Принципы исследований на эмбрионах.
1. Этические вопросы меньше касаются гамет до оплодотворения, чем продуктов оплодотворения. Следовательно, неоплодотворенные яйцеклетки не наделяются такой же ценностью, как человеческие эмбрионы на любой стадии после оплодотворения. 2. Эмбрионы и плоды заслуживают особого уважения как предки отдельных, таких же, как мы, людей. Этот принцип не всегда принимается, так как статус эмбрионов, полученных методом IVF вне матки, может отличаться от статуса эмбрионов, полученных естественным способом и развивающихся в матке. Для реализации потенциала первых требуются перенос их в матку женщины и согласие женщины на этот акт. Наоборот, эмбрионы в материнской матке уже обладают этим потенциалом. Поэтому некоторые говорят о том, что эмбрионы из пробирки не заслуживают особой зашиты. Однако большинство считает, что они нуждаются в ограниченной форме защиты, позволяющей проводить исследования только при строгом соблюдении условий, тогда как остальные согласны, что эмбрионы из пробирки заслуживают абсолютной защиты, требующей перенести их в матку для обеспечения им возможности развиваться далее как человеческим личностям. 3. Для исследований должны использоваться только лишние эмбрионы из полученных в клинике при IVF . Этот принцип опять же не везде принимается, но он подчеркивает, что этическое значение имеет источник эмбрионов, используемый для исследовательских программ. Производство эмбрионов с целью использовать их в исследовательских проектах не имеет ничего общего с любыми другими медицинскими исследованиями, поскольку при этом с организмами, потенциально способными стать полноценными человеческими личностями, обращаются как всего лишь с объектами, а не как с тем, что имеет цель в себе. Напротив, свободные эмбрионы клинических программ по IVF являются нежелательными побочными продуктами попыток создать новую человеческую жизнь. Сами по себе они не могут далее развиваться, и их можно сравнить с эмбрионами, полученными в результате естественного оплодотворения, которые не могут дальше развиваться из-за генетических аномалий или дефицита гормонов. 4. Запросы о проведении исследований на человеческих эмбрионах имеют высокую моральную цену, поэтому требуют особо строгого обоснования. В частности, решение об исследовании на человеческих эмбрионах должно приниматься, только если такому исследованию нет адекватной замены и только если вероятно получение клинически важных данных, т.е. исследование должно быть терапевтическим, по крайней мере с точки зрения его ценности для эмбрионов вообще. 5. Обязанность продемонстрировать приемлемость любого предлагаемого исследования должна ложиться на того, кто выступает с таким предложением. Насколько серьезно будут пересмотрены эти принципы в связи с перспективами, открывающимися при изучении стволовых клеток, мы увидим в ближайшие годы. Исследование плода. За многие годы накопилось большое количество литературы по исследованию плода. Можно выделить три основных типа таких исследований: исследование плода в матке перед абортом или нормальными родами, исследование плода в матке во время аборта и исследование, проводимое вне матки после аборта, т.е. после отделения от матери. Исследования первого типа проводятся до аборта или родов и включают много неинвазивных терапевтических мероприятий. Такие терапевтические исследования чаще всего являются частью диагностических или лечебных процедур. Примером могут служить использование рентгенографии, амниоцентез и ультразвуковое исследование в пренатальной диагностике, изучение поведения плода, например дыхательных движений, рефлексов, ответа на звуки. Другие исследования из этой категории не являются по характеру терапевтическими, например, исследование проницаемости плаценты для различных веществ. В этом случае вещество дается беременной женщине за несколько часов до аборта, а затем абортированный плод исследуется на наличие частиц изучаемого вещества. Среди препаратов, исследованных таким образом, − кортизол и различные антибиотики. При втором типе исследований, который проводится во время аборта на плоде в матке, исследования проницаемости плацентарного барьера нацелены на определение транспорта таких частиц, как радиоактивные изотопы, от плода к матери. Другие исследования из данной категории направлены на достижение нормальных родов, например на изучение действия на плод препаратов, которые замедляют или ускоряют родовую деятельность, и препаратов, используемых для акушерской анестезии. В эту же категорию входят исследования по изучению нормальной физиологии плода. При третьем типе исследований плод изучается после аборта и отделения его от матери. Так как абортированные плоды могут продолжать жить после гистеротомии или гистерэктомии, можно изучить некоторые аспекты физиологии плода. Примерами тому служат работы по метаболизму головного мозга, эндокринной функции и развитию и физиологии отдельных органов, например, сердца. Публикация подобных исследований вызывает множество практических и этических возражений. В результате в различных странах в 70-е и ранние 80-е были созданы комиссии и собраны отчеты: в Великобритании отчет Консультативной группы, в США Национальная комиссия по защите людей, участвующих в биомедицинских и поведенческих исследованиях, в Австралии − Национальный совет по здравоохранению и медицинским исследованиям. В этих отчетах указано, что экспериментировать на живых нежизнеспособных плодах разрешено в определенных пределах, только если важные биомедицинские знания не могут быть получены альтернативным путем. Это включает изучение переноса веществ через плаценту и реакцию плодов на лекарства. Условия таковы, что применяемая процедура аборта должна вести к разрушению плода до его полного отделения от матери, плод должен быть на сроках менее 20 недель гестации, исследование не должно вести к каким-либо изменениям процедуры аборта и экспериментальные манипуляции не должны влиять на длительность жизни плода. Все опубликованные рекомендации содержат различные ограничения. В отношении экспериментов на плоде в ожидании аборта исследование должно нести минимальный риск или никакого риска для плода. Дело в том, что плод может в последующем родиться живым или женщина может передумать делать аборт. Эксперименты же на не достигшем жизнеспособности плоде во время или после аборта могут быть даже потенциально вредными для него. Исследование также возможно на мертвом плоде вне матки и на жизнеспособном плоде внутри или вне матки. Большинство людей соглашаются, что обращение с мертвым плодом должно быть таким же, как с любым мертвым человеком. В этом случае необходимо согласие матери. В случае жизнеспособного родившегося плода, даже после аборта, большинство специалистов считает, что существует этическое обязательство поддерживать его жизнь и что неэтично экспериментировать на нем таким способом, который может поставить под угрозу его жизнь. Основное положение этих рекомендаций представляется следующим: если смерть плода во время или после аборта неизбежна, плод можно подвергать риску. Оправданием является то, что если нежизнеспособный плод гибнет, любой вред в результате эксперимента имеет меньшее значение по сравнению с гораздо большим вредом аборта, т.е. если разрешены аборты, разрешены и исследования на плоде. В общем, в различных рекомендациях принимается промежуточная позиция по отношению к плоду. Они не основаны на том мнении, что плод человека наделяется статусом личности с самых ранних стадий его развития, ибо это запрещало бы любые эксперименты на нем. Но они и не представляют плод как обезличенный организм, так как они запрещают нанесение вреда живущему нежизнеспособному плоду. Эта промежуточная позиция поднимает некоторые вопросы, помогающие сфокусировать внимание на дилеммах, присущих исследованиям плода. Тот факт, что плоды обречены (они вскоре будут абортированы), играет решающую роль во всех аспектах исследований на живых нежизнеспособных плодах. Доводом является то, что если эти плоды никогда не смогут реализовать свои возможности как полностью развитые личности, законно использовать их для принесения пользы медицинской науке и соответственно пользы для других плодов, которые реализуют свой потенциал. Но если принять эту позицию, мы должны спросить, можно ли также использовать для медицинских научных целей детей и взрослых, обреченных на смерть по тем или иным причинам. Есть ли такие же причины оправдания экспериментов на них? Если мы отвечаем на этот вопрос отрицательно из-за глубоких различий в состоянии пренатальной и постнатальной человеческой жизни, мы должны определить этическую природу этих различий. Другой вопрос касается природы родительского согласия, необходимого для разрешения экспериментов на живых, но не достигших жизнеспособности плодах. Обычно это согласие того же типа, что и требуемое при исследованиях на детях, т.е. согласие матери или обоих родителей. Однако существует различие между природой согласия в этих двух случаях. В случае детей это согласие на исследование существа, за будущее которого несут ответственность те, кто дает согласие. Однако в случае нежизнеспособных плодов согласие относится к существу, за будущее которого родители ответственности не несут. К тому же если родители согласились на аборт, они вряд ли глубоко были заинтересованы в плоде (возможно, кроме случаев аборта из-за тяжелых аномалий плода). Таким образом, едва ли даваемое ими согласие на нетерапевтическое исследование плода имеет то же значение, как и согласие на подобное исследование на ребенке, которого они хотят видеть живым и о котором надеются заботиться. Аборт. Среди всех этических вопросов, касающихся жизни до рождения, ни один не является таким пугающим, как аборт. В некоторых странах (таких, как США) мнения по этим вопросам стали настолько полярными, что перспективы достижения удовлетворительного соглашения кажутся недостижимыми. Иногда ярлыки господствуют над каждым аспектом дискуссии, так что позиции «в пользу жизни» и «в пользу свободы выбора» разделяют все возможные варианты мнений на два противоположных лагеря. Другими словами, вся сложность моральных рассуждений сводится к простому решению: либо абсолютная приверженность интересам нерожденного ребенка, либо абсолютная приверженность интересам матери в ее праве на самоопределение. Любая промежуточная позиция автоматически попадает в одну из этих категорий. В попытках выработать приемлемую этическую позицию в отношении аборта будем исходить из того, что, во-первых, должны учитываться желания беременной женщины, во-вторых, этическая значимость плода, в-третьих, значение стадии фетального развития и, в-четвертых, спорное отношение к абортам в обществе. Мы полагаем, что аборт требует серьезной этической оценки ситуации, в которой находятся как мать, так и плод. Решение вопроса в интересах только матери или только плода подразумевает отказ от серьезного этического значения личности матери и потенциала развития личности у плода. Необходимо учитывать интересы обоих по двум причинам: во-первых, мать − это личность, целостность тела которой должна уважаться и цениться, и, во-вторых, если продолжение существования (нежизнеспособного) плода зависит от тела матери, нельзя недооценивать или игнорировать ее пожелания по использованию своего тела. Неважно, как сильно мы можем хотеть защитить плод, защита не может быть абсолютной, так как плоды не могут быть изолированы от каких-либо конфликтов, присущих состоянию человека. Следовательно, ожидать полной защиты для плода, но неполной защиты для взрослого означает возвести вокруг плода ауру идеализма, в которую мы не включаем других членов общества. Существуют случаи, когда благополучие плода и матери несовместимы и должны быть сформулированы критерии для поддержания благополучия обоих. Мы предлагаем одним из таких критериев считать расширение фетального развития. Мы бы сказали, что уровень защиты плода должен изменяться вместе с уровнем развития плода, возрастая по мере его развития. Отсюда следует, что 7-месячный плод должен быть защищен надежнее, чем 3-дневный эмбрион. По степени важности первый ближе к реализации полноценной личности, чем второй. Мы полагаем, что можно отказаться от защиты плода в случае неразрешимого конфликта. Обычно он бывает между беременной женщиной и плодом, хотя в него может вовлекаться и семья, и он может обостриться при серьезных медицинских проблемах, связанных с плодом или женщиной. Конфликт может быть достаточно серьезен, чтобы нарушить целостность личности женщины и/или семьи. Несомненно, ситуации отличаются одна от другой в зависимости от социальной и религиозной среды, в которой живет женщина или пара, от уровня доступного социального и медицинского обслуживания в обществе и помощи, получаемой от семьи и друзей. Мы не считаем, что выходом из дилеммы аборта могут быть запрещающие законы. Она связана с глубокими моральными различиями в обществе. Многие люди не считают аборт убийством, так как для них на определенных стадиях своего развития плод не является личностью. Существуют обоснованные этические позиции, несовместимые с верой в то, что эмбрион и плод заслуживают абсолютной защиты. Любая попытка наложить законодательные ограничения на людей, для которых этические аргументы остаются неубедительными, − опасный путь в обществе плюрализма, допускающем широкий спектр этических позиций и отношений. Те, кто придерживается противоположных этических взглядов по вопросам о статусе плода и законности аборта, должны принимать во внимание силу этических аргументов оппонирующей стороны. Это особенно важно для работников здравоохранения, которым профессионально приходится иметь дело с людьми, придерживающимися различных систем ценностей. Нет ничего неожиданного и в ценностных конфликтах между медиками и пациентами в этой области, учитывая тот очевидный факт, что доктора и сестры − это тоже люди со своими ценностями. И хотя они не должны навязывать свои ценности пациентам, необходимо сделать все возможное также и для обеспечения автономии личности − если существуют процедуры, не одобряемые теми или иными медиками, то их нельзя заставлять проводить такие процедуры или участвовать в проведении их на пациентах.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |