Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЯХ КОНКУРСКОГО УРОВНЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



2019-11-22 276 Обсуждений (0)
О ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЯХ КОНКУРСКОГО УРОВНЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Корзникова Анастасия Ивановна,

преподаватель ДШИ им. А. А. Пантыкина

Музыкальная литература – это один из увлекательных и познавательных предметов среди музыкально-теоретических дисциплин в детской школе искусств (далее ДШИ). Изучаемые произведения почти всегда вызывают у учащихся живой активный отклик, который выражается через выполнение творческих заданий – создание собственных игр, тестов, презентаций, написание эссе, отзывов, докладов и рефератов. Однако наибольший интерес вызывает конкурная деятельность, связанная с видами работ, расширяющими границы учебного предмета.

Цель данной статьи – описание опыта применения дополнительных (в некоторых случаях конкурсных) заданий по музыкальной литературе, таких как проект видео-презентации, перевод текста с иностранного языка, создание афиши к произведению и др.

Создание презентации уже давно практикуется преподавателями теоретических дисциплин в качестве домашнего задания по музыкальной литературе. Кстати, с каждым днем становится все больше конкурсов, где включена номинация «Компьютерная презентация». Конечно, ее можно делать только с учениками средних и старших классов, но многие из них не всегда могут справиться с этим заданием успешно. Не смотря на хороший уровень владения учащимися программным обеспечением, содержательная сторона работ, как правило, на достаточно низком уровне. Дети больше внимания уделяют дизайну и эффектам, часто увлекаются копированием текста из ненадежных источников. На мой взгляд, вместо обычных, «приевшихся» показов PowerPoint, гораздо интересней и продуктивней создание видео-презентаций.

Создание собственного видео, пусть и состоящего из готовых фрагментов – занятие не менее увлекательное, а трудоемкость и временные затраты аналогичны созданию обычной презентации. При разработке видео не нужно думать о выборе фона и расположении элементов на слайде, зато больше внимания уделяется раскрытию содержания. Работу можно выполнять в любом видео-редакторе (например, Киностудия Windows). Их функционал лишь кажется ограниченным при сравнении с PowerPoint. В стандартные функции входит нарезка видео фрагментов, анимация, вставка аудио и запись голосового сопровождения.

Впервые на конкурс видео-презентаций в 2015 году бы представлена работа «Времена года» моей ученицы Екатерины Щ., в посвященная фортепианному циклу П.И. Чайковского. Цель презентации мы сформулировали как «создание к некоторым пьесам цикла видеоряда, раскрывающего их образное содержание», а задачи – «определить характер пьес; выделить основные средства музыкальной выразительности и особенности формы».

В процессе работы над проектом был пройден ряд этапов. Сначала мы наметили план презентации, затем изучили необходимые источники и написали примерный текст. Как выяснилось, к этому этапу дети относятся более ответственно, если понимают, что позднее записанный текст станет аудио-сопровождением. Попробуй-ка, прочитай без запинки в микрофон скопированный гигантский текст, полный незнакомых слов, да еще при этом не всегда понятно содержание (!?). Приходится более тщательно составлять комментарии, учиться заменять сложные слова, правильно использовать термины, формулировать собственные мысли.

При записи текста неизменно требуется работа над дикцией и интонацией. Порой приходится делать несколько дублей, чтобы выбрать лучший (по словам Кати, она почувствовала себя «настоящим диктором»).

Параллельно идет подборка видеоматериала. Для пьесы «Апрель. Подснежник» нашли красивое видео распускающихся цветов и работы современных русских художников; к «Баркароле» подобрали кадры из видеогида по Венеции, также использовали картины И.К. Айвазовского и Ж.К. Кампана; «Святки» по-новому зазвучали в сопровождении сцены бала из фильма-оперы «Евгений Онегин» (режиссер Р. Тихомиров, 1958),а для пьесы «Ноябрь. На тройке» мы использовали фрагмент художественного фильма «Чародеи» (режиссер К. Бромберг, 1982).

Полезно для создания видео-презентациии спользовать фрагменты передач «России К» или видео-энциклопедий. Сама нарезка и компоновка не занимает много времени. Зато результат – красочная, интересная работа! Кроме того, активное использование медиа-ресурсов в самостоятельной работе учащихся приближает нас к новой модели обучения, основанной на концепциях медиапедагогики[1].

Еще одна нестандартная форма работы, выходящая за рамки обычной деятельности на уроках музыкальной литературы – перевод текста. Впервые я столкнулась с ней в номинации «Переводчик в области искусства» на конкурсе «Классика и современность», который проводился на базе Свердловского мужского хорового колледжа (г. Екатеринбург). Тематика работ в этой номинации связана с искусством и художественным творчеством. На конкурс предоставляли эссе, статьи, сочинения и стихотворения, переведенные с английского, немецкого и др. на русский язык.

Моя ученица, ЛидияТ. дважды участвовала в этой номинации. В первый раз она сделала перевод с английского детской книжечки о детстве и юности композитора Франца Шуберта (A.Rachlin, SHellard “Famoschildren. Schubert”, 1994).Это небольшая брошюра с красивыми иллюстрациями. На русский язык ее еще не переводили (насколько мы знаем). Процесс перевода был трудоемкий (текст около 5 страниц), но увлекательный. Как сказала Лида, перевод получился «очень художественным».

Второй раз мы удивили жюри, представив оригинальный по тематике и оформлению перевод: работа была посвящена отдельным страницам музыки XX века и рассматривала появление и развитие стиля блюз, творчество Дюка Эллингтона, а также историю создания и развития одного из ведущих джазовых инструментов – саксофона.

Оказалось, для выполнения перевода совсем не обязательно в совершенстве владеть иностранным языком. Важнее ориентироваться в терминах, правильно выбирать перевод многозначных слов и уметь формулировать предложения. Для точности перевода требуется проверка фактов, изучение дополнительной литературы и прослушивание произведений по теме. Для нас выполнение такого необычного задания сравнимо с исполнением произведения по специальности – текст буквально «пропускается» через себя.

Заочные олимпиады и конкурсы центра «Снейл» (г. Омск) открыли для меня много необычных видов работы. Принимая участие в олимпиаде, посвященной жизни и творчеству Н.А. Римского-Корсакова, учащиеся нашей ДШИ столкнулись с интересным заданием – «Мой театр – моя афиша». Звучало оно так: «Выбери одно понравившееся тебе произведение Н.А. Римского-Корсакова и создай современную афишу к его «премьере» в твоем театре. Отрази на афише всю минимально необходимую информацию: название произведения, его жанр, три главных действующих лица, автора либретто, стихов или пьесы в зависимости от выбранного произведения. Сочини «слоган»[2] к произведению на современный манер. Напиши его на своей афише». Младшие школьники должны были нарисовать свою афишу на листе формата А4. Старшеклассникам предлагалось создать ее с помощью редакторов Paint, MS Word, используя готовые иллюстрации и картинки.

Оценивалась готовая работа с точки зрения:

· оптимальности решения (информация, представленная на афише, дает верное представление о музыкальном произведении, слоган отражает основную мысль произведения);

· оригинальности решения (частота встречаемости выбранного произведения для афиши у других участников);

· грамотности;

· соответствия техническим требованиям и др.[2, с.5].

Выполняя это задание, дети проявили интерес не только к изученным произведениям Н.А. Римского-Корсакова, но и к незнакомым. Выбор трех главных действующих лиц был затруднителен для некоторых учащихся, и даже вызвал споры. Работы других участников удивили нас своей яркость и красочностью.

На мой взгляд, такое задание вполне может рассматриваться как форма контроля знаний на уроках слушания музыки.

Описанные выше некоторые виды творческих заданий, конечно, требуют дополнительных внеаудиторных занятий. Однако, безусловно, они способствуют формированию самостоятельности учащихся, их способности конструировать свою систему знаний и умений, ориентироваться в информационном пространстве, а также развивают критическое и творческое мышление. Нестандартные формы работы повышают познавательный интерес к предмету и делают первые шаги к научно-исследовательской деятельности учащихся.

Список литературы

1. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. В з-х книгах. – М.: Издательский дом «Классика - XXI», кн.2. - 2007. – 120с.

2. Положение о международных конкурсах центра дополнительного образования «Снейл» - Омск, 2017 Режим доступа: https://nic-snail.ru/upload/file/Polozhenie_2017-2018_1.pdf

 

Теория и практика



2019-11-22 276 Обсуждений (0)
О ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЯХ КОНКУРСКОГО УРОВНЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЯХ КОНКУРСКОГО УРОВНЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)