Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация Методической работы в детской школе искусств как одно из условий обеспечения качества дополнительно го образования



2019-11-22 324 Обсуждений (0)
Организация Методической работы в детской школе искусств как одно из условий обеспечения качества дополнительно го образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Осипова Марина Борисовна,

доцент кафедры педагогики и психологии Нижнетагильского филиалаГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»,

зам. директораМБУ ДО «Детская школа искусств»

городского округа Нижняя Салда по научно-методической работе

Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.               В.В. Путин

 

Поводом для переосмысления взгляда на организацию системы методической работы детской школы искусств стали не только современные требования со стороны государства и общества (в контексте совершенствования нормативно-правовых и законодательных актов в сфере образования), но и позиция Л. Фишмана, утверждающего, что основные проблемы лежат не в плоскости форм и методов работы образовательных организаций (далее ОО), а в области управления.

Повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогического коллектива конкретной ОО – очень важный компонент и весьма существенный ресурс для достижения предполагаемых целей и результатов, обозначенных Законом «Об образовании в РФ», национальной инициативой «Наша новая школа», Программой развития и Образовательной программой ОО. Детские школы искусств не стали исключением.

Модернизация системы образования, открывая новые горизонты и возможности, предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции и личностным качествам педагога, преподавателя или концертмейстера. Если до недавнего времени суть реформирования образования преимущественно касалась преобразований в финансово-экономической сфере и изменений правового статуса ОО, то с 2012 г. началось активное обсуждение профессионального стандарта педагога. Следовательно, мысль К.Д. Ушинского о том, что никакие изменения в школьном деле невозможны, минуя голову учителя, сохранила свою актуальностьи сегодня, коснувшись педагога самым непосредственным образом.

Ключевой характеристикой современного школьного образования является «новый» тип преподавателя – чуткого и внимательного к интересам детей, творчески думающего и открытого ко всему новому, владеющего современными методами и технологиями образования, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса и умениями прогнозировать свой конечный результат. Педагог всегда был и остается главным стратегическим ресурсом системы образования. Сегодня детские школы искусств нуждаются в педагогах/преподавателях, которые являются для школьников образцом творческой деятельности, у которых можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом.

Известно, что изменить любую существующую ситуацию, в том числе и ситуацию в образовании, можно двумя способами: либо административным путем, либо через выращивание инициатив и нового качества снизу. На современном этапе развития системы дополнительного художественного образования и детских школ искусств данный процесс можно считать двухсторонним и взаимонаправленным. 

Анализ управленческого опыта (собственного и коллег) позволяет обозначить весьма спорное утверждение, встречающееся в педагогической литературе: чем больше удовлетворенность работой, тем больше заинтересованности преподавателя в совершенствовании своего мастерства. Разве объективная потребность в обучении (переобучении) сотрудников ОО и потребность конкретного педагога одно и то же?Понятие «потребность» означает недостаток в чем-либо, который не всегда осознается самим человеком. Является ли понимание необходимости в обучении внутренней потребностью самого преподавателя или эта потребность стимулирована внешними факторами (Федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам и/или профессионального стандарта педагога, оценкой администрации и/или коллег)? Насколько устойчивый характер носит эта потребность, и в какой степени собственные потребности преподавателей совпадают с тем, что считает нужным администрация школы? 

Педагог испытывает потребность в обучении, когда искренне считает, что причиной его проблем и затруднений являются не плохие условия работы или неспособность учеников, а отсутствие или неполнота собственной педагогической компетентности, профессиональных знаний и умений в той или иной сфере деятельности. Если потребности членов педагогического коллектива сформированы недостаточно точно и ясно, да и отношение к своему профессиональному совершенствованию носит формальный характер, администрации ОО предстоит решать задачу мотивации каждого учителя с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.

Как правило, обучение педагогов необходимо в трех случаях:

- при адаптации (в случае внутренних и внешних перемещений кадров, когда требуется не только повысить его квалификацию до нужного уровня, но и помочь усвоить нормы, традиции, требования коллектива школы);

- по итогам аттестации (в целях устранения выявленных недостатков и повышения компетентности, квалификации, мастерства);

- при осуществлении изменений (внедрение инноваций определяет необходимость переподготовки кадров).

Безусловно, обучение непосредственно в стенах детской школы искусств(далее ДШИ) отражается на всей деятельности педагогического коллектива, поскольку в наибольшей степени, нежели другие формы повышения квалификации, ориентировано на решение первостепенных проблем, стоящих перед ДШИ, что способствует развитию педагогического коллектива, выработке единых ценностных ориентации, стимулируя преподавателей и концертмейстеров на достижение высоких результатов в образовательной и инновационной деятельности.

Система методической работы ДШИ отличается целостностью, многоуровневостью и многофункциональностью; системно-деятельностным и мотивационным подходами; основывается на проблемно-ориентированном анализе результатов деятельности за истекший период, включая непосредственно организацию образовательного процесса, условия его реализации и результаты; а также научно обоснованном использовании передового опыта и достижений педагогической науки.

В основу моделирования системы методической работы школы должно быть положено представление об особенностях поэтапного индивидуально-ориентированного развития личности педагога в течение его профессиональной деятельности. Успешность процессов становления и совершенствования профессионального мастерства каждого педагога (преподавателя, концертмейстера) обеспечивается на основе развития его коммуникативных и проектировочных способностей как ведущих предпосылок эффективной деятельности; сформированности оценочно-рефлексивной позиции как необходимого компонента и показателя его педагогической зрелости, а также использования преимуществ и особенностей образа жизни малого города.

Среди принципиальных отличий педагога, работающего в малом городе, выделим полифункциональность деятельности и ограниченность выбора (он работает с тем контингентом детей, которые есть в данный момент); высокий уровень общественного контроля за жизнедеятельностью и более тесные контакты с семьями учащихся; удаленность от методических центров определяет ориентацию на самообразование, а недостаточное количество учреждений культуры приводит к необходимости проведения педагогом большой внеклассной и внеурочной деятельности и т.д.

Закрепление инновационной деятельности в ст. 20 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» актуализировало рассмотрение вопросов о соотношении инноваций и традиций в образовании как неразрывном единстве двух уникальных социокультурных феноменов, двух сторон единого процесса, на что указывал немецкий философ Вольф еще в XVIII веке.

Механизмом реализации методической деятельности стала коучинговая технология, опирающаяся на способность человека учиться самому и действовать творчески (МайлзДауни), рассматриваемая как системный метод оптимизации форм повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДШИ. Обозначим пять основных принципов коучинга:

1. – партнерство, создающее благодатную почву для сотрудничества педагогов, учащихся и родителей (координировать и направлять процесс, не являясь при этом доминирующей силой);

2. – вера в педагога (преподавателя, концертмейстера), его способности и возможности (нужно создать условия для выявления и раскрытия огромного потенциала человека); 

3. – отсутствие экспертной оценки (нет готовых ответов и решений – надо «дойти» до них самому, т.к. когда человек самостоятельно принимает решение, он берет на себя всю ответственность за его выполнение и последствия); 

4. – принцип единства и взаимосвязи (если положительные изменения коснутся одной сферы деятельности педагога, то непременно это отразится на другой);

5. – принцип мониторинга (ориентация на настоящее и будущее) [1, С.52-53]. 

Учитывая возросшую на современном этапе потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта, пришло понимание, что без серьезного глубоко анализа собственной деятельности этого не сделать.

Среди основополагающих положений, определяющих характер научно-методической работы детской школы искусств, выделим следующие:

– педагогические (единство обучения и воспитания, сбалансированность теории и практики, компетентность, оптимизация, перспективность, передовой опыт, вариативность и дифференциация, систематичность, доступность, наглядность, активность и самостоятельность, единство коллективных и индивидуальных форм);

– методологические (культурно-исторический подход, принципы научности, системности, непрерывности, демократичности и социальной обусловленности);

– организационные (сочетание централизации с децентрализацией, обязательности, управляемости, плановости, регулирования и координации, контроля, рациональности использования материально-технической базы, ее развития в соответствии с решаемыми задачами, обеспечение психофизиологических и гигиенических условий труда и отдыха, отбор и рациональная расстановка кадров и стимулирование) [2, С.30].

Детскую школу искусств оценивают многие: ученики и их родители, внешние независимые эксперты, органы управления образования и учредитель, но главная задача не в том, чтобы дать учителю экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать его к самостоятельному осмыслению и решению своих проблем.

В процессе самоанализа выявляются и анализируются тенденции, нуждающиеся в дальнейшем развитии; условия, позволившие достигнуть определенных результатов или препятствовавшие достижению оптимального уровня (снизившие эффективность использованных методов, приемов, способов и т.п.); вычленяются проблемы и противоречия, неиспользованные возможности…

Самое сложное в анализе – выделить объекты, которые имеют принципиальное значение для дальнейшего развития ОО или структурного элемента школьной образовательной системы. Применительно к ДШИ аналитическая деятельность ведется на трех уровнях: системный (анализ деятельности ОО в целом); модульный (анализ деятельности структурных единиц, составляющих элементов) и локальный (анализ деятельности субъектов образовательного процесса, учебных занятий, внеклассных и воспитательных мероприятий и т.п.).

