Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационно-методические указания



2019-11-13 202 Обсуждений (0)
Организационно-методические указания 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное государственное бюджетное военное

Образовательное учреждение высшего образования

«Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации

По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

 

Мельков С.А., Чумаченко А.П.

 

Методические указания по дисциплине

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

 

 

Направление подготовки: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление
Профиль подготовки: "Управление организациями и учреждениями МЧС России"
Квалификация (степень): магистр

 

Химки – 2018
Федеральное государственное бюджетное военное

Образовательное учреждение высшего образования

«Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации

По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

 

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

Мельков С.А., Чумаченко А.П.

 

 

Методические указания по дисциплине

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

 

 

Направление подготовки: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление
Профиль подготовки: "Управление организациями и учреждениями МЧС России"
Квалификация (степень): магистр

 

 

Химки – 2018


 

Общие положения

Методические указания по дисциплине «Теория и практика принятия управленческих решений»  составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.04.04 "Государственное и муниципальное управление" Профиль подготовки: " Управление организациями и учреждениями МЧС России ", программа подготовки: прикладная магистратура и включают информацию о содержании, структуре дисциплины, последовательности прохождения тем курса, а также методические аспекты её преподавания и изучения.

Значимость данной учебной дисциплины определяется особенностями современного экономического, политического и социального развития Российской Федерации.

Любая работа требует от человека осмысления целей, порядка действий и возможных результатов. Эта координация намечаемых мер помогает добиться успехов с меньшими затратами по принципу "минимум средств — максимум результата". С разработки образа будущего начинается дело любого характера и в особенности дело социально-экономического развития района, области, региона, субъекта РФ или в целом России. Социальные, экономические, политические проекты на всех уровнях управления нашей большой и многообразной страны  должны быть направлены на её развитие, что требует от соответствующего руководителя предварительного осмысления в области принимаемых им решений. С этими задачами помогает разобраться дисциплина «Теория и практика принятия управленческих решений».

Учебная дисциплина «Теория и практика принятия управленческих решений» реализуется и осваивается с целью формирования у будущего магистра готовности к профессиональной деятельности, умений использовать современные приемы и методы разработки, принятия и оптимизации управленческих решений в условиях конкурентной среды, риска и неопределенности.

Изучение дисциплины направлено на решение следующих задач подготовки студентов:

· теоретическое освоение студентами знаний в области разработки и принятия управленческих решений;

· приобретение систематических знаний о закономерностях, правилах и процедурах в изучаемой области;

· приобретение систематических знаний в области теории и практики разработки и принятия управленческих решений;

· изучение прогрессивных теорий в области разработки и принятия управленческих решений;

· изучение опыта зарубежных организаций по принятию управленческий решений и определение возможности его использования в работе российских компаний;

· понимание механизмов разработки и принятия управленческих решений, соответствующих реальной социально – экономической действительности;

· приобретение практических навыков сбора, обработки и анализа информации о факторах внешней и внутренней среды для разработки и принятия управленческих решений на уровне бизнес – организации;

· приобретение навыков творческого осмысления постоянно изменяющейся социально - экономической действительности и поиска самостоятельного решения нестандартных управленческих проблем.

Основной задачей изучения дисциплины является – формирование у обучаемых понимания роли и места руководителя в управленческом цикле. Понимания того, что все изменения окружающей нас действительности тесно связаны с процессами управления, а их эффективность, в свою очередь, определяется правильностью принимаемых управленческих решений. Издержки от принятия необоснованных решений на государственном и муниципальном уровнях управления слишком дорого обходятся налогоплательщику. Сегодня метод «проб и ошибок» должен уступить место рациональному подходу в подготовке и принятии управленческих решений на всех уровнях управления и во всех организациях.

 

Организационно-методические указания

 

Дисциплина «Теория и практика принятия управленческих решений» является обязательной дисциплиной в рамках вариативной части учебного плана Блок 1.Дисциплины (модули).

Изучение дисциплины базируется на знании экономических и математических научных дисциплин и дисциплин базовой части, таких как, «Основы государственного и муниципального управления», «Теория и механизмы современного государственного управления», «Управление в социальной сфере», «Экономика», «Статистика», «Математика», «Учет и анализ», «Социология», «Теория организации и управления».

Полученные в процессе изучения дисциплины «Теория и практика принятия управленческих решений» знания и умения могут быть использованы при изучении дисциплин вариативной части учебного плана: «Планирование мероприятий РСЧС и ГО», «Управление повседневной деятельностью МЧС России», «Экономика общественного сектора», «Модернизация системы государственного и муниципального управления», «Основы оперативного управления в РСЧС и ГО», «Современные технологии планирования и прогнозирования социально-экономического развития территорий».

Дисциплина занимает важное место в системе подготовки специалистов для МЧС России и способствует формированию знаний, умений и навыков в управлении сложными социальными процессами, становлении российского общества и государства, а также решения актуальных задач в области своей будущей профессиональной деятельности.

Место дисциплины в учебном процессе: 1 курс, 2 семестр по очной форме обучения (полный срок обучения 2 года).

Общая трудоемкость по дисциплине:

3 зачетных единицы (108 часов).

Количество аудиторных часов:

54, из них лекционные занятия (ЛЗ) - 12 часов; занятия семинарского типа (ЗСТ) 42 часа.

Количество часов на самостоятельную подготовку: 27 часа

Отчетность по дисциплине: 27 часов

Курсовая работа (КР) во 2-м семестре.

Экзамен (Э) во 2-м семестре.

Место дисциплины в учебном процессе: 1 курс по заочной форме обучения (полный срок обучения 2 года 6 месяцев).

Общая трудоемкость по дисциплине:

3 зачетных единицы (108 часов).

Количество аудиторных часов:

14, из них лекционные занятия (ЛЗ) - 4 часа; занятия семинарского типа (ЗСТ) 10 часов.

Количество часов на самостоятельную подготовку: 85 часов

Отчетность по дисциплине: 9 часов

Курсовая работа (КР) на 1-м курсе.

Экзамен (Э) на 1-м курсе.

 

Работа студентов очной формы обучения по изучению дисциплины складывается из следующих основных компонентов: прослушивание лекций, участие в семинарах и практических занятиях, самостоятельной работы под руководством преподавателя, самостоятельной работы обучаемого вне аудиторных занятий, включающей в себя подготовку к занятиям и защите  курсовой работы и к сдаче экзамена.

Работа студентов заочной формы обучения по изучению дисциплины складывается из: прослушивание лекций, участия в семинарах и практических занятиях и самостоятельной работы обучаемого вне аудиторных занятий, как основы формирования будущего специалиста, а также подготовку к защите курсовой работы и сдаче экзамена.

 

В методическом плане профессорско-преподавательскому составу необходимо учесть следующие основные положения, касающиеся отношения обучаемых к преподаваемой дисциплине:

1. Наличие конспекта лекций по темам дисциплины. Полнота и качество конспекта лекций – важный элемент характеризующий отношение студента к обучению. Конспект лекций– важнейшее, незаменимое средство хранения и систематизации информации. Существует  ряд правил, которые следует рекомендовать обучаемым, выполнение которых сделает работу с конспектом легкой, удобной и эффективной:

− старайтесь вести записи аккуратно, писать разборчиво, чтобы потом можно было легко понять написанное;

− выделяйте основное (заголовки тем и вопросов лекций, определения важнейших терминов, формулировки методов, имена ученых и т.п.) другим цветом;

− во время конспектирования лекций сокращайте длинные или часто употребляемые слова и словосочетания, разработайте собственную систему условных обозначений;

− делайте записи свободными, чтобы при повторном чтении можно было внести в них поправки, уточнения, дополнения;

− заведите в конце тетради словарь, в который заносите определения важнейших терминов.

Целью лекционных занятий является формирование новых знаний по следующим основным положениям теории прогнозирования и планирования:

- механизму процесса прогнозирования и планирования на государственном и муниципальном уровне;

- основным видам и назначению прогнозов, правовым и этическим нормам осуществления прогнозирования и планирования в сфере профессиональной деятельности;

- классификации показателей и параметров для целей макропрогнозирования;

- системе документационного обеспечения прогнозирования и планирования в органах государственной власти и местного самоуправления;

-  анализу отечественного и зарубежного опыта прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов.

2.Семинарские занятия – являются школой публичных выступлений обучаемых, они проходят в атмосфере свободного обмена мнениями, в форме живого и творческого обсуждения основных вопросов темы. Данная форма занятий должна носить проблемный характер и способствовать дальнейшему углублению и закреплению лекционного материала.

3.Практические занятия по дисциплине «Теория и практика принятия управленческих решений» предполагают решение конкретных практических задач поставленных руководителем занятия ещё накануне занятия в форме задания для решения в часы самостоятельной подготовки. Непосредственно на занятии задание следует решать с использованием экспертных методов повышения коллективного творчества обучаемых, в частности таких, как метод Дельфи, коллективного блокнота, мозгового штурма и других. Целью практических занятий следует считать выработку следующих навыков обучаемых:

методами реализации основных управленческих решений (принятие решений, организация, мотивирование и контроль;

навыками применения на практике различных видов и стилей разработки и принятия управленческих решений;

навыками контроля за исполнением принятых управленческих решений;

технологиями поиска и систематизации информации, необходимой для разработки и принятия управленческих решений;

навыками и современными методами принятия решений в различных ситуациях;

методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной деятельностью организации;

технологией проектирования операционной деятельности;

технологией принятия оперативных управленческих решений при управлении производственной деятельностью;

умением разрабатывать и перерабатывать имеющиеся экономические, финансовые и организационно-управленческие модели для повышения эффективности деятельности организации;

экономическими моделями управления организацией.

 

4. Предусмотренная учебной программой курсовая работа направлена на формирование следующих умений:

с рациональных позиций обосновывать цели и задачи прогнозирования и планирования на федеральном и региональном уровне;

осуществлять прогноз и выбор стратегий развития региона;

принимать обоснованные управленческие решения в сфере профессиональной деятельности;

использовать современные методы оценки эффективности профессиональной деятельности в области прогнозирования и планирования.

Требования к оформлению и написанию курсовой работы определены отдельными методическими указаниями.

 

5. Самостоятельная работа является основным методом глубокого и творческого усвоения содержания дисциплины. Самостоятельная работа обучаемых по дисциплине «Теория и практика принятия управленческих решений» включает в себя:

текущую работу над учебным материалом, изложенным в учебниках, учебных пособиях и дополнительной литературе по заданию преподавателя;

изучение и дополнение своих лекционных записей с использованием основной и дополнительной литературы;

подготовку научных сообщений и докладов на семинарские занятия, научные семинары, конференции и заседания научного кружка в соответствии с заданиями ведущего преподавателя;

подготовку политических и экономического информирований;

выполнение курсовой работы в соответствии с тематикой предложенной данными методическими указаниями;

самоконтроль приобретенных знаний;

подготовку к экзамену.

В ходе самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям обучаемым необходимо самостоятельно расширить полученные на лекциях знания. При этом обучаемым рекомендуется использовать как печатные, так и электронные публикации, научные издания и данные официальных статистических органов. При подготовке научных сообщений, связанных с описанием особенностей функционирования системы государственного и муниципального управления, политической и экономической ситуации в России особое внимание необходимо обратить на оперативную аналитическую и обзорную информацию, размещенную на рекомендованных интернет–ресурсах.

Важнейшими принципами самостоятельной работы являются:

регулярность: занимайтесь не от случая к случаю, а регулярно;

целенаправленность: прежде чем начать работать с научным текстом (учебником, монографией, статьей из журнала, сайтом из Интернета и др.), решите, что Вы хотите узнать, на какие вопросы получить ответы;

последовательность: не стремитесь забежать вперёд, узнать всё сразу, вместо быстрого, но поверхностного усвоения содержания дисциплины практикуйте постепенное и последовательное движение в соответствии с программой курса – так вы сделаете свои знания более прочными;

практичность: старайтесь распознать практическое значение даже самых абстрактных, казалось бы, оторванных от реальной жизни, идей и теорий, методов и концепций, оценить сквозь их призму собственную профессиональную деятельность, как прошлую и нынешнюю, так и будущую, применить получаемые на занятиях знания для понимания прошлого, настоящего и будущего нашей страны и всего человечества;

критицизм: не принимайте всё, что услышите и прочитаете, за «чистую монету»;

коллегиальность: обсуждайте прочитанное в книгах и газетах, услышанное и увиденное по телевизору и на занятиях в кругу своих товарищей - ведь именно в споре рождается истина.

По методической направленности внеаудиторную самостоятельную работу обучаемых можно подразделить на обязательную и дополнительную. Обязательная внеаудиторная работа осуществляется в виде выполнения преподавателем заданий: анализа практики работы государственных и муниципальных служащих, выполнения творческих заданий при подготовке к семинарским занятиям; работы с текущей информацией о решениях органами государственной власти политических, экономических и социальных проблем; изучения и конспектирования основной и дополнительной литературы. Особое внимание при этом обращается на задания, связанные с умением определения эффективности профессиональной деятельности бакалавра/менеджера, поиском необходимой для семинара информации в средствах массовой информации и сети Интернет.

Дополнительная внеаудиторная работа по дисциплине « Теория и практика принятия управленческих решений»  связана с глубоким и всесторонним изучением предмета, совершенствованием своей профессиональной подготовки путем решения заданий творческого характера (подготовка инициативных научных сообщений, рефератов, подготовки к индивидуальному собеседованию), выполнения научно-исследовательских работ (докладов на научных конференциях, конкурсных научных работ студентов).

В целях закрепления и расширения понятийно-категориального аппарата обучаемым рекомендуется в процессе изучения дисциплины сформировать словарь основных политических, экономических и правовых терминов, а также создать собственные критерии эффективности деятельности менеджера и перечень способов решения проблем в сфере взаимодействия государственной власти с общественно-политическими институтами и экономическими субъектами. Подобные критерии и перечень позволят повысить уровень усвоения учебного материала и степень формирования профессиональных навыков и умений. Помимо основных терминов в словаре необходимо отвести отдельный раздел для записи результатов анализа основных проблем в управлении организациями и учреждениями МЧС России, органов государственной и муниципальной власти.

 



2019-11-13 202 Обсуждений (0)
Организационно-методические указания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационно-методические указания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)