ПРОБЛЕМА ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА В КЛАССЕ САКСОФОНА
Шуколюков Кирилл Михайлович, преподаватель ДШИ им. А. А. Пантыкина Важность правильного выбора репертуара при обучении игре в классе саксофона признается всеми педагогами. Правильно подобранный учебный репертуар может активно стимулировать интерес к занятиям и способствовать воспитанию навыков самостоятельного музицирования, проявлению творческой инициативы и активности. Успех выступлений юных музыкантов на публике также во многом зависит от грамотного подбора произведений. Поэтому проблема выбора учебного и концертного репертуара как фактора воспитания юных музыкантов в атмосфере творчества всегда актуальна и заслуживает глубокого и детального рассмотрения. Выбирая репертуар для того или иного конкретного ученика, преподаватель стоит перед сложной проблемой. Произведения, включенные в учебный репертуар, должны соответствовать таким основным критериям, как: художественная ценность, доступность (по содержанию и возможности технического исполнения), педагогическая целесообразность, развивающая направленность и др. Также необходимо постоянно поддерживать его заинтересованность в обучении, учитывая индивидуальные черты характера ребенка, его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности и т.п. В традиционной педагогике установлено, что школьный репертуар должен быть соразмерен с возрастом ребенка. «В младшем возрасте это должны быть небольшие пьесы-действия с текстом» [1, с. 28]. В основе репертуара маленького музыканта должна лежать эмоционально-ассоциативная связь с миром образов, знакомых ему. Например, «Елочка» М. Бекман, «Песенка о медведях» А. Зацепин из сборника Ф. Сафронова «Легкие пьесы для саксофона-альта и фортепиано» или «Ленивый медвежонок», «Веселая кукушка» из хрестоматии для саксофона-альта М. Шапошниковой (1- 3 годы обучения). В старшем возрасте «восприятие искусства становится активным процессом, в который входит и эмоциональное переживание, и работа воображения, и мысленное действование» [2, с. 12]. Важно, чтобы репертуар начинающего саксофониста включал больше разнообразных пьес, из которых впоследствии можно подобрать программу выступления на зачет или экзамен. Изученные произведения позволяют ученику отработать основные исполнительские умения и навыки, приемы игры, что положительно влияет на качество исполнения. В настоящее время, когда в музыкальную школу приходят обучаться дети различной степени одаренности, педагогам приходится включать в работу пьесы для домашнего музицирования. Без доступных и доставляющих удовольствие родителям произведений, невозможно представить себе современные детские сборники, где пусть в облегченном изложении продолжается знакомство с лучшими образцами классической, джазовой и популярной музыки. Эти сборники могут быть использованы для домашних вечеров и праздников, тем самым создавая положительную мотивацию к занятиям у менее способных детей. С особым удовольствием дети исполняют популярную эстрадную музыку под фонограмму. Такие произведения можно использовать и на выступлениях перед родителями в классе, и на концертах. Существует два главных аспекта подбора репертуара, связанные с педагогической диагностикой. Первый – установление индивидуальных технических возможностей учащегося в начале занятий с педагогом. Второй аспект – педагогические наблюдения за техническим развитием учащегося и становлением его творческой индивидуальности в течение длительного периода занятий. Одной из основных форм моделирования занятий в классе саксофона является составление индивидуальных планов для каждого ученика (c учетом его способностей, возможностей и интересов) на каждое учебное полугодие. План должен быть действительно индивидуальным, отвечающим задаче воспитания данного конкретного ученика, и в то же время планом в настоящем смысле этого слова – обоснованно, исходя из реальных закономерностей предшествующего развития, намечающим перспективы дальнейшего движения вперед и позволяющим видеть особенности развития каждого ребенка. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки. В работе над репертуаром педагог может добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них могут быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика. Итак, можно выделить следующие принципы подбора репертуара в классе саксофона: Учет индивидуальных музыкальных и психологических способностей ученика (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, внимание, логическое мышление, реакция, темперамент и т.д.). Соразмеренность с возрастыми особенностями и возможностями ученика (психологические особенности познавательной сферы, ведущую деятельность, соответствующие данному возрасту). Соответствие существующим программным требованиям, предусматривающим формирование определенного художественно-интеллектуального, техническогоитехнологическогоуровняисполнительской подготовки учащегося. Художественной ценности, привлекательности и педагогической целесообразности с учетом решаемых образовательных задач, включая воспитательные. Системность, проявляющуюся впостепенном и последовательном усложнении, создающем условия для параллельного развития и исполнительской техники учащегося, и его музыкального (художественно-образного) мышления. В целом подбор репертуара в классе саксофона ориентирован на: · выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства в раннем детском возрасте; · приобретение и формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков игры на саксофоне, позволяющих ему исполнять музыкальные произведения в соответствии со стилевыми традициями и необходимым уровнем музыкальной грамотности; · воспитание у школьников культуры сольного и ансамблевого исполнительства, приобретение ими опыта творческой деятельности; · овладение учениками системой духовных и культурных ценностей народов мира; · подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. Список литературы: 1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М.: Советский композитор, 1979. С. 28-29. 2. Теплов Б.М. Психологические основы художественного восприятия. Л., 1947. С. 11-12. [1]Медиапедагогика – эффективное средство развития самостоятельно и критически мыслящей творческой личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации, в условиях интенсивного увеличения информационного потока.[1, с.5] [2] Слоган - запоминающееся короткое предложение или словосочетание, несущее в себе основную рекламную информацию (например, слоган к фильму, к компании и т.п.).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |