Организационно-методические указания
Федеральное государственное бюджетное военное Образовательное учреждение высшего образования «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
Мельков С.А., Чумаченко А.П.
Методические указания по дисциплине «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»
Химки – 2018 Образовательное учреждение высшего образования «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
Кафедра государственного и муниципального управления
Мельков С.А., Чумаченко А.П.
Методические указания по дисциплине «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»
Химки – 2018
Общие положения Методические указания по дисциплине «Теория и практика принятия управленческих решений» составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.04.04 "Государственное и муниципальное управление" Профиль подготовки: " Управление организациями и учреждениями МЧС России ", программа подготовки: прикладная магистратура и включают информацию о содержании, структуре дисциплины, последовательности прохождения тем курса, а также методические аспекты её преподавания и изучения. Значимость данной учебной дисциплины определяется особенностями современного экономического, политического и социального развития Российской Федерации. Любая работа требует от человека осмысления целей, порядка действий и возможных результатов. Эта координация намечаемых мер помогает добиться успехов с меньшими затратами по принципу "минимум средств — максимум результата". С разработки образа будущего начинается дело любого характера и в особенности дело социально-экономического развития района, области, региона, субъекта РФ или в целом России. Социальные, экономические, политические проекты на всех уровнях управления нашей большой и многообразной страны должны быть направлены на её развитие, что требует от соответствующего руководителя предварительного осмысления в области принимаемых им решений. С этими задачами помогает разобраться дисциплина «Теория и практика принятия управленческих решений». Учебная дисциплина «Теория и практика принятия управленческих решений» реализуется и осваивается с целью формирования у будущего магистра готовности к профессиональной деятельности, умений использовать современные приемы и методы разработки, принятия и оптимизации управленческих решений в условиях конкурентной среды, риска и неопределенности. Изучение дисциплины направлено на решение следующих задач подготовки студентов: · теоретическое освоение студентами знаний в области разработки и принятия управленческих решений; · приобретение систематических знаний о закономерностях, правилах и процедурах в изучаемой области; · приобретение систематических знаний в области теории и практики разработки и принятия управленческих решений; · изучение прогрессивных теорий в области разработки и принятия управленческих решений; · изучение опыта зарубежных организаций по принятию управленческий решений и определение возможности его использования в работе российских компаний; · понимание механизмов разработки и принятия управленческих решений, соответствующих реальной социально – экономической действительности; · приобретение практических навыков сбора, обработки и анализа информации о факторах внешней и внутренней среды для разработки и принятия управленческих решений на уровне бизнес – организации; · приобретение навыков творческого осмысления постоянно изменяющейся социально - экономической действительности и поиска самостоятельного решения нестандартных управленческих проблем. Основной задачей изучения дисциплины является – формирование у обучаемых понимания роли и места руководителя в управленческом цикле. Понимания того, что все изменения окружающей нас действительности тесно связаны с процессами управления, а их эффективность, в свою очередь, определяется правильностью принимаемых управленческих решений. Издержки от принятия необоснованных решений на государственном и муниципальном уровнях управления слишком дорого обходятся налогоплательщику. Сегодня метод «проб и ошибок» должен уступить место рациональному подходу в подготовке и принятии управленческих решений на всех уровнях управления и во всех организациях.
Организационно-методические указания
Дисциплина «Теория и практика принятия управленческих решений» является обязательной дисциплиной в рамках вариативной части учебного плана Блок 1.Дисциплины (модули). Изучение дисциплины базируется на знании экономических и математических научных дисциплин и дисциплин базовой части, таких как, «Основы государственного и муниципального управления», «Теория и механизмы современного государственного управления», «Управление в социальной сфере», «Экономика», «Статистика», «Математика», «Учет и анализ», «Социология», «Теория организации и управления». Полученные в процессе изучения дисциплины «Теория и практика принятия управленческих решений» знания и умения могут быть использованы при изучении дисциплин вариативной части учебного плана: «Планирование мероприятий РСЧС и ГО», «Управление повседневной деятельностью МЧС России», «Экономика общественного сектора», «Модернизация системы государственного и муниципального управления», «Основы оперативного управления в РСЧС и ГО», «Современные технологии планирования и прогнозирования социально-экономического развития территорий». Дисциплина занимает важное место в системе подготовки специалистов для МЧС России и способствует формированию знаний, умений и навыков в управлении сложными социальными процессами, становлении российского общества и государства, а также решения актуальных задач в области своей будущей профессиональной деятельности. Место дисциплины в учебном процессе: 1 курс, 2 семестр по очной форме обучения (полный срок обучения 2 года). Общая трудоемкость по дисциплине: 3 зачетных единицы (108 часов). Количество аудиторных часов: 54, из них лекционные занятия (ЛЗ) - 12 часов; занятия семинарского типа (ЗСТ) 42 часа. Количество часов на самостоятельную подготовку: 27 часа Отчетность по дисциплине: 27 часов Курсовая работа (КР) во 2-м семестре. Экзамен (Э) во 2-м семестре. Место дисциплины в учебном процессе: 1 курс по заочной форме обучения (полный срок обучения 2 года 6 месяцев). Общая трудоемкость по дисциплине: 3 зачетных единицы (108 часов). Количество аудиторных часов: 14, из них лекционные занятия (ЛЗ) - 4 часа; занятия семинарского типа (ЗСТ) 10 часов. Количество часов на самостоятельную подготовку: 85 часов Отчетность по дисциплине: 9 часов Курсовая работа (КР) на 1-м курсе. Экзамен (Э) на 1-м курсе.
