Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТВОРЧЕСТВО КАК ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА.



2019-11-13 1181 Обсуждений (0)
ТВОРЧЕСТВО КАК ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА. 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего  образования

«Юго-Западный государственный университет»

(ЮЗГУ)

 

 

Н. В. Волохова

ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА

 

 

Учебное пособие

 

Рекомендовано Учебно-методическим советом

Юго-Западного государственного университета

 

 

Курск 2016

 

 

УДК  1.18

ББК 87.8

В

 

Рецензенты:

Доктор фил. н., профессор ФГБОУ ВПО «Курский Государственный университет» Н.З. Коковина,

Кандидат псих. н., профессор Курской Академии государственной службы Е.А. Кудрина

 

Волохова Н.В.

В …     Философские и психологические проблемы творчества: учеб. пособие / Н.В. Волохова; Юго-Зап. гос. ун –т. - Курск, 2016. – 95 с.

 

ISBN  

        

 

Учебное пособие соотсветствуует Государственному стандарту направления 11.04.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».

       В пособии приведен материл, направленный на  ознакомление слушателей с основными историческими и теоретическими концепциями творческой деятельности, их философским, психологическим и культурологическим осмыслением.

       Предназначено для магистрантов, изучающих дисциплину «Философские и психологические проблемы творчества» в рамках гуманитарного, социального и экологического цикла. Так же может представлять интерес для всех слушателей, интересующимися вопросами философии, психологии, творчества.

 

 

УДК 1.18

ББК 87.8

 

ISBN

 

© Юго-Западный государственный

университет, 2016

© Волохова Н.В., 2016

 

 

Учебное издание

Волохова Наталья Владимировна

 

 

ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА

 

 

Учебное пособие

 

 

Редактор

Компьютерная верстка и макет

 

Подписано в печать     . Формат 60Х16. Бумага офсетная.

Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 500 экз. Заказ .

Юго-Западный государственный университет.

305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

Отпечатано в ЮЗГУ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………

1. Творчество как феномен человеческого бытия. Творческий потенциал человека.

2. Творчество как междисциплинарная проблема. Теория творчества в историческом развитии.

Техническое, научное, и художественное творчество, их соотношение и «психологическая» совместимость.

3. Соотношение логического и интуитивного:

а) интуиция и творчество

б) познание и творчество

в) творчество и мышление

4. Качества творческой личности. Творческие способности и творческий гений.

5.  Искусство и культура. Актуальные проблемы философии искусства. Диалог философии и искусства в 20-21 вв.

6. Психологические особенности индивидуального и коллективного творчества.

7. Проблемы творчества в современной социокультурной ситуации.

Заключение ………………………………………………………………….…

 

Библиографический список…………………..………………………….……

 

Приложение 1. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности……………………………………………………………………

 

Приложение 2. Темы докладов и рефератов ………………………..….

 

Приложение 3. Словарь научных терминов…………………………… 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Творчество – одно из самых удивительных и загадочных явлений в нашем мире. Откуда бы казалось что берется! Казалось бы, еще недавно каких-то мыслей, идей, действий, явлений и предметов просто не существовало, а теперь они уже сосуществуют рядом с нами, и мы можем убедиться в их бытии. Творчество является важной частью человеческой жизни и культуры.

Основными задачами изучения дисциплины «Философские и психологические проблемы творчества» являются:

- изложение основ истории творческой деятельности;

- выявление проблемы кризисов в истории научного познания и их творческого преодоления;

- анализ методологии индивидуального и коллективного творчества (психологические, медицинские, философские, историко-культурные аспекты);

- изложение основ конкретно-прикладных методик научного творчества (поиска).

Процессы интеграции  искусства с философией, психологией, культурологией, социологией позволяют  осуществить анализ традиционных и новых проблем на основе междисциплинарного синтеза, привели к существенному обогащению проблемно-тематического поля. Настоящее пособие предназначено для углубленного изучения как фундаментальных проблем, так и современных тенденций философии и психологии творчества.

       Целью изучения дисциплины «Философские и психологические проблемы творчества» является ознакомление слушателей с основными историческими и теоретическими концепциями творческой деятельности, их философским и культурологическим осмыслением. Среди основных задач изучения дисциплины можно назвать следующие:

- изложение основ истории творческой деятельности;

- выявление проблемы кризисов в истории научного познания и их творческого преодоления;

- анализ методологии индивидуального и коллективного творчества (психологические, медицинские, философские. историко-культурные аспекты);

- изложение основ конкретно-прикладных методик научного творчества (поиска) и пр.

Заинтересованное движение навстречу философии и искусства -характерная черта теоретической мысли последнего столетия. Выявление связей между ними способствует наиболее полному пониманию бытия. Философия и искусство вносят в становящийся континуум художественных и философских идей и представлений свое сознание, попытку упорядочивания взаимовлияний, сохраняя при этом определенное единство и общность фундаментальных мировоззренческих представлений, принципов, черт. При всей вариативности решения проблемы связи философии и искусства главным является поиск человеческих основ бытия. Процесс взаимодействия философии и искусства максимально расширяет культурное пространство и выделяет присущие им специфические смыслы. И здесь огромное значение играет психологическая составляющая человеческого сознания. По нашему мнению, в первую очередь нужно сконцентрироваться на проблемах  аксиологических оснований; особой реальности, связанной, например, с произведениями искусства, а также на изучении процессов творения и восприятия произведений искусства как особой формы постижения бытия.

ТВОРЧЕСТВО КАК ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА.

 

Интерес, любопытство. Интерес – это познавательная потребность, которая побуждает человека проявлять творчество для ее удовлетворения Интерес – одно из генетически ранних проявлений и мотивационный источник развития креативности и поддержания творческой активности на оптимальном уровне. Разнообразие интересов создает условие накопления материала для творческих преобразований, ассоциирования. Пробуждение интереса сопровождается эмоциональным состоянием захваченности, зачарованности, что реализуется через творчество.

Существует множество определений понятия творчество. Наиболее приемлемо понимание творчества, данное, например, в «Словаре» С. И. Ожегова: «Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» или определение А. Г. Спиркина: «Творчество – это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры». Понимание творчества как генерирования новых, ценных и осмысленных идей дается и М. Боден.

Сократ первым указал на то, что поэты создают свои произведения не благодаря стараниям или искусству, но следуя некоторому природному инстинкту. Действительно, многие гении и одаренные люди отмечают, что позыв к творчеству возникал у них инстинктивно. Примеры такого рода приводит Ч. Ломброзо: «Альфиери, называвший себя барометром – до такой степени изменялись его творческие способности в зависимости от времени года, – с наступлением сентября не мог противиться овладевавшему им невольному побуждению, до того сильному, что он должен был уступить, и написал шесть комедий. На одном из своих сонетов он собственноручно сделал такую надпись: «Случайный. Я не хотел его писать»… Как тут не вспомнить и Болдинскую осень А. С. Пушкина! Ч. Ломброзо на основании сделанных им подсчетов пришел к выводу, что у многих великих людей были свои излюбленные месяцы и времена года, в которые они преиму- щественно обнаруживали склонность делать наибольшее число наблюдений или открытий и создавать художественные произведения. У Беранже – в январе, у Лютера – в марте и апреле, у Гальвани – в апреле, у Гюго – в мае, у Мальпиги и Шиллера – в июне и июле, у Ламартина – в августе, у Байрона – в сентябре, у Вольта – в ноябре – декабре. У большинства пик творческой продуктивности в области литературы и искусства приходится на весну, а наименьшая активность – на зиму. То же наблюдается и в отношении научных открытий.

Теории творчества (зачем и откуда появилось творчество). В отношении того, что является источником творчества, какова его роль в жизнедеятельности и развитии человечества, высказываются различные точки зрения.

Психоаналитическая теория творчества (З. Фрейд, К. Юнг) рассматривает два аспекта: мотивацию и бессознательные компоненты творчества. З. Фрейд полагал, что мотивы творчества связаны с эросом (влечением к жизни) и являются производными от сексуальных влечений. Творчество – это десексуализация, т. е. перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. В продуктах творчества (прежде всего – художественного) воплощаются вытесненные стремления и переживания, происходит сублимация. Другим положением теории З. Фрейда является утверждение, что важнейший источник творчества – это подсознание, бессознательные психические процессы. Бессознательное, по З. Фрейду, – самая «творческая» часть психики. К. Юнг утверждал, что бессознательное полно зародышей будущих психических ситуаций, новых мыслей, творческих открытий. Оно является источником творческого дара, творческого вдохновения.   Таким образом, с позиций психоаналитических взглядов творческий дар – это рок, не подвластный сознанию и воле человека.

Когнитивная теория творчества Дж. Келли рассматривает творчество как альтернативу банальному. Не используя термин «творчество», Келли между тем разработал оригинальную теорию творчества и творческой личности, впервые описав альтернативное гипотетическое мышление. Для Келли человек – это исследователь, ученый, который эффективно, творчески взаимодействует с миром, интерпретируя мир, перерабатывая информацию, прогнозируя события. Жизнь человека – это исследование, постоянное выдвижение гипотез о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события. Картина мира гипотетична, и люди формулируют гипотезы, проверяют их, т. е. осуществляют те же умственные действия, что и ученые в ходе научного поиска. Жизнь – это творческий исследовательский процесс.

Взгляд на творчество представителей гуманистической психологии. Оптимистический взгляд на природу человечества, характерный для гуманистической психологии, относится и к пониманию природы и роли творчества. Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности». Предтечей гуманистического подхода к изучению творчества является А. Адлер. Он полагал, что каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой обеспечивается возможность управления собственной жизнью и создается собственный стиль. Компенсационная теория творчества А. Адлера рассматривает науку, искусство и другие области культуры как способ компенсации человеком своих недостатков. Творческое Я, имеющееся у человека, влияет на каждую грань человеческого опыта и делает человека архитектором своей собственной жизни и творцом своей личности. Творчество рассматривается как образ жизни человека (а не только как решение конкретных задач), а человек – как творец собственной жизни (Э. Фромм, Г. Олпорт и др.). Э. Фромм, например, определяет творчество как способность «удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Потребность в креативных людях, по мнению К. Роджерса, обусловлена ситуацией в современном мире, связанной с увеличением научных открытий и изобретений. Пассивный и культурно ограниченный человек оказывается не в состоянии справиться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых ему окружающим миром. Платой за отсутствие творческого начала является дезадаптация человека. Итак, следуя логике рассуждений К. Роджерса, современный уровень развития науки и техники выдвигает требование непременной творческой адаптации к новому миру, а само творчество является неотъемлемой частью самоактуализации человека. Главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя. Оно есть в каждом индивиде, но может быть скрыто под слоем психологических защит. Созидательный характер творчества можно предположить в том случае и в той мере, в какой человек «открыт» своему опыту. По А. Маслоу, «творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения» ; способность к творчеству является врожденной («деревья дают листья, птицы летают, человек творит»), она заложена в каждом и не требует специальных талантов, поэтому творческими могут быть и домохозяйки, и бизнесмены. Творческий процесс, по Меднику, – это переформулирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче. Критерием креативности решений является величина отклонения от стереотипа.

К. Роджерс определил внутренние и внешние условия творческой деятельности. К внутренним условиям он относил: 1) экстенсиональность (открытость новому опыту); 2) внутренний локус оценивания; 3) способность к необыкновенным сочетаниям. Внешними условиями творчества являются: 1) психологическая безопасность и защищенность (признание безусловной ценности индивида, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание); 2) психологическая свобода самовыражения. Сопутствующими компонентами творческого акта К. Роджерс считал эмоции (эстетические, эвристические, коммуникативные, «отъединенности»).

Творчество – норма человеческого бытия. Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности. Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Интеллект дает «новое слово», т. е. организованную по-новому информацию. Духовная деятельность есть «генерация мыслей». Поэтому необходимо на всех этапах становления лич- ности стимулировать и организовывать интеллектуальную и духовную деятельность. Узкая специализация подавляет стимулы к творчеству. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специального мастерства. Главное – не развитие способностей, а создание мотивации на творчество и овладение технологией творческого труда. Основным способом развития творческой личности является самосовершенствование. Роль внешней среды сводится к убеждению личности в естественности процесса творчества и обучения ему, в снабжении личности технологиями твор- ческой работы.

В. М. Вильчек  считает, что творчество является особым видом труда, но если за право трудиться человек никогда не борется, ибо это – необходимость, проклятие рода человеческого, то за право на творчество, за созданные идеи люди шли на костер, поскольку мотивация творчества иррациональна и неудовлетворяема, потребность в творчестве родилась вместе с человеком и вместе с ним умрет. Любые подделки и суррогаты создаются за деньги, и лишь шедевры – задаром. Отсюда: творчество происходит не по принципам «потому что» или «для того чтобы», а «несмотря ни на что». Творческий процесс спонтанно возникает и завершается. Справедливость этого взгляда на творчество имеет право на существование, что подтверждается биографиями многих поэтов, писателей, композиторов, которые, занимаясь творчеством, были на государственной службе. Например, композитор А. Бородин работал в химической лаборатории Медико-хирургической академии, писатель Сент-Экзюпери был летчиком, поэт Тютчев служил в Министерстве иностранных дел, а Грибоедов был дипломатом. Они создавали свои шедевры не по оплачиваемому заказу, а по велению души. Когда критики написали, что американский композитор Гершвин сочиняет произведения по заказу, он возмутился и сказал, что он не может писать заказную музыку. Правда, один из своих шедевров («Рапсодия в стиле блюз») он все-таки признал таковым. Так что и такой вариант создания выдающихся творческих произведений возможен. Особенно это касается технического и научного творчества. Многие, в том числе великие, произведения создавались по заказу, с достаточно четким указанием на то, что именно, а подчас и как именно должно быть изображено…Заказ, поступивший извне, или замысел, принадлежащий самому автору, лишь очерчивает зону поиска художественного решения.

 

 



2019-11-13 1181 Обсуждений (0)
ТВОРЧЕСТВО КАК ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТВОРЧЕСТВО КАК ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)