Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности воспитательного процесса. Основные группы принципов содержания, организации и проведения воспитательного процесса.



2019-11-21 463 Обсуждений (0)
Особенности воспитательного процесса. Основные группы принципов содержания, организации и проведения воспитательного процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок




Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально ориентированное управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников конечной целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Особенности воспитательного процесса.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей.

1. Это целенаправленный процесс.

2. Многофакторный процесс.

3. Длительный процесс.

4. Непрерывность.

5. Комплексный процесс.

6. Вариативность и неопределенность результатов.

Принципы содержания воспитания:

- конкретная социально-ценностная направленность и целеустремленность воспитания. Этот принцип определяет общую направленность процесса воспитания студентов, обеспечивая внутреннюю связь между всеми принципами, методами, средствами и формами воспитания. Он требует подчинения всей деятельности преподавателя задачам воспитания в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. На основе этого принципа осуществляется реализация государственного заказа в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами обучаемых, то требования принципа естественным образом вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании же целей государства, общества и личности реализация принципа затруднена, а иногда вообще становится невозможной;

- соответствие целей и содержания воспитания характеру решаемых задач и потребностей студентов. Этот принцип будет реализован лишь тогда, когда не возникает противоречий между содержанием воспитания и теми потребностями студентов, которые они вкладывают в это содержание;

- гармоничность содержательных составляющих воспитания, то есть единство государственного, патриотического, нравственного, профессионального, правового, физического, экологического, эстетического и других видов воспитания.

Принципы организации воспитания:

- принцип связи воспитания с жизнью. Реализация этого принципа требует постоянной информированности студентов о происходящих событиях в различных сферах общественной жизни и в социально-экономической ситуации, а также применения полученных знаний, умений и навыков на практике;

- воспитание в коллективе и через коллектив. Этот прин­цип предполагает оптимальное сочетание коллективных, груп­повых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Коллектив дает студентам богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личностного потенциала. Только в коллективе и с его помощью могут воспитываться и развиваться чувства ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, нормы поведения, вырабатываются организаторские навыки. Личность может быть правильно воспитана лишь в коллективе, хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях;

- субъект-субъектный характер воспитательных взаимоотношений. Этот принцип отражает личностный подход к воспитанию, который предполагает партнерские, равноправные отношения обучающих и обучаемых. Первостепенное значение здесь имеет направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, установки, мотивы деятельности. Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспи­татель постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные осо­бенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни и т.д.

- индивидуально-творческий подход. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, самореализацию личности, выявление и развитие ее творческих возможностей;

- активность, системность и конкретность воспитательных мер;

- сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности;

- единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий. Этот принцип требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования;

- оптимизация воспитательного процесса.

Принцип проведения воспитания:

- правовая доминантность преподавателя в воспитательной деятельности;

- активный, динамично развивающийся характер воспитательной деятельности;

- педагогическая требовательность, характеризующаяся разумностью и справедливостью, обоснованностью и последовательностью;

- забота и внимание к обучаемым, гуманное отношение к ним;

- сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников и др.

 



2019-11-21 463 Обсуждений (0)
Особенности воспитательного процесса. Основные группы принципов содержания, организации и проведения воспитательного процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности воспитательного процесса. Основные группы принципов содержания, организации и проведения воспитательного процесса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)