Работа студентов очной формы обучения по изучению дисциплины складывается из следующих основных компонентов: прослушивание лекций, участие в семинарах и практических занятиях, самостоятельной работы под руководством преподавателя, самостоятельной работы обучаемого вне аудиторных занятий, включающей в себя подготовку к занятиям и защите курсовой работы и к сдаче экзамена. Работа студентов заочной формы обучения по изучению дисциплины складывается из: прослушивание лекций, участия в семинарах и практических занятиях и самостоятельной работы обучаемого вне аудиторных занятий, как основы формирования будущего специалиста, а также подготовку к защите курсовой работы и сдаче экзамена.
В методическом плане профессорско-преподавательскому составу необходимо учесть следующие основные положения, касающиеся отношения обучаемых к преподаваемой дисциплине: 1. Наличие конспекта лекций по темам дисциплины. Полнота и качество конспекта лекций – важный элемент характеризующий отношение студента к обучению. Конспект лекций– важнейшее, незаменимое средство хранения и систематизации информации. Существует ряд правил, которые следует рекомендовать обучаемым, выполнение которых сделает работу с конспектом легкой, удобной и эффективной: − старайтесь вести записи аккуратно, писать разборчиво, чтобы потом можно было легко понять написанное; − выделяйте основное (заголовки тем и вопросов лекций, определения важнейших терминов, формулировки методов, имена ученых и т.п.) другим цветом; − во время конспектирования лекций сокращайте длинные или часто употребляемые слова и словосочетания, разработайте собственную систему условных обозначений; − делайте записи свободными, чтобы при повторном чтении можно было внести в них поправки, уточнения, дополнения; − заведите в конце тетради словарь, в который заносите определения важнейших терминов. Целью лекционных занятий является формирование новых знаний по следующим основным положениям теории прогнозирования и планирования: - механизму процесса прогнозирования и планирования на государственном и муниципальном уровне; - основным видам и назначению прогнозов, правовым и этическим нормам осуществления прогнозирования и планирования в сфере профессиональной деятельности; - классификации показателей и параметров для целей макропрогнозирования; - системе документационного обеспечения прогнозирования и планирования в органах государственной власти и местного самоуправления; - анализу отечественного и зарубежного опыта прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов. 2.Семинарские занятия – являются школой публичных выступлений обучаемых, они проходят в атмосфере свободного обмена мнениями, в форме живого и творческого обсуждения основных вопросов темы. Данная форма занятий должна носить проблемный характер и способствовать дальнейшему углублению и закреплению лекционного материала. 3.Практические занятия по дисциплине «Теория и практика принятия управленческих решений» предполагают решение конкретных практических задач поставленных руководителем занятия ещё накануне занятия в форме задания для решения в часы самостоятельной подготовки. Непосредственно на занятии задание следует решать с использованием экспертных методов повышения коллективного творчества обучаемых, в частности таких, как метод Дельфи, коллективного блокнота, мозгового штурма и других. Целью практических занятий следует считать выработку следующих навыков обучаемых: методами реализации основных управленческих решений (принятие решений, организация, мотивирование и контроль; навыками применения на практике различных видов и стилей разработки и принятия управленческих решений; навыками контроля за исполнением принятых управленческих решений; технологиями поиска и систематизации информации, необходимой для разработки и принятия управленческих решений; навыками и современными методами принятия решений в различных ситуациях; методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной деятельностью организации; технологией проектирования операционной деятельности; технологией принятия оперативных управленческих решений при управлении производственной деятельностью; умением разрабатывать и перерабатывать имеющиеся экономические, финансовые и организационно-управленческие модели для повышения эффективности деятельности организации; экономическими моделями управления организацией.
4. Предусмотренная учебной программой курсовая работа направлена на формирование следующих умений: с рациональных позиций обосновывать цели и задачи прогнозирования и планирования на федеральном и региональном уровне; осуществлять прогноз и выбор стратегий развития региона; принимать обоснованные управленческие решения в сфере профессиональной деятельности; использовать современные методы оценки эффективности профессиональной деятельности в области прогнозирования и планирования. Требования к оформлению и написанию курсовой работы определены отдельными методическими указаниями.
5. Самостоятельная работа является основным методом глубокого и творческого усвоения содержания дисциплины. Самостоятельная работа обучаемых по дисциплине «Теория и практика принятия управленческих решений» включает в себя: текущую работу над учебным материалом, изложенным в учебниках, учебных пособиях и дополнительной литературе по заданию преподавателя; изучение и дополнение своих лекционных записей с использованием основной и дополнительной литературы; подготовку научных сообщений и докладов на семинарские занятия, научные семинары, конференции и заседания научного кружка в соответствии с заданиями ведущего преподавателя; подготовку политических и экономического информирований; выполнение курсовой работы в соответствии с тематикой предложенной данными методическими указаниями; самоконтроль приобретенных знаний; подготовку к экзамену. В ходе самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям обучаемым необходимо самостоятельно расширить полученные на лекциях знания. При этом обучаемым рекомендуется использовать как печатные, так и электронные публикации, научные издания и данные официальных статистических органов. При подготовке научных сообщений, связанных с описанием особенностей функционирования системы государственного и муниципального управления, политической и экономической ситуации в России особое внимание необходимо обратить на оперативную аналитическую и обзорную информацию, размещенную на рекомендованных интернет–ресурсах. Важнейшими принципами самостоятельной работы являются: регулярность: занимайтесь не от случая к случаю, а регулярно; целенаправленность: прежде чем начать работать с научным текстом (учебником, монографией, статьей из журнала, сайтом из Интернета и др.), решите, что Вы хотите узнать, на какие вопросы получить ответы; последовательность: не стремитесь забежать вперёд, узнать всё сразу, вместо быстрого, но поверхностного усвоения содержания дисциплины практикуйте постепенное и последовательное движение в соответствии с программой курса – так вы сделаете свои знания более прочными; практичность: старайтесь распознать практическое значение даже самых абстрактных, казалось бы, оторванных от реальной жизни, идей и теорий, методов и концепций, оценить сквозь их призму собственную профессиональную деятельность, как прошлую и нынешнюю, так и будущую, применить получаемые на занятиях знания для понимания прошлого, настоящего и будущего нашей страны и всего человечества; критицизм: не принимайте всё, что услышите и прочитаете, за «чистую монету»; коллегиальность: обсуждайте прочитанное в книгах и газетах, услышанное и увиденное по телевизору и на занятиях в кругу своих товарищей - ведь именно в споре рождается истина. По методической направленности внеаудиторную самостоятельную работу обучаемых можно подразделить на обязательную и дополнительную. Обязательная внеаудиторная работа осуществляется в виде выполнения преподавателем заданий: анализа практики работы государственных и муниципальных служащих, выполнения творческих заданий при подготовке к семинарским занятиям; работы с текущей информацией о решениях органами государственной власти политических, экономических и социальных проблем; изучения и конспектирования основной и дополнительной литературы. Особое внимание при этом обращается на задания, связанные с умением определения эффективности профессиональной деятельности бакалавра/менеджера, поиском необходимой для семинара информации в средствах массовой информации и сети Интернет. Дополнительная внеаудиторная работа по дисциплине « Теория и практика принятия управленческих решений» связана с глубоким и всесторонним изучением предмета, совершенствованием своей профессиональной подготовки путем решения заданий творческого характера (подготовка инициативных научных сообщений, рефератов, подготовки к индивидуальному собеседованию), выполнения научно-исследовательских работ (докладов на научных конференциях, конкурсных научных работ студентов). В целях закрепления и расширения понятийно-категориального аппарата обучаемым рекомендуется в процессе изучения дисциплины сформировать словарь основных политических, экономических и правовых терминов, а также создать собственные критерии эффективности деятельности менеджера и перечень способов решения проблем в сфере взаимодействия государственной власти с общественно-политическими институтами и экономическими субъектами. Подобные критерии и перечень позволят повысить уровень усвоения учебного материала и степень формирования профессиональных навыков и умений. Помимо основных терминов в словаре необходимо отвести отдельный раздел для записи результатов анализа основных проблем в управлении организациями и учреждениями МЧС России, органов государственной и муниципальной власти.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |