Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. Преимущества малого бизнеса заключаются в том, что малые и средние предприятия обладают мобильностью, высокой адаптивной способностью к изменениям, постоянно происходящим в рыночной среде, возможностью оперативно реагировать на изменения рыночного спроса. Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации способствует развитию конкуренции, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов, повышению эффективности предпринимательской деятельности, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней Бюджетной системы. Государственная политика развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. В соответствии с указанным законом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: - хозяйственные общества, - хозяйственные товарищества, - хозяйственные партнерства, - производственные кооперативы, - потребительские кооперативы, - крестьянские (фермерские) хозяйства, - индивидуальные предприниматели. Перечисленные субъекты относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, если они соответствуют следующим условиям: 1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований: а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования; г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково"; д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности; 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения: а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек. 3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Предельные значения для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей. Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства являются: 1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; 2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; 4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; 5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; 6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; 7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта; 8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: 1) разграничение полномочий по поддержке малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; 2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства; 4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с программами развития малого и среднего предпринимательства. В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры: 1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; 2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности; 3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности; 4) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 5) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 6) иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов развития малого и среднего предпринимательства. При федеральных органах исполнительной власти могут создаваться координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства. Такие органы создаются в целях: 1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; 2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; 3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства; 4) выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства; 5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций. В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.
Вопросы для самоконтроля
1 Дайте определение предприятия как хозяйствующего субъекта. 2 Какова роль предприятия в решении глобальной экономической проблемы? 3 Назовите основные черты производственного предприятия. 4 Сформулируйте главную цель предприятия. 5 Дайте определение понятий «производственная мощность» и «производственная программа» предприятия. 6 Перечислите и раскройте экономический смысл стоимостных показателей объема выпускаемой предприятием продукции. 7 Перечислите и охарактеризуйте организационно-правовые формы коммерческих организаций в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. 8 Какие субъекты хозяйствования в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются субъектами малого и среднего предпринимательства? 9 Какова роль малого и среднего предпринимательства в развитии экономики России? 10 Каковы основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации?
Практическое задание
Деловая игра «Организационно-правовые формы предприятий» Деловая игра, или мини-кейс, направлена закрепление знаний, полученных при изучении дисциплины «Экономика предприятия», приобретение навыков работы с законодательными актами, литературой по дисциплине. Подготовьте характеристику предприятия выбранной вами организационно-правовой формы. Опишите предприятие в терминах системного подхода: вход, процесс, выход. Для этого выполните следующее: 1) сформулируйте цель деятельности предприятия; 2) определите состав продукции, производимой предприятием, выполняемых работ, услуг, оказываемых предприятием; 3) выясните, какие ресурсы необходимы для выпуска этой продукции (материальные, трудовые и др.). 4) определите состав поставщиков всех видов ресурсов; 5) выясните, как происходит сбыт продукции, какие рынки использует предприятие; как устанавливается цена продукции, какие могут быть использованы методы принятия ценовых решений; 6) как принимают решение на предприятии; какова роль менеджеров, учредителей предприятия; кто несет ответственность за результаты принятых решений; 7) как влияет на принятие решений выбранная для вашего предприятия организационно-правовая форма предприятия. 8) выясните, какими источниками средств обладает предприятие, если оно имеет выбранную вами форму. Насколько легко и просто получить кредит, можно ли увеличить количество учредителей для вашего предприятия без перерегистрации его или нет; 9) определите, кому принадлежат доходы предприятия, как распределяется прибыль вашего предприятия, имеет ли кто-либо преимущественное право на ее получение; 10) выясните, кто будет платить налоги: предприятие как юридическое лицо или его учредители, от чего зависит ответ на этот вопрос; 11) определите, можно ли привлечь в качестве совладельцев данного предприятия других физических или юридических лиц, что для этого необходимо сделать; 12) если собственники решат продать или ликвидировать предприятие, как будет разделена сумма, вырученная от продажи всех активов данного предприятия; как произведена расплата по задолженности с поставщиками, например, сырья, топлива, энергии, что и в какую очередь получат работники, кредиторы, учредители; 13) кто принимает решение о перепрофилировании (изменении сферы деятельности) предприятия; 14) какие учредительные документы регламентируют деятельность вашего предприятия; 15)ответы на все поставленные вопросы необходимо обосновать, привести ссылки на законодательные акты, регулирующие деятельность предприятий различных организационно-правовых форм. Организация работы студентов: студенческая группа делится на группы из двух-трех человек, каждая из которых в качестве домашнего задания на основе Гражданского кодекса РФ, других законодательных актов, материалов по предпринимательству, реальных или виртуальных предприятий готовит отчет по вышеперечисленным пунктам. Выбирают организационно-правовую форму из следующего списка: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное), общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество (открытое или закрытое), унитарное предприятие (государственное или муниципальное), производственный кооператив. В аудитории группа докладывает результаты, следуя перечисленным вопросам. Другие студенты должны выявить проблемы в функционировании, в управлении предприятием, обусловленные именно выбранной организационно-правовой формой. Каждой подгруппе задают вопросы, позволяющие уяснить степень глубины понимания проблем данного предприятия, особенностей его функционирования, обусловленных организационно-правовой формой. В результате каждый студент получает балл (от 0 до 60) за подготовленное задание и балл за активность на занятии (от 0 до 40). Итоговая оценка состоит из суммы баллов и переводится в пятибалльную по схеме: от 55 до 60 - «удовлетворительно», от 61 до 80 - «хорошо», от 81 до 100 - «отлично».
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |