Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОБЛЕМА ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА В КЛАССЕ САКСОФОНА



2019-11-22 400 Обсуждений (0)
ПРОБЛЕМА ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА В КЛАССЕ САКСОФОНА 0.00 из 5.00 0 оценок




Шуколюков Кирилл Михайлович,

преподаватель ДШИ им. А. А. Пантыкина

Важность правильного выбора репертуара при обучении игре в классе саксофона признается всеми педагогами. Правильно подобранный учебный репертуар может активно стимулировать интерес к занятиям и способствовать воспитанию навыков самостоятельного музицирования, проявлению творческой инициативы и активности. Успех выступлений юных музыкантов на публике также во многом зависит от грамотного подбора произведений. Поэтому проблема выбора учебного и концертного репертуара как фактора воспитания юных музыкантов в атмосфере творчества всегда актуальна и заслуживает глубокого и детального рассмотрения.

Выбирая репертуар для того или иного конкретного ученика, преподаватель стоит перед сложной проблемой. Произведения, включенные в учебный репертуар, должны соответствовать таким основным критериям, как: художественная ценность, доступность (по содержанию и возможности технического исполнения), педагогическая целесообразность, развивающая направленность и др. Также необходимо постоянно поддерживать его заинтересованность в обучении, учитывая индивидуальные черты характера ребенка, его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности и т.п.

В традиционной педагогике установлено, что школьный репертуар должен быть соразмерен с возрастом ребенка. «В младшем возрасте это должны быть небольшие пьесы-действия с текстом» [1, с. 28]. В основе репертуара маленького музыканта должна лежать эмоционально-ассоциативная связь с миром образов, знакомых ему. Например, «Елочка» М. Бекман, «Песенка о медведях» А. Зацепин из сборника Ф. Сафронова «Легкие пьесы для саксофона-альта и фортепиано» или «Ленивый медвежонок», «Веселая кукушка» из хрестоматии для саксофона-альта М. Шапошниковой (1- 3 годы обучения).

В старшем возрасте «восприятие искусства становится активным процессом, в который входит и эмоциональное переживание, и работа воображения, и мысленное действование» [2, с. 12].

Важно, чтобы репертуар начинающего саксофониста включал больше разнообразных пьес, из которых впоследствии можно подобрать программу выступления на зачет или экзамен. Изученные произведения позволяют ученику отработать основные исполнительские умения и навыки, приемы игры, что положительно влияет на качество исполнения.

В настоящее время, когда в музыкальную школу приходят обучаться дети различной степени одаренности, педагогам приходится включать в работу пьесы для домашнего музицирования. Без доступных и доставляющих удовольствие родителям произведений, невозможно представить себе современные детские сборники, где пусть в облегченном изложении продолжается знакомство с лучшими образцами классической, джазовой и популярной музыки. Эти сборники могут быть использованы для домашних вечеров и праздников, тем самым создавая положительную мотивацию к занятиям у менее способных детей. С особым удовольствием дети исполняют популярную эстрадную музыку под фонограмму. Такие произведения можно использовать и на выступлениях перед родителями в классе, и на концертах.

Существует два главных аспекта подбора репертуара, связанные с педагогической диагностикой. Первый – установление индивидуальных технических возможностей учащегося в начале занятий с педагогом. Второй аспект – педагогические наблюдения за техническим развитием учащегося и становлением его творческой индивидуальности в течение длительного периода занятий.

Одной из основных форм моделирования занятий в классе саксофона является составление индивидуальных планов для каждого ученика (c учетом его способностей, возможностей и интересов) на каждое учебное полугодие. План должен быть действительно индивидуальным, отвечающим задаче воспитания данного конкретного ученика, и в то же время планом в настоящем смысле этого слова – обоснованно, исходя из реальных закономерностей предшествующего развития, намечающим перспективы дальнейшего движения вперед и позволяющим видеть особенности развития каждого ребенка.

В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки. В работе над репертуаром педагог может добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них могут быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Итак, можно выделить следующие принципы подбора репертуара в классе саксофона:

Учет индивидуальных музыкальных и психологических способностей ученика (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, внимание, логическое мышление, реакция, темперамент и т.д.). Соразмеренность с возрастыми особенностями и возможностями ученика (психологические особенности познавательной сферы, ведущую деятельность, соответствующие данному возрасту). Соответствие существующим программным требованиям, предусматривающим формирование определенного художественно-интеллектуального, техническогоитехнологическогоуровняисполнительской подготовки учащегося.

Художественной ценности, привлекательности и педагогической целесообразности с учетом решаемых образовательных задач, включая воспитательные.

Системность, проявляющуюся впостепенном и последовательном усложнении, создающем условия для параллельного развития и исполнительской техники учащегося, и его музыкального (художественно-образного) мышления.

В целом подбор репертуара в классе саксофона ориентирован на:

· выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства в раннем детском возрасте;

· приобретение и формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков игры на саксофоне, позволяющих ему исполнять музыкальные произведения в соответствии со стилевыми традициями и необходимым уровнем музыкальной грамотности;

· воспитание у школьников культуры сольного и ансамблевого исполнительства, приобретение ими опыта творческой деятельности;

· овладение учениками системой духовных и культурных ценностей народов мира;

· подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Список литературы:

1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М.: Советский композитор, 1979. С. 28-29.

2. Теплов Б.М. Психологические основы художественного восприятия. Л., 1947. С. 11-12.


[1]Медиапедагогика – эффективное средство развития самостоятельно и критически мыслящей творческой личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации, в условиях интенсивного увеличения информационного потока.[1, с.5]

[2] Слоган - запоминающееся короткое предложение или словосочетание, несущее в себе основную рекламную информацию (например, слоган к фильму, к компании и т.п.).



2019-11-22 400 Обсуждений (0)
ПРОБЛЕМА ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА В КЛАССЕ САКСОФОНА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОБЛЕМА ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА В КЛАССЕ САКСОФОНА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)