Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Административная и научная школы в управлении.



2019-11-21 215 Обсуждений (0)
Административная и научная школы в управлении. 0.00 из 5.00 0 оценок




Школа научного управления– Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915).

Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которых являются:

· Математический принцип исчисления себестоимости;

· Дифференциальная система оплаты труда;

· Метод изучения времени и движений (хронометраж);

· Инструкционные корочки и т.д.

4 основных принципа «тейлоризма»:

· научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;

· отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение;

· сотрудничество администрации с рабочими в практическом внедрении научных основ труда;

· равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами.

Тейлор пришел к выводу, что главная причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих. Он первым предложил «прогрессивную» систему оплаты труда. Кроме того он выдвинул тезис о необходимости научного подбора рабочих и поддерживал механический подход к управлению.

Другие концепции в следовании учениям Тейлора разработали Генри Ганнт, супруги Фрэнк и Лилиан Гилберт, Эмирсон, Форд.

Одним из главных учеников Тейлора был Ганнт (1861-1919 гг.). Он интересовался не отдельными операциями и движениями, а производственными процессами в целом. Он объяснял низкую производительность тем фактором, что задачи и методы их решения формируются на основе того, что было сделано ранее или чьего-либо мнения по поводу того, как надо делать работу. Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятия. Он разработал систему плановых графиков (графики Ганнта), позволивших благодаря высокой информированности осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее. Ганнт внедрил систему зарплаты с элементами повременной и сдельной формы оплаты.

Ф. и Л. Гилберты внедрили оптимальные способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений. Френк Гилберт первым применил фотоаппарат и камеру для исследования движений работников, что позволило ему определить цикл элементарных движений для выполнения любой организации. Лилиан Гилберт первой начала заниматься вопросами управления кадрами и научным подбором, расстановкой и подготовкой.

Г.Эмирсон (1853-1931 гг.) В 1913 году вышел главный труд его жизни – книга «12 принципов производительности»:

· отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления;

· справедливое отношение людей к персоналу;

· нормализация условий труда;

· наличие письменных стандартных инструкций;

· вознаграждение за производительность.

Административная (классическая) школа менеджеров.

Основатель Файоль (1825-1925 гг). В течение 30 лет он был руководителем крупной французской горнодобывающей и металлургической компании, которая в момент назначения его на пост генерального директора (1888 г.) находилась на грани банкротства, а ко времени отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных научно-технологических и административных концернов в мире. Основная работа - книга «Общественное и промышленное управление» (1916 г.).

Целью создания административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым организация обязательно добьется успеха.

Файоль сформулировал 14 принципов:

1. разделение труда (специализация);

2. дисциплина;

3. единоначалие;

4. единство руководства;

5. власть и ответственность;

6. подчинение частных интересов общим;

7. вознаграждение;

8. централизация;

9. скалярная цепь;

10. порядок;

11. справедливость;

12. стабильность рабочего места для персонала;

13. инициатива;

14. корпоративный дух.

Файоль сформулировал 6 групп операций:

1. технические;

2. коммерческие;

3. финансовые;

4. страховые;

5. учетные;

6. административные.

Административные операции Файоль разделил на: планирование; организацию; мотивацию; контроль; координацию.

Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Файоль говорил, что даже самый образованный менеджер не может быть компетентен во всех вопросах и количество знаний возрастает вместе с опытом, а также, что исключительно техническое образование не отвечает общим запросам предприятия.

Заслугой Файоля является постановка им вопроса о необходимости выделения собственно управленческой деятельности в особый объект исследования. Основное различие теорий Тейлора и Файоля состоит в том, что Тейлор предлагал устанавливать рациональное управление предприятиями «снизу», а Файоль – «сверху». Они рассматривают разные уровни организации производства: Тейлор – цеховую, Файоль – высшую административную.


 

18. Школа человеческих отношений.

 

В 30-50е гг, ХХ века получила распространение неоклассическая школа, возникшая вследствие того, что классическая школа в недостаточной степени учитывала человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.

Задача этой школы – использовать достижения психологии и социологии для того, чтобы перенести центр тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми.

Возникновение этой школы связано с немецким ученым Гуго Мюнстербергом (1863-1916). В 1892 году переехал в США, преподавал в Гарварде, создал первую в мире школу промышленных психологов и явился одним из основателей психотехники.

Фаллетт (1868-1933) изучала социально-психологические отношения в небольших группах. Первая выдвинула идею гармонии капитала и труда, которая может быть достигнута только правильной мотивацией и учетом интересов всех заинтересованных сторон.

Особая заслуга принадлежит психологу Элтону Мейо (1880-1949). Он провел ряд экспериментов, получивших название «хотторнские эксперименты» по названию г.Хортон недалеко от Чикаго, где распологался завод Вестерн Электрик. Эксперименты проводились с 1927 по 1939 годы, а результаты обрабатывались еще 10 лет. Изучая влияние различные факторов на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мейо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора. Обращение к человеческому фактору – это революционный переворот наук управления. Под ним в психологии понимают личность, группу, коллектив, общество, включенное в управленческую систему. Именно человеческий фактор сейчас отделяет конкурентоспособность и эффективность организации. В деятельности современного менеджера преобладают социально-психологические и психологические методы управления над административными.


 



2019-11-21 215 Обсуждений (0)
Административная и научная школы в управлении. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Административная и научная школы в управлении.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)