Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия эпохи Возрождения.



2019-11-13 735 Обсуждений (0)
Философия эпохи Возрождения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним веками предшествующая Просвещению и Новому времени. Приходится — в Италии — на начало XIV века (повсеместно в Европе — с XV—XVI веков) — последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин.

Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место. Культура этой поры тысячами нитей связана с переменами в жизни общества, ее усложнением и противоречиями в условиях перехода от средних веков к раннему новому времени.

Традиционная система феодальных общественных отношений переживает кризис и трансформируется, зарождаются новые формы рыночного хозяйствования. Меняются устоявшиеся социальные структуры, положение и самосознание различных слоев населения города и деревни.

Великие географические открытия. Они обогатили европейцев знаниями об иных цивилизациях, о много­образии обычаев и традиций народов Америки, Азии, Африки. Развитие интереса к проникновению в тайны природы на основе опыта, наблюдения, эксперимента, достижения в естествознании, математических науках, технике, открытия новой астрономии от Коперника до Галилея — все это способствовало формированию новых представлений о времени и пространстве, изменениям в устоявшейся картине мира.

 

Черты Возрождения

Типологические черты культуры Возрождения выявляются в ее соотношении не только с античностью и средними веками, но и с последующими культурными эпохами. Сделав своим девизом обра­щение к первоисточникам знания, Возрождение в еще небывалых масштабах восстановило во многом утраченные в средние века связи с культурными традициями античности — как христианскими, так и языческими, не с одной лишь латинской, но и с древнегреческой культурой. Оно открыло тем самым новые пути для своего собст­венного соперничества с античностью. На античном фундаменте строились многие области ренессан­сной культуры — от системы гуманитарных знаний, образов и норм литературы до архитектуры и различных видов изобразительного искусства.

Самостоятельность по отношению к церкви приобретает не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия.

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если Средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу.

Гуманизм

Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.

Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека.

Данте Алигьери

Итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Создатель «Комедии», в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.

Родился во Флоренции в 1265 году

Первым мыслителем эпохи Возрождения по традиции принято называть Данте Алигьери, хотя он и жил с 1265 по 1321 гг., в эпоху расцвета схоластической философии.

Именно у Данте впервые появились идеи, не укладывавшиеся в русло традиционного схоластического философствования. За эти идеи Данте и был изгнан из родного города (за выступление против папства).

Известно его основное произведение — «Божественная комедия»; менее известны трактаты — «Пир» и «О монархии».

Основные идеи Данте

Данте не противопоставляет божественное начало человеческому, но видит их во взаимном единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека.

Данте убеждает, что человек детерминирован с одной стороны, богом, с другой — природой. К блаженству, таким образом, ведут два пути: философское поучение, т. е. человеческий разум, и «духовное поучение», исходящее от святого духа.

Подчеркивание божественного в человеке выступает как отклонение от средневековых традиций, за это его осуждали средневековые томисты.

Данте против аскетизма, он полон веры в силы человека. Человек сам ответствен за свое благо, решающим здесь являются его личные качества, но ни в коем случае не богатство или унаследованное положение.

Эразм Роттердамский

Крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Подготовил одно из изданий греческого оригинала Нового Завета с комментариями, положил начало мирскому критическому исследованию текста Священных писаний. Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности. Писал преимущественно на латыни.

Основные работы:

-Похвала глупости

-Разговоры запросто

 

Идеи Эразма Роттердамского

Сам Эразм считал себя истинным христианином и защищал идеалы католической Церкви, хотя многое, конечно, ему не нравилось — распущенность нравов, беззаконие, злоупотребление разного рода католическими догматами, в частности — догматом об индульгенциях, и т.д. Однако Эразм не разделял и многих положений, которые были само собою разумеющимися в эпоху средневековья. Так, он был по духу своему просветителем, считая, что все люди созданы Богом равными и одинаковыми, и благородство их зависит не от их принадлежности по рождению к дворянскому или царскому роду, а от их воспитания, нравственности, образования.

Благородство может быть только духовным и нравственным, но никак не унаследованным. Поэтому главное для Эразма состоит в воспитании и образовании человека; невоспитанного и необразованного человека он ставит даже ниже животного, поскольку оно живет в согласии со своей природой, а необразованный человек живет хуже животного, не понимая, что он должен делать.

Выступает он и против схоластической философии и богословия.

Философия должна быть моральной, только такая философия может быть названа истинной философией Христа. Философия должна решать задачи человеческой жизни, проблемы человека, а этого не замечала схоластическая философия. Философия должна присутствовать во всей жизни человека, вести его по жизни.

Бог, снисходя к слабости человеческого разума, вынужден был говорить намеками, иносказаниями, притчами. Поэтому мы должны толковать эти притчи, чтобы правильно понять тот смысл, который Господь вкладывал в Свои слова. Нужно восходить от чувственного, т.е. от буквы, к умопостигаемому, к таинству.

Душа

Человек, по мнению Эразма (а точнее, по мнению Оригена и апостола Павла), состоит из души, духа и тела.

Тело — низшая часть человека, оно хуже даже, чем у животных.

Дух — это тот свет, который осеняет человека: свет истины, свет добра, свет спасения.

Душа связывает дух и тело, она может направлять свои усилия или к телу, или в сторону духа. Таким образом, человек становится или безнравственным, или нравственным.

Никколо Макиавелли

Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель, автор военно-теоретических трудов.

Макиавелли занимал правительстве Флоренции несколько должностей, самая значимая из которых секретарь второй канцелярии, отвечавшей за дипломатические связи республики.

Выступал за сильную государственную власть, для укрепления которой допускал применение любых оправданных средств, что выразил в прославившей его книге «Государь», опубликованной в 1532 году, пережившей много изданий и вызвавшей неоднозначные оценки.

Основные работы:

-Государь

-Рассуждения о первой декаде Тита Ливия

 

                             
 
 
 

 

 


Утопизм

Утопия Томаса Мора

Томас Мор

Английский юрист, философ, писатель-гуманист. Лорд-канцлер Англии (1529—1532).

В 1516 году написал книгу «Утопия», в которой показал своё понимание наилучшей системы общественного устройства на примере вымышленного островного государства.

Мор видел в Реформации угрозу для церкви и общества, критиковал религиозные взгляды Мартина Лютера и, находясь на посту лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Англии.

Томмазо Кампанелла (Город Солнца)

Итальянский философ, теолог и писатель, наиболее известный утопическим трактатом «Город Солнца», один из наиболее значительных мыслителей позднего Возрождения



2019-11-13 735 Обсуждений (0)
Философия эпохи Возрождения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия эпохи Возрождения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (735)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)