Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В) ТВОРЧЕСТВО И МЫШЛЕНИЕ



2019-11-13 296 Обсуждений (0)
В) ТВОРЧЕСТВО И МЫШЛЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




В недавнем прошлом под творчеством понимались преиму­щественно духовная деятельность, умственный труд; выделя­лись также особые "творческие профессии", представляющие различные области искусства. На неправомерность сведения творчества лишь к искусству и связанное с этим узкое понима­ние творческого дарования более 75 лет тому назад обратил внимание выдающийся американский предприниматель, осно­воположник автомобильной индустрии США Г. Форд: "Утвер­ждают, что творческая работа возможна лишь в духовной об­ласти. Мы говорим о творческой одаренности в духовной сфере: в музыке, живописи и других искусствах... Положительно ста­раются ограничить творческие функции вещами, которые мож­но повесить на стену, слушать в концертном зале или выста­вить как-нибудь на показ... Нам нужны художники, которые владели бы искусством индустриальных отношений… Нам нуж­ны люди, которые могут составить план работы для всего, в чем мы видим право, добро и предмет наших желаний".

Проявления творческой деятельности многообразны. Это мно­гообразие отражает потребность всех сфер общества в прогрес­сивных изменениях и вместе с тем богатство сущностных сил че­ловека. Определенные виды творчества тяготеют преимущес­твенно к материально-практической или к духовной сфере об­щественной жизни. Так, например, техническое творчество нап­равлено на преобразование прежде всего материального произ­водства. Его наивысшее проявление — крупнейшие изобретения (паровая машина, космическая ракета, лазер). Научному и худо­жественному творчеству принадлежит важнейшая роль в отра­жении и духовном пересоздании действительности: научные от­крытия дают представление об устройстве мира, литературные, музыкальные и другие шедевры постигают действительность и самого человека в художественных образах, существенно тем са­мым влияя на мировоззрение людей. Особое место занимает со­циальное творчество. В широком смысле слова оно охватывает все виды творчества, в узком — имеет своим предметом преиму­щественно совершенствование общественных отношений.

Разграничение сфер влияния различных видов творчества, отчасти закрепленное в специальных институтах, регламентиру­ющих их функционирование и развитие (система образования и воспитания, право, творческие союзы и др.), не только не исклю­чает, но, напротив, предполагает взаимодействие всех видов творчества: например, на стыке научного и технического твор­чества возникает научно-техническое творчество; своеобразный синтез художественного и технического творчества представляет собой дизайн.

Каждый вид творчества включает подвиды. В искусстве — это роды и жанры, в науке — различные сферы и типы исследо­вания, в технике — изобретательство, конструирование и др. Наиболее сложным с этой точки зрения является социальное творчество, включающее ряд подвидов, которые, впрочем, мо­гут перерасти в особые виды. Экономическое (хозяйственное) творчество — один из наиболее быстро развивающихся его под­видов — наиболее непосредственно реагирует на жизненные потребности людей и в значительной мере формирует их. К чис­лу других подвидов относятся политическое, правовое, педаго­гическое творчество, связанные с соответствующими социаль­ными институтами. Подвиды могут образовываться и в резуль­тате комбинирования основных видов творчества.

Дифференциация творческой деятельности не исчерпывает­ся выделением основных видов и подвидов. Не менее важна дифференциация в аспекте форм творчества. Под формой твор­чества следует понимать специфический способ выражения его содержания, включая как внешнюю обусловленность, так и внутреннюю напряженность творческого действия.

Прежде всего, необходимо учитывать различие форм творчес­тва в ценностном плане, т.е. в зависимости от вклада в культуру и социальный прогресс. Сравнительная шкала нововведений строится на основе их иерархической соподчиненности: опреде­ленные формы творчества рассматриваются как промежуточные ступени между репродуктивной деятельностью и наиболее выда­ющимися достижениями культуры. Место в этой иерархии ха­рактеризует уровень творчества. Формы творчества располагают при этом как от низшей к высшей, так и от высшей к низшей.

Применяя "восходящий" принцип расположения форм твор­чества, их совокупность можно представить в виде усеченной пи­рамиды. Нижнее, широкое, основание составляет самая много­численная группа участников трудовой, научной, технической и другой деятельности, которые откликаются на запросы жизни, находя (иногда стихийно) оригинальные решения, не выходя­щие, однако, за пределы разового или местного применения. Среднее основание социальной пирамиды, отражающее соответ­ствующий уровень творчества, составляют инициаторы, резуль­таты деятельности которых способствуют прогрессу определен­ных отраслей деятельности. Верхнее, узкое, основание содержит сравнительно немногочисленный слой новаторов, т.е. основоположников новых направлений духовно-теоретической или пра­ктической деятельности. В пределах этого уровня можно выде­лить "супер-уровень", т.е. уникальных по своим способностям и энергии людей, придавших серьезное ускорение общественному прогрессу в целом (К. Маркс и Дж. Кейнс — в экономике, И. Нью­тон и А. Эйнштейн — в физике, В. Шекспир и В. Моцарт — в ис­кусстве и др.).

Высшие формы творчества зависят от низших, поскольку достижению творческой самостоятельности предшествует подра­жание известным образцам. Взаимосвязь уровней происходит и в обратном направлении, которому, пожалуй, принадлежит гла­венствующая роль в условиях действующей культуры. Так, крупнейшие изобретения открывают новые направления общес­твенного развития, побуждают к имеющим местное значение усовершенствованиям. Конечно, следует учитывать и непрерыв­ное изменение градаций на шкале новизны в ходе исторического развития.

Второе направление дифференциации форм творчества осу­ществляется в зависимости от субъекта творчества — личнос­ти или коллектива. Различают индивидуальное и коллектив­ное творчество. Как то, так и другое своеобразно воплощают различные пути формирования субъекта творчества и его соци­альную обусловленность. В индивидуальном творчестве гла­венствующим является стремление творческой личности к са­мостоятельности, свободе действий. Коллективное творчество предполагает необходимость сотрудничества (кооперации), личные интересы учитываются при этом опосредованно. По­нятно, что различие между названными формами творчества не следует абсолютизировать, поскольку в "чистом виде" они не встречаются. Индивидуальное творчество так или иначе осу­ществляется в определенном коллективе. В свою очередь, пло­дотворное сотрудничество не только не исключает, но, напро­тив, требует ярких индивидуальностей. Применяемые в един­стве обе формы творчества позволяют реализовать присущие личности потребности в самореализации, общении и придать коллективу необходимые ему стабильность и динамику.

Третье направление дифференциации форм творчества прово­дится в зависимости от отношения к процессу труда, в соответ­ствии с чем различают профессиональное и непрофессиональное (самодеятельное) творчество. В первом случае создание нововве­дений и их включение в социальную действительность обуслов­лено самим характером деятельности, служебными обязанностя­ми (работа в НИИ, КБ, театральных коллективах и др.). Во вто­ром случае творчество людей в той или иной сфере деятельности является побочным с точки зрения их социального статуса или основного круга занятий. Самодеятельное творчество выступает как дополнение к основной трудовой деятельности или как раз­новидность досуга. Оно же — резерв для развития профессио­нального творчества.

Закономерное возрастание роли профессионального и самоде­ятельного творчества в структуре экономической деятельности имеет в настоящее время исключительно важное значение для Республики Беларусь (как и для других стран СНГ). Практика неоспоримо свидетельствует о высокой деловой активности слоя предпринимателей (особенно занимающихся малым и средним бизнесом), которые более динамично создают новые рабочие мес­та, осваивают новые виды продукции. Сказанное, однако, от­нюдь не означает недооценки государственного сектора экономи­ки, но для его работников еще предстоит найти адекватные но­вым условиям формы поощрения творческой активности.

Интуиция и творчество

Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуа­циях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные си­лы человека, его способности и мастерство. Творчество есть са­мореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присут­ствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности', а является ее естественным и необходимым дополнени­ем. Рациональное - фундамент, условие для проявления творчества.

Имеются разные уровни творчества. Новое для индивида не всегда является новым для общества. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и политике определяется принципиаль­ной новизной полученных результатов в масштабах их историче­ской значимости. Да и для отдельного человека поначалу творче­ски-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное. Это понимал Н. А. Бердяев, отметивший "трагиче­ское несоответствие между творческим горением, в котором за­рождается творческий замысел, интуиция, образ, и холодом законической реализации творчества", т. е. происходит потухание творческого огня в духовных творениях, социальном учрежде­нии. В этом трагедия творчества и его граница, наличие восхо­дящей и нисходящей линий в творческом прозрении. "Творчест­во носит напряженно-личный характер, и вместе с тем оно есть забвение личности... Творчество всегда есть самоопределение, выход из пределов своего замкнутого бытия". Принимая эти ори­гинальные суждения, мы не можем согласиться с таким: "Твор­чество есть... тайна явления нового, небывалого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося". Но ведь творче­ство имеет объектно-субъектную природу: мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, "включая" ду­ховные потенции и "озарения", материализует их в своих дейст­виях по изменению действительности. Положительная творче­ская деятельность субъективна по форме (осуществляется чело­веком) и объективна по содержанию (опирается на конструктив­ные процессы объективного мира).

Если творчество выражается в приспособлении человека к меняющимся обстоятельствам бытия, то антипод творчества - догматизм - ориентирован на сохранение стабильности и в ко­нечном счете ведет к деградации. (В определенных условиях ста­бильность, "здравый" консерватизм имеет позитивное значение.) Творчество нацелено на оригинальность, а догматизм - на раз­мышления и действия по неизменным, готовым рецептам.

Идея несовместимости творчества с рациональным познанием получила широ­кое распространение. Платон считал творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. Кант называл творчество отличительной чертой гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной, Фрейд, Юм и Кречмер, подчеркивая неповторимость и невоспроизводимость творчества, целиком относили его к сфере бессознательного.

Возникновение догматизма исторически связано с религиоз­ными представлениями, преувеличением роли верования. В фи­лософии догматизм - выражение метафизического мышления. Однако динамическая действительность может быть верно по­знана лишь с помощью изменяющихся представлений и понятий. "Наша теория - это теория развития, а не догма, которую надо выучить наизусть и механически повторять".

Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Демокрит и Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Л. Фейербах полагал, что ин­туиция коренится не в усмотрении высших идей, а в чувственно­сти человека. В. С. Соловьев указывал, что интуиция - непосред­ственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесооб­разного, нравственно доброго или прекрасного. В феноме­нологии Гуссерля интуиция есть "сущностное видение" (как и у Спинозы), непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.

Интуиция достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике, шахматах и т. п. Известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Ке-куле и др.). В письме Марксу Энгельс 30 мая 1873 г. писал, что утром в постели ему пришли диалектические мысли по поводу естественных наук. Они легли, как потом оказалось, в основу учения о формах движения материи. На разработку данной идеи у Энгельса ушло более 10 лет. Пуанкаре нашел важное матема­тическое доказательство во время прогулки по берегу озера.

Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без логического выведения); неосознанность путей получения результата; внезапность (озарение). Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом случая. Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики че­ловека. Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития твор­ческой интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща художественной модели познания, то­гда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи. Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают:

а) основательное знание материала, фунда­ментальная профессиональная подготовка авторов решения;

б) наличие поисковой ситуации (проблемности);

в) поисковая до­минанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, за­дачу);

г) подсказка (аналогия).

Редко бывает, считал Ч. Дарвин, чтобы научное открытие оказалось чем-то совершенно неожи­данным, почти всегда оно предчувствуется.

Интуиция сопряжена с возможностью ошибок. Поэтому не­обходимо тщательно проверять интуитивные решения, обраща­ясь к логике.

Познание и творчество

Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание – обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствования.

Рациональное познание - это познавательный процесс, кото­рый осуществляется посредством форм мыслительной деятель­ности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единич­ных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познавае­мой реальности (через формы чувственного познания и использу­емые познавательные средства наблюдения, экспериментирова­ния, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).

К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его об­щих и существенных признаках. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

Выделенные логические формы мышления являются основ­ными, поскольку они выражают содержание множества других форм рационального познания. В их числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, при­нцип, теория, научная картина мира), а также формы норма­тивного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познава­тельная традиция).

Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания не ограничивается отмеченной выше опосредующей функцией пер­вых по отношению к воспринимаемым объектам и к формам ра­ционального познания. Эта взаимосвязь имеет более сложный и динамичный характер: чувственные данные постоянно подверга­ются "обработке" мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей картины мира, а рациональное знание струк­турируется под воздействием информации, поступающей от ор­ганов чувств (особенно велико значение творческого воображе­ния). Наиболее яркое проявление динамического единства чув­ственного и рационального в познании — интуиция.

Процесс рационального познания регулируется законами ло­гики (прежде всего законами тождества, непротиворечия, ис­ключенного третьего и достаточного основания), а также прави­лами вывода следствий из посылок в умозаключениях. Он может быть представлен как процесс дискурсивного (понятийно-логи­ческого) рассуждения — движения мышления по законам и пра­вилам логики от одного понятия к другому в суждениях, соеди­нения суждений в умозаключения, сопоставления понятий, суж­дений и умозаключений в рамках процедуры доказательства и т.д. Процесс рационального познания совершается сознательно и контролируется, т.е. познающий субъект осознает и обосновыва­ет каждый шаг на пути к конечному результату законами и пра­вилами логики. Поэтому иногда его называют процессом логи­ческого познания, или познанием в логической форме.

Вместе с тем рациональное познание не исчерпывается та­кого рода процессами. Наряду с ними оно включает в себя явле­ния внезапного достаточно полного и отчетливого постиже­ния искомого результата (решения проблемы) при неосознан­ности и неподконтролъности путей, ведущих к этому резуль­тату. Такие явления называют интуицией. Ее нельзя "вклю­чить" или "выключить" сознательным волевым усилием. Это неожиданное "озарение" ("инсайт" - внутренняя вспышка), внезапное постижение истины.

До определенного времени такого рода явления были непод­властны логическому анализу и изучению научными средства­ми. Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма позна­ния интуиция характеризуется путем выделения основных эта­пов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. Первый этап (подготовительный период) — преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) — подсознательный анализ и выбор решения — начинается по завершении первого и продол­жается до момента интуитивного "озарения" сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения на данном эта­пе — подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противопо­ложности, по последовательности), а также механизмы вообра­жения, позволяющие представить проблему в новой системе из­мерений. Третий этап — внезапное "озарение" (инсайт), т.е. осоз­нание результата, качественный скачок от незнания к знанию;то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап — сознательное упорядочение интуитивно полученных ре­зультатов, придание им логически стройной формы, установле­ние логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов инту­иции в системе накопленного знания.

Творчество и мышление

Мышление — всегда активный процесс: объект как бы предъявляется сознанию. Мышление всегда протекает на уровне осознанного, т. е. является процессом осознаваемым. Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения. Анализ как прием мышления есть мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Это помогает зримо представить как бы совокупность названий того, из чего состоит предмет, конкретизировать его свойства, делает познание реальным, доступным для человека процессом. Но нельзя познать сущность предмета, только разлагая его на составляющие стороны. Необходимо установить связи между ними. Сделать это помогает синтез. Синтез, таким образом, есть мысленное объединение расчленяемых анализом элементов.

Важнейший прием мышления — сравнение. Чтобы узнать, что представляет собой тот или иной предмет, необходимо сопоставить его с другими предметами, выявить сходство или различие между ними. Следовательно, сравнение есть установление сходства или различия предметов. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. главных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы и используя их в дальнейшем познании, человек стал активно воздействовать на природу и общественную жизнь. Основными формами мышления являются вышеназванные понятия, а также суждения и умозаключения.

Уточним, что понятие — это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках. Если представление — образ предмета, то понятие — это мысль о предмете. С помощью понятий человек проникает в такие стороны познаваемого предмета, какие недоступны ощущениям, восприятиям и представлениям. Так, человек не в состоянии воспринять скорость света, процессы, происходящие в мозгу. Но он может отразить эти явления с помощью понятий, которые существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в виде суждений.

Суждение — это такая форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. В речи суждения выражаются в виде предложений. Например, «Волга впадает в Каспийское море».

Умозаключение — это процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение. Типичное умозаключение: все металлы проводят электричество; медь — металл; следовательно, медь проводит электричество



2019-11-13 296 Обсуждений (0)
В) ТВОРЧЕСТВО И МЫШЛЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В) ТВОРЧЕСТВО И МЫШЛЕНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)