Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Введение в проблематику курса



2019-11-21 279 Обсуждений (0)
Введение в проблематику курса 0.00 из 5.00 0 оценок




Русская патрология

Курс лекций

иерей Роман Алексеевский

 

 

Новокузнецк, 2019

Введение в проблематику курса

Богословие есть в известномсмысле собственная принадлежность христианства. Богословие возможно, так как Бог есть Бог Слово, так как человек имеет в себе образ Божий, так как слово человеческое имеет в себе некое подобие Божественного слова. Бог Слово открывает себя в слове человеческом, и в этом суть богословия. Через слово, через богословие устанавливается связь между Богом и человеком. Богословие, как «лестница Иакова», не только связывает земное с небесным, но и указывает на присутствие небесного в земном. Таким образом, богословие – это слово Бога, слово о Боге, слово к Богу («кто истинно молится, тот истинный богослов»).

В самом широком смысле это богословие, заключающее в себе как lexcredenda (правило веры), так и lexorandi (правило молитвы), есть хранилище Предания Церкви (theologiamajore – «большое богословие»). Это Богословие-предание по определению внутренне присуще

Церкви и направлено на разрешение двух ее основных задач: идти в мир (Мф.28:19) – и увести из мира (Ин.15:19). Об этих двух аспектах церковной миссии будет говориться далее как об освящении и обожении.

Научное богословие (theologiaminore – «малое богословие») призвано хранить и систематизировать Богословие-предание. Для этого оно пользуется общегуманитарными методами исследования, почему и носит имя «научного». Связь научного богословия с Преданием обеспечивается не только тем, что последнее является его объектом, но и тем, что освящающее действие Предания обнаруживает себя и в научном богословии Церкви, ибо, по определению Святителя Филарета, Предание есть «не просто видимое и словесное предание учения, правил, чино-положений, обрядов, – но с сим вместе и невидимое, действительное преподаяние благодати и освящения».1

История богословия – один из разделов theologiaminore, и ее назначение заключается в том, чтобы кодифицировать традицию, проследить ее развитие и выделить ее неизменные и изменяющиеся элементы, а также указать на те ее черты, сохранение которых в истории обеспечивало ее (традиции) самоидентификацию, а значит, и жизнеспособность. В этой последней задаче, быть может, более всего обнаруживает себя актуальность истории богословия. При этом объект истории богословия шире, чем корпус творений святых отцов в строгом смысле слова, так как она должна принимать во внимание сочинения порой и далеких от святости «церковных писателей». Кроме того, богословские идеи в большей или меньшей степени принадлежат как вечности, так и времени, и прослеживание их генезиса подразумевает учет положения их автора в церковном социуме (принадлежность к монашеству, к той или иной духовной школе и т. п.).

 

Источники и литература курса

Важнейшим обстоятельством, затрудняющим сегодня изучение источников русского богословия является отсутствие seria patrologia russica. Единственная серьезная попытка кодификации традиции принадлежит XVI веку – это Великие Четий Минеи свт. Макария.

В Синодальный период интерес к собственной богословской традиции пробуждается в конце XVIII столетия, вместе с интересом к русской истории. Первое издание, ставшее выражением этого интереса, – «Древняя российская вивлиофика» Н. И. Новикова. На протяжении XIX столетия количество публикаций неизменно растет. Многое публикуется в духовной и исторической периодике. Ряд важных документов был опубликован в приложениях к монографиям, посвященным исследованию того или иного исторического периода или события. Выходят прижизненные и посмертные собрания сочинений свт. Димитрия Ростовского, свт. Тихона Задонского, свт. Филарета Московского, свт. Игнатия Брянчанинова и др. Однако все это, как правило, издания, зачастую выполненные либо с какого-то одного рукописного источника, либо с прижизненной публикации, не снабженные справочным аппаратом и комментариями и не носящие научного характера.

В советский период светские исследователи обильно публикуют древнерусские источники, немало сделав в области научно-текстологической подготовки текстов. Таковы, напр., публикации И. П. Еремина в Трудах отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ) сочинений прп. Феодосия Киево-Печерского или Кирилла Туровского, издаваемая Д. С. Лихачевым серия «Памятники литературы Древней Руси» (ПЛДР), претендующая на роль своего рода культурных «четий».

В настоящее время положено начало научному изданию трудов прп. Максима Грека. Некоторые памятники древнерусской традиции (в том числе Макарьевские Четии в факсимильном издании; тексты, связанные с концепцией «Третьего Рима») опубликованы в последние десятилетия на Западе.

Научное изучение истории русского богословия связано с трудами свт. Филарета (Гумилевского), автора не только «Исторического учения об отцах Церкви», но и первого «Обзора русской духовной литературы». В предисловии к нему он указывал, что время для написания истории русской духовной литературы еще не настало, и пока возможно дать только ее общий обзор, в котором будет сказано необходимое о личности каждого автора, перечислены его сочинения и рассмотрены важнейшие из них. Однако для изучения русской традиции имеет значение не только сделанный святителем Филаретом (Гумилевским) ее обзор, но и те важнейшие принципы историко-богословской науки, которые он сформулировал во введении к «Историческому учению об отцах Церкви», в частности представление о неограниченности «святоотеческого периода» в истории Церкви никакими рамками, кроме эсхатологических, а также подразделение изучаемых авторов на свв. отцов и «церковных писателей».

Из числа обзорных работ должна быть упомянута также «Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии» H. Н. Глубоковского, вышедшая в свет в начале XX столетия. Ограничившись рамками только научного богословия, Глубоковский дал его сжатый очерк, сформулировав в заключение отличительные черты русской богословской науки, которые он усматривал в отсутствие резко очерченных богословских школ и в стремлении к концептуальному осмыслению затронутых тем.

В XX столетии наиболее значительным трудом, представляющим собой попытку дать описание и концептуальный анализ русской богословской традиции, стали «Пути русского богословия» прот. Георгия Флоровского (Париж, 1937). За абсолютную точку отсчета о. Георгием было выбрано Византийское богословие, относительно которого он и оценивал все явления русской мысли. На спорность этого подхода указывали уже современники о. Георгия, однако и по сей день труд о. Георгия остается непревзойденным по широте охвата и глубине интуиции автора, позволявшей ему зачастую выходить за рамки установленных им самим для себя принципиальных ограничений.

При этом в том же XX веке ряд значительных работ по истории русского богословия был написан на Западе. К их числу следует отнести прежде всего монографии таких авторов, как Л. Мюллер, П. Паскаль, Р. Пиккио, Г. Подскальский.

В настоящее время крупнейшим исследователем русской духовной академической школы Синодального периода является доктор церковной истории, проф. ПСТГУ Н. Ю. Сухова.

 



2019-11-21 279 Обсуждений (0)
Введение в проблематику курса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Введение в проблематику курса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)