Проект «Геном человека».
Проект «Геном человека» был начат в 1990 г. как длительная программа, рассчитанная на 15 лет. Он был завершен в 2003 г. полной расшифровкой структуры генома человека. Целью проекта было проанализировать и секвенировать всю ДНК во всех человеческих хромосомах. В результате полностью определена последовательность трех миллиардов нуклеотидных пар, из которых состоит двойная спираль ДНК, содержащая всю генетическую информацию о человеке. При всей его простоте этот проект переводит биологию в сферу большой науки в силу как привлечения ученых со всего мира, так и его стоимости. Сотрудничество между такими организациями, как Национальный институт здоровья (NIH) и Европейский Союз, обеспечивается интернациональной группой ученых, названной Организацией «Геном человека» (HUGO). Окончательная стоимость всех этих усилий может достичь 3 млрд долларов США. Проект «Геном человека» финансировался из государственных источников с намерением обеспечить свободный доступ к полученным данным для ученых всего мира. Голова в голову с проектом «Геном человека» в гонке секвенирования участвует частная компания Celera Genomics. Участие этой компании в исследовании генома вызывает беспокойство в некоторых кругах, так как компания не принимает денег из общественных фондов и потому не обязана предоставлять доступ к полученным данным. Крэг Вентер, президент Celera, согласен с тем, что данные должны быть общедоступными, но многие все же опасаются, что этот доступ будет в конечном счете открыт только на коммерческой основе и ограничен строгими условиями и обременительным лицензированием. Несмотря на соперничество, Celera и проект «Геном человека» совместно опубликовали в июне 2000 г. черновой вариант карты человеческого генома. Незадолго до этого первые результаты работы проекта «Геном человека» появились в виде полной последовательности 22-й хромосомы человека. Эта хромосома − одна из самых маленьких, но в ней тем не менее огромное множество генов. С ней связано по крайней мере 27 идентифицированных генетических заболеваний, включая рак, трисомию по 22-й хромосоме (вторая по частоте причина выкидышей) и шизофрению. После этого эпохального события, в мае 2000 г. была опубликована полная последовательность 21-й хромосомы. Исходной целью проекта «Геном человека» было и остается улучшение здоровья людей. Картирование человеческого генома, вероятно, произведет переворот в медицинской практике. Оно обещает улучшить нашу жизнь и здоровье за счет выявления генетических причин множества заболеваний − от болезни Альцгеймера до диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. Коль скоро это будет сделано, можно будет разработать исключительно чувствительные диагностические тесты, которые позволят точно определять природу заболевания и быстро его излечивать. Анализ генома может выявить гены, которые станут перспективными мишенями для лекарств, что позволит создавать более эффективные лекарства. Фармацевтические компании смогут также приспосабливать лекарственные средства к генетическим особенностям каждого пациента, повышая их эффективность и резко снижая вероятность побочных эффектов. В перспективе − создание персонализированной медицины, когда лечение и профилактические программы будут подогнаны к индивидуальному генетическому профилю пациента. Для того чтобы защитить пациента в течение всей жизни от наиболее вероятных заболеваний, доктора будут прописывать индивидуальный режим иммунизации и скрининга наряду с мерами, касающимися образа жизни. Однако, хотя генетический код человека теперь полностью известен, но еще много лет может пройти, пока этот код станет понятен, или «переведен». Знать код для гена − это не то же самое, что знать, какой белок он вырабатывает в теле, или что этот белок делает, или что случится, если с данным белком что-то будет не так. Такого рода информация переводит нас в сферу протеомики, новейшей тенденции постгеномной эры. Конечная цель протеомики − каталогизировать и проанализировать каждый белок в человеческом теле. Этот проект не менее грандиозный, чем картирование генома человека. С проектом «Геном человека» связано множество этических проблем. Их классифицируют по трем категориям: индивидуальные, социальные и видовые. Главные индивидуальные проблемы − это проблемы автономии и конфиденциальности. Принцип автономии подразумевает, что любой генетический скрининг должен быть добровольным, а все участники дают полное информированное согласие. Принцип конфиденциальности требует, чтобы информация об индивиде никому не передавалась без его согласия. Вопросы, возникающие в связи с проектом «Геном человека» на индивидуальном уровне, − это скорее вопросы степени, чем рода, поскольку автономия и конфиденциальность являются вопросами фундаментальной важности и для программ индивидуального генетического скрининга. Этические проблемы социального уровня касаются распределения ресурсов, коммерциализации и евгеники. Проблема распределения ресурсов поднимает следующие вопросы. Какой процент исследовательского бюджета должен идти на этот проект и его будущие ответвления? Сколько средств необходимо тратить на диагностику и лечение генетических заболеваний в сравнении с другими факторами, вызывающими заболевания, такими, как бедность, алкогольная и наркотическая зависимость, плохие жилищные условия, низкий уровень образования и недостаточная обеспеченность первичной медицинской помощью? Коммерциализация провоцирует два вопроса: кто владеет информацией, полученной в результате исследований; можно ли патентовать данные продукты? Третья социальная проблема − это евгеника. Общество будет вынуждено решать, следует ли использовать знания, полученные в рамках работы проекта «Геном человека», для улучшениявида и внимательно оценить опасения морального и философского характера, порождаемые таким переходом от задач лечения к задачам улучшения. Проект «Геном человека» ставит также некоторые вопросы, касающиеся человеческого вида в целом, так как он, несомненно может изменить то, как мы представляем себе самих себя. Генетический редукционизм, вызываемый этим проектом, может вызвать ряд последствий. Основными видовыми этическими проблемами являются следующие. В первую очередь проект «Геном человека» может вести к восприятию людей как продуктов, которые можно вырабатывать, а следовательно, что людей можно делать «по мерке». Во-вторых, наши действия могут расцениваться как генетически детерминированные, а не порожденные свободной волей. Некоторые люди, обвиненные в совершении преступлений, уже сейчас выдвигают в свою защиту тезис о том, что их генетические особенности побуждают их совершать преступления, а потому их нельзя привлекать к ответственности за их действия. В-третьих, данные, полученные в рамках проекта «Геном человека», могут привести к построению стандартного генома человека. Если это произойдет, возникнет вопрос, какие отклонения от нормы общество будет считать приемлемыми без того, чтобы вешать на человека ярлык нестандартного или ненормального. Другой проект, связанный с картированием генов, который также порождает дискуссии, − это проект «Разнообразие генома человека» (HGDP). Цель этого проекта − реконструкция недавней истории вида Homo sapiens на основе сравнения геномов различных популяций. Проект предполагает картирование ДНК примерно 25 представителей 500 из около 5000 этнических групп, населяющих нашу планету. Проект был предложен в 1991 г. при поддержке Организации «Геном человека» (HUGO), но пока финансируется мало отчасти из-за противоречий вокруг его процедур и последствий. Критика проекта «Разнообразие генома человека» проистекает из беспокойства о том, что те, на кого прежде всего направлен проект – представители малых коренных народов, − не будут иметь права на контроль и использование своего собственного генетического материала и информации о нем. Необходимо прояснить и процедуры, касающиеся того, как будет решаться − если будет решаться вообще − вопрос о правах интеллектуальной собственности на биологический материал и информацию, полученную в ходе проекта. Министерство торговли США уже регистрирует запросы на патенты, касающиеся клеточных линий, взятых у жителей Соломоновых островов. Более того, коренные народы убеждены, что проект «Разнообразие генома человека» нацелен в первую очередь на получение научных знаний, а не на помощь самим коренным народам. Многие думают, что этот проект не принесет им никакой пользы. Они боятся, что генетический редукционизм, присущий этому проекту, угрожает разрушить любую мифологию о происхождении человека, отличную от тех, что предлагаются доминирующими мировыми культурами, и может усилить дискриминацию коренного населения. Начиная с 1992 г. некоторые коренные народы выступали с заявлениями против проекта «Разнообразие генома человека». Новозеландские маори подписали так называемую Декларацию Матаатуа, разработанную и оформленную в ООН в июне 1993 г. Эта декларация призывает «немедленно приостановить работу над проектом «Разнообразие генома человека» до тех пор, пока его моральные, этические, экономические, физические и политические последствия не будут тщательно обсуждены, поняты и одобрены коренными народами». Руководитель проекта «Разнообразие генома человека» профессор Луиджи Кавалли-Сфорца заверил коренные народы в том, что сейчас разрабатываются протоколы, в которых освещены все упомянутые вопросы. Остается, однако, посмотреть, будут ли эти протоколы после их завершения достаточны для того, чтобы снять вполне реальные страхи многих людей. Сходные этические опасения возникли по поводу использования генетических данных в Исландии. Генетически изолированная популяция Исландии привлекла внимание генетиков, равно как и исследователей-медиков других специальностей, так как это весьма подходящее место для изучения генетических факторов, связанных со многими медицинскими проблемами. В результате был принят достаточно противоречивый закон, который передал эксклюзивные права на электронную базу данных о здоровье всего населения Исландии одной частной компании. Эта база данных включает генетическую информацию, записи из медицинских карт и генеалогические записи, касающиеся каждого из жителей страны. Этот закон вызвал возмущение у многих, так как были нарушены принципы согласия (в этом законе оно подразумевается) и уважения частной жизни. Главная критика, впрочем, касается того, что исключительный контроль над базой данных всех исландцев передан одной-единственной компании. Люди опасаются, что компания, обладающая лицензией, запретит использование базы данных исландскими учеными, если ей покажется, что проект исследования чем-то угрожает ее коммерческим интересам. Многим исландцам не нравится, что данные о них передаются, и они не знают, как эти данные станут использоваться в будущем. Неустойчивое финансовое положение проекта «Разнообразие генома человека» вкупе со слабой политической поддержкой привело к сокращению объема и масштаба проекта. Теперь представляется, что амбициозная цель создать хранилище ДНК и базу данных скорее всего не будет реализована и в результате возникают вполне резонные сомнения по поводу долгосрочной жизнеспособности проекта. 7. Общие этические вопросы. Многие области науки раньше или позже начинают обвинять в том, что они «играют в Бога», имея в виду, что они ступают на опасную территорию. Но что если генетические технологии кромсают природу или даже людей каким-то особенно опасным образом? Является ли это вмешательством в природу? В некотором смысле, да; но представляет ли это какой-либо этический интерес? Часто проблема трактуется так, будто вмешательство выходит за приемлемые пределы. Так это или не так, но трудно понять, почему генетическая технология как таковая выходит за эти пределы. Природа снабдила нас такими генетическими комбинациями, которые приводят к развитию хореи Гентингтона, диабета, заболеваний сердечно-сосудистой системы; немногие, однако, сочтут их благом. Медицина традиционно делала все возможное, для того чтобы справиться с этими генетическими нарушениями, и это само по себе не считалось выходящим за рамки приемлемых человеческих стремлений. На протяжении всей писаной истории человечества люди вмешивались в природу, осушая болота, служившие рассадниками малярии, или применяя антибиотики. Гораздо важнее вопрос: улучшают ли такие вторжения состояние человека или наоборот? Необходимо определить, какой вид вмешательства в природу и генетическую конституцию человека приведет к повышению человеческого благополучия и целостности планеты, уважая при этом все измерения того, что значит быть человеком. Это требует умения проводить обоснованные этические различения и осознавать, что мы идем неизведанными путями. Несмотря на все эти моменты, генную терапию соматических клеток можно считать неэтичной на том основании, что она представляет собой первый шаг по наклонной плоскости, за которым неизбежно последуют генная терапии зародышевой линии и евгеника. Эта точка зрения достаточно понятна, поскольку так часто один невинный процесс приводит к другому, гораздо менее невинному, который поначалу не входил ни в чьи намерения. В аргументе наклонной плоскости имплицитно заложено предположение о том, что разрешение одного вида вмешательства влечет разрешение всех других видов вмешательства. Однако с моральной точки зрения это не так: между двумя типами мер генной терапии существует огромная пропасть. К примеру, существует значительный моральный разрыв между генной терапией, направленной на лечение заболевания (такого, как рак или болезнь сердечно-сосудистой системы), с одной стороны, и генными манипуляциями с целью изменить поведение или моральные установки личности. Здесь и поставлен логический знак «стоп», здесь проходит граница между двумя мирами − миром терапии и миром евгеники или генетического усовершенствования. Самая большая проблема этического подхода к генной терапии − необходимость осознать эту моральную пропасть. Это означает, что путь генной терапии определяется соображениями излечения. Есть возможность остановиться на пути от генной терапии соматических клеток к генной терапии зародышевой линии, поскольку в этом пункте возникают очень серьезные этические и биологические вопросы, несмотря даже на то, что оба эти вида терапии направлены на излечение. Однако переходя к генетическому усовершенствованию и евгенике, мы покидаем мир поиска лекарств от заболеваний, которые убивают, калечат людей, ограничивают их основные человеческие способности, и попадаем в мир идеалистических попыток усовершенствовать человеческий род и улучшить фундаментальные человеческие свойства. Любое движение в сторону этого второго мира − и мы оказываемся на наклонной плоскости, ведущей к перфекционизму и манипуляторству. Мы пока еще не там, хотя некоторые из биоэтиков настаивают на том, что на генетическое усовершенствование необходимо обратить более пристальное внимание. Генетические знания в самой резкой форме сталкивают нас с неоднозначностью. С одной стороны, мы хотим знать все. Наше любопытство заставляет нас задавать вопросы и вести исследования в поисках ответов. Генетика во многом объясняет нам, почему мы такие, какие мы есть, но при этом еще дает возможность кое-что узнать о том, какими мы можем стать в будущем. Именно эта способность предвидеть и, может быть, контролировать будущее столь соблазнительна. Но если мы боимся знать о себе слишком много? Бросает ли это вызов нашему представлению о том, кто мы такие? Рядом с этой неоднозначностью − другая: перспектива значительно усилить контроль и всеобъемлющее вмешательство в жизнь людей. Такие вмешательство и контроль могут использоваться исключительно во благо, но всегда существует опасность того, что их обратят и во зло, и мы отшатываемся от нее. Есть и еще одна неоднозначность: мы сможем контролировать других, но они в той же мере смогут контролировать нас, и не всегда из самых лучших побуждений. И еще одна перспектива наряду с этой − напряжение между совершенством и несовершенством. Грандиозные генетические перспективы соблазняют нас способностью к совершенствованию, улучшением людей самыми разными способами. Хотя эти перспективы еще не стали сегодняшней повесткой дня генетики, они все же питают воображение. Но даже в этом воображаемом мире есть неоднозначность: а хотим ли мы совершенства, т.е. состояния, когда вообще нет проблем, хотим ли мы тотального генетического контроля? Слишком сильный генетический контроль бросает вызов нашему представлению о том, что значит быть человеком, и нашему чувству самотождественности. Подобного рода праздные спекуляции всего лишь выставляют в смешном виде и сводят на нет дискуссию о достижениях генетики.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1375)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |