Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Физическая культура и спорт как особая область человеческой деятельности.



2019-11-21 1027 Обсуждений (0)
Физическая культура и спорт как особая область человеческой деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Имеются два содержательных толкования термина «физическая культура» (ФК). В первом случае ФК понимается как «Органическая часть культуры общества и личности; рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике» [53]. Спорт является естественной частью этой культуры. В данном случае мы имеем дело с другим употреблением понятия ФК. Оно характеризует базовый уровень физической подготовленности подрастающего поколения, а именно — школьную ФК, существенным образом влияющую на физическое развитие всех детей по причине обязательного школьного образования, а также и профессионально-прикладную ФК, в том числе для военной службы (см. там же). (Гигиеническую ФК и лечебную ФК здесь не рассматриваем, считая их специфическими ответвлениями данной педагогики). Спорт в это определение не входит, он занимает самостоятельное место, имея в своей основе соревновательно-игровую деятельность. Иными словами, в нашем случае между понятиями «физкультура» и «спорт» существует взаимосвязь, но не тождественность.Спорт выполняет в обществе ряд важных функций социального, экономического и политического характера.

Социальная роль спорта велика. Суть его в стремлении к неуклонному расширению человечеством своих двигательных, физических возможностей. Спорт является одним из наиболее действенных средств воспитания у подрастающего поколения моральных и волевых качеств, таких личностных свойств, как собранность, трудолюбие, целеустремленность в достижении поставленной цели и ряд других. Все это в совокупности обеспечивает подготовку к жизни и труду и в целом служит здоровью нации. Потребность человека заниматься физическими упражнениями и спортом обусловлена тремя его сущностями.

Как существа биологического:

• потребность к энергичным движениям генетически заложена и проявляется в период созревания, что унаследовано от высших животных и обеспечивает развитие организма в период его роста и поступательного развития.

Как существа социального:

• стремление занять достойное место в человеческом обществе по физическому состоянию и внешне отвечать эстетическим требованиям согласно антропометрическим показателям, принятым в данном обществе в конкретный исторический период;

• способность физически защищать себя, близких и государство.

Как существа мыслящего и волевого, способного ставить и достигать значимые жизненные цели:

• для подготовки себя к жизни через развитие личностных свойств и качеств в экстремальных условиях спортивных занятий и состязаний;

• как фактор, влияющий на карьеру, благодаря хорошему физическому развитию и спортивным достижениям;

Развитие спорта стимулирует развитие таких отраслей экономики, как производство спортивного инвентаря, спортивной одежды, строительство стадионов и спортивных площадок и т.д. Соревнования различного уровня, представляющие собой зрелищные мероприятия, создают весьма крупный денежный оборот, обеспечивают досуг населению и налоговые поступления государству. Иллюстрацией к размаху спортивной индустрии могут служить проводимая в настоящее время подготовка к зимним Олимпийским играм в Сочи и такие фирмы мирового значения, как «РИБОК» и «АДИДАС»

 

2. Причины возникновения педагогики физической культуры и спорта.

Впервые педагогика была выделена из системы философских знаний в начале XVII века английским философом Френсисом Бэконом и закреплена как наука трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

Я. А. Коменский создал педагогическую теорию образования и воспитания — «Великую дидактику». Его труды «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках», «О развитии природных дарований» и др. послужили основой для рождения новой систематизированной педагогики, выделения методов нравственного воспитания, реализации идей воспитывающего обучения. Им был создан проект переустройства общества на разумных началах и уравнивания всех людей высочайшей культурой в ходе развития их «природных дарований».

Педагогика — наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Это наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности. Как отмечают иследова- тели, педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности [Борцовская, Реан, с. 11]; педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека [Андреев, с. 19].

Социализация — процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена данного общества.

Педагогика физической культуры и спорта — предметное освоение человеком пространства физкультурно-спортивной деятельности, реализуемое в процессах обучения и воспитания [Неверкович, с. 491].

Фундаментальные знания о человеке и обществе являются основанием для решения вопроса о природе воспитания, обучения и образования.

Педагогика физической культуры и спорта — это наука, изучающая цели, содержание, закономерности воспитания (образования и обучения) при занятиях физическими упражнениями и спортом и управление этим процессом.

Педагогика спорта как самостоятельная отрасль научных знаний начинает интенсивно развиваться за рубежом в конце 1960-х и особенно в 1970-х годах прошлого столетия в Германии, Польше, США, Швейцарии, Швеции, Японии, появилось значительное количество публикаций по этим проблемам. В ряде западноевропейских стран были созданы кафедры спортивной педагогики, например, в Германии и Швейцарии. В 1975 г. образован Международный комитет по педагогике спорта.

В России основы научного подхода к физической культуре заложил П. Ф. Лесгафт разработкой теории физического образования. В советский период научные разработки в этой области начались с образованием двух институтов: в 1919 году на базе Высших курсов П. Ф. Лесгафта был создан Петроградский государственный институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта и в декабре 1920 года — Московский государственный институт физической культуры. (В настоящее время оба именуются Государственными университетами физической культуры.) Фундамент научного обоснования системы физического воспитания в 1920-е годы создали сотрудники этих институтов ученые В. В. Гориневский, В. Е. Игнатьев, Л. А. Орбели и ряд других.

В 1930-е годы была создана система органов государственного управления физкультурным движением, соответственно возникла и необходимость создания единой государственной методики физического воспитания. В целях повышения массовости и усиления заинтересованности молодежи занятиями физической культурой и спортом в 1931 г. был введен комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), а затем «Единая всесоюзная спортивная классификация» (1935-1937 гг.), которые имели большое значение для развития методических основ физического воспитания в нашей стране. Увеличилось количество добровольных спортивных обществ (ДСО), регулярно стали проводиться массовые всесоюзные соревнования. Все это привело к интенсивному развитию теории и практики физического воспитания, были изданы первые учебники по методике физического воспитания, легкой атлетике, плаванию и ряду других видов спорта.

В послевоенный период, по мере накопления научного багажа, публикуются учебники для студентов ИФК по теории физического воспитания (1974 г. — под ред. Г. Д. Харабуга; 1976 г. — под ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова). С развитием за рубежом и в нашей стране теории культуры начинает разрабатываться теория физической культуры (В. М. Выдрин, 1974, и др.). В этом аспекте подверглись пересмотру содержание учебного предмета и учебники для ИФК, они теперь именуются «Теория и методика физической культуры» (Л. П. Матвеев, 1991; 2003 — под ред. Ю. Ф. Курамшина).

 



2019-11-21 1027 Обсуждений (0)
Физическая культура и спорт как особая область человеческой деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Физическая культура и спорт как особая область человеческой деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1027)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)