Безусловно, очень многое зависит от личности руководителя и членов административной команды конкретной школы, от политики и практики их управления, но одним из важнейших направлений демократизации жизнедеятельности ДШИ является создание условий для включения каждого члена коллектива в процесс управления реализацией вариативности дополнительного художественного образования.

Имеющиеся позиции достигнуты многими способами, включая эффективность и качество педагогической деятельности, создание современной информационной образовательной системы, ориентацию на максимальное удовлетворение потребностей учащихся, родителей и педагогов. Сегодня ДШИ становится все более сложноорганизованной и саморазвивающейся системой, которой необходимо адекватно и быстро адаптироваться в динамично меняющейся внешней среде. Возрастающая конкуренция учит не только отстаивать, но и завоевывать новые позиции на рынке образовательных услуг; требует создания привлекательного образа настоящего и будущего детской школы искусств на основе постоянного повышения качества образования и имиджа.           

Обозначим еще одно направление деятельности администрации ДШИ (в рамках системы методической работы): сознательное выращивание педагогов, способных и желающих познавать и активно использовать в образовательной практике современные педагогические технологии. Педагог(преподаватель, концертмейстер), являясь субъектом методической работы, выступает как самостоятельный творец собственной деятельности, это связано не только с повышенной ответственностью за результаты и качество своего труда, но и ростом уровня профессионального мастерства.

Как правило, имея интерес к своей профессии, педагог нацелен на изучение чужого педагогического опыта и его использование через адаптацию к имеющимся условиям, но потребность в оформлении собственного опыта, находок и удач, к сожалению, редко сформирована. Поэтому одна из главных задач внутришкольного управления развитием системы методической работы ДШИ – реализация системного подхода к выявлению, накоплению, анализу, стимулированию и использованию передового педагогического и управленческого опыта.

В данном направлении существуют определенные наработки: среди форм предъявления и обобщения педагогического опыта следует выделить показ опыта в режиме реального времени (открытые и модельные уроки, внеклассные мероприятия, мастер-классы); организацию анализа и самоанализа деятельности за определенный учебный период (четверть, полугодие, год, несколько лет); творческие отчеты педагогов, проведение семинаров и практикумов, создание образовательных программ, выставки методических и дидактических материалов, разработка критериально-оценочного инструментария, материалы научно-практических конференций, тексты докладов и рефератов, памятки и рекомендации по различным вопросам педагогической деятельности (формы подведения итогов деятельности и систематизация опыта) и др.   

Вовлечение педагогов в процесс научно-методического осмысления своего педагогического опыта и его систематизации, выделения ведущих идей, позволяющих добиваться более высоких конечных результатов, уже сейчас позволяет выйти на новый уровень использования и дальнейшего развития творческого потенциала педагогического коллектива ДШИ, создав креативное методическое поле; введя творческую состязательность педагогов в профессиональной деятельности, стимулируя потребность в профессиональной самореализации и динамичное обновление учебно-методического сопровождения образовательного процесса.

Среди множества современных педагогических технологий и современных средств обучения каждому педагогу приходится делать непростой выбор. Но именно благодаря такому богатству возможностей и осуществляется развитие учителя, появляется потребность в саморазвитии, реализации себя и в профессиональной деятельности и в роли современного человека, идущего в ногу со временем.

Благодаря грамотно организованной работе над развитием своего творческого потенциала достигается мастерство учителя. Его нельзя заставить быть творческим педагогом, он должен сам хотеть этого, понимая, что творческий потенциал ученика зависит от творческого потенциала самого преподавателя.

Список литературы

1. Коротаева Л.А., Миннибаев И.И. Коучинг в построении методического сопровождения при подготовке к введению ФГОС в основной школе// Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2014. - c.192

2. Кричевский В.Ю. Принципы разработки профессиограммы директора школы / В.Ю. Кричевский // Проблемыповышенияпрофессиональнойквалификациируководящихкадровшкол / под ред. Е. П. Тонконогой. – М. : Просвещение, 1987.-168с.



2019-11-22 324 Обсуждений (0)
Организация Методической работы в детской школе искусств как одно из условий обеспечения качества дополнительно го образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация Методической работы в детской школе искусств как одно из условий обеспечения качества дополнительно го образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)