Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. Биоэтические проблемы пренатального периода. Аборт



2019-11-13 409 Обсуждений (0)
Тема 9. Биоэтические проблемы пренатального периода. Аборт 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Понятия эмбриона и зародыша.

2. Оплодотворение и преэмбриональная фаза.

3. Личностный статус эмбриона и зародыша.

3.1. Эмбрион/зародыш − это личность.

3.2. Эмбрион/зародыш − это не личность.

3.3. Эмбрион/зародыш − потенциальная личность.

4. Исследования на эмбрионах и зародышах.

4.1. Исследования на эмбрионах.

4.2. Исследование плода.

5. Аборт.

Введение

 

Рассматривая этические вопросы, касающиеся представлений общества о человеческом теле после рождения, как бы они ни были сложны, в подходе к ним существует твердое согласие о необходимости уважительного отношения к человеческому телу и защиты человеческой жизни при всех нормальных условиях. Однако если мы обратимся к жизни до момента рождения, к эмбрионам и зародышам, то окажется, что такого единодушного согласия нет. Для многих людей не является очевидным, что жизнь эмбриона и зародыша нуждается в том же уровне защиты, что и жизнь человека после рождения. К тому же важное этическое значение имеет и такая проблема, как автономия матери.

Очень нелегко определить моральный и легальный статус, приписываемый человеческим эмбрионам и зародышам, и разные люди приходят к различным выводам. Более того, этот статус определяется как на биологических, так и на моральных основаниях, и ни один подход не дает определенного решения.

 

Понятия эмбриона и зародыша

Термин «эмбрион» обычно относят к человеческой оплодотворенной яйцеклетке с момента оплодотворения до 8 недель беременности, хотя в некоторых современных работах по этике началом этого периода считают момент имплантации (т.е. 2 недели разви­тия). Эту предимплантационную фазу также называют и преэмбриональной стадией развития. Хотя эти точные термины используются до некоторой степени произвольно, любые отклонения от обычного различения стадий эмбриона и зародыша по достижения 8 недель беременности требуют особой осторожности.

Фетальный период подразделяется на дожизнеспособную и жизнеспособную стадии. Термин «дожизнеспособный» относится к зародышу, проявляющему некоторые признаки жизни, но не способному выжить после отделения от матери. Обычно дожизнеспособным считается зародыш до 20 недель беременности и при массе менее 400 г (хотя эти критерии относительны и варьируют в различных странах). Термин «жизнеспособный» относят к зародышу, способному выживать и поддерживать независимое существование.

 

Оплодотворение и преэмбриональная фаза

Оплодотворение − это слияние сперматозоида и яйцеклетки. Оно происходит после проникновения сперматозоида через наружные слои яйцеклетки и погружения в ее цитоплазму. Эти процессы побуждают яйцеклетку завершить процесс созревания. Происходит слияние мужского и женского пронуклеусов (сингамия), которое означает завершение оплодотворения через 26-30 часов после его начала. Процесс оплодотворения обычно происходит в маточной трубе. Оплодотворенная яйцеклетка называется зиготой.

Момент формирования зиготы принимается за начало эмбрионального развития. Как только это произошло, яйцеклетка становится активной и путем комбинации генов от каждого из родителей устанавливается генетическая индивидуальность эмбриона. Зигота все еще способна к разделению и образованию двух особей, эта способность сохраняется в течение 2 недель после оплодотворения.

Первые клеточные деления оплодотворенной яйцеклетки образуют группу одинаковых клеток (бластомеров), которые на ранних стадиях еще не объединены в многоклеточный организм. Эта неинтегрированная стадия длится несколько дней после оплодотворе­ния, в течение этого времени одна клетка или более могут быть удалены без ущерба для дальнейшего развития − по-прежнему возможно рождение полноценного индивида. После этого наружные клетки начинают дифференцировку с формированием поверхностного слоя − трофэктодермы, который после имплантации становится трофобластом. Именно через трофобласт осуществляется маточно-плацентарная циркуляция. Что касается внутренних клеток, некоторым из них предстоит сформировать зародыш (эмбриофетус), тогда как другие (эмбриоплацента) являются предшественницами экстраэмбриональных тканей.

Первые бластомеры появляются в течение 30 часов после оплодотворения, а через 3 дня формируется шар (морула) приблизительно из 16 клеток. Вскоре после этого морула проникает в матку. В тече­ние 1-2 дней она лежит свободно в полости матки, к концу этого периода численность ее клеток достигает уже 50-60. За это время внутри морулы постепенно формируется полость, заполненная жид­костью; после того как это произошло, образовавшаяся структура называется бластоцистом. Некоторые клетки формируют структу­ру, в дальнейшем составляющую часть плаценты.

Примерно через 6 дней бластоцист прикрепляется к стенке матки, после чего некоторые из его наружных клеток начинают внедряться в стенку матки. Это начало имплантации. Через 2-3 дня впервые появляются признаки амниотической полости. Имплантация завершается через 12-14 дней, и возникает примитивная плацентарная циркуляция. На этой стадии эмбрион представляет собой все еще двухслойный диск, хотя уже в это время появляются первые признаки будущего головного конца эмбриона. Первичная полоска развивается в виде утолщения средней линии на 15-16-й день, после чего появляются ранние признаки нервной системы.

В последнее время в научном и этическом сообществах большое значение приобрела концепция преэмбриона, что требует некоторых комментариев. Ее использование отражает тот взгляд, что ранний эмбрион в первые примерно 14 дней развития существенно отличается от эмбриона в период развития от 2 до 8 недель. Это мнение основано на некоторых его характеристиках: большая его часть является источником роста плаценты и окружающих тканей, он не является ни структурированной, ни пространственно определенной индивидуальной сущностью и его ранний потенциал развития неограничен. Появление первичной полоски, с точки зрения некоторых специалистов, отмечает начало индивидуальности.

Однако даже несмотря на то что большая часть раннего эмбриона предназначена для формирования экстраэмбриональных тканей, весь в целом он необходим для благополучия, роста и дальнейшего развития этого конкретного пренатального индивида. Не может быть будущего эмбриона и зародыша без экстраэмбриональных тканей. Пытаться жестко разделить эти стадии − значит не учитывать важность внутриутробной окружающей среды для развития зародыша. Что касается первичной полоски, то это переходный феномен, на смену которому придут более определенные признаки раннего эмбриона. Поэтому биологическое значение первичной полоски следует рассматривать в контексте развития, а не считать ее единственным организатором появления индивида.

Развитие эмбриона происходит скорее постепенно, чем скачками, и поздние стадии полностью зависят от успешного завершения более ранних. Значение имеет целое независимо от того, сохранятся ли те или иные его части в постнатальном существовании. Плюрипотентная природа или другие особенности клеток ничего не скажут нам о том, как следует рассматривать ранний эмбрион. Появление первичной полоски также не имеет какой-либо моральной значимости. Более интересно то, что лежит за стадией первичной полоски. Следовательно, использование термина «преэмбрион» не помогает осветить ни научные, ни этические вопросы начала чело­веческой жизни. Альтернативой можно считать описание частей раннего эмбриона, которые дают начало плаценте и зародышу как соответственно эмбриоплаценте и эмбриофетусу.

Несмотря на это, граница 14 дней, приблизительно соответствующая появлению первичной полоски, вошла в законодательство некоторых стран как последний срок, когда возможно проведение исследований на человеческих эмбрионах. Она фиксирует важное этическое различие между периодами до и после 14-го дня.



2019-11-13 409 Обсуждений (0)
Тема 9. Биоэтические проблемы пренатального периода. Аборт 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9. Биоэтические проблемы пренатального периода. Аборт

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)