные сознанием, вступающие между собой в психические взаимодействия и образующие класс социальных систем.

 

Под психическими взаимодействиями понимается обмен идеями, чувствами и волевыми устремлениями, а элементами, обладающими сознанием являются люди и высшие животные. Если в социальной системе возникают отношения по поводу производства, распределения, перераспределения и потребления материальных благ, то такие системы являются социально-экономическими. Примером сложной социально-экономической системы является предприятие (организация), функционирующее во внешней среде.


 

9. Социально-экономические системы: содержание и особенности.

Понятие «система» относится к фундаментальным научным категориям. Система - это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих или суммативное образование, или целостное образование с введённым новым свойством, которым не обладает в отдельности ни один из её элементов.

Социально-экономические системы по своей сути и являются организациями - фирмы, предприятия, компании. Система управления - это совокупность элементов (подсистем), объединённых информационными связями и процессами, направленными на достижение некоторых целей.

В экономике организация является хозяйствующим субъектом, реализующим собственные интересы посредством производства и реализации товаров или услуг на рынке. Работы по организации и управлению организациями состоят в проектировании и обеспечении функционирования систем. Они включают: установление характера взаимосвязи элементов системы (подсистем) и каналов, по которым осуществляются связи в пределах системы; создание условий согласованного развития элементов системы и достижения тех целей, для реализации которых она предназначена; - создание механизма, обеспечивающего это согласование; организационное построение органов управления, разработку методов и приёмов управления системой. В менеджменте организаций используется несколько методов управления, а именно экономические, административно-правовые и социально-психологические.

Экономические методы менеджмента - комплекс способов и приёмов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.

Административно-правовые методы менеджмента - совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.

Социально-психологические методы менеджмента направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и благоприятного морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.


 



2019-11-21 252 Обсуждений (0)
Понятие и виды принципов управления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и виды принципов управления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)