Побуждение (поощрение), и торможение (наказание) как методы управления поведением.
Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение имеет воспитательный эффект, если оно ценно и значимо для самого воспитанника и поддерживается общественным мнением. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого, меру вложенных усилий. При использовании поощрений надо соблюдать меру и осторожность, не хвалить за то, что получено от природы (ум, здоровье, красота), за то, что не требовало больших усилий; дважды за одно и то же, из-за жалости, из стремления угодить ребенку и ему понравиться. Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность, награждение, предоставление почетных нрав, материальное вознаграждение и т.п. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию. Недостаток поощрений может вызвать у ученика потерю веры в себя, захваливание — к зазнайству. Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния. Если после наложения наказания воспитанник испытывает обиду на воспитателя — наказание или применено несправедливо или технологично неправильно. Виды наказания: замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, отказ от наказания, выговор, отсроченное наказание, наложение дополнительных обязанностей и др.
24. Методические приемы.
25. Структура воспитательного процесса. Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры. По целям структура воспитательного процесса представляет собой последовательность задач, на решение которых он направлен, а именно: • формирование всестороннего, гармонически развитого человека; • развитие духовности; • воспитание его нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей; • приобщение школьников к ценностям в области науки, культуры, искусства; • воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности; • развитие склонностей, способностей и интересов школьников с учетом их возможностей и желаний, а также социальных требований; • организацию личностной и социально ценной многообразной деятельности; • развитие социальной функции личности - общения.
26. Воспитание как объективная потребность тренера.
27. Постановка воспитательных целей и задач.
28. Ведение личных дневников воспитанниками. Руководство самовоспитанием. 29. Воспитание дисциплины и пути преодоления недисциплинированности на занятиях. Дисциплинированность отражает нравственное поведение школьников. Способы воспитания дисциплины: - своевременность начала и окончания урока; - четкое определение требований учителя; - вовлечение учащихся в различные виды общественнополезной деятельности; - предоставление учащимся инициативы в некоторых общественно-полезных делах; - умелая организация внеклассной спортивной работы посредством добровольного выбора вида спорта; - правильная организация урока, его эмоциональная и целевая направленность; - укрепление в ученике веры в свои силы; - использование методов убеждения; поощрение, одобрение со стороны товарищей, их помощь при выполнении физических упражнений; - вовлечение учащихся в соревновательную деятельность.
30. Спортивный коллектив, его особенности и условия формирования. Для спортивного коллектива, как и для любого другого, характерны следующие особенности: личный контакт всех членов, повседневное общение, ответственность, взаимопомощь, взаимопонимание, солидарность, подчинение, руководство, сотрудничество, дружба, товарищество, взаимная поддержка. В связи со спецификой деятельности к числу особенностей развития спортивного коллектива следует отнести следующие: 1) спортсмены одновременно входят в несколько коллективов, и тренерам необходимо знать, какой из них является референтным. Профессионализация спорта свидетельствует о том, что для спортсменов чаще всего референтным является спортивный коллектив. Следовательно, он является наиболее значимым в формировании личности спортсмена; 2) повышенные требования к личности: ежедневные тренировки, участие в соревнованиях, соблюдение спортивного режима, лишение многого того, что доступно людям вне профессионального спорта, замкнутый образ жизни – требуют от тренера организации досуга, удовлетворения разнообразных интересов, разумного включения в общественную жизнь, связи с семьей, клубом и т.д.; 3) ярая устремленность на достижение высоких результатов обязывает спортивного педагога не упускать из виду другие важные для спортсмена моменты жизни такие, как учеба, получение образования и профессии, жизнь после окончания спортивной карьеры; 4) возможность положительного и отрицательного влияния на развитие личностных качеств. Достижение высших спортивных результатов немыслимо не только без определенных способностей, но и без проявления в высшей степени нравственных и волевых качеств. В то же время достигнутые результаты (победы, звания и титулы) делают спортсмена известным, популярным, его приглашают выступить по телевидению и в других средствах массовой информации, он частый гость различных праздников, торжественных собраний. 5) острые переживания, эмоции в связи со спортивной деятельностью (успехи, поражения), психическая напряженность на тренировках, при выступлении на соревнованиях требуют постоянного внимания тренера и знания им состояния спортсмена в. этот момент, своевременной помощи в случае определенного влияния их на личность; 6) относительная добровольность входа в коллектив и выхода из него. Причины могут быть разными. Контрактная система, с одной стороны, упрощает проблемы перехода из одного коллектива в другой но с другой – усложняет моральное состояние спортсмена, и в этом случае большая роль принадлежит тренеру и новому коллективу по адаптации спортсмена к новой обстановке; 7) текучесть членов коллектива в связи с отбором в команду, прекращением спортивной карьеры, травмами и т.д. Забота тренера о сохранении состава, традиций, преемственности и перспективы коллектива, о малой текучести требует от него создания необходимых условий не только для роста спортивного мастерства, но и для того, чтобы команда стала для спортсменов «родным домом».
31. Особенности целеориентирования в спортивном коллективе.
32. Формирование коллектива как демократического объединения.
33. Общественное мнение и традиции – основные регуляторы коллективных отношений. Четко сформированное общественное мнение по узловым вопросам целе ориентирования, спортивной этики и общей системы взаимоотношений с окружающими обеспечивает единство и согласованность действий всех членов коллектива и влияние большинства на возможные отклонения в поведении отдельных спортсменов.Осуществление этой задачи происходит главным образом через деятельность органов самоуправления в ходе их создания и функционирования, что нами уже рассмотрено. Но есть и другие пути, использовать которые весьма полезно. Это — включение воспитанников в совместное обсуждение и выработку правил для групповых форм поведения, разработку дисциплинарных норм, а также содержания и организации совместного досуга. Суть в том, что тренер начинает побуждать своих воспитанников к проявлению активности в самостоятельной регламентации поведения с первых шагов общения с ними. Осуществляется это путем включения их в обсуждение различных, казалось бы мелких, вопросов дисциплины и взаимоотношений, которые он мог бы легко решить сам. Это — незначительные нарушения дисциплины, какие-то неблагоприятные особенности, проявившиеся во взаимоотношениях, — грубое слово, проявление неуважения к товарищу, неоказание помощи или злая насмешка. Одновременно в ходе таких обсуждений идет формирование общественного мнения. Поясним это на примере одного из первых занятий в ДЮСШ с группой легкоатлетов-новичков 11-12 лет. По окончании занятий тренер обращается к группе: «Ребята, хочу с вами посоветоваться. Сегодня я заметил, что стоило мне отвернуться, как четыре человека начали делать упражнение вполсилы. Хотел их наказать, а потом подумал, ведь занятия у нас добровольные, ну, и ребята по доброй воле могут делать так, как им захочется, тем более что они, кажется, к тому времени уже устали. А как считаете вы?» Часть ребят соглашается, что это правильно, пусть отдыхают. Тогда тренер добавляет: «А потом я подумал: а что такое спорт, в чем же его главная прелесть и необходимость для человека?» В результате общей дискуссии ребята приходят к выводу, что добровольность заключается в принятии решения заниматься легкой атлетикой, а уж коли принял решение, то и на тренировках надо работать только в полную силу и добросовестно выполнять все задания тренера. Это — очень важная установка. Бытующее среди подростков правило: «Не выслуживайся перед учителем» (то есть не проявляй излишнего явного старания) нередко переносится и на занятия спортом. Просторые и удобные автобагажники с дополнительными секциями окажут вам неоспоримую помощь как в долгом автомобильном путешествии, так и в обычной повседневной жизни!
34. Общие положения дидактики физической культуры и спорта. Основные понятия дидактики физической культуры и спорта. Задачи обучения. Дидактика физической культуры и спорта является частью общей дидактики, изучающей содержание и закономерности обучения двигательным действиям на занятиях физическими упражнениями и спортом и доведение их исполнения до высокого уровня мастерства. Дидактика физической культуры и спорта выступает как система руководящих, методических и организационных положений по отношению к частным методикам отдельных видов физической культуры и видов спорта. В свою очередь, частные методики обогащают и могут корректировать отдельные положения дидактики. Дидактическая (учебная) деятельность выполняет три функции: Образовательную – способствует как овладению знаниями основ наук, так и способами овладения теоретическим знаниями и умениями их использовать в практической деятельности. Воспитательную – способствует формированию нравственных, волевых качеств, эстетического вкуса. Развивающую – способствует как развитию всех систем организма, так и личности в целом. Каждая функция процесса обучения, имея свое содержание, тесно связана с другими, они взаимопроникают друг в друга, составляют единое целое в процессе обучения, что способствует формированию целостной, разносторонне развитой личности. Задачи обучения: передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (789)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |