Из опыта работы с детьми, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ по зрению
Пугачева Наталья Анатольевна, преподаватель ДШИ им. А. А. Пантыкина
По статистике, количество детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно растает. Эта категория детей нуждается в особом индивидуальном подходе, им, как никому другому, трудно адаптироваться в современном мире. В этой статье хотелось бы поделиться своим опытом работы по обучению детей с ОВЗ по зрению в системе музыкального дополнительного образования. С Л.Г. мы познакомились в подростковом клубе «Колосок», куда ее приводила мама на занятия в кружок оригами. Скромная, но очень любознательная и трудолюбивая девочка сразу покорила меня своей искренностью, отзывчивостью и желанием делать все, не смотря на свой физический недостаток – очень маленький процент зрения. Сначала мы с ней начали петь детские популярные песни. Имея очень хороший слух, девочка чисто интонировала, быстро запоминала текст и мелодию песен. Ей хотелось подобрать и сыграть знакомую мелодию самой, и мы начали учить ноты, пытаясь играть на фортепиано по слуху. Постепенно Л.Г. стала незаменимой солисткой на всех праздниках и мероприятиях, которые мы проводили. Ей очень нравилось выступать. Понимая, что для дальнейшего развития девочки в этом направлении требуется системный подход, я пригласила ее учиться в детскую школу искусств им. А. А. Пантыкина (далее ДШИ). Сначала мы занимались с ней индивидуально по цветным большим нотам – осваивали азбуку. Адаптировавшись, ученица стала посещать и групповые занятия. Параллельно с обучением игре на фортепиано Л.Г. стала учиться играть на флейте. Предположительно, этот духовой инструмент «подходил» ей больше других, т.к. дыхание, которое она училась брать и распределять по фразам, в дальнейшем очень пригодится ей в пении. С такими детьми, как Л.Г. важно с первого урока наладить хороший контакт и дать максимум положительных эмоций. Необходимо не переусердствовать в требовательности: учитывать индивидуальные особенности и возможности ученика. На уроках мы очень кропотливо разбираем каждое произведение, при необходимости проводим физкультминутки, пальчиковую и дыхательно-звуковую гимнастику, Учебный репертуар включает разные по сложности произведения и, что очень важно – те, которые нравятся и интересны ученице. Еще одна особенность – мы много играем в ансамбле. Несмотря на предпочтение преподавателя ставить всегда только положительные оценки, ученица всегда адекватно оценивает свое исполнение. Одной из педагогических задач является развитие волевых качеств, чего мы добиваемся всегда вместе, а результатом плодотворной совместной деятельности можно считать каждое успешное выступление на концертах и/или конкурсах. Обучаясь в ДШИ, девочка получает тот необходимый комплекс знаний и умений, который развивает ее творческие способности. Она становится более открытой эмоционально и раскрепощенной, т.е. свободной в выражении своих чувств, в реализации своего личностного потенциала. На организацию занятий, безусловно, оказывают влияние и настроение, и состояние здоровья ученицы. Много работаем над развитием чувства ритма, что важно для снятия двигательной скованности, играем на разных шумовых инструментах (цветных колокольчиках по звукоряду, цветном ксилофоне, ложках) и т.п. В этом году Л.Г. заканчивает свое обучение в ДШИ по общеразвивающей программе. Оглядываясь назад, можно говорить о том, что нами пройден сложный, но очень интересный путь от выступлений на школьных праздниках и творческих проектах («В гости к Госпоже Метелице», где она сыграла главную роль) до публичных выступлений на городских праздниках и лекториях. Во время обучения в школе ученица становилась победителем (лауреатом 2 и 3 степеней) в региональных конкурсах семейных ансамблей, а на конкурсе «Звуки доброты» для детей с ОВЗ она стала лауреатом 2 степени. Это стало возможным благодаря огромной поддержке ее семьи. Мы никогда не искали легких путей, а педагогическая требовательность к ней была ничуть не ниже, чем к другим, здоровым детям. Да и девочка сама была требовательна к себе, просила никогда не жалеть ее и оценивать по всей строгости, не завышая оценки. Педагоги, работавшие с этим «особенным» учеником надеются, что в и дальнейшем ее связь с миром не будет нарушена или искажена. Уже сейчас Л.Г. заявляет, что хотела бы продолжить занятия музыкой и после окончания школы. Всю свою деятельность автор статьи нацелила на обогащение и развитие непосредственно-чувственных связей ученицы с окружающим миром посредством музыкального искусства и разнообразных видов музыкальной деятельности. Хочется верить, что совместными усилиями при полном взаимопонимании нам удалось с этим справиться, и создать необходимый базис для становления Л.Г. яркой, цельной и неординарной личностью.